Причастно к Глаголу (от него образуется) Глаголу (от него образуется) Вид Вид Вопрос: что делая? что сделав? Вопрос: что делая? что сделав? Обозначает добавочное действие Обозначает добавочное действие Возвратность Возвратность Переходность Переходность Зависит от глагола Зависит от глагола Наречию: Наречию: Зависит от глагола(«Довесок к сказуемому») Зависит от глагола(«Довесок к сказуемому») Является обстоятельством Является обстоятельством Не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по падежам Не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по падежам Отвечает на вопросы Как? Когда? С какой целью? Отвечает на вопросы Как? Когда? С какой целью?


Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются с помощью суффиксов а,я: работая, слыша Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются с помощью суффиксов а,я: работая, слыша Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши: поняв, рассмеявшись, принесши Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши: поняв, рассмеявшись, принесши


Правильно употребляй деепричастия. Основное действие, обозначенное глаголом- сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу. Основное действие, обозначенное глаголом- сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.


Спишите, исправляя ошибки, если они есть. Открыв окно, я залюбовался видом города. Открыв окно, я залюбовался видом города. Открывая дверь, она громко скрипнула. Открывая дверь, она громко скрипнула. Мама сидела, откинувшись на спинку стула. Мама сидела, откинувшись на спинку стула. Брат, склонив голову набок, что-то писал. Брат, склонив голову набок, что-то писал. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. Возвращаясь домой, шел дождь. Возвращаясь домой, шел дождь. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру. Кое-кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед. Кое-кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.


НЕ с деепричастиями. НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав, не разобравшись, не спеша. НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав, не разобравшись, не спеша. Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются: недоумевая, негодуя, недомогая, невзлюбив, ненавидя. Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются: недоумевая, негодуя, недомогая, невзлюбив, ненавидя.


Допиши НЕ. …давши слово, крепись, а давши, держись. …давши слово, крепись, а давши, держись. …зная броду, …суйся в воду. …зная броду, …суйся в воду. …убив медведя, шкуры …продают. …убив медведя, шкуры …продают. …поглядев на пирог, …говори, что сыт. …поглядев на пирог, …говори, что сыт. …поклонясь до земли,грибка…поднимешь. …поклонясь до земли,грибка…поднимешь. …вытащив невода, рыбою…хвались. …вытащив невода, рыбою…хвались.


Понятие о деепричастном обороте. Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом. Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом. Ученик, заболев гриппом, не пришел в школу. Ученик, заболев гриппом, не пришел в школу. Сравните: Ученик, заболевший гриппом, не пришел в школу.(причастный оборот) Сравните: Ученик, заболевший гриппом, не пришел в школу.(причастный оборот)


Заменить причастный оборот деепричастным. Художник, нарисовавший картину, показал ее зрителям. Художник, нарисовавший картину, показал ее зрителям. Дети, выкупавшиеся в реке, загорали на солнце. Дети, выкупавшиеся в реке, загорали на солнце. Мальчик, увлекшийся чтением, забыл о еде. Мальчик, увлекшийся чтением, забыл о еде.


Знаки препинания при деепричастном обороте. 1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу. 1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу. Все жители находились тут же, ожидая самозванца. Все жители находились тут же, ожидая самозванца. Увидев меня, он остановился. Увидев меня, он остановился. Возвратясь, он велел подавать свою карету. Возвратясь, он велел подавать свою карету.


2. Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов. 2. Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов. С нетерпением ожидал я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия. С нетерпением ожидал я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.




Расставьте знаки препинания. Чему научится он служа в Петербурге. Чему научится он служа в Петербурге. Отдохнув пустились мы далее. Отдохнув пустились мы далее. Товарищи заметив его беспокойство ушли. Товарищи заметив его беспокойство ушли. Утром проезжая мимо Казбека увидел я чудное зрелище. Утром проезжая мимо Казбека увидел я чудное зрелище. Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул. Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. Идя по шумному городу и чувствуя себя счастливым он напевал. Идя по шумному городу и чувствуя себя счастливым он напевал. Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи. Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи.










5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Обучив лошадь всем премудростям выездки, 1) наездника ждет заслуженная награда; 2) создается впечатление, что не всадник управляет конем, а конь- всадником; 3) особенно трудно давался пируэт конем на галопе; 4) можно было выходить на соревнование.


Повторение изученного в разделе «Деепричастие». Расставить знаки препинания в стихотворении Бунина: Расставить знаки препинания в стихотворении Бунина: По лощинам звезды отражая По лощинам звезды отражая Ямы светят тихою водой. Ямы светят тихою водой. Журавли друг друга окликая Журавли друг друга окликая Осторожно тянутся гурьбой. Осторожно тянутся гурьбой. А весна в заледеневшей роще А весна в заледеневшей роще Ждет зари дыханье затая. Ждет зари дыханье затая.


Раскрыть скобки, расставить знаки препинания. Гром грохотал (не)переставая. Гром грохотал (не)переставая. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то. В саду за окнами (не)умолкая ни на одну минуту кричали воробьи. В саду за окнами (не)умолкая ни на одну минуту кричали воробьи. (Не)помня себя от восторга я побежал домой. (Не)помня себя от восторга я побежал домой.



Проверочная работа по теме «Обособленные члены предложения». Вариант. № 1.

1.Спишите, заменив придаточные причастными оборотами:

Это были ребята, которые пришли меня навестить. Мы видели клумбу, которая сплошь была усыпана цветами. Перед нами могучее дерево, которое раскинуло в разные стороны свои ветви.

1.Ровная охристо - белая дорога ведёт мимо цветущей ивы.

    Трава выгорела пожелтели деревья и сухо звенели на ветру высохшие деревья.

    А мой знакомый Петя Кляксин сражался с географией.

    Зима лютуя дошла до перевала.

    Лес недавно очнувшийся от зимней спячки дышал влажной свежестью.

    Ливень кончился на небе ещё лежала чёрная прореженная дождём туча.

7.Из машины вышел водитель совсем ещё молодой высокий и смуглый впропахшем бензином комбинезоне.

Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру. Кое - кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным. Возвращаясь домой, шёл дождь.

шатаясь. ..вышел на воздух. Гулливер взглянув. ... не мог удержаться от смеха.

Остановившись Возвратившись

Разгневавшись ... королева приказала строго наказать.

Проверочная работа по теме «Обособленные члены предложения».

Вариант № 2

1. Спишите, заменив придаточные предложения причастными оборотами:

Перед нами могучее дерево, которое раскинуло в разные стороны свои ветви. Но городские птицы, которые привыкли

летать пониже, не поднимаются на такую высоту. Всемирная служба погоды, которая уже создана на планете, станет несколько иной.

2. Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых есть обособленные члены предложения.

1.Потрескивал фитиль чёрные струйки взметаясь вверх покрывали стекло густой копотью.

2.Ивы зыбко отражённые вводе слегка розовели словно стёкла фонаря от затепленной свечи.

    Оставшаяся на дорожках горсть колосьев называлась бородой.

4.В любую тщательно вымытую и нагретую сковороду налейте растительного масла.

5.В стороне на деревенском гумне пламенели рябины.

6.Находящийся в чае ломтик лимона можно слегка выжать вилкой после чего вынуть положить на блюдце

7.Внизу под гулко вздрагивающим мостом лежала широкая тёмная вода и в ней стыли столбики огней.
3. Найдите деформированное предложение и запишите в исправленном виде.

Открыв окно, я залюбовался видом города. Открыв дверь, она громко скрипнула. Брат, склонив голову, что-то писал. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.

4. Распространите одиночные деепричастия, превратив их в деепричастные обороты. Расставьте знаки препинания.

Измученный Гулливер с трудом поднялся на ноги и шатаясь ...вышел на воздух. Гулливер взглянув .... не мог удержаться от смеха.

Остановившись ... Гулливер увидел, что матросы оставили его на берегу. Возвратившись ... Гулливер рассказал о своих приключениях.

У р о к 46. Контрольный диктант

I в а р и а н т

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (116 слов.)

II в а р и а н т

Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная масляными красками картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. Не обычные, а специально прикрепленные к стене полки вмещали множество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внимание. На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. Антон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика. Ему захотелось расспросить отца об истории шхуны и юнги. (117 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е (одинаковое для обоих вариантов): графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах, написание суффиксов причастий (задание выполняется по мере записи диктанта, а не после его написания).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

(10 часов +2 часа развития речи)

На изучение деепричастия в VII классе отводится 9 часов. За это время у учащихся должны быть сформированы определенные орфографические и пунктуационные навыки: правописание не с деепричастием, выделение запятыми обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Работа по развитию речи учащихся в период изучения этой темы направлена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами, на предупреждение ошибок, связанных с образованием и употреблением их в речи. В ходе изучения темы учащиеся должны овладеть умениями распознавать деепричастия «в лицо», употреблять их в речи, уметь производить синонимическую замену личных форм глагола и причастий деепричастиями.

При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о деепричастии для учащихся являются новыми, незнакомыми. Нужно помнить о том, что ошибки, связанные с обособлением деепричастий и деепричастных оборотов, обычно многочисленны и устойчивы, несмотря на то что это пунктуационное правило достаточно простое (в сравнении с правилами обособления причастных оборотов). Объясняется это тем, что школьники обычно не умеют распознавать деепричастия, часто смешивают их с личными формами глагола и причастия.

В ходе изучения темы «Деепричастие» важно использовать различные виды работ, убеждающие школьников в том, что употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной (выделяет основное действие в ряду других или нескольких, выявляет смысловые отношения между двумя или несколькими действиями) и выразительной (устраняет однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица или предмета, дорисовывает основное действие) 15 .

У р о к и 47-48. Понятие о деепричастии

и деепричастном обороте.

Правописание не с деепричастиями

Цель уроков: ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастиями; введение понятия о деепричастном обороте; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми.

Работа по развитию речи: конструирование предложений по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия; составление связного рассказа на грамматическую тему; употребление деепричастий для передачи динамичности в развитии действия в текстах повествовательного характера.

I . Объяснение нового материала, в процессе которого учитель знакомит семиклассников с грамматическими особенностями деепричастия, подводит их к определению понятия, выявлению роли деепричастия в речи, синтаксической роли в предложении.

Дается задание описать действия учащейся, которая делает задание по русскому языку: как она пишет, какие добавочные действия при этом совершает. «Она заглядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.»,- отмечают семиклассники.

Записываются и сопоставляются два предложения:

Девочка выполняла домашнее задание и подчеркивала орфограммы.

Девочка выполняла домашнее задание, | подчеркивая орфограммы |.

В ходе анализа предложений учащиеся выясняют, что в первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия как одинаково важные. Во втором предложении выполняла обозначает основное, главное действие, а подчеркивая - добавочное, дополнительное. Учитель сообщает, что часть речи, обозначающая действия, добавочные по отношению к основному, называется деепричастием. В процессе беседы выясняется, что деепричастия образуются от глаголов, имеют, как и глаголы, вид. Но деепричастие имеет и признаки наречия: оно не изменяется, в предложении является обстоятельством. Как правило, деепричастие можно заменить глаголом-сказуемым.

Опираясь на знания о причастном обороте, учащиеся находят деепричастный оборот, определяют его синтаксическую роль в предложении; графически объясняют расстановку знаков препинания.

II . Закрепление материала.

1. Выразительное чтение знакомого семиклассникам текста, например отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Сначала текст читается целиком, затем - по предложениям.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами.

И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.

О каких основных действиях говорится в отрывке?

Какими средствами языка Н. В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

(Делается вывод о функции деепричастия в речи - описывается, дорисовывается основное действие.)

2. Замена деепричастием сначала первого глагола, потом второго. Запись предложения с расстановкой знаков препинания. (Нужно обратить внимание учащихся на то, что одиночные деепричастия тоже выделяются запятыми. Желательно, чтобы деепричастные обороты были поставлены в разные части предложения.)

1) Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. 3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Различаются ли по смыслу I и II варианты каждого предложения? Определите вид деепричастий.

III. С целью выработки у учащихся умения отличать деепричастия от личных форм глагола и употреблять деепричастия в речи дается упражнение с заданием заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объяснить знаки препинания; по вопросам определить вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.)

I V . Анализ текста повествовательного характера.

Полезно напомнить учащимся, что в повествовании мир предстает в динамике, в движении, в нем рассказывается о сменяющихся, следующих друг за другом действиях, как бы создается лента кадров. Чтобы подчеркнуть эту последовательность действий, в этом типе речи часто используются глаголы движения, деепричастия совершенного вида или деепричастные обороты, с помощью которых передается динамичность, стремительность в развитии действия.

Для анализа предлагается отрывок из повести М. Горького «Детство». После чтения учителем текста семиклассники должны найти в нем признаки этого типа речи и сделать вывод о том, что деепричастия «дописывают», дополняют главное действие.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее,- и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, к уж нельзя было отвести глаз от нее - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

По выбору учителя ряд предложений записывается в тетради и анализируется.

V . Сообщение учителя о написании не с деепричастиями (совпадает с правилом написания не с глаголами).

Выполняются следующие упражнения.

1. Словарный диктант.

Учащиеся определяют, приставкой, частицей или частью корня является не в словах не чувствовал, не чувствуя, не удивляясь, недоумевал, не зависев, не сожалея, не исчезая.

2. Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают деепричастия, графически объясняя написание не с деепричастиями.

Не задумываясь, не думал, не присутствовал, не присутствуя, ненавидя, негодуя, не спрашивал, не припоминая, не истомившись, не удивился.

Обобщение материала урока.

Какова роль деепричастия в речи? (Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, называемое сказуемым, дополняет его.)

Для какого типа речи характерно употребление деепричастий? (В текстах повествовательного характера для передачи динамичности в развитии действия.)

Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное глаголом.)

Каковы признаки глагола у деепричастия?

Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Является обстоятельством, как и наречие.)

Какой еще признак наречия имеет деепричастие? (Оно не изменяется.)

Как пишется не с деепричастиями? Привести примеры. В заключение урока проводится проверочная работа.

I в а р и а н т

I. Найдите предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное к основному действие.

1. Космонавт слушает и улыбается.

2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

II. Найдите предложения, в которых есть деепричастие.

1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

2. Я открыл окно и залюбовался видом.

3. Брат склонил голову и писал что-то.

4. Разложив игры, дети сели в кружок.

1. Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку.

2. Из дома вышел человек и направился к машине.

3. Выйдя из дома, человек направился к машине.

4. Человек, вышедший из дома, направился к машине.

5. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

II в а р и а н т

I. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Закутанный в тулуп;

2. проложенный геологами;

3. укрепил болт;

4. запер на замок;

5. вырастив урожай;

6. раскачивающихся от ветра.

II. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Выкрашенный краской; 4. устроившись на ночлег;

2. выкрасив краской; 5. запертый дома;

3. устроенный по проекту; 6. заперев дом.

III. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.

2. Много тайн хранят леса, опаленные войной.

3. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

4. Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.

5. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

6. Мальчик шел и не разбирал дороги.

IV. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2. Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк.

3. Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.

4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.

5. Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.

6. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кружить над заливом.

Контрольный листок учителя:

I в а р и а н т II в а р и а н т

I. 2, 5; II. 1, 4; III. 1, 3. I. 5; II. 2, 4, 6; III. 5; IV. 4, 5.

За работу учащимся выставляется оценка. Семиклассники, не справившиеся с заданием, получают его на дом.

По мере выполнения задания учащиеся, справившиеся с ним раньше других, могут придумать и записать предложения с одиночными деепричастиями.

Домашнее задание: § 26, 27, 28; упр. 159 (устно), 172 (письменно). Графически объяснить написание не с деепричастиями, постановку знаков препинания при деепричастных оборотах; повторить порядок морфологического разбора причастия (§ 23).

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является словосочетанием. А) Чёрное и белое; Б) думать

постоянно;

В) мастер рассказывает; Г) через лес.

2. В каком ряду слова не являются синонимами?

А) Крепкий, богатырский, глубокий, непробудный;

Б) известный, популярный, знаменитый, прославленный;

Г) осмелеть, храбро, мужество, бесстрашный

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) Переделать; Б) водолазный;

В) неприятный; Г) настольный.

4. В какой строке во всех словах пропущена буква и ?

А) Пр_казать, пр_школьный, сверх_нтересный;

Б) пр_город, без_нтерсный, подп_рать;

В) пр_украсить, без_сходный, соб_ру;

Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рать.

5. В каком слове пропущена буква е ?

А) Гореть в пламен_; Б) стоять в коридор_;

В) ждать на станци_; Г) забывать о времен_.

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

А) Врач Ахметова прописала больному лекарство.

Б) Наш Марат такой сластёна!

В) На сцене стоял большой черный рояль.

Г) Наша директор выступила на совещании с докладом.

7. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?

А) Кирпичик; Б) замочик;

В) извозчик; Г) смазчик.

8. В каком слове пропущена буква о ?

А) Галч_нок; Б) ч_рствый;

В) ж_лтый; Г) ш_пот.

9. У какого прилагательного неверно определён разряд?

А) Холодный (ветер) – качественное прилагательное;

Б) классный (журнал) – относительное прилагательное;

В) лисья (нора) - притяжательное;

Г) железная (дверь) – качественное прилагательное.

10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?

А) Эта школа вовсе (не)новая.

Б) Новая книга оказалась (не)интересной.

В) Я допустил (не)значительную ошибку.

Г) Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

11. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн ?

А) Дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;

Б) лу__ый, деревя__ый, стари__ый;

В) голуби__ый, кожа__ый, стекля__ый;

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс к ?

А) Француз__ий;

Б) немец__ий;

В) киргиз__ий;

Г) матрос__ий.

А) (Юго)восточный (район);

Б) (светло) зелёная (листва);

В) (сельско)хозяйственная (академия);

Г) (лукаво)хитрый взгляд.

14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

А) Сем_надцать; Б) восем_сот;

В) спряч_те; Г) отреж_те

15. У какого местоимения неверно определён разряд?

А) Думал обо мне – личное местоимение;

Б) через несколько минут – неопределённое местоимение;

В) взял его книгу – притяжательное местоимение;

Г) каждый из нас мечтал – относительное местоимение.

Прочитайте текст и выполните задания 16 -20.

Ненецкие меховые куклы – замечательные образцы прикладного искусства северных народов. На палочку, служащую телом куклы, надевают нарядную, сшитую из разных кусочков меха шубку-паницу. Часто головку куклы заменял утиный клюв. Этот обычай связан с древними поверьями ненцев.

Считалось, что изображение уточек приносит счастье, охраняет от бед и ненастий. Такие куклы были предметом гордости детей, и часто они делали их сами.

Шитьё из меха требует большого умения и мастерства. С детских лет девочек приучают к нему. Мастерица как бы играет кусочками меха, создавая из них мозаику. Сочетание тёмных и светлых полос меха образует простой и выразительный узор.

16. Из первого предложения выпишите все слова, в которых звуков больше, чем букв.

17. Подберите синонимы к слову древними.

18. Из третьего предложения выпишите глагол заменял. Сделайте морфологический разбор глагола.

19. Выпишите из третьего абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.

20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие ремёсла и промыслы есть в вашей республике.

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является

словосочетанием.

А) Большое и красивое; Б) ходит регулярно;

2. В каком ряду слова не являются синонимами?

А) Крепко, богатырский, сильный, неодолимый;

Б) известность, популярность, знаменитость, признание;

В) большой, громадный, немалый, великий, огромный;

Г) смело, храбро, мужественно, бесстрашно.

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) Переделка; Б) непролазный;

В) ненарядный; Г) подоконник.

4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?

А) Пр_ехать, пр_клонный, сверх_нтересный;

Б) пр_город, без_нициативный, подп_реть;

В) пр_украсить, меж_нститутский, заб_рать;

Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рут.

5. В каком слове пропущена буква и?

А) Гореть синим пламен_м; Б) стоять на перрон_ ;

В) встречать на пристан_; Г) вспоминать о родин_.

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

А) Завуч Айдарова пригласила ученика Иванова в кабинет.

Б) Наш Марсель такой книгоноша!

В) в клетке находился большой шимпанзе.

Г) Молодая терапевт выступила на совещании с докладом.

7. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?

А) Буфетчик; Б) возчик; В) подписчик; Г) работничик.

8. В каком слове пропущена буква ё?

А) Галч_нок; Б) ч_рствый; В) ж_нглёр; Г) ш_рты.

9. У какого прилагательного неверно определён разряд?

А) Сухой (воздух) – качественное прилагательное;

Б) школьная (форма) – относительное прилагательное;

В) заячья (нора) - притяжательное;

Г) деревянная (доска) – качественное прилагательное.

10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?

А) Эта книга (не)интересная.

Б) Новая папка оказалась (не)нашей.

В) Я допустил (не)простительную ошибку.

Г) Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

11. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн?

А) лебеди__ый, ряже__ый, стекля__ый;

Б) безлу__ый, деревя__ый, стари__ый;

В) дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;

Г) глиня__ый, оловя__ый, безветр__ый.

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс к?

А) Рус__ий; Б) тунгуз__ий; В) брос__ий; Г) матрос__ий.

13. Какое прилагательное пишется слитно?

А) (Северо)восточный (регион);

Б) (ярко) зелёная (трава);

В) (желено)дорожный (вокзал);

Г) (лукаво)хитрый взгляд.

14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

А) Нареж_те; Б) восем_сот;

В) спряч_те; Г) восем_надцать;

15. У какого местоимения неверно определён разряд?

А) Ему не повезло – личное местоимение;

Б) через сколько-то минут – неопределённое местоимение;

В) взял её тетрадь – притяжательное местоимение;

Г) всякий из нас просил – относительное местоимение.

Прочитайте текст и выполните задания 16 -20.

С рубкой деревьев у разных народов связано немало неожиданных суеверий. В Центральной России, например, крестьяне никогда не строили дом на месте, где прежде росли берёзы, так как их корчёвку полагали грехом. У тунгусов на Алдане снимать кору с берёзы для крыши чумов разрешалось лишь один раз в два года – она ведь при этом «плачет». Герои русской сказки «Курочка и петушок», когда им потребовалось взять немного лыка у липы, прежде посылают к корове за маслом – чтобы помазать липе «больное место».

Так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного, любовного отношения к деревьям, к самой природе. (В Борейко)

16. Из первого предложения выпишите все слова, в которых е обозначает два звука - [йэ].

17. Подберите синонимы к слову дом.

18. Из третьего предложения выпишите глагол строили. Сделайте морфологический разбор глагола.

19. Выпишите из первого абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.

20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие поверья, связанные с бережным отношением к природе, есть у вашего народа?

а) В каком предложении в выделенном причастии на месте пропуска пишется 2 буквы

Н ?
1) За оградой они миновали кучу ржавого железного хлама, яму с гаше..й известью.
2) Ковалёв был высокий худощавый человек в новом, но уже промасле..ом орудийным ватнике, накинутом на плечи.
3) Ране..ые лежали на охапках свежего сена и молчали.
4) Моря ограниче..ы от остального океана сушей.
б) В каком предложении выделенноео причастие с частицей НЕ пишется сллитно ?
1) Батальон, (не)замеченный противником, зашёл в тыл.
2) (Не)летящую , а лишь сидящую в скалах птицу разглядеть почти невозможно.
3) Всё та же обильная, (не)тронутая окружает меня природа.
4) Это были строчки еще (не)написанного стихотворения.
в) Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка.
1) Синеву моря оттеняют желтовато-коричневые кустики водорослей, разбросанные по одному, или соединенные в поля.
2) Темное небо на улице, освещенной несколькими фонарями, казалось тяжелым черным пологом.
3) Груды хвороста лежали на плоских крышах, напоминающих то сдвинутые набок папахи, то гнезда гигантских птиц.
4) На берегу, усеянном мелкими и острыми камнями, заросшими зеленым глубоким мхом, еще приметнее чувствовалась полярная звезда.
г) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, обозначающие запятые, которые выделяют причастный оборот?
Листья , (1 ) пригретые солнцем, (2) слабо колеблясь, (3) падали на темные, (4) сырые дорожки.
1) 1, 3;
2) 1, 2;
3)
2, 3;
4) 1, 4.

Укажите в каком предложении выделенное слово является предлогом и пишеться слитно: 1)наше поле лежало (в)виду озера. 2)В(виду)

приближения зимнего времени довольствие лошадей сделалось весьма затруднительным

3)Мы находились (в)виду неприятеля,и необходимо было дать сражения

4)Имейте (в)виду,что задание надо выполнить к вечеру

Укажите,в каком предложении выделенное слово не является наречием и пишеться раздельно?

1)через два квартала (на)встречу мальчикам из-за угла выбежала женщина с корзинкой

2)хорошо ночами за околицу выходить (на)встречу теплым дням

3)я уже не надеялся (на)встречу с братом

4)(на)встречу солнцу ползет тёмная свинцовая громада

ПОМОГИТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ, ПОЗИЦИЮПОМОГИТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ, ПОЗИЦИЮ АВТОРА и 2 АРГУМЕНТА

В темные эпохи истории бывало такое состояние общества, в котором над всеми гражданами тяготело чувство взаимного недоверия и подозрения.
Мы радуемся, что живем в иную пору и что события той эпохи составляют для нас предание. Но всмотримся ближе в совершающиеся около нас явления - и принуждены будем сознаться, что и наше время изобилует признаками подобного же состояния. Больше того: между нами взаимное недоверие пустило, может быть, корни еще глубже во внутреннюю жизнь общества, нежели в ту пору. Всего более поражает в состоянии нашего общества в последние годы отсутствие той простоты и искренности в отношениях, которая составляет главный интерес общественной жизни, оживляет ее веянием свежести и служит признаком здоровья. Как редко случается видеть, что люди сходятся просто; а как отрадно было бы сойтись с человеком просто, без задней мысли, без искусственного заднего плана, на котором рисуются смутные тени, мешающие свободному общению! Таких теней образовалось в последнее время бесчисленное множество, - точно множество темных духов, рассеивающих смуту в воздухе. Откуда взялись они?

Посмотрите, как сходятся люди в нашем обществе - знакомые и незнакомые, - для дела и без дела. Едва взглянули в глаза друг другу, едва успели обменяться словом, как уже стала между ними тень. С первого слова, которое сказал, с первого приема речи, который употребил один - у другого возникла уже задняя мысль: "А, вот какого он мнения, вот какой он школы, вот какого он убеждения". Присмотритесь, прислушайтесь, как вслед за этим первым впечатлением разгорается все сильнее взаимное подозрение.
Сколько сил тратится даром или лежит в бесплодии из-за этой бессмысленной игры во впечатления и в призраки убеждений. Люди, в сущности, честные, добрые, способные, вместо того, чтобы делать, сколько можно каждому, практическое, насущное дело жизни, на них положенное, складывают руки, теряют энергию, истощаются в бесплодном раздражении и негодовании, - решая, что на таких принципах, с такой теорий, с такими взглядами - деятельность невозможна. Они еще руки не приложили к своему делу, а оно им уже опротивело, они изверились в нем потому, что оно не соответствует воображаемой теории дела.
Случается слышать, как воспитатель, управляющий заведением, презрительно отзывается о педагогах, отстаивающих строгость дисциплины в воспитании; как военный офицер с негодованием громит отсталых людей, доказывающих необходимость дисциплины для армии; как священник с высшей точки зрения осуживает обычай ходить по праздникам к обедне; как судья и ученый юрист обзывает невеждами людей, требующих наказания вору, утверждающих, что прислуга должна повиноваться хозяевам... Все пошли врознь, всем стало трудно соединяться для деятельности, потому что все с первых же шагов расходятся в мыслях о деле, или, вернее сказать, во фразах, облекающих неясные мысли.

Вариант 1

1) бАлуясь

2) мелькОм

3) килОметр

4) пОднятый

2. В каком предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом? (Знаки пре-пинания не расставлены.)

1) Всё было покрыто снегом выпавшим недавно.

2) Я смотрел на залитый лунным светом пруд.

3) Листва сорванная с деревьев быстро закружилась в воздухе.

4) Освещенный берег издалека казался таинственным.

3. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Лающаяся собака никого не впускала в дом.

2) Морозец, ударивший ночью, сразу всё преобразил.

3) Я вышел на освещенную солнцем поляну.

4) Ободряемый товарищами ученик быстро решил задачу.

4. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква н ?

1) замороже.ые овощи

2) варе...ые в кастрюле

3) непроше.ые гости

4) маринова...ые огурцы

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква е ?

1) выкач...нная бочка

2) зате.вший спор

3) завис…щий от родителей

4) сдерж...нный шёпот

6. В каком слове пишутся две буквы н ?

1) дистиллирова...ый

2) свежемороже.ый

3) ране.ый

4) кова...ая

7. Укажите, на месте каких цифр в предложении нужно поставить запятые.

Лось выбежал на опушку (1) заросшую кустарником (2) и (3) не останавливаясь
(4) направился к блестевшей (5) в лучах заходящего солнца (6) реке.
1)1,2 3)1,2,3,4

2)1,4 4)1,2,3,4,5,6

8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Войдя в актовый зал,

1) у меня зарябило в глазах.

2) меня ослепил свет прожекторов.

3) я сразу подошёл к одноклассникам.

4) на меня сразу все обратили внимание.

9. Укажите предложение, в котором ставится одна запятая. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Туристы попили студёной воды из родника и поблагодарив хозяина отправились в путь.

2) Пройдя узкую тропинку мы вышли на лесную дорогу.

3) Митя работал не покладая рук.

4) Сашенька улыбаясь посмотрела на них и стала заваривать чай.

10. В какой строке во всех словах на месте пропуска пишется буква о ?

1) досух..., налев..., дочист...

2) вкрадчив..., насух..., запрост...

3) справ..., дословн..., изменчив...

4) докрасн..., издавн..., доходчив...

11. Укажите дефисное написание слова.

1) (по) больше написать

2) (по)зимнему одеться

3) (по)качественнее сделать

4) (по)немногу выполнять

12. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

1) ударить наотмаш...

2) мчаться вскач...

3) заросла сплош...

4) выйти замуж...

13. В каком примере допущена ошибка в употреблении предлога?

2) скучаю по матери

3) по получению письма

4) согласно приказу

14. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1) Уже рассвело, так(что) нам пора было трогаться в путь.

2) Мы то(же) хотели быстрее добраться до дома.

3) Мальчишки спрятались за(то) дерево.

4) Валя уверена, что она думает так(же), как и мама.

15. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1) (Не)разгаданные тайны влекут нас.

2) Я чувствовал почти (не)удержимое желание схватить зверя.

3) Есть много видов пошлости (не)замечаемых нами.

4) (Не)достаток продовольствия заставлял их торопиться.

16. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) далеко(предалеко), если(бы), (по)мягче

2) (кое)что, как(будто), чуть(чуть)

3) (по)дружески, когда(нибудь), (еле)еле

4) куда(то), (по)далыпе, (по)матерински

17. Укажите простое предложение.

1) В сотый раз я пожалел о том, что не родился художником.

2) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

3) Мы пошли вдоль берега, чтобы найти место ещё глубже.

4) Благодаря отцу я и сестры хорошо знаем французский язык.

18. Укажите, на месте каких цифр должны быть запятые в предложении.

Старик сидел на скамейке (1) греясь на солнце (2) и (3) безмятежно улыбаясь
(4) изредка тревожно поглядывал на дорогу.
1)1,2,3 3)1,2,3,4

Часть 2

(1) Войдяводвор, я огляделся. (2) Картина, напоминавшая мне моё детство, былаудивительномилой и мирной. (3) Средидворастоялабольшаябабушкинаизба, занимаямногоместа и являясьцентромвсегохозяйства. (4) За ней расположилисьспускавшиеся к рекеогороды. (5) Избудкивылезмохнатый пёс, подошёлко мне, понюхал и завилялхвостом. (6) Необращаянаменявнимания, бродилиподворукуры. (7) Поросёнок, похрюкивая, возился в хлеву. (8) Вдругдверьраспахнулась, и, замеревотудивления, я увиделнапорогебабушку. (9) Она совсемнепостарела. (10) Прошлостолько лет, а бабушкабылапрежней. (11) Я бросился к ней сломяго-лову, непомнясебяотсчастья. (12) Передомнойпромелькнулодавнопрошедшеедетство.

19.Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1) Бабушка очень удивилась, увидев меня.

2) За это время бабушка не изменилась.

3) Пёс был очень добродушным.

4) Бабушкина изба находилась посреди двора.

20. Напишитеспособобразованиясловаудивления (предложение 8).

21.Из предложений 5-7 выпишите все предлоги.

22Из предложений 8-10 выпишите все союзы.

23.Среди предложений 8-12 найдите предложение с фразеологизмом. Напишите номер.

24.Сколько грамматических основ в предложении 8? Свой ответ запишите цифрой.

25.Чем осложнено предложение 1? Напишите номер правильного ответа.

1) обособленным обстоятельством

3) обособленным определением

4) распространённым обращением

Вариант 2

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прИбывший

2) нАчавший

3) нанЕсена

2.В какомсловенаместепропускапишетсябукваю ?

1) гон…щий

2) дыш...щии

3) стел...щий

4) вер...щий

3. В какомпредложениипричастныйоборотстоитпередопределяемымсловом? (Знакипре-пинаниянерасставлены.)

1) В курганах до сих пор находят монеты чеканенные еще в девятом веке.

2) Рядом с имением построили школу для крестьянских детей не знавших грамоты.

3) Никому не принадлежавшие собаки нашли в писателе своего защитника.

4) Писатель очень не любивший высокомерия был прост и вежлив со всеми.

4.В какомпредложениидопущенаграмматическаяошибка?

1) Открыв окно, я залюбовался видом города.

2) Открывая дверь, она громко скрипнула.

3) Малыш, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.

4) Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.

5.В какомсловенаместепропускапишетсяоднабукван ?

1) закруче.ая нитка

2) растрёпа...ые волосы

3) сея...ая сеялкой

4) сушё...ые грибы

6.В какомсловенаместепропускапишетсябуквае ?

1) развеш...нное бельё

2) выкач...нная вода

3) расстрелянные патроны

4) вытащ...нные инструменты

7.В какомсловепропущенабуквае ?

1) крас.щий

2) растер...нный

3) движ..мый

4) омыва...мый

8.Укажите, наместекакихцифр в предложениинужнопоставитьзапятые.

Я пошёл через поле (1) раскинувшееся за лесом (2) и (3) поросшее какими-то травами (4) и к полуночи добрался до своей цели.

1) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4

9. Выберитеграмматическиправильноепродолжениепредложения.

Прочитав рассказ,

1) он показался мне слишком грустным.

2) у меня усилился интерес к прозе.

4) перескажите его.

10.Укажите предложение, в которомставитсяодназапятая. (Знакипрепинаниянерасставлены.)

1) Собака постоянно оглядываясь бежала впереди охотника.

2) Пуля ударилась о камень и взвизгивая отскочила в канаву.

3) Тоня поспешила нарушить неловкое молчание пригласив Павла войти в дом.

4) Ребята прижавшись друг к другу сидели у костра.

11.В какойстрокевовсехсловахнаместепропускапишетсябуквао ?

1) затемн..., влев..., сначал...

2) дословн..., запрост..., досрочн...

3) дочист..., достаточн..., доверительн...

4) досыт..., доходчив..., справ...

12.Укажите дефисноенаписаниеслова.

1) (по)шире открыть

2) (по)летнему жарко

3) (в)третьих рядах

4) (по)зимнему саду

13.В какомсловенаместепропускаь не пишется?

1) пуститься вскач...

2) убежать проч...

3) усыпано сплош...

4) стало невтерпеж...

14.В какомвариантедопущенаошибка в употреблениипредлога?

1) по окончании школы

2) благодаря находчивости

3) наперекор мнения

4) в продолжение часа

15.В какомпредложениивыделенноесловопишетсяслитно?

1) Спрячься (за)то дерево.

2) И так(же), как сотни лет назад, не все возвращаются обратно.

3) Что(бы) ни случилось, всё равно нужно делать своё дело.

4) Наш класс упорно готовился к соревнованиям, (по)этому мы и победили.

16.В какомпредложениине сословомпишетсяраздельно?

1) Твоя опрометчивость привела к (не) приятным последствиям.

2) (Не)смотря на хорошую погоду, мы не пошли на экскурсию.

3) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

4) (Не)сделанная вовремя работа приучает к безделью.

17.В какомряду все словапишутсячерездефис?

1) еле(еле), где(то), (по)новому пути

2) (в)пятом классе, далеко(предалеко), (по)товарищески

4) (кое)что, (по)английски, (по)медвежьи

18.Укажите простое предложение.

1) Меня окликнула девушка, чьё лицо мне показалось знакомым.

2) Суок уронила четвёртое пирожное, которое было самым рассыпчатым и с виноградиной.

3) Лишь причудливо избы сутулятся, да роса звонко падает с крыш.

4) Пчёлы, привлечённые сладким запахом, закружились над вазочкой с вареньем.

19.Укажите, наместекакихцифрдолжныбытьзапятые в предложении.

Хаджи Мурат остановился (1) бросив поводья (2) и (3) отстегнув чехол винтовки (4)

вынул её.

Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Ночью на море разыгралась буря, длившаяся несколько часов подряд. (2) Волны, бушуя, сильно качали пароход. (3) Капитан, волнуясь за жизнь пассажиров, приказал приготовить спа-сательные шлюпки. (4) Накренившись на левый борт, судно двигалось по штормившему морю. (5) Наступило утро. (6) И вдруг в тучах показался просвет. (7) Команда оживилась, у пассажи-ров появилась надежда на спасенье. (8) Волны постепенно улеглись. (9) Люди, слабо улыбаясь и не веря себе, осмелились покинуть каюты и, стоя на палубе, дышали солёным морским воз-духом. (10) Командир корабля, стоя на капитанском мостике, направлял судно по нужному курсу, и, замерев у штурвала, опытный рулевой ожидал дальнейших приказаний.

20.Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1) Капитан волновался за жизнь пассажиров.

2) Утром у пассажиров появилась надежда на спасенье.

3) Командир корабля стоял на капитанском мостике, замерев у штурвала.

4) Пассажиры, покинув каюты, стояли на палубе.

21.Какой частьюречиявляетсясловонесколько (предложение 1)?

22.Среди предложений 7-10 найдите предложение с тремя деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения.

23.Из предложения 9 выпишитевозвратноеместоимение.

24.Сколько грамматическихоснов в предложении 10? Свойответзапишитецифрой.

25.Чем осложненопредложение 1? Напишитеномерправильногоответа.

1) обособленным определением

2) однородными членами предложения

3) обособленным обстоятельством

4) распространенным обращением