Школа Гелуг, как и остальные школы тибетского буддизма, берет свое начало от Будды Шакьямуни. Также предтечей Гелуг считается школа Кадам и ее основатель, великий индийский практик Атиша (982—1054). Традиция Гелуг была основана тибетским учителем Дже Цонкапой Лобсангом Дракпа (1357—1419), известным как Дже Ринпоче. Дже Цонкапа в 1409 году основал монастырь Дрок Риво Ганден в окрестностях Лхасы (столица Тибета), впоследствии этот монастырь стал главной резиденцией школы Гелуг.

УЧЕНИЕ ГЕЛУГ

Основными писаниями как для Гелуг, так и для других школ тибетского буддизма, являются буддийские каноны — Кангьюр и Тенгьюр. Также Гелуг опирается на тексты основных учителей своей школы — Дже Цонкапы, Гьялцаб Дхарма Ринчена, Кхедруп Гелек Палсанга и многих других.

ШКОЛА «УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ»

Среди всех школ тибетского буддизма Гелуг уделяет наибольшее внимание изучению философии, которое может длиться многие годы. Наиболее важные темы для изучения в Гелуг называются «Пятью важнейшими трактатами» и включают в себя: Праджняпарамиту, углубление мудрости; Мадхьямаку, следование срединному пути; Праману, буддийскую логику, то есть теорию познания; Абхидхарму, феноменологию, и Винаю, дисциплину жизни монаха. Более 15 лет идет углубленное изучение этих «Пяти трактатов», наравне с комментариями на них, которые могут отличаться в разных монастырях школы Гелуг. Когда обучение завершено, проводится экзамен на степень магистра буддийской философии(«геше»), а у степени есть три разряда — дорампа, цогрампа и лхарампа (самый высокий разряд).

Затем состоявшийся геше может продолжить обучение тантре в другом месте, остаться преподавателем в своем монастыре или уйти в длительный медитативный затвор.

Большинство учеников в Гелуг проходят «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» («Ламрим Ченмо») Дже Цонкапы, которое, в свою очередь, основано на «Светочи на пути к пробуждению» («Бодхипатха-прадипа») Джово Атиши, которое является подробным и поэтапным пособием, ведущим ученика от основ к Тантре. Затем ученик может продолжить обучение Ваджраяне с помощью углубленного пособия Дже Цонкапы «Большое руководство по этапам пути тантры» («Нагрим Ченмо»).

ЛИНИЯ ПЕРЕДАЧИ ШКОЛЫ ГЕЛУГ И ЕЕ УЧИТЕЛЯ

Школа Гелуг (также известная как «линия Ганден») является ответвлением школы Кадампа, основанной Джово Атишей. Линия передачи учения Гелуг от ее основателя Дже Цонкапы до современных учителей ни разу не прерывалась.

Дже Цонкапа родился в местности Цонгкха района Амдо, в восточном Тибете. Когда ему было четыре, он получил полные обеты мирянина от четвертого Кармапы, Ролпе Дордже, а также духовное имя Кунга Ньингпо. Дже Цонкапа обучался у всех известный учителей школ Кадам, Сакья, Кагью, Джонанг, а также многих других, и впоследствии стал одним из самых известных учителей тибетского буддизма. Также Цонкапа проводил много времени в медитативных затворах и написал множество текстов и комментариев к текстам. Его работы собраны в 18 томах.

Основными учениками и последователями Дже Цонкапы являются: Гьялцаб Дхарма Ринчен (1364—1432), Кхедруб Гелег Пелзанг (1385—1438), Гьялва Гендун Друп (1391—1474), ставший первым Далай-ламой; Джамьянг Чодже Таши Пелден (1379—1449), Джамчен Чодже Шакья Йеше, Дже Шераб Сенгье и Кунга Дондруп (1354—1438).

В возрасте 60 лет (в 25-й день 10-го тибетского месяца) Дже Цонкапа оставил свое тело, назначив Гьялцаба Дхарма Ринчена своим преемником в монастыре Ганден. Глава школы Гелуг и настоятель монастыря Ганден имет титул Достопочтимый Ганден Трипа Ринпоче.

Истоки Гелуг
Непосредственным источником вдохновения для традиции Гелуг стала традиция тибетского буддизма Кадампа, родоначальником которой является индийский учитель Атиша.

История буддизма изобилует выдающимися наставниками, одним из величайших из которых по праву считается Цонкапа. Сочетая в себе совершенство йогической реализации с несравненной учёностью, он решительным образом реформировал буддизм у себя на родине, чем не только спас его от деградации, но и сохранил для будущих поколений последователей Будды во всём мире. Он вошёл в историю не только благодаря своим духовным и интеллектуальным достижениям, но и благодаря необычайной доброте к тибетскому народу.

Традиция гласит, что в одной из своих предыдущих жизней Чже Цонкапа, будучи маленьким мальчиком, поднёс Будде Шакьямуни хрустальные чётки и взамен получил от него раковину. Обратясь к своему ученику Ананде, Будда предрёк, что мальчик переродится в Тибете и сыграет ключевую роль в возрождении его Учения - Дхармы. Будда добавил, что при посвящении мальчик получит имя Сумати Кирти, то есть, по-тибетски, Лобсанг Драгпа.

Цонкапа, которого в Тибете почтительно называют Чже Ринпоче («Досточтимый и Драгоценный»), никогда не похвалялся личными духовными свершениями, и о глубине его медитативного опыта свидетельствовали лишь его случайные оговорки. Однако он не скрывал своих близких отношений с Буддой Манджушри, от которого напрямую получал наставления и которого мог видеть так же отчётливо, как и любого обычного человека. Кьябже Пабонгка Ринпоче, выдающийся учитель нашего времени, называл ламу Цонкапу «Царём Дхармы трёх миров»; так же его почитали и другие тибетские мастера прошлого и настоящего. В литературе школы Гелугпа имя Цонкапы обычно предваряется титулом «Всеведущий Наставник».

Рождение Гелуг
Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Чже Цонкапы была реформа тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины, которые к тому времени стали обычным явлением в монастырях Тибета, неверные толкования Дхармы, а также деградация тантрической практики. В особенности он критиковал распространившиеся среди тибетских тантриков сексуальные практики, что, по его мнению, было несовместимо с высокими монашескими идеалами, о которых учил Будда.

Частично реформы, задуманные Цонкапой, были направлены на создание новой традиции, которая, подобно её основателю, уделяла бы большое внимание строгому следованию правил Винайи, всестороннему изучению буддийской философии и тантрической практике, соответствующей монашеским обетам. Название основанной им школы - Гелуг - в переводе означает «Добродетель» и в полной мере отражает намерения родоначальника этой системы.

Особенности традиции Гелуг
В традиции Гелуг особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики.

Вследствие этого подавляющее большинство гелугпинских лам - монахи, а наставник-мирянин в этой традиции большая редкость.

Кроме того, в традиции считается, что серьёзная философская подготовка является необходимой предпосылкой для эффективной медитации, а, следовательно, как тантра, так и сутра подвергаются всестороннему анализу в ходе философских диспутов.

Как правило, учебный план в программе монастырского образования охватывает пять главных дисциплин: свод сутр о совершенстве мудрости (Праджняпарамита), философию Срединного Пути (Мадхьямика), теорию познания, феноменологию и монашескую дисциплину (Винайя). Эти предметы подлежат тщательному изучению с помощью диалектического метода, с использованием индийских текстов, а также индийских и тибетских комментариев к ним. При этом в каждом монастыре чаще всего используются свои учебные пособия. Обучение занимает от 15 до 20 лет. По завершении этого курса монаху присваивается учёная степень геше (доктора буддийской философии), одного из трёх уровней: Дорампа, Цогрампа или Лхарампа, из которых наивысшей считается последняя.

Впоследствии по своему желанию геше может поступить в один из тантрических колледжей и таким образом завершить своё формальное обучение, или вернуться в свой монастырь в качестве преподавателя, либо поселиться в уединении для интенсивных занятий медитацией.

Монах, завершивший обучение и удостоенный степени геше, считается полностью квалифицированным и авторитетным духовным мастером, достойным преданности и уважения последователей.

Учёные Гелуг
Школа Гелуг породила целую плеяду выдающихся религиозных лидеров, людей, воплотивших в себе провозглашённые Чже Цонкапой идеалы учёности и медитативной практики. Среди них был великий учёный Джамьян Шепа (1648-1721), автор наиболее влиятельных в Гелугпе философских комментариев, и его реинкарнация Гончок Джигме Вангпо (1728-1791), известный такими трудами, как «Драгоценная гирлянда учений» и работа об уровнях бодхисаттв и пяти буддийских путях под названием «Изложение Уровней и Путей, Прекрасное украшение Трёх Колесниц».

Среди других значимых для традиции фигур - Джангья Ролпе Дордже (1717-1786), написавший фундаментальный труд «Изложение философских учений»; Нгаванг Пелден (род. 1797), перу которого принадлежит авторитетный комментарий на «Обширное изложение учений» Джамьяна Шепы; а также известный учёный Пабонгка Ринпчоче (1878-1941).

Монастыри Гелуг
Цонкапа учредил ежегодный религиозный фестиваль, который с тех пор проводится в начале Тибетского Нового Года (Лосар). Большой молитвенный фестиваль, или Монлам Ченмо, и по сей день отмечается в Тибете и тибетских общинах в других странах и является одним из основных религиозных праздников года.

После празднования первого Монлама несколько учеников Цонкапы, заботясь о здоровье своего наставника, попросили его сократить количество путешествий. В то время ему было пятьдесят два года. Они предложили построить для него монастырь, и он согласился. Цонкапа обратился с молитвами к образу Будды Шакьямуни относительно места для строительства монастыря и получил указание построить его возле Лхасы, в местечке Дрокри. Монастырь получил название Ганден (Тибетский перевод санскритского «Тушита») - легендарная обитель Будды Майтрейи. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников - Гендун Друбом (1391-1474), который посмертно был признан Первым Далай-ламой. Гендун Друб поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год. Официально монастырь открылся в 1409 году.

Позже Ганден, который был поделён на два колледжа - Шарце и Жангце, превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырёх тысяч монахов.

Затем в 1416 году Джамьян Чодже Таши Пелден основал монастырь Дрепунг. Было время, когда в нём имелось семь отделений, но позже они слились и образовали четыре: Лоселинг, Гоманг, Деянг и Нгагпа. В наши дни существуют лишь два: Дрепунг Лоселинг и Дрепунг Гоманг.

Другой духовный последователь Цонкапы Джамчен Чодже Шакья Йеши основал монастырь Сера в 1419 году. Сера первоначально состоял из пяти колледжей, которые впоследствии объединились в два - Сера-Дже и Сера-Ме.

Гьялва Гендун Друп, Первый Далай-лама, в свою очередь, стал основателем монастыря Таши Лхунпо в Шигацзе в 1447 году. Позже этот монастырь стал резиденцией Панчен-лам, которые являются вторыми по значимости духовными иерархами Гелуг.

Нижний тантрический колледж Гьюме был учреждён Чже Шерабом Сенгье в 1440 году, а Верхний тантрический колледж Гьюте основал Гьючен Кунга Дондуп в 1474 году.

В расположенных в окрестностях Лхасы монастырях Ганден, Дрепунг и Сера в период их расцвета обучалось более пяти тысяч монахов в каждом. При этом, по меньшей мере, по пятьсот человек получали духовное образование в тантрических колледжах. В эти учебные заведения стекались юноши из всех трёх провинций Тибета, чтобы получить в них монашеское образование и заняться духовной практикой.

Ганден, Дрепунг и Сера стали тремя главными монастырями школы Гелуг и на протяжении столетий служили оплотом всей линии преемственности традиции Цонкапы. В 1959 году в монастыри вторглись китайские войска, а Ганден был практически полностью разбомблён. Однако традиция Гелуг продолжает динамично развиваться даже после изгнания тибетцев из родной страны. Основные монастыри - Сера, Дрепунг Лоселинг, Дрепунг Гоманг, Ганден и Ташилумнпо, - а также тантрический колледж Гьюме, были восстановлены в Индии, в различных тибетских поселениях в Карнатаке. Тантрический колледж Гьюте вновь открылся в Бомдиле, штат Аруначал Прадеш.

] Традиция Гелуг сегодня
Традиция философского и медитативного образования, основанная Цонкапой, продолжает своё развитие и в наши дни - в гелугпинских монастырях, вновь открытых тибетскими беженцами в Индии, а также в центрах тибетского буддизма по всему миру. В России буддизм школы Гелуг получил распространение ещё несколько столетий назад в Бурятии, Калмыкии и Туве, и сегодня возрождается - во многом благодаря неустанным трудам тибетских учителей.

Гелуг-па (Гелук) — школа традиции монастыря Гэ - это одна из четырех (самая новая школа) — ведущих школ тибетского буддизма. Основана Дже Цзонкхапой на рубеже XIV-XV вв.; в настоящее время преобладает в Тибете, Монголии, а также на территории России - в Бурятии, Калмыкии и Тыве.

В течение XV-XVI вв. влияние созданной Цзонкхапой школы Гелуг-па неуклонно росло, крепло и ее политическое влияние. Гелугпинцы постепенно создали мощную сеть монастырей дацанов, в которых проживало до нескольких десятков тысяч монахов. Дацаны были также
образовательными центрами. Наиболее крупные дацаны имели три факультета:

  1. общий (философский — цанид),
  2. медицинский (гью) и
  3. тантрический (джуд);

в небольших дацанах был только общий факультет; на тантрический факультет принимали только монахов, получивших общую философскую подготовку, а в группы по изучению «Калачакра тантры» - только самых способных из числа допущенных к изучению тантр.

Система «цанид» предполагала последовательное изучение пяти дисциплин, на что уходило около пятнадцати лет (как правило, родители отдавали в монастыри детей в очень раннем возрасте):

  • Логика (прамана) - по сочинениям Дхармакирти;
  • Парамита (путь «классической» Махаяны) - по тексту Майтреи Асанги («Абхисамаяланкара»);
  • Мадхьямака (по трактату Чандракирти «Мадхьямакаватара»);
  • Виная (прежде всего Виная муласарвастивадинов);
  • Абхидхарма (по «Абхидхармакоше» Васубандху и «Абхидхармасамуччае» Асанги).

Высшей формой буддийской философии школа Гелуг-па считает радикальную мадхьямака-прасангику.

К началу XVII в. школа Гелуг-па превратилась в силу, доминировавшую как в духовной, так и в политической жизни Тибета. Кроме того, со второй половины XVI в. при поддержке ряда монгольских правителей, прежде всего Алтан-хана, буддизм быстро распространяется в Монголии, причем власти там оказывают покровительство исключительно школе Гелуг-па. Внук Алтан-хана стал Далай-ламой IV, впервые сделавшим власть этих гелугпинских иерархов реальной политической силой.

Позднее монгольский правитель Гуши-хан, вторгшийся в Тибет в 1640 г., оказал большую помощь Далай-ламе V в укреплении власти последнего в масштабе всего Тибета.

Таким образом, в это же время тибетский буддизм не только распространяется за пределами Страны Снегов, но и формируются важнейшие для нарождающейся тибетской теократии институты Далай-лам и Панчэн-лам.

При Далай-ламе V Великом Нгаван Лобсан Гьяцо (1617-1682) Гелуг-па не только становится доминирующей школой тибетского буддизма, вытеснившей старые школы на периферию духовной жизни и оттеснившей их на культурные окраины Тибета, но и объединившей под властью своих иерархов практически весь Тибет (некоторым князьям удалось сохранить свою независимость и от гелугпинских Далай-лам и от самих «желтошапочников»; наиболее яркий пример - тибетское королевство Бутан, где доминирует одно из малых направлений школы Кагью-па).

Далай-ламаV был, несомненно, выдающейся личностью: в нем сочетались таланты религиозного деятеля, опытного политика, тонкого дипломата, удачливого полководца, ученого-историка и тантрического йогина, практикующего таинственные ньингмапинские ритуалы. Искусно маневрируя между политическими силами региона (монголы Тушету-хана,
маньчжуры, завоевавшие после 1644 г. Китай и установившие там власть своей династии Цин до 1911 г., различные феодальные кланы Тибета), Далай-лама V не только смог укрепить свою власть и централизованное управление Тибетом, но и сохранить свою страну фактически независимой: хотя цинские императоры Китая и считали Тибет своим вассалом, представляя в нем свою власть особым чиновником - амбанем, тем не менее реально Далай-лама оставался вполне самостоятельным государем. Поездка Далай-ламы V в Пекин для встречи с покровительствовавшим буддизму императором Шунь-чжи (1644-1662) еще больше укрепила престиж и авторитет тибетского иерарха.

Приветствуем вас, дорогие читатели.

Наша сегодняшняя беседа будет посвящена одной из ветвей буддизма – Махаяне или «Большой колеснице», как ее называют последователи. Сегодня она представляет собой главную форму этой религии в Северной Азии и на Дальнем Востоке, включая Китай, Корею, Японию, Монголию и Тибет.

Последователи Махаяны традиционно рассматривали свое учение как полное откровение природы и учения Будды. , прежнюю традицию, они характеризуют как Малую колесницу (хинаяна). От относительно консервативных ранних буддийских школ «Большую колесницу» отличают обширный спектр практик, мифологическое представление о Будде и разнообразные философские проблемы.

Тибетский буддизм Махаяны (Гелуг) – это, пожалуй, самое известное сегодня направление этой религии.

Происхождение и развитие

Сказать точно, когда и где Махаяна возникла в Индии, сложно, но ее истоки можно проследить до II в. до н.э. и I в. н.э. Раннему росту этого направления способствовал философ Нагарджуна, который основал школу Мадхьямики. В его писаниях содержатся самые убедительные ранние формулировки Махаяны.

Школа Мадхьямики разделилась на секты и к V в. н.э. распространилась в Китае благодаря усилиям миссионера Кумараджива, который перевел работу Нагарджуны. Впоследствии в течение 200 лет Махаяна превратилась в лидирующую буддийскую школу Восточной Азии. Ее влияние распространилось в Шри-Ланку, Индонезию и другие страны на Юго-Востоке Азии. Но уже с XI в. в этом регионе ее начали вытеснять тхеравада, ислам и индуизм.

Наибольшего расцвета Махаяна достигла в Тибете. В Гималаи ее индийская форма проникла примерно в VII в. Современный тибетский буддизм объединяет 4 основных школы:

  1. . Самая старая традиция, появившаяся примерно в VIII в.
  2. . Эта школа возникла спустя 300 лет после Ниингмапы.
  3. Сакьяпа. Происхождение датируется XI в., когда тибетский Буддизм не только удерживал прочные позиции, но и становился более политизированным.
  4. Гелуг. Эта школа появилась в XV в. как более чистая форма религии, а к XVII в. стала доминирующей сектой.

Последователей разных школ можно отличить по головным уборам в виде полумесяца, которые они надевают во время церемоний. Так, у членов школы Кагьюпа они белые, а у Ньингма – красные. У последователей Гелуг – желтые.


Доктрина

Основные принципы Махаяны включают возможность всеобщего освобождения всех существ от дукхи и существование будд и бодхисаттв, воплощающих природу Будды.

Последователи Тхеравады считали его человеком, достигшим необычайного просветления. В Махаяне он представляет собой проявление божественного существа. Эта точка зрения была сформулирована как учение о тройной природе (трикайя) Будды. Таким образом, у него есть 3 тела:

  • Нирманакайя. Материальное тело, которое появляется в преходящем мире смерти и возрождения, чтобы привести разумные существа к просветлению.
  • Дхармакайя. Сумма духовных качеств, которые делают его Буддой.
  • Самбхогакайя. Тело общинного блаженства или наслаждения – божественная форма, открытая во время созерцания.

Махаяна устанавливает бесконечное количество Будд, появляющихся в бесчисленных мирах. Их сопровождают бодхисаттвы, которые откладывают свой окончательный переход к нирване. Вместо этого они помогают другим достичь просветления.

В своей практике последователи Махаяны руководствуются 6 парамитами:

  1. Совершенство щедрости. Это искреннее желание принести пользу другим, не ожидая награды или признания.
  2. Совершенство морали. Здесь не подразумевается беспрекословное повиновение списку правил. Заповеди лишь помогают человеку найти свой баланс. Мораль для буддиста – это бескорыстное сострадание.
  3. Совершенство терпения. Оно начинает с признания Четырех Благородных Истин, а также трудной правды о себе и иллюзорной природе существования.
  4. Совершенство энергии. Для достижения просвещения надо прикладывать мужественные, героические усилия.
  5. Совершенство медитации. Концентрация помогает достичь ясности разума и заглянуть внутрь себя.
  6. Совершенство мудрости. Для буддиста это прямая и сокровенная реализация пустоты (шунья).

Организация

В Махаяне понятие монашеской общины () довольно обширно и отличается меньшими ограничениями, по сравнению с ранним буддизмом. Идеалом считается путь – стремления к просветлению. Следовать ему могут и миряне, и монахи. Последние соблюдают правила одной из винай (предписания для монашеской жизни) в Типитаке – священном каноне Тхеравады.

Хотя монахи в целом отказываются от денег и половых отношений, некоторые организации, например, секта Чистой земли в Японии, допускают вступление в брак.

Непосвященные миряне – это люди, соблюдающие обеты бодхисаттвы, которые не становятся монахами. Некоторые ведут обычное хозяйство, другие присоединяются к религиозным общинам со своими конкретными клятвами или тантрическим посвящением.

Школы

Махаяна – это самая обширная буддийская традиция в наши дни, значительно превосходящая по числу последователей Тхераваду и Ваджраяну. Она объединяет следующие направления:

  • Чань;
  • Дзэн;
  • Чистая земля;
  • Ничирен.

Она также включает традиции Тиантай, Тендай, Сингон и тибетский буддизм (ламаизм), известный своими эзотерическими учениями.

У Махаяны всегда было много последователей на протяжении веков. Это связано с тем, что она предлагает больше надежд на просветление для верующего, чем Тхеравада, например:

В Японии буддизм Чистой Земли широко распространился в народе и периодически способствовал зарождению тысячелетних движений. Другая секта в этой стране – Ничирен – так же сосредоточилась на простых людях, и к ней присоединилось множество мирян. Последователи Чистой земли в Китае были связаны с тайными обществами и восстаниями крестьян.


Духовный лидер

Послом буддизма во всем мире считается Далай-лама. Это высшее лицо в тибетском направлении религии, знаковая фигура, которая представляет собой безграничное сострадание. Его роль воплощает много слоев, которые можно понимать психологически, физически, мифологически, исторически, культурно, доктринально и духовно.

Каждый Далай-лама считается реинкарнацией предыдущего. Это не означает, что душа одного переходила от одного тела к другому на протяжении веков. Буддисты, в том числе тибетские, понимают, что индивидуум не имеет собственного «себя» или души, чтобы трансмигрировать.

Скорее, великое сострадание и преданные обеты каждого Далай-ламы заставляют следующего родиться. Новый учитель – это не тот человек, что и предыдущий, но он и не другой.

Нынешний , Тензин Гьяцо, 14-й. Он родился в 1935 году, через 2 года после смерти 13-го духовного учителя. Когда ему было 3 года, его с помощью знаков и видений нашли старшие монахи в семье фермера на северо-востоке Тибета. Его объявили 14-м Далай-ламой, а свое монашеское обучение он начал в возрасте 6 лет.


На протяжении жизни ему пришлось перенести множество испытаний, связанных со ссылкой, сложными отношениями с Китаем. Сегодня Далай-лама XIV не только распространитель идей Гелуг, но и защитник тибетского народа, автор книг, герой публикаций и кинофильмов, лауреат Нобелевской премии.

Он поднимается каждый день в 3:30 утра, чтобы медитировать, читать мантры, делать поклоны и изучать тексты. Он проводит свою жизнь в требовательном изучении буддийской философии и метафизики и освоении эзотерической мистики Ламаизма.

Заключение

На этом мы сегодня заканчиваем и прощаемся с вами, уважаемые читатели. Не забывайте делиться новыми знаниями в соцсетях и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать на свою почту новые интересные статьи.

Тибетский буддизм относится к одному из направлений буддизма Махаяны. В V - VII веках буддизм, который ранее распространялся вдоль торговых путей через Кашмир и Туркестан, т.е. в обход Тибета, начал проникать и на территории, населённые воинственными тогда тибетскими племенами. Буддизм адаптировался к тибетскому менталитету, взаимодействуя с местными религиями, в основном с учением бон. Наиболее популярными стали учения Ваджраяны или буддийского тантризма. Ориентировочно в V веке н.э.буддизм появился в Тибете, затем распространился на севере Китая, в XVI-XVII веке проник в Монголию, Сибирь, Туву, Калмыкию.

Исторические источники тибетского буддизма доступны начиная с царствования в Тибете Сонгцен Гампо (6 20–650 гг), который по политическим соображениям принял буддизм в качестве государственной религии.

Школа Ньингма

В VIII веке н.э. король Трисонг Децен пригласил к себе в Страну Снегов индийских ученых Вималамитру и Шантаракшиту, а затем великого учителя Падмасамбхаву (Гуру Ринпоче). В этот период появились первые монастыри и крупные учебные заведения, и начала складываться школа Ньингма «Старая традиция» , старейшая из 4-х главных школ тибетского буддизма. Однако этой первой волне развития буддизма в Тибете суждено было почти полностью исчезнуть во время правления короля Лангдармы, который постарался уничтожить все, что было связано с учением Будды. К счастью, Падмасамбхава и его просветленная супруга Йеше Цогьял успели укрыть многие священные тексты в различных труднодоступных местах Тибета, оставив также предсказания о том, кто и когда должен их обнаружить.

Традиция школы Нингма представлена тремя линиями: главная линия: линия, линия устной передачи Дзогчен и линия сокровищ. Самой значимой из них является линия Дзогчен. Шесть монастырей, расположенных в трёх разных областях Тибета несут эту традицию. Это Дордже Драк и Миндрол Линг в Верхнем Тибете, Дзогчен и Сечен в Центральном Тибете, и Каток и Пальюл в Нижнем Тибете. Дзогчен. В настоящее время благодаря стараниям главного лидера школы Нингма, Его Святейшества Пенора Ринпоче по всему миру возникли тысячи нингмапинских организаций с миллионами последователей, практикующих Дзогчен. Дзогчен в переводе означает "великое совершенство". Если тантризм идёт путём преображения психических и тонких энергий для выхода из колеса бесконечных перерождений, исходя из представления, что каждый человек имеет природу будды, то дзогчен утверждает, что мы уже совершенны. Идейная основа дзогчен заключена в учении об Изначальном состоянии бытия, которое совершенно само по себе, т. е. природа человека - совершенна. Задача учителя - ввести ученика в это Изначальное состояние, которое характеризуется недвойственностью, т. е. неразличением "я" и мира.

Школа Кагью

Спустя почти триста лет с переводчиком Марпой пришло в Тибет учение, которое легло в основу другой школы - Кагью или «Передача Учения (Будды)». Марпа три раза ходил из Тибета в Индию, преодолевая заснеженные перевалы Гималаев, чтобы изучать и практиковать тайные тантрические учения и затем передать их своим соотечественникам. Начиная с XII века, одну из главных сохранившихся подшкол этой школы возглавляет Гьялва Кармапа , первый Лама в истории буддизма, который сознательно принимает перерождения на благо существ. Незадолго до смерти Кармапа оставляет своим ближайшим ученикам указания, письменные или устные, относительно того, когда и где следует искать его следующее воплощение. Просветленные Ламы хранят и передают учение и опыт просветления своим ученикам. Поэтому эта школа устного предания, прямой передачи учения Махамудра от учителя ученику. Учения Кагью передавались таким образом, непрерывно, до сегодняшних дней.

Школа Сакья

Примерно в то же время, что и Карма Кагью, создавалась школа Сакья , давшая миру многих великих ученых, мастеров буддийской философии и теории познания. Название происходит от местности Серая (Светлая) Земля . Традиция Сакья ассоциируется с семейством Кхон. Кхон Луи Вангпо Сунгва был учеником Гуру Ринпоче в восьмом веке. Все последующие тринадцать поколений Дхарма распространялась через клан Кхон. В 1073 году Кхон Кончок Гьялпо построил монастырь Сакья и основал традицию Сакья в Тибете.

Школа Гелуг

Четвертая школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета головного убора монахов. Основана в XIV-XV вв. Гьялва Цонкапой (1357-1419), который почитается как воплощение бодхисаттвы Манджушри, олицетворяющего мудрость, всеведение. Цонкапа создал многотомный труд, интегрирующий многие учения и содержащий руководство «Ступени пути» (тибет. «Лам-рим»), который. до сих пор подробно и тщательно изучается как монахами, так и мирянами. В гелуг разработана обширная многолетняя образовательная программа и система учёных степеней учителей. Ученик Цонкапы Гьялва Гедун Друкпа стал первым из четырнадцати перерождений Далай Ламы. По традиции, Далай-Лама, являющийся духовным лидером Тибета, всегда был представителем этой школы и также считается эманацией Авалокитешвары – Бодхисаттвы Сочувствия. Четырнадцатый Далай Лама, Тензин Гьяцо, был удостоен Нобелевской премии в 1989 году в знак признания его героических усилий как миротворца, облегчающего страдания тибетского народа, находящегося под властью геноцида китайского правительства. Все существующие дацаны в Бурятии, Калмыкии и Тыве принадлежат школе гелуг.

Учения всех этих школ приводят к одинаковому результату, состоянию просветления. А вот методы несколько различаются: они предназначены для разных людей. Обычно говорят, что в школе Ньингма сосредоточены методы, трансформирующие, прежде всего, гнев и гордость, потому в этой школе практикуют люди, у которых названные чувства сильнее всего. В школу Карма Кагью приходят, в первую очередь, те, кто больше всего зависим от желаний и привязанности. В школе Гелугпа преобразуется неведение, а в школе Сакья – примерно равное соотношение этих мешающих чувств.

Движение риме. «Несектарное»

Это эклектичное движение, которое появилось в 19 веке в Западном Тибете, где в то время поощрялось изучение и объединение всех школ тибетского буддизма такими известными фигурами того времени, как: Джамьянг Кьенце Вангпо, Джамгон Конгтрул Лодро Тхае, Чогьюр Дечен Лингпа, и Джу Мипам Гьяцо. Риме объединяет с просветительскими и миссионерскими целями школы ньингма, сакья и кагью. Основной особенностью движения Риме было появление новой литературы. Она состояла в основном из собрания самых значимых работ больших и маленьких школ тибетского буддизма, имеющих общую доктринальную базу. Адепты любой из школ могут посещать библиотеки двух других и осваивать их практики.

Учение БОН

Существует три различных типа традиции Бон . Это старый Бон - целиком шаманский; Юндрунг (или Вечный) Бон, и новый, или реформированный, возникший в ответ на соперничество со стороны других Буддийских школ.

Последователи Вечного Бона Юндрунг утверждают, что представляют пре-буддистскую цивилизацию Тибета. По меньшей мере часть этой религиозной традиции происходит не из Тибета, а была принесена в Центральный Тибет ещё до седьмого столетия из независимой тогда страны Жанг-жунг к западу от Тибета, а туда - из более удалённых местностей таджико или ирано-говорящей Центральной Азии на северо-западе.

Эта форма Бон известна как Юнгдрунг Бон, "Вечное Учение", термин, соответствием которому в санскрите было бы "Свастика-дхарма", где свастика или солнечный крест - это символ вечного и нерушимого, соответствующего практически во всём буддистскому термину "ваджра" или алмаз. В добавление к ритуальным текстам, относящимся к ш a манической и анимистической практике, эта древняя традиция владеет большим количеством текстов, также претендующих на пре-буддистское происхождение, и относящихся к высшим учениям Сутры, Тантры и Дзогчен. Ламы Бонпо, вместо того, чтобы обращаться к северноиндийскому принцу Сиддхартхе Гаутаме как своему Будде и источнику высших учений Сутры, Тантры и Дзогчен, обращаются к другому принцу, жившему в более ранние времена, к Шерабу Мивоче, родом из Олмо Лунгринг в далёкой Средней Азии, как своему Будде и источнику их учения. Следовательно, последнему был присвоен титул Тонпа или Учителя, буквально "тот, кто раскрывает [тайны]". Традиция Бонпо приписывает Тонпа Шенрабу поистине невероятную датировку, утверждая, что он процветал примерно восемнадцать тысяч лет назад.

Считается, что, начиная со времени правления второго короля Тибета, Митри Цанпо, некоторые тексты Бонпо, в особенности Отцовские Тантры были принесены из Жанг-Жунг в Центральный Тибет и переведены на тибетский язык.

Бонпо претерпели один за другим два цикла преследований, первый - во времена правления восьмого короля Тибета, Дригум Цанпо, и затем второй - во времена великого буддистского короля Тибета, Трисонг Децан в восьмом веке нашей эры. Согласно традиции, в обоих случаях преследуемые мудрецы Бонпо спрятали свои книги в различных местах в Тибете и прилегающих областях, таких как Бутан. Эти тайники стали заново открывать начиная с десятого столетия. Потому они известны как вновь открытые тексты или "скрытые сокровища" (терма).

Некоторые другие тексты никогда не были спрятаны, а оставались в обращении и передавались по непрерывной линии начиная с восьмого столетия. Эти тексты известны как snyan-rgyud, буквально - "устная традиция", даже если они существовали как написанные тексты, начиная с раннего периода. Эта разновидность Старого Бона процветала в Западном и Центральном Тибете вплоть до наших дней. Идея того, что многие учения возникли в западной части Тибетского плоскогорья, а не на Индийском субконтиненте, и что это происходило еще до времени исторического Будды, кажется почти невероятной тем, кто привык к общепринятой истории о проникновении буддизма в Тибет в седьмом веке.

Вторая разновидность традиции Бон – шаманистский Бон. Тибетский термин бон, вероятно, произошел от старинного глагола "bond-pa", что означает "призывать богов". В данном случае Бон подразумевает туземную пре-буддистскую шаманистическую и анимистическую культуру Тибета, культуру, которая имела много общего с другими шаманистическими племенными культурами Центральной Азии и Сибири. Хотя эти культуры включали в себя различные виды религиозной практики и верований, в центре их всегда находился практикующий, известный под именем шамана. Деятельность шамана характеризовалась вхождением в изменённое состояние сознания посредством ритмичного пения, битья в барабан, танца и так далее.

Основной социальной функцией такого практикующего было целительство. Традиционная форма центральноазиатского шаманизма, включая одержание духами, широко практикуется в Тибете и сегодня как среди буддистского населения, так и населения, исповедующего бон, а также среди тибетских беженцев живущих в Ладаке, Непале и Бутане.

На самом деле, в соответствии с традицией Бонпо, некоторые из этих практик, такие как вызывания богов и ритуалы изгнания злых духов были преподаны самим Тонпа Шераб в доисторические времена, во время его непродолжительного пребывания в Конгпо, что в Юговосточном Тибете.

Эти шаманические разновидности практик сегодня известны как "Причинные Пути Бон". Учения и практики, содержащиеся в Причинных Путях считаются дуалистическими в их философских взглядах. T о есть, боги, представляющие силы света и порядка, и зовущиеся Йе, и демоны, представляющие силы тьмы и хаоса, зовущиеся Нгам, имеют независимое существование, и практикующий в основном занимается тем, что выполняет ритуалы, которые призывают положительные энергии богов и отвращают отрицательные влияния демонов и злых духов.

Однако, как и Буддизм в целом, Юнгдрунг Бон полностью отрицает практику кровавых жертвоприношений, ибо происхождение этих практик приписывается демонам-каннибалам Синпо, а не Тонпа Шенраб. Таким образом, ламы Бонпо не желают отождествлять даже Причинные Пути Бон с шаманизмом Джангкрис или шаманами, и по сей день существующими в горах Непала.

Новый Бон возник в четырнадцатом столетии и продолжается до настоящего времени. Он был основан на открытии системы Терма. В целом эта система довольно схожа с Ньингмапа, и Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) в ней также считается значительной личностью. На самом деле, некоторые тертоны (те, кто открывает термы), такие как Дордже Лингпа, открыли как Ньингмапа, так и Бонпо термы. Новый Бон процветает главным образом в Восточном Тибете.

Подобно Ньингмапа среди Тибетских Будистов, традиция Бонпо содержит как своё высшее учение систему размышлений, известную как Дзогчен, "Великое Совершенство". Эти учения раскрывают в непосредственном переживании Первозданное Состояние человека, иными словами, неотъемлемую врождённую природу Будды или Боддхичитту, которая находится за пределами времени, обусловленности и концептуальных ограничений. Это Естественное Состояние описывается в терминах его сущностной первозданной чистоты и его спонтанного совершенства в проявлении. Как буддийская школа Ньингма, так и Бонпо утверждают, что их традиции Дзогчен были принесены в Центральный Тибет в восьмом столетии: традиция передачи Ньингмапа - от Махасиддхи Шрисимха, жившего в Северной Индии, а традиция Бонпо, произошла от линии Махасиддхов, обитавших в окрестностях горы Кайлаш и озерной страны Жанг-жунг к западу и северу Тибета. Таким образом, очевидно, существуют две различные исторически подлинные линии передачи этих учений.

Современный Бон содержит в себе монашескую систему, очень похожую на монашескую систему буддистов, а также философию Мадхьямика, полностью сравнимую с другими школами Тибетского Буддизма. Согласно самим ламам Бонпо, основным различием между школами Бон и Будизма является скорее различие не в учении и доктринах, а в линиях передачи, так как Бонпо считают своим основателем Тонпа Шераб, а буддисты - Шакьямуни. На самом деле, обе эти выдающиеся личности - проявления просветления Будды в нашем мире, прозрения, технически известного как Нирманакайя. Его Святейшество Далай Лама признал Бон как пятую школу тибетского буддизма, наряду с Ньингма, Сакья, Кагью и Гелуг, и предоставил место представителям Бон в Совете по Делам Религии в Дхармасале.