«Я лиру посвятил народу своему...»

Я лиру посвятил народу своему.
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Н. Некрасов.


(литературная игра для учащихся 10-х класс )
Цель : формирование представления учащихся о поэзии Н. Некрасова;
Задачи:
проверить знания учащихся о стихах поэта;
развивать творческое мышление учащихся;
Пояснительная записка:
Дети изучают творчество поэтов на уроках литературы по обычному учебнику литературы: биография, произведения, разбор этих произведений. Этот материал предлагает изучить творчество поэта в игре, в которой учащиеся отгадают произведения по отрывкам и повторят биографию поэта с помощью предложенных вопросов. Иллюстрации помогут отгадать произведения поэта.
«Разминка »
(Ведущий называет одну строку, а участники игры должны прочитать наизусть целиком отрывок, который эта строка открывает.)
Однажды, в студеную зимнюю пору…
(Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается в гору
Лошадка, везущая воз.)


Крестьянские дети .
Славная осень! Здоровый, ядреный…
(Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар лежит…)


Железная дорога.
Не ветер бушует над бором…
(Не с гор побежали ручьи-
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.)


Мороз, Красный нос
Старый Мазай разболтался в сарае…
(«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили…»)


Дедушка Мазай и зайцы .
(Лес обнажился, поля опустели,
Грустную думу наводит она.)


Несжатая полоса.
В зимние сумерки нянины сказки …
(Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.)


Саша.
О, Волга!… колыбель моя!
(Любил ли кто тебя, как я?
Один по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно - голубым волнам,
Я убегал к родной реке…)


На Волге .
Добрые люди, спокойно вы жили…
(Милую дочь свою нежно любили.
Дико росла, как цветок полевой,
Смуглая Саша в Деревне степной.)


Саша.
Дело под вечер зимой,
И морозец знатный…
(По дороге столбовой
Едет парень молодой,
Мужичок обратный:
Не спешит, трусит слегка;
Лошади не слабы,
Да дорога не гладка-
Рытвины, ухабы.)


Генерал Топтыгин .
Идет-гудет Зеленый Шум…
(Зеленый Шум, весенний Шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако - все зелено:
И воздух и вода!


Зеленый Шум.
1. Сколько псевдонимов было у Некрасова в 1844-1845 гг.? Назовите некоторые из них. (Десять: Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин, Афанасий Пахоменко, Стухотнин, Назар, Вымочкин, Ник. Нек. И другие.)
2. Какой известный критик по поводу одного из некрасовских стихотворений высказался так: «А каков Некрасов-то! Сколько скорби и желчи в его стихах!» (В.Г. Белинский – по поводу стихотворение «Родина».)
3 .Как назывался журнал, основанный Пушкиным и взятый Некрасовым в 1946 г. в аренду? («Современник».)
4 .Кто из известных русских писателей был «открыт» Некрасовым – редактором «Современника»?
5 .Как – то раз Авдотья Павловна описала Некрасову сцену, которую ей пришлось наблюдать: « Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое… Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде». Какое стихотворение Некрасова «выросло» из этого рассказа? («Размышление у парадного подъезда».)
6. Кто из великих русских литераторов, выступая на похоронах Некрасова, в своей речи осторожно сравнил поэта с Пушкиным и Лермонтовым, и услышал, как в ответ раздались громкие голоса: «Выше! Выше!» (Ф.М. Достоевский.) (На столе разложены карточки с именами героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ведущий зачитывает командам по очереди фрагменты поэмы с описаниями различных героев, команды должны найти карточку с соответствующим именем.)
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю – матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.
(Яким Нагой, мужик
Из деревни Босово.)

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно, как из лесу,
Согнувшись выходил.
(Савелий, богатырь святорусский.)
Худой! Как зайцы зимние,
Весь белый, шапка белая
Высокая с околышем
Из красного сукна.
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные,
И – разные глаза:
Один здоровый – светится,
А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!
(Князь Утянин(«Последыш»).)
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует,
И справку наведет;
Где хватит силы – выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
(Ермил Гирин.)


Другой мужик, присадистый,
С широкой бородищею…
(Лука, один из семерых
Крестьян – правдоискателей.)

Осанистая женщина.
Высокая и плотная
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
(Матрена Тимофеевна, крестьянка.)
Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты…
(Гриша Добросклонов.)
Высок и тощ до крайности;
На нем сюртук с медалями
Висел, как на шесте.
(Солдат из главы «Пир на весь мир». )
(Ведущий читает командам по очереди некрасовские строки, команды вспоминают, из каких они произведений)
Я Лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем
я спокоен…
Элегия («Пускай вам говорит изменчивая мода…»
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупречно,
Умрёшь не даром… Дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Поэт и гражданин
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих –
бесплодна и пуста,
Текла среди пиров,
Бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого
тиранства…

(«Родина».)
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
(«Рыцарь на час»)
Знайте и верьте, друзья: благодатна
Всякая буря душе молодой –
Зреет и крепнет душа под грозой.

(«Саша».)
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.
(Железная дорога».)
Каждой стране наступает
Рано иль поздно черед,
Где непокорность тупая –
Дружная сила нужна.
Грянет беда роковая –
Скажется мигом страна.
(«Дедушка»)
Волга! Волга! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…
(«Размышления у парадного подъезда)


…Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
(«Кому на Руси жить хорошо»)
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное…
Русский народ…
(«Сеятелям».)
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
(«Тишина»)
Ведущий: Стихотворения Некрасова очень созвучны полотнам художников-передвижников. Перед вами репродукции некоторых картин. Подберите, пожалуйста, к каждой картине по одному стихотворению Н. А. Некрасова и процитируйте самые подходящие фрагменты этих стихотворений.
1.«Бурлаки» И.Е. Репина


Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки…
На Волге
2 «Н.А.Некрасов в период ”Последних песен”» И. Н. Крамского.
Я вижу все…А рано смерть идет,
И жизни жаль мучительно.
Я молод,
Теперь поменьше мелочных забот,
И реже в дверь мою стучится голод:
Теперь бы мог я сделать что-нибудь.
Но поздно… Последние песни


3. «Проводы покойника» В. Г. Перова


Савраска увяз в половине сугроба –
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
Мороз, Красный нос (часть 1 «Смерть крестьянина»)


4. «Ремонтные работы на железной дороге»
К. А. Савицкого


Мы надрывались под зноем, под
холодом,
С вечно загнутой спиной,
Жили в землянках, боролися
с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Железная дорога
5 «Рожь» И. И. Шишкина


Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо страна родная,
За твой врачующий простор!
Тишина
6. «Зеленый шум» А. А. Рылова.


Идет – гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний Шум!
Зеленый Шум (Командам выдаются карточки; на каждой карточке 4 названия стихотворений. Одно из них – не Некрасовское. Нужно его найти)
1 . «В.Г.Белинский»;
«На смерть Шевченко»;
«Смерть поэта»;
«Памяти Добролюбова»;
«Смерть поэта» - написал М. Ю. Лермонтов.
2. «Не говори: «Забыл он осторожность!...»
« Где вы – певцы любви, свободы, мира…»;
« Поэт и толпа »
« Поэт и гражданин »
«Поэт и толпа» - написал Пушкин А. С.
3 . «Еду ли ночью по улице темной…»
« Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
« В дороге »;
«Тройка »;
« Брожу ли я вдоль улиц шумных…» - написал Пушкин А.С(Даны карточки. В каждой карточке два стихотворных фрагмента, один из которых принадлежит перу Н.А. Некрасова. Нужно определить некрасовские строки и назвать автора второго фрагмента.)
1 .Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.


А. Пушкин. Зимнее утро
И снег, до окошек деревни
Лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящие русское было,
С клеймом нелюдимой,
Мертвящей зимы…


Н. Некрасов. Крестьянские дети
2 .Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Н.Некрасов. Несжатая полоса (Из четырех вариантов ответа нужно выбрать правильный)
1 .В каком из произведений Н. А. Некрасов прославляет «тип величавой славянки» ?
В поэме «Мороз, Красный нос»;
В цикле «Коробейники»;
В поэме «Русские женщины»;
В поэме « Кому на Руси жить хорошо».


2 .Кого из персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Н. А. Некрасов считает счастливым?
Царя;
мужиков;
попа;
пьяного
3. Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Представил тип своеобразного народного правдолюбца, крестьянского праведника. Это…
Гриша Добросклонов
Яким Нагой
Ермил Гирин
Матрена Тимофеевна
3 .О ком говорится в следующем фрагменте?
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
О Ермиле Гирине;
О Грише Добросклонове
О Якиме Нагом
О деде Савелии.
4. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» проявилась…
социальная сатира
веселый и бодрый юмор
народная трагедия
политический сарказм
5 .В каком из перечисленных отрывков дано определение некрасовской музы?
«…Печалью согрета//Гармония и наших муз и дев…»;
«Муза мести и печали»
«Муза моя просыпается рано…»
«Стала Муза моя // И бледна, и худа…»
6 .Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть,// Но гражданином быть обязан» ?
Н. А. Некрасову.
К. Ф. Рылееву
А.С Пушкину
А. А Блоку.
7 .Кому из критиков революционно-демократического движения посвящены приведенные ниже строки?
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
В.Г Белинскому;
Н. А. Добролюбову.
Н.Г. Чернышевскому;
Д. И. Писареву.
8. В чем заключается новизна художественного метода Н.А. Некрасова?
В изображении реалистических картин жизни;
в использовании стихотворных размеров, характерных для русской народной песни;
в создании типичной обобщающей картины нравов общества из случайных будничных сцен.
в использовании приема контраста при изображении богатых и бедных.
9. В каком городе поставлен памятник Некрасову?
В Москве
В Киеве
В Немирове
В Петербурге.

Классный час на тему:

« Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»

Моргунова Л.А.,

Учитель начальных

Классов.

Цели:

  1. Расширить представления детей о великом русском поэте Н.А. Некрасове.
  2. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся.
  3. Содействовать воспитанию у школьников гражданственности и патриотизма, толерантности.
  4. Оборудование : слайд-шоу, выставка произведений Н.А. Некрасова, иллюстрации к его произведениям, портрет писателя.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Учитель: Сегодня мы поговорим о замечательном поэте, писателе, его произведениях, почитаем стихотворения. О ком пойдет речь, вы узнаете, послушав отрывок из произведения.

1-й ученик: Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,

Чу! ближе подходит, седой.

И вдруг очутился над нею,

Над самой ее головой!

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет.

Это стихотворение мы учили наизусть на уроке литературного чтения. Кто его написал? (Н.А. Некрасов) (слайд1)

Да, это Николай Алексеевич Некрасов. С его произведениями мы знакомились на уроках литературы.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немиров Подольской губернии (ныне Винницкой области)(слайд2) В то время в Винницком уезде Подольской губернии квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых - любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богача Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле.(слайды3,4,5,)

Ученик 2 (Отрывок из поэмы « Мать»)

Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

"Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою

И вам судьбы своей не избежать!"

Не омрачай веселья их тоскою,

Не плачь над ними, мученица-мать!

Но говори им с молодости ранней:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее - тернового венка...

Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр, в живых осталось лишь трое - два брата и сестра), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.(слайд7).

Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми.(слайд8).

Ученик 3 (Отрывок « Крестьянские дети»)

… Кто ловит пиявок

На лаве, где матка колотит белье,

Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведерко кваску,

А тот, подвязавши под горло рубашку,

Таинственно что-то чертит по песку;

Та в лужу забилась, а эта с обновой:

Сплела себе славный венок,

Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый

Да изредка красный цветок.

Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.

Вот девочка ловит лукошком лошадку -

Поймала, вскочила и едет на ней.

И ей ли, под солнечным зноем рожденной

И в фартуке с поля домой принесенной,

Бояться смиренной лошадки своей?..

Учитель :Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки: Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня. Волге он посвятил много своих стихотворений.(слайд 9)

Ученик: « На Волге»

О Волга! после многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом все та же даль и ширь,

Все тот же виден монастырь

На острову, среди песков,

И даже трепет прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслыша звон колоколов.

Все то же, то же... только нет

Убитых сил, прожитых лет..

Учитель: Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии». В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.(слайд 10).

В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург с рекомендательным письмом для поступления в Дворянский полк - одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием».(слайд11,12). В университет поступить не удалось - слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах «Сын Отечества». «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» и несколько позже в «Библиотеке для чтения». Но начинающим авторам платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они должны быть довольны уже тем, что увидели свое имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек» В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел, (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом . . (слайд 13)

Прослушивание песни на стихи Некрасова « Коробушка», романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

Вопросы (слайд 20)

Учитель: Давайте в конце классного часа подведем итоги, что нового и интересного вы узнали сегодня на нашем классном часе, чтобы вы хотели узнать еще об этом великом поэте?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Моргунова Лилия Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №7 г.Бутурлиновка Творчество Никола я Алексеевич а Некрасов а Классный час в 3 классе.

Детство Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря по н. ст.) 1821г.в местечке Немирове Подольской губернии. .

Алексей Сергеевич Некрасов принадлежал к старинному, но обедневшему роду. В молодости служил в армии, а после выхода в отставку, занялся хозяйством. Он был очень суровым и своенравным, жестоко обращался со своими крестьянами. За малейшую провинность наказывал розгами. Очень любил псовую охоту и карты. Отец

Елена Андреевна Закревская- дворянка из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного офицера. Брак состоялся без их согласия. Елена Андреевна очень страдала в замужестве. Целыми днями она сидела дома одна, а её муж развлекался псовой охотой, картами. Бывали дни, когда она целый день сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Мать

Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он много часов, ей доверял свои сокровенные мечты. Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать.

Любовь к матери описана в о многих стихах поэта: " Родина ", " Мать ", " Баюшки-баю ", " Рыцарь на час " и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотн о шения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям. « Орина, мать солдатская»

Осенью 1824 году, когда маленькому Николаю исполнилось 3 года, вместе с отцом и матерью, впервые приехал в родовое имение Грешнёво (ныне Некрасово).Здесь Некрасов провёл своё детство. Усадьба в Грешнёве

Пр и у садьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: " Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали. Ему не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но Некрасову удавалось убегать к своим друзьям, с которыми ходил в лес, купался в реке. Этому периоду своего детства, он посвятил стихотворение « Крестьянские дети»

Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки: Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня. О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!.. « Размышление у парадного подъезда».

В 1832 году Некрасов вместе с братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать. Читал Некрасов, действительно, много, хотя и довольно беспорядочно. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом « расстроенного здоровья » Некрасов-отец забрал сына из гимназии ».

В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца. В университет поступить не удалось - слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии.. «Ровно три года, - вспоминал позже Некрасов, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не просто плохо, не только впроголодь, но и не каждый день».

Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек» .

В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичьего кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб все время несли на руках. Такого еще не видел Петербург. По словам очевидцев, проститься с любимым поэтом пришло свыше пяти тысяч человек.

Произведения Н.А. Некрасова.

Поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос".

Иллюстрации к стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога".

Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка

«Я лиру посвятил народу своему»

1.Где провёл детство Николай Алексеевич Некрасов? 2.Какими чертами характера обладал отец поэта? 3. Охарактеризуйте Елену Андреевну Некрасову. 4. В каких произведениях описана любовь поэта к матери? 5.К какому стихотворению эта иллюстрация? 6. Какие произведения Н.А. Некрасова вы знаете? ВОПРОСЫ:

ВСЕГО ДОБРОГО!!!

http://www.nnekrasov.ru/ http://nekrasov.niv.ru/ http://www.kostyor.ru/biography/?n=61 http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1842/bio http://www.rulex.ru/01140068.htm http://pointart.ru/index.php?p=gallerypic&img_id=940&galid=193&area=1&ascdesc=desc http://www.ozon.ru/context/detail/id/3255609/ http://www.museum.murom.ru/wwwmus/afisha/Mkrai/glava_5/par_42/petryshka.htm http://www.nekrasow.org.ru/lib/sa/author/100004 http://infa.ws/jivopis/painter/187/index.php http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20198&cr=4&p=1 http://www.hclokomotiv.ru/tickets/yaroslavl/ Использованные источники


ЮБИЛЕЙ Н.А.НЕКРАСОВА

Труд всегда меня животворил.

Запиши, пока я не забыл.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнёво (Ярославской Губернии), где и прошло детство будущего поэта.

О детстве поэта, о его семье сохранилось очень мало свидетельств. Но в стихах Некрасова нашли своё отражение не только многие факты его биографии, переданные удивительно тонко и точно, не только впечатление от отдельных сцен, свидетелем которых он был, но и те чувства и переживания, которые эти сцены у него вызвали.

Вот почему много лет спустя поэт с такой горечью писал о своем детстве:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет;

Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым, -

Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов принадлежит довольно к старинному, но обедневшему роду. Человек суровый и своенравный. Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы. После удачной охоты в доме устраивали кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки

Мать Некрасова – Елена Андреевна, женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, она была полной противоположностью грубому и ограниченному мужу. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием детей, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом».

В 1832 году Некрасов вместе со своим братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Обучение в гимназии было поставлено плохо. Многие учителя слабо разбирались в предметах, которые преподавали. За каждую провинность они сурово наказывали своих воспитанников и учился Некрасов неровно, но товарищи любили его за живой и общительный характер. Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию.

Некрасову не было ещё семнадцати лет, когда он, преисполненный самых разных надежд, приехал в Петербург. Тяжёлое наступило время. В университет поступить не удалось: слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нём страстного желания учиться. Он продолжал мечтать о поступлении в университет и упорно готовился к экзаменам. Осуществить свою мечту так и не удалось.

По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои напечатанные и рукописные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки». Сборник «Мечта и звуки» вышел в начале 1840 гола. Своё имя Некрасов скрыл под инициалами Н.Н. Как и предполагал Жуковский, книга успеха не имела, хотя некоторые критики отозвались о ней в целом довольно благосклонно. Только В.Г.Белинский, по словам поэта, обругал его.

В середине 1840 года начинается активная деятельность Некрасова как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. Некрасов выпустил два тома альманаха: «Физиология Петербурга», а в 1846 году – «Петербургский сборник», которые были тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского.

С помощью друзей поэт вместе с писателем И.И.Панаевым в конце 1846 гола взял в аренду журнал «Современник».

Творчество Некрасова в 1868-1877 годах отличалось удивительным разнообразием. В это время он пишет лирические стихотворения, историко-революционные поэмы «Дедушка», «Русские женщины», наконец, величайшую эпопею народной жизни «Кому на Руси жить хорошо».

Ещё в начале 1850 года Некрасов серьёзно заболел. Он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения. Сборник «Стихотворения Н.Некрасова» вышел весной 1856 года. Его появление стало важным общественным и литературным событием. В сборник вошли произведения, в которых содержался призыв к социальным преобразованиям, к борьбе против всех форм эксплуатации и угнетения.

Помогай же мне трудиться, Зина!

Труд всегда меня животворил.

Вот ещё одна красивая картина –

Запиши, пока я не забыл.

Да не плачь украдкой! – Верь надежде,

Смейся, пой, как пела ты весной,

Повторяй друзьям моим, как прежде,

Каждый стих записанный тобой…

Осенью 1877 года Некрасову стало совсем плохо. Вечером 27 декабря 1877 года Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичья кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб всё время несли на руках. Над могилой поэта с речами выступали В.А.Панаев, Ф.М.Достоевский. «Он был выше Пушкина!» -закричали Многие. Это было мнение передовых русских людей, считавшие Некрасова одним их величайших поэтов.

ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ » 5 класс

Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит - содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился... ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством...


- Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!-
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем...

ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» 6 класс

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

Размышления у парадного подъезда ( СТИХОТВ.) » 6 класс

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. "Допусти",- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...

Колыбельная песня ( Стихотвор) 7 класс

Спи, пострел, пока безвредный!
Баюшки-баю.
Тускло смотрит месяц медный
В колыбель твою.
Стану сказывать не сказки -
Правду пропою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По губернии раздался
Всем отрадный клик:
Твой отец под суд попался -
Явных тьма улик.
Но отец твой - плут известный -
Знает роль свою.
Спи, пострел, покуда честный!
Баюшки-баю.

Подрастешь - и мир крещеный
Скоро сам поймешь,
Купишь фрак темно - зеленый
И перо возьмешь.
Скажешь: "Я благонамерен,
За добро стою!"
Спи - твой путь грядущий верен!
Баюшки-баю.

Будешь ты чиновник с виду
И подлец душой,
Провожать тебя я выйду -
И махну рукой!
В день привыкнешь ты картинно
Спину гнуть свою...
Спи, пострел, пока невинный!
Баюшки-баю.
Тих и кроток, как овечка,
И крепонек лбом,
До хорошего местечка
Доползешь ужом -
И охулки не положишь
На руку свою.
Спи, покуда красть не можешь!
Баюшки-баю.
Купишь дом многоэтажный,
Схватишь крупный чин
И вдруг станешь барин важный,
Русский дворянин.
Заживешь - и мирно, ясно
Кончишь жизнь свою...
Спи, чиновник мои прекрасный!
Баюшки-баю.

Русские женщины ( ОТР. ИЗ ПОЭМЫ) 8 класс


Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок;

Сам граф-отец не раз, не два
Его попробовал сперва.

Шесть лошадей в него впрягли,
Фонарь внутри его зажгли.

Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал,

Творя молитву, образок
Повесил в правый уголок

И - зарыдал... Княгиня-дочь...
Куда-то едет в эту ночь...

Да, рвем мы сердце пополам
Друг другу, но, родной,
Скажи, что ж больше делать нам?
Поможешь ли тоской!

Один, кто мог бы нам помочь
Теперь... Прости, прости!
Благослови родную дочь
И с миром отпусти!

Бог весть, увидимся ли вновь,
Увы! надежды нет.
Прости и знай: твою любовь,
Последний твой завет
Я буду помнить глубоко
В далекой стороне...
Не плачу я, но нелегко
С тобой расстаться мне!

О, видит бог!... Но долг другой,
И выше и трудней,
Меня зовет... Прости, родной!
Напрасных слез не лей!
Далек мой путь, тяжел мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись - я дочь твоя!

МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС (ОТР. ИЗ ПОЭМЫ) 9 класс

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
"Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!"

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

Кому на Руси жить хорошо (отрывки) 10 класс

Носила я Демидушку

По поженкам... лелеяла...

Да взъелася свекровь,

Как зыкнула, как рыкнула:

"Оставь его у дедушки,

Не много с ним нажнешь!"

Запугана, заругана,

Перечить не посмела я,

Оставила дитя.

Такая рожь богатая

В тот год у нас родилася,

Мы землю не ленясь

Удобрили, ухолили,-

Трудненько было пахарю,

Да весело жнее!

Вдруг стоны я услышала:

Ползком ползет Савелий-дед,

Бледнешенек как смерть:

"Прости, прости, Матренушка!-

И повалился в ноженьки.-

Мой грех - недоглядел!.."

Заснул старик на солнышке,

Скормил свиньям Демидушку

Придурковатый дед!..

Я клубышком каталася,

Я червышком свивалася,

Звала, будила Демушку -

Да поздно было звать!..

РУСЬ 10 класс

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

В рабстве спасенное

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Сила народная,

Сила могучая -

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Сила с неправдою

Не уживается,

Жертва неправдою

Не вызывается,-

Русь не шелохнется,

Русь - как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая,-

Встали - небужены,

Вышли - непрошены,

Жита по зернышку

Горы наношены!

Рать подымается -

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Слайд 2

Тернистый жизненный путь Николая Алексеевича Некрасова (до 1847 г.)

  • Усадьба в Грешнёве
  • Ярославль. Общий вид и река Волга.
  • Карабиха
  • Слайд 3

    Слайд 4

    Детство

    • Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821г.в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Мать - Елена Андреевна, малороссийская дворянка. Отец - Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в Ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.
    • Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
  • Слайд 5

    Грешнёво

    Именно из Грешнёва Некрасов- поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию. В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая
    впоследствии исключительную народность его творчества.

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    • Уголок старого парка в Немирове.
  • Слайд 9

    Дружба с крестьянскими детьми

    При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни - непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Речка Самарка около Грешнева

  • Слайд 13

    Ярославско-Костромская дорога

    • Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал об этих встречах:

    Под наши густые, старинные вязы
    На отдых тянуло усталых людей.
    Ребята обступят: начнутся рассказы
    Про Киев, про турки, про чудных зверей…
    Рабочий расставит, разложит снаряды -
    Рубанки, подпилки, долота, ножи:
    "Гляди, чертенята?"- а дети и рады,
    Как пилишь, как лудишь, - им все покажи.

    • Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.
  • Слайд 14

    Слайд 15

    Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу. Но я нигде так сладко не дышал, как в Грешневе…

    Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи.

    Слайд 16

    Река Волга в жизни поэта

    • Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, «почти пригнувшись головой /К ногам, обвитым бечевой».
    • Они стонали от непосильной работы.
    • Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
  • Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    О, горько, горько я рыдал,
    Когда в то утро я стоял
    На берегу родной реки,
    И в первый раз ее назвал
    Рекою рабства и тоски!..

    Слайд 20

    Взаимоотношения в семье

    Ещё одно горе постоянно было рядом с Николаем Алексеевичем.Это горе в родной семье. Его мать,Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве.Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая,был человеком грубым, жестоким, невежественным.Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам:его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни,когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал:"Она была певица с удивительным голосом". В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери:

    Играла ты и пела гимн печальный,
    Ту песню, вопль души многострадальной,
    Твой первенец наследовал потом.

    Слайд 21

    Слайд 22

    • Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты!
    • Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком, Некрасов вспоминал в стихотворении "Мать":

    И голос твой мне слышится впотьмах,
    Исполненный мелодии и ласки,
    Которым ты мне сказывала сказки
    О рыцарях, монахах, королях.
    Потом, когда читал я Данте и Шекспира,
    Казалось, я встречал знакомые черты:
    То образы из их живого мира
    В моем уме запечатлела ты.

    Слайд 23

    Слайд 24

    • Любовь к матери описана во многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшки-баю", "Рыцарь на час" и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотношения, их нравы и обычаи.
    • Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.
  • Слайд 25

    Ярославская гимназия

    • Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах.
    • Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии».
    • В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.
  • Слайд 26

    «Петербургские мытарства»

    • В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием».
    • В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д. П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена.
    • Можно с уверенностью сказать, что ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы.. Он оказался без единой точки опоры: без места, иногда просто без пристанища и, конечно, без денег.
  • Слайд 27

    Встреча с В.Г.Белинским

    • В.Г.Белинский
    • И.И.Панаев
    • Редакция журнала «Современник»
  • Слайд 28

    Слайд 29

    Посмотреть все слайды