Нашем городе грядут торжества – 5 июня Православная Церковь чтит память святого Леонтия, епископа Ростовского, а также всех святых Ростово-Ярославской земли. До событий 1917 года Леонтьев день, приходившийся на 23 мая по старому стилю (совр. 5 июня), был в Ростове одним из самых торжественных в году . Он отмечался как день города.

В новейший период, с 1964 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) и решением Священного Синода РПЦ в день святого Леонтия Ростовского установлено празднование Собора ростовских и ярославских святых. Вместо ярмарки и гуляний владыка установил общегородской крестный ход, который уже не один год проходит от кремля к Спасо-Яковлевскому монастырю. Проходя по центральной улице Ростова к монастырю, в котором покоятся мощи сразу трех ростовских святых, крестный ход молитвенно освящает город и напоминает его жителям об угодниках Божиих, заступничеством которых он стоит.

Святой Леонтий – просветитель и покровитель нашей земли. Он один из самых почитаемых русских святых. К сожалению, сведения о нем скудны и противоречивы, как и о большинстве святых, живших в столь далекую эпоху. Сохранилось более двухсот списков с его житием, что говорит о большой популярности и почитании святителя. Списки эти сохранились в двух основных редакциях, но сведения в них слишком разнятся.

Первая и самая древняя из сохранившихся редакций, как полагают, была создана в 60-е годы XII столетия - в период княжения в Ростове Андрея Боголюбского. Согласно этому житию, Леонтий родился в Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, был образованным для своего времени человеком и за великие добродетели поставлен епископом в Ростов. Известно, что Андрей Боголюбский стремился к церковной независимости Ростова от Киева. Желанием особо подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии, а не из Киева, объясняют некоторые исследователи создание именно такой версии жития Леонтия.

В основе другой редакции положены сведения епископа владимирского Симона. Он был пострижеником Киево-Печерской лавры - древнейшей русской обители. Став в 1215 году первым епископом Владимиро-Суздальской земли, он пишет послания, в которых рассказывает о великих подвижниках любимой им Печерской лавры. В одном из таких посланий, вошедших в состав Печерского патерика, он сообщает: «Из Печерского монастыря многие поставлены во епископов… Первый - Ростовский Леонтий, великий святитель, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престольник, которого неверные много мучили и били». Эти сведения относятся к 20-м годам XIII века. Из этого сообщения историки делают вывод, что святой Леонтий был русским, подвизался в лавре еще при жизни ее основателя Антония Печерского, был пострижен здесь и первым из печерских иноков был избран на епископское служение. Это произошло не позже 1051 года, потому что в этом году удостоился епископского сана и второй из пострижеников Антония - Илларион, митрополит Киевский.

Чтобы примирить две редакции, известный историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) допускает, что Леонтий мог быть греком, который пришел на Русь, жил в Киеве, принял здесь постриг, а после был поставлен епископом в Ростов, бывший центром огромной на тот момент территории.

Принято считать, что первым ростовским епископом был Федор, грек по происхождению, прибывший на кафедру в 991 году. Именно при нем строится первое деревянное здание Успенского собора. Не стерпев упрямства и вражды местного населения, Федор, а также прибывший за ним Илларион, тоже грек, оставили город, после чего некоторое время здесь не было епископа. Следующим архиереем в Ростове стал святой Леонтий. Он первым стал утверждать христианство в этом крае и имел результаты своих трудов. Нужно сказать, что в последнее время историки больше склоняются к мнению, что Ростовская епархия была образована в конце 60-х или в 70-е годы XI века при святом Леонтии, и он был ее первым епископом.

О проповеди христианства среди язычников в житии Леонтия говорится так: «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых».

Будучи изгнан жителями из города, в отличие от своих предшественников Леонтий не покинул их, а поселился за городом, на берегу ручья Брутовщина, при впадении его в озеро Неро. Здесь он построил для себя хижину, а позже и деревянный храм в честь Архистратига Михаила . Он приглашал к себе детей, угощал, занимался с ними и в такой непринужденной обстановке рассказывал о Христе.

То, что изгнанный епископ привлекает к себе детей, вызвало родительский гнев. «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить», - изгнать вообще из своих пределов. Но тут произошло чудо. Видя приступающую к храму разъяренную толпу, епископ сказал находившимся с ним служителям облачиться в священнические ризы. Облачился и сам. С крестом в руках он вышел навстречу разгневанным людям. Мы не знаем, что они увидели, но увиденное заставило их упасть на землю в страхе: «И, увидев его, упали все замертво». После этого случая жители уверовали во Христа и сами попросили Леонтия крестить их. Так в среде упорных язычников появились первые христиане. И хотя до повсеместного обращения ростовцев было очень далеко, но начало было положено.

После этого Житие сообщает, что, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой вскоре с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». Полагают, что святитель Леонтий погиб во время так называемого восстания волхвов, охватившего Северо-Восточную Русь около 1075-76 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом).

Мощи святителя Леонтия, как и его преемника святого Исайи, были открыты в 1164 году при князе Андрее Боголюбском, во время постройки в Ростове нового Успенского собора взамен сгоревшего деревянного. При копании рва нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в его земле такого сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. Со временем в знак особого народного почитания мощи святителя были положены в золотую раку, которая подверглась разграблению и осквернению во время нашествия на город поляков в 1608 году. Считается, что именно после этого случая во избежание и впредь надругательства над святыней мощи Леонтия были закопаны в землю, и потому сейчас пребывают под спудом в ростовском Успенском соборе.

Святому Леонтию Ростовскому молятся о даровании мудрости и терпения.

Приглашаем ростовцев поучаствовать в торжествах в честь святителя Леонтия и всех святых покровителей города. Праздничное богослужение, возглавляемое владыкой Кириллом, начнется 5 июня в 9.00 в Успенском соборе. По окончании его – крестный ход, в котором примут участие прихожане всех ростовских храмов. В Спасо-Яковлевском монастыре всем участникам будет предложена трапеза.

Мария РУБЦОВА, референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Сохранился еще один источник све­дений о епископе - краткое упоминание в Патерике Киевского Печерского монастыря (20-е годы XIII века). Удивительно, но свидетельства этих двух источников резко противоречат друг другу.

Согласно Житию, Леонтий родился в Царьграде (Константи­нополе), столице Византийской империи , откуда и был отправлен в Ростов . Однако из послания епископа Владимирского Си­мона , одного из авторов Киево-Печерского патерика,

известно , что святой был пострижеником Киево-Печерской обители и, следовательно, русским. Исследователи, как правило, отдают предпочтение показаниям Патерика : дело в том, что Житие святого Леонтия было создано, вероятно, по инициативе князя Андрея Юрьевича Боголюбского , который именно в это время стремился к церковной независимости Ростова от Киева; следователь­но, можно полагать, что автор Жития, называя Леонтия греком, хотел таким образом подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии . Неизвестно и то, когда именно Леонтий стал ростовским епископом. Житие называет его предшественников на ростовской кафедре - Феодора и Илариона. Однако оба они, не стерпев враждебности со стороны местных жителей, бежали из Ростова.
Леонтий первым стал утверждать новую веру в крае, насе­ленном славянскими и финно-угорскими племенами. Вероятнее всего, речь идет о 60-х или 70-х годах XI века. (Ранее этого времени христианство получило распространение только среди при­ближенных князя.) Житие сообщает, что Леонтий хорошо знал мерянский язык (меря - финно-угорское племя, жившее на территории Ростовского края). По-видимому, он выучил его, готовясь к пастырскому служению в Ростове.

О проповеди христианства среди язычников Житие рассказывает так. «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице , Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых». Это, однако, вызвало гнев местных жителей: «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить». Тогда произошло чудо. Епископ и все бывшие с ним священники облачились в ризы и вышли с крестами навстречу толпе. «И, увидев его, упали все замертво. Но святой своей молитвой cделал всех здоровыми, и научил верить в Христа, и крестил их в Святую Троицу».

Житие рассказывает, что вскоре после этого, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит сви­детельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». И вновь исследователи склонны больше доверять печерскому автору. Полагают, что Леонтий погиб во время антихристианского восстания, охватившего Северо-Восточную Русь около 1074 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом). Во всяком случае, умер Леонтий до 1088 года: под этим годом в летописи упомянут новый ростовский епископ Исайя.

Мощи святого Леонтия (как и его преемника Исаии) были открыты в 1164 году при постройке в Ростове Успенского собора . Первоначально была заложена небольшая церковь, рассказывает Житие . «И начали люди молить князя, чтобы повелел большую церковь заложить. И повелел быть по их воле». И вот, при копа­нии рва в передней стене храма нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому , пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в земле его такового сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. С этого времени начинается широкое прославление Леонтия Ростовского во всей Северо-Восточной Руси.

Церковь празднует память святого 23 мая (5 июня), в день обретения мощей.

Середина 11 столетия. С того дня как крестился князь Владимир Святославич прошло больше полувека. В Киеве и Новгороде стоят величественные храмы во имя Софии – Премудрости Божией. В пещерах на берегу Днепра трудится монашеское братство под руководством преподобного Антония. Вдоль древнего пути из варяг в греки подобно сигнальным кострам зажигаются очаги христианского просвещения. Но этот свет почти не проникает через дремучий Дебрянский лес – туда, где сегодня находится Центральная Россия, на берега Волги и Оки.

Здесь живут разные народы. Финские племена меря, мурома и весь. Балтское племя голядь. Славяне – вятичи. И все они остаются язычниками. Первым христианским миссионером в этом краю лесов, рек и озёр стал святой Леонтий, в 1051 году назначенный епископом в город Ростов.

О ранней жизни Леонтия мы знаем немного. Известно, что он был уроженцем Константинополя и человеком учёным. До своего назначения был монахом Киево-Печерского монастыря. Ростовскую кафедру, куда он отправился, основали еще при князе Владимире, но вера Христова столкнулась здесь сильным сопротивлением язычества. Никто из предшественников Леонтия не мог удержаться в городе.

Чтобы проповедовать язычникам Евангелие святитель Леонтий выучил мерянский язык, на котором говорило большинство жителей Ростова. На родном языке, он призывал их отказаться от идолослужения и поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу. Но вначале его дело потерпело неудачу.

Ростовцы, а особенно представители старших поколений, не собирались отказываться от старой религии. Леонтия изгнали из города, и он поселился неподалёку, на берегу ручья впадающего в озеро Неро. Здесь изгнанный епископ поставил деревянную церковь во имя Архистратига Михаила и смиренно готовился продолжать своё служение.

В этой ситуации поверить в успех будущей проповеди было невозможно, но Леонтий верил.

Дьякон: Владыко святый, пожалей себя! Настрадался ты уже от этих ростовцев. Двух владык Фёдора и Илариона выжили они из города, и тебя выживут. Поедем в Киев. Поклонишься князю Изяславу и митрополиту – дадут тебе другую кафедру, поближе и получше этой.

Леонтий: Нет, я останусь здесь, где мне выпал жребий послужить Богу.

Дьякон: Так все старшие и уважаемые люди города против тебя! Не дадут они тебе послужить!

Леонтий: А что Господь в Евангелии сказал? «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». Молодое вино – это Слово Божие. Ветхие мехи – люди, закосневшие в старых привычках и заблуждениях. Новые мехи – это молодые люди, готовые узнавать всё новое. К ним я и буду обращаться теперь.

В своём новом жительстве за чертой города, святитель стал собирать ростовскую молодёжь и проповедовал ей Слово Божие. Так православие постепенно пустило корни на Северо-востоке Руси.

Впрочем, до спокойных времён молодой Ростовской церкви было еще очень далеко. Язычество не собиралось сдаваться. Из летописи известно, что в 1071 году в тех местах вспыхнуло восстание, вызванное голодом и неурожаем. Возглавили восстание языческие волхвы из Ярославля, считавшие виновницами голода знатных женщин, которые якобы при помощи колдовства спрятали всю еду. Множество невинных жен и девиц было убито во время этой «охоты на ведьм». Подверглись нападениям и христиане.

В житии святителя Леонтия рассказывается, как он единственный сохранял спокойствие перед толпой вооруженных язычников, готовых растерзать немногочисленных правосланых. «Не бойтесь чада, не могут нам ничего сделать без Божьего повеления» – успокаивал Леонтий свою паству. Вместо того чтобы бежать, благословил священников облачиться, взять в руки кресты и иконы, и выйти навстречу погромщикам. Тогда Господь сотворил чудо. Нападавшие были поражены невидимой силой, пали на землю или были ослеплены. После этого Леонтий исцелил их, привёл к вере.

Созидание церковной жизни в языческом крае стало делом всей жизни святителя Леонтия, над которым он трудился до последних дней. Даже умирая в 1077 году, святитель не переставал думать и молиться о будущем своей паствы. Когда через столетие при строительстве нового собора была открыта гробница с мощами святителя, в руке своей Леонтий держал свиток. На свитке были написаны имена каждого из множества священников и дьяконов, которых он рукоположил для открывающихся приходов. Так сильна была его отеческая любовь.

Труды святителя Леонтия дали обильные всходы. Ростов Великий сделался одним из главных центров православия на Руси. Наш самый почитаемый святой Сергий Радонежский – тоже уроженец Ростовской земли, живший спустя триста лет после Леонтия. Междуречье Волги и Оки из языческой окраины превратилось в центр православной России.

Сегодня комплекс Ростовского кремля, Успенский собор Ростова Великого, где под спудом покоятся мощи святого Леонтия – являют собой архитектурный образ Святой Руси. Ежедневно сюда приезжают сотни паломников и туристов, чтобы приобщиться к этому наследию.

Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был пострижеником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония (+ 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия (+ 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Бого­родицы, - пишет святой Симон, - мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».

Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возве­дении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростов­скую кафедру.

В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшест­венников - епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К свя­тителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипас­тырю и также принимало святое крещение.

  • Prev
  • Next

Помощь Храму

Дорогие Братия и Сестры!
В нашем храме началась реконструкция предела, освященного в честь святого Архистратига Божия Архангела Михаила.
Предстоит огромная работа – демонтаж старой штукатурка до кирпичной кладки, устройство заделанного в советские времена окна, обработка кирпичной кладки растворами против образования плесени и грибков, прокладка новых электролиний и слаботочных линий для устройства систем сигнализации и видеонаблюдения, устройство дополнительных светильников, подоконников, нанесение штукатурки со специальными добавками против образования микротрещин. Одновременно с этим будет выверена вся геометрия стен и углов, и оборудована вентиляция, включая алтарную часть.
После окончания этих работ начнется следующий этап реконструкции – роспись стен.
Мы продолжаем сбор средств на реконструкцию центральной части нашего храма.
Восстановим храм вместе!

Только мы сможем сделать наш храм еще краше и уютней!

Восстановим вместе главный храм городского поселения Кубинка!

Храм примет в дар корпусную и мягкую мебель и дизельный генератор от 10 кВт.

Информация о храмовых и престольных Праздниках

(8) 21ноября Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – храмовый Праздник;

(25) 8 декабря память священномученика пресвитера Григория Воинова- храмовый Праздник;

(6) 19 сентября Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех – престольный Праздник;

(13) 26 октября Иверской иконы Божией Матери- престольный Праздник;

Свя-ти-тель Леон-тий, епи-скоп Ро-стов-ский - один из вы-да-ю-щих-ся ар-хи-пас-ты-рей XI ве-ка зем-ли Рус-ской. По сло-вам свя-ти-те-ля Си-мо-на, епи-ско-па Вла-ди-мир-ско-го, ко-то-рые мож-но счи-тать до-ста-точ-но до-сто-вер-ны-ми, свя-той Леон-тий был по-стри-же-ни-ком Пе-чер-ско-го мо-на-сты-ря и по про-ис-хож-де-нию рус-ский, а не грек, хо-тя ро-дил-ся в Кон-стан-ти-но-по-ле. Про-мыс-лом Бо-жи-им бу-ду-щий про-све-ти-тель и апо-стол Ро-стов-ской зем-ли про-хо-дил по-слу-ша-ние под ду-хов-ным ру-ко-водст-вом ос-но-ва-те-лей рус-ско-го мо-на-ше-ства пре-по-доб-ных Ан-то-ния († 1073; па-мять 28 сен-тяб-ря/11 ок-тяб-ря и 10/23 июля) и Фе-о-до-сия († 1074; па-мять 3/16 мая, 14/27 и 28 ав-гу-ста/10 сен-тяб-ря) Пе-чер-ских. Он был пер-вым епи-ско-пом, вы-шед-шим из мо-на-сты-ря в Ки-ев-ских пе-ще-рах, вос-пи-тав-ше-го мно-го-чис-лен-ных свя-ти-те-лей Рус-ской зем-ли. «От то-го Пе-чер-ско-го мо-на-сты-ря Пре-чи-стыя Бо-го-ро-ди-цы, - пи-шет свя-той Си-мон, - мно-зи епи-ско-пы по-став-ле-ны бы-ша и яко све-ти-ла свет-лая осве-тив-ша всю Рус-скую зем-лю Свя-тым Кре-ще-ни-ем; пер-вый Леон-тий, епи-скоп Ро-стов-ский, свя-щен-но-му-че-ник, его-же Бог про-сла-ви нетле-ни-ем и бысть пер-во-пре-столь-ник, его-же невер-нии, мно-го му-чив-ше, уби-ша».

Свой рав-ноап-о-столь-ный по-двиг свя-щен-но-му-че-ник Леон-тий на-чал по воз-ве-де-нии его в сан епи-ско-па в со-ро-ко-вых го-дах XI ве-ка и на-зна-че-нии на Ро-стов-скую ка-фед-ру.

В Ро-стов-ской зем-ле, на-се-лен-ной в то вре-мя чуд-ски-ми пле-ме-на-ми, свя-ти-тель встре-тил же-сто-кое со-про-тив-ле-ние языч-ни-ков, из-гнав-ших двух его пред-ше-ствен-ни-ков - епи-ско-пов Фе-о-до-ра и Ила-ри-о-на. За-ко-ре-не-лые языч-ни-ки и слу-шать его не хо-те-ли, но свя-той Леон-тий, как доб-рый пас-тырь, ре-шил-ся по-ло-жить и ду-шу свою за спа-се-ние вру-чен-ной ему Бо-гом паст-вы. Невзи-рая на по-сто-ян-ную опас-ность, свя-ти-тель Леон-тий рев-ност-но об-ра-щал ко Хри-сту мест-ное на-се-ле-ние, твер-до сле-дуя апо-столь-ским за-по-ве-дям. Од-на-жды он был из-бит языч-ни-ка-ми и из-гнан из го-ро-да, од-на-ко не оста-вил вве-рен-ной ему ду-хов-ной паст-вы и по-се-лил-ся неда-ле-ко от Ро-сто-ва, у ру-чья Бру-тов-щи-ны, где по-стро-ил неболь-шой храм в честь Ар-хи-стра-ти-га Ми-ха-и-ла. Свя-ти-тель все пре-тер-пел и рев-ност-но про-дол-жал про-по-ве-до-вать ве-ру, под-твер-ждая ис-тин-ность ее чу-де-са-ми. К свя-ти-те-лю ста-ли при-хо-дить де-ти мест-ных жи-те-лей, при-вле-чен-ные его ду-хов-ной доб-ро-той. Угод-ник Бо-жий обу-чал де-тей на-ча-лам Хри-сто-вой ве-ры и по-том кре-стил. Вско-ре и взрос-лое на-се-ле-ние по-тя-ну-лось к бла-го-дат-но-му ар-хи-пас-ты-рю и так-же при-ни-ма-ло Свя-тое Кре-ще-ние.

За-ко-ре-не-лые языч-ни-ки взвол-но-ва-лись, их непри-язнь к про-све-ти-те-лю рос-ла, и, на-ко-нец, со-брав-шись огром-ной тол-пой, од-ни с ду-бин-ка-ми, дру-гие с ору-жи-ем в ру-ках, от-пра-ви-лись они к со-бо-ру, чтобы убить или вы-гнать Леон-тия. При-чт со-бор-ный ис-пу-гал-ся, но свя-ти-тель был по-ко-ен и укреп-лял быв-ших с ним, го-во-ря: «Не бой-тесь, де-ти, без Бо-жи-ей во-ли ни-че-го они не сде-ла-ют нам». Свя-той епи-скоп Леон-тий об-ла-чил-ся в свя-ти-тель-ские одеж-ды и при-ка-зал то же сде-лать кли-ри-кам хра-ма. С кре-стом в ру-ках он вы-шел на-встре-чу языч-ни-кам. Апо-столь-ская твер-дость и спо-кой-ствие свя-ти-те-ля Леон-тия пе-ред гро-зив-шей смер-тью оста-но-ви-ли воз-буж-ден-ную тол-пу, а ис-пол-нен-ное бла-го-да-ти его сло-во про-из-ве-ло на лю-дей еще боль-шее воз-дей-ствие, и мно-гие из них при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. С то-го мо-мен-та свя-ти-тель Леон-тий стал бо-лее успеш-но утвер-ждать свет Хри-сто-вой ве-ры в зем-ле Ро-стов-ской. «То-гда на-чал от-хо-дить от нас мрак идоль-ский и вос-си-ял свет бла-го-ве-рия», - го-во-рит древ-нее ро-стов-ское сло-во в па-мять Леон-тия. С про-по-ве-дью о Хри-сте Спа-си-те-ле он об-хо-дил окрест-ную зем-лю, и путь его от-ме-чал-ся утвер-жде-ни-ем пра-вос-ла-вия в ме-стах преж-не-го идо-ло-слу-же-ния.

Апо-столь-ский по-двиг свя-ти-те-ля Леон-тия увен-чал-ся му-че-ни-че-ской кон-чи-ной. В 1073 го-ду он был убит за-ко-ре-не-лы-ми языч-ни-ка-ми по ука-за-нию волх-вов.

Те-ло свя-ти-те-ля бы-ло по-гре-бе-но в Ро-сто-ве Ве-ли-ком в церк-ви Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Во вре-мя по-жа-ра в 1160 го-ду этот храм сго-рел, и по по-ве-ле-нию бла-го-вер-но-го кня-зя Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го († 1174; па-мять 4/17 июля) в 1162 го-ду на ме-сте преж-не-го был за-ло-жен ка-мен-ный со-бор. «23 мая 1164 го-да при ко-па-нии рвов на-шли гроб, - ска-за-но в его жи-тии Ни-ко-ном ле-то-пис-цем, - по-кры-тый дву-мя дос-ка-ми, в недо-уме-нии от-кры-ли и уви-де-ли ли-це (Леон-тия), све-тя-ще-го-ся сла-вою: ри-зы на нем бы-ли как бы вче-ра на-де-тые, сколь-ко лет ми-ну-ло, и не из-ме-ни-лось свя-щен-ное те-ло его». В ру-ках у него ле-жал сви-ток с име-на-ми про-све-щен-ных им иере-ев и диа-ко-нов. Об-ре-тен-ные мо-щи пе-ре-ло-жи-ли в ка-мен-ный гроб и по-ме-сти-ли в церк-ви во имя свя-то-го апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва на ар-хи-ерей-ском дво-ре.

В 1170 го-ду, ко-гда бы-ло за-кон-че-но стро-и-тель-ство ка-мен-ной церк-ви в честь Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, гроб свя-ти-те-ля Леон-тия пе-ре-нес-ли в этот храм и по-ста-ви-ли в ни-ше юж-ной сте-ны.

Свя-той Леон-тий, по-чти неиз-вест-ный при жиз-ни, по-сле смер-ти сде-лал-ся та-ким слав-ным и по-пуляр-ным, что ка-фед-ра Ро-стов-ская на-зы-ва-лась «ка-фед-рою Леон-тия чу-до-твор-ца»; при из-бра-нии но-вых епи-ско-пов Ро-сто-ву ле-то-пис-цы за-ме-ча-ют, что «по-став-лен мо-лит-ва-ми св. чу-до-твор-ца Леон-тия» та-кой-то епи-скоп. С мо-лит-вой ро-стов-цы при-бе-га-ли к св. Леон-тию. У гро-ба про-све-ти-те-ля Ро-стов-ской зем-ли со-вер-ша-лись мно-го-чис-лен-ные бла-го-дат-ные чу-до-тво-ре-ния. Сви-де-тель-ства о свя-то-сти жиз-ни епи-ско-па Леон-тия, чу-дес-ных ис-це-ле-ни-ях и зна-ме-ни-ях по его мо-лит-вам бы-ли со-бра-ны епи-ско-пом Ро-стов-ским Иоан-ном (1190-1214). По бла-го-сло-ве-нию мит-ро-по-ли-та Фе-одо-ра бы-ло уста-нов-ле-но со-вер-шать празд-но-ва-ние па-мя-ти свя-ти-те-ля Леон-тия 23 мая/ 5 июня, в день об-ре-те-ния мо-щей. Епи-скоп Иоанн на-пи-сал и ка-нон свя-ти-те-лю Леон-тию. До 1609 го-да мо-щи свя-ти-те-ля Леон-тия от-кры-то на-хо-ди-лись в Успен-ском со-бо-ре, но по-сле то-го, как в смут-ное вре-мя по-ля-ки по-хи-ти-ли гроб-ни-цу свя-ти-те-ля, они бы-ли по-ло-же-ны под спу-дом в том же хра-ме у юж-ной сте-ны при-де-ла во имя свя-ти-те-ля Леон-тия, где на-хо-дят-ся до на-сто-я-ще-го вре-ме-ни.

Свя-той Леон-тий - один из са-мых ве-ли-ких свя-ти-те-лей зем-ли Ро-стов-ской. Он ве-лик по дей-стви-ям зем-ной жиз-ни, как рав-ноап-о-столь-ный про-све-ти-тель Ро-стов-ско-го края; он ве-лик и на небе, как силь-ный мо-лит-вен-ник за зем-лю Рус-скую. Свя-ти-тель Леон-тий сто-ит в ря-ду пер-вых пре-ем-ни-ков апо-столь-ско-го слу-же-ния Рус-ской Церк-ви вслед за свя-той рав-ноап-о-столь-ной кня-ги-ней Оль-гой († 969; па-мять 11/24 июля) и ве-ли-ким рав-ноап-о-столь-ным кня-зем Вла-ди-ми-ром († 1015; па-мять 15/28 июля).

Молитвы

Тропарь святителю Леонтию, епископу Ростовскому

Апо́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Тем ны́не со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши Престо́лу сла́вы всех Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: и верный молитвенник к Богу, ты поднялся на высоту Небесную, и любовь посвятил Любящему тебя, и неверующих людей обратил ты в веру. Потому сейчас, радуясь вместе с ангелами, предстоишь всех Царя Христа Бога. Молись, святитель Леонтий, да спасет души наши.

Тропарь святителям Леонтию, Исаие и Игнатию, епископам Ростовским

Апо́стольским преда́нием, истинней ве́ре пропове́дницы,/ и от тьмы к све́ту Богоразу́мия челове́ком наста́вницы,/ и за ны к Бо́гу моле́бницы,/ на Небе́сная любо́вь возложи́сте к Лю́бящему вы./ И ны́не на Небеси́ со А́нгелы и со все́ми святы́ми ликовству́юще/ у Престо́ла сла́вы всех Царя́, Христа́ Бо́га на́шего,/ святи́и чудотво́рцы Лео́нтие, и Иса́ие, и Игна́тие,/ моли́те дарова́ти стране́ на́шей мир,/ на враги́ одоле́ние,/ Це́ркви единомы́слие// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Проповедники истинной веры, согласной с апостольским преданием, и от тьмы к свету разумения Бога наставники людям, и за нас к Богу молитвенники, для Небесной любви вверившие себя Любящему вас. И сейчас на Небесах с Ангелами и со всеми святыми радуясь у Царя всех, Христа Бога нашего, святые чудотворцы Леонтий, Исаия и Игнатий, молите даровать стране нашей мир, победу над врагами, единомыслие Церкви и душам нашим великую милость.

Тропарь святителям Ростовским

Святи́телие прему́дрии,/ па́ствы ва́шея учи́телие богопросвеще́ннии,/ ве́ру ева́нгельскую в лю́дех преумно́жившии,/ любве́ Небе́сныя на земли́ достоподража́тельнии о́брази,/ лю́ди страны́ Росто́вския и Яросла́вския приобща́вшии спасе́нию,/ служи́телие вои́стинну Бо́жии/ и соприча́стницы апо́столов досто́йнии яви́лися есте́,/ Лео́нтие священному́чениче, Иса́ие, Игна́тие, Иа́кове, Фео́доре/ и златослове́сниче Росси́йский Дими́трие,/ Христа́ Бо́га моли́те/ о архиере́ех, на престо́ле ва́шем прее́мницех,/ о лю́дех, благоче́стно вас почита́ющих,/ о стране́ на́шей правосла́вней// и о всей Христо́вей Це́ркви.

Перевод: Святители премудрые, вашей просвещенные Богом учителя, преумножившие в людях Евангельскую веру, достойные подражания примеры Небесной любви на земле, приобщавшие людей Ростовской и Ярославской земли ко спасению, истинные служители Божии и верные последователи , священномученик Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков, Феодор и златоуст российский Димитрий, Христа Бога молите об архиереях, преемниках ваших на престоле, о людях, благочестиво вас почитающих, о стране нашей Православной и о всей Церкви Христовой.

Кондак святителю Леонтию, епископу Ростовскому

Жития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь,/ свет Свой насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне.

Перевод: По причине чистоты твоей жизни, Всевидящий Господь даровал свет Свой душе твоей, чтобы многих вразумлять учением твоим, Леонтий .

Кондак святителям Леонтию, Исаие и Игнатию, епископам Ростовским

Я́ко во вселе́нней трие́ вели́цыи святи́телие,/ бы́сте вы благоче́стием и доброде́телию наста́вницы Росто́ву/ и, благове́рием прии́мше па́ству, ста́до Христо́во упасо́сте/ и ве́чный поко́й насле́довасте./ Мо́лим вас, святи́и чудотво́рцы,/ пода́ти доброде́телем исправле́ние,/ и боле́знем на́шим исцеле́ние, и собла́зном избавле́ние,/ и душа́м спасе́ние, да зове́м вам:// ра́дуйтеся, гра́ду на́шему Росто́ву похвала́ и утвержде́ние.

Перевод: Как , вы были наставники в и Ростову и, с благой верой приняв , упасли стадо Христово и наследовали вечный покой. Молим вас, святые чудотворцы, подать нам достижение добродетелей, исцеление наших болезней, избавление от и спасение душам, да взываем к вам: «Радуйтесь, города нашего Ростова сила и честь».

Кондак святителям Ростовским

Но́ваго Заве́та Бо́га с челове́ки храни́телие,/ ева́нгельских за́поведей исполни́телие,/ в до́брых де́лех соверше́ннии,/ святи́телие му́дрии, преподо́бнии и пра́веднии Богоно́снии,/ зе́млю Росто́вскую и Яросла́вскую/ облагоуха́вшии моли́твами,/ имену́емии вси и неимену́емии,/ явле́ннии и сокрове́ннии,/ предстоя́ще Живонача́льней Тро́ице,/ не отступа́йте от нас ду́хом/ и Боже́ственное милосе́рдие преклони́те к нам,/ да с дерзнове́нием сла́ву Вы́шних Бо́гу вси прино́сим,/ да пребу́дет на земли́ мир неруши́мый,/ любо́вь же и благоволе́ние// посреде́ всех челове́к.

Перевод: Хранители Нового Завета людей с Богом, исполнители Евангельских заповедей, совершенные в добрых делах, святители мудрые, и , землю Ростовскую и Ярославскую облагоухавшие молитвами, названные все и неназванные, явленные и сокрытые, предстоящие , не отступайте духовно от нас и расположите к нам Божественное милосердие, чтобы мы все с славили в Вышних Бога, да пребудет на земле нерушимый мир, любовь и доброжелательство среди всех людей.

Молитва святителю Леонтию, епископу Ростовскому

О, свяще́нная главо́, пресла́вный чудотво́рче, первопа́стырю святы́я Росто́вския Це́ркве, святи́телю о́тче Лео́нтие! К тебе́ припа́даем и мо́лимся мы, смире́ннии и гре́шнии, и я́ко отца́ чадолюби́ваго про́сим: всели́ в сердца́ на́ша любо́вь твою́, е́юже к Бо́гу и бли́жним твои́м, при жи́зни твое́й преиспо́лнен был еси́, я́ко и ду́шу свою́ за па́ству твою́ положи́л еси́, му́ченически пострада́в от идолослужи́телей: научи́ нас, о́тче, тебе́ подража́ти ве́рно, Бо́га и бли́жних на́ших люби́ти и́скренно, и за́поведи Госпо́дни соверша́ти непогреши́тельно: да бу́дем и мы ча́да твоя́, не по и́мени то́кмо, но са́мым де́лом и всем житие́м на́шим. Моли́ся, уго́дниче Бо́жий, ко Христу́ Бо́гу, о святе́й правосла́вней Це́ркви и держа́ве Росси́йской: да пребу́дут в ми́ре и благостоя́нии и процвета́ют в благоче́стии христиа́нстем непоколеби́мы. Соблюди́ ца́рствующия гра́ды, град твой Росто́в и вся гра́ды и ве́си страны́ Росси́йския невреди́мы от вся́каго зла. При́зри благоутро́бно на вся́ку ду́шу христиа́нскую, ми́лости и по́мощи от тебе́ и́щущую: всем нам, в боле́знех цели́тель, в ско́рбех уте́шитель, в печа́лех изба́витель, в беда́х помо́щник, в час сме́ртный покрови́тель: да при по́мощи моли́тв твои́х святы́х, сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние ве́чное получи́ти и ца́рство Христо́во унасле́довати. Ей, святи́телю Христо́в! Не посрами́ упова́ния на́шего, е́же по Бо́зе и Пресвяте́й Богоро́дице на тя кре́пко возлага́ем, но яви́ нам твое́ многомо́щное заступле́ние: да хва́лим, сла́вим и велича́ем вели́кое человеколю́бие ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.