Тема: «Безударная гласная»

Цель: формирование умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

1. Коррекционные:

Развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха,
- развитие умения сравнивать нормы произношения слов с их написанием,
- обогащение словаря,
- развитие мелкой моторики и неречевых процессов.

2. Обучающие:

Формирование умения подбирать проверочные слова,
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи и построение связного высказывания,
- предупреждение ошибок, развитие орфографической зоркости.

3. Воспитательные:

Развитие познавательной активности детей.

Оборудование:

компьютер, резиновые шарики, картина с котёнком, индивидуальные карточки с заданиями, большие карточки со словами на доску, предметные картинки, лото «Безударная гласная», оценочные карточки.

Ход занятия:

1. Психологическая установка.

Наши глаза хорошо смотрят и всё (видят), наши уши внимательно слушают и всё (слышат), наша голова хорошо (думает). Мы всё сможем, всё сумеем, у нас всё получится.

2. Пальчиковая гимнастика с резиновыми шариками.

Круговые движения ладонями,
- поперечные движения всеми пальчиками,
- круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
- передача шарика пальчиками,
- вращение шариков в одной руке.

3. Я сегодня по электронной почте получила письмо, отгадайте от кого.

Чуб торчит, сам коротышка,
Про него есть чудо-книжка.
Он озорной, в широкой шляпе,
Живёт в Цветочном городке.
А ты попробуй, угадай-ка,
Как все его зовут?

(Незнайка)

4. Давайте посмотрим на картинку, что там нарисовано?

Вот какой рассказ получился у Незнайки.

К…тёнок.

У девочки маши жил к…тёнок Пушок. Он любил сидеть на …кне и смотреть на цв…ты. Однажды он решил погулять в с…ду. Зв…рёк спрыгнул с …кна в тр…ву. Пушок подбежал к красивому цв…тку и понюхал его. Вдруг из цв…тка вылетела пч…ла и чуть не ужалила его. К…тёнок испугался и побежал д…мой.

Как называется этот рассказ? Почему Незнайка не знает, как писать слово «котёнок»?
Давайте произнесём это слово.
Какой звук слышится в корне слова?
-Звук «а».
Но ведь есть слово «кот», «кошка», «котик». Какие это слова?
- Однокоренные.
Почему же в них чётко слышен звук «о»?
- Потому, что он стоит под ударением.
Давайте поставим ударение в слове «котёнок».
Так почему же в корне слова гласная вызвала сомнение?
- Потому, что она не под ударением.
Эта гласная называется «безударная».
Посмотрите на рассказ Незнайки, какую орфограмму не знает Незнайка?
- Безударную гласную.
Почему безударная гласная вызывает у Незнайки сомнения?
- Она слышится нечётко, непонятно.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?
- Надо подобрать проверочное слово.

Давайте сегодня на занятии мы с вами и будем учиться подбирать проверочные слова и научим этому Незнайку.

5. Как же правильно подобрать проверочное слово, что нужно сделать? Давайте вспомним, что мы вначале выделили в слове «котёнок»?

1. Поставить ударение.
2. Найти безударную гласную.
3. Подобрать проверочное слово.

6. Какое же слово будет проверочным?

Перед вами карточки. В скобках написаны слова. В каждом слове выделить корень,
поставить ударение.

Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка) Трава
Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница) Грибы
Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек, дождевой) Дождь
В каких словах гласная в корне звучит чётко? Назвать только проверочные слова,
объяснить, что это

а) однокоренное слово, с ударной гласной в корне.
Значит, какую букву надо писать в словах? (Дать пояснение по каждому слову)
Логопед вывешивает слова на доску, копим словарик. Прочитать эти слова.
Получилось ли правильно выбрать проверочное слово? Отметить сложность
выполнения в оценочных карточках.

7. А сейчас мы с вами будем составлять словосочетания, и нам опять нужно будет
подобрать проверочное слово.

Ранняя ос…нь (осина, осенний) Осень
Чистая в…да (воды, водит) Вода
Лесная тр…па (тропочка, трап) Тропа
Высокая г…ра (горка, горе) Гора

Проверка с объяснением. Какое слово в этом случае будет проверочным, что мы можем сделать?

б) изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Отметить в оценочных карточках, получилось ли у вас правильно выполнить это
задание.

8. А сейчас давайте поиграем в игру «один - много».



Логопед пишет проверочные слова на доске, а дети - в тетрадях.
Например: лиса - лисы.
А почему эти слова будут проверочными?
- Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение.
(Слова после объяснения детей выставлять на доску)
В оценочных карточках отметить справились с заданием или нет.

Они все с орфограммой на безударную гласную, они все существительные.
Все слова закрыть. Вспомните слова из нашего словарика.
Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная.
Д/и «Безударное лото»
Вставить пропущенную букву, подобрав проверочное слово (буквы на фишках).
Затем сравнить с написанием слов на доске.
Отметить сложность задания в оценочных карточках.

10. Мы с вами всё занятие учились подбирать проверочные слова. Ответьте, какие слова будут считаться проверочными?

Однокоренные слова, с ударением в корне слова.
- Можно изменить слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Давайте посмотрим, научился ли Незнайка подбирать слова с безударными гласными.
Прочитать рассказ, объясняя написанные Незнайкой слова.
В оценочных карточках отметить получилось ли правильно подобрать проверочные слова.



Ребята, мы сегодня работали с именами существительными, но ведь и в других частях речи может встречаться орфограмма: безударная гласная, посмотрите на наш рассказ. На следующем занятии мы будем продолжать находить безударную гласную в корне слова в разных частях речи.

11. Подводим итог.

Чему мы учились?
Какие слова будут проверочными?
Что понравилось?
Кому было трудно?


Приложение 1.


Ранняя ос…нь (осина, осенний)
Чистая в…да (воды, водит)
Лесная тр…па (тропочка, трап)
Высокая г…ра (горка, горе)


Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка)

Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница)

Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек)

Гн…здо (гнёздышко, гнездование, гнездятся, гнёзда)


Приложение 2.

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса

Тема: Безударные гласные

    логопедическая: выделение гласных звуков из слов;

    лексическая: цветы;

    грамматическая: нахождение и проверка безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

Цели:

    образовательные:

    • упражнять в написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

    коррекционные:

    • совершенствовать навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в умственном плане;

      уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и антонимов;

      развивать функции словоизменения;

    воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование: индивидуальные зеркала, настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность «цветок со съёмными лепестками», карточки со словами-опорами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Произнесение гласных с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции гласных звуков).

2. Из ряда букв запомнить гласные и найти соответствующую букву в азбуке-мозаике

Р, А, В, И, К;
О, З, Х, Ш, У;
Л, Х, Ы, Э, Т, Ф, М;

Логопед:

Какие гласные буквы вы еще знаете?
– Назовите все 10 гласных букв.

3. Сообщение темы занятия

Логопед: Очень много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если гласная безударная?

Дети: Значит необходимо подобрать родственное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением.

Логопед: Сегодня мы будем находить гласные в корне слова, определять в какой позиции они находятся, и учиться проверять безударные гласные в корне слова.

(Дети записывают тему занятия в тетрадях)

II. Основная часть

1. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед: А название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к схеме.

(На магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковые схемы)

2. Расширение и уточнение словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие валентностей слов.

Логопед: Нашими помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он некрасивый. У него нет лепестков. Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать слово, связанное с цветком.

Однокоренные слова

Логопед: Запишите однокоренные слова для слова «цветок».

(Дети записывают слова на лепестках цветка. Слова: цветы, цветочек, цветной, цветотовод, цветочница, цветущий, цветной, цветочный, цвести)

В помощь логопед задает вопросы:

а) помещение, где растут цветы;
б) человек, который выращивает цветы;
в) женщина, которая продает цветы;
г) киоск, в котором продают цветы.

Логопед:

Выделите общую часть родственных слов.
– Какая гласная стоит после буквы в?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Поставьте ударение.
– В какой позиции находится гласная в корне?
– Как проверить правильность ее написания?

(Лепестки с написанными словами прикрепляются к цветку).

Слова, обозначающие признаки предмета

Логопед: Ребята, а какие бывают цветы?

(На каждом лепестке написан вопрос. Вопросы: Как называются цветы, растущие в поле, в лесу, в комнате? Цветы, растущие весной? Цветы, которые пахнут?)

Логопед: Ответьте на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка.

(Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие).

Логопед:

Поставьте ударение.
– В каких словах ударение падает на гласную в корне?
– В каких словах есть безударная в корне?
– Подберите проверочные слова.

(Проверочные слова: поле, лес, весны, пахнет. Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).

Логопед: А какого цвета бывают цветы?

(Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).

Физкультминутка

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.

(Дети выполняют соответствующие движения под счёт).

Слова, обозначающие действия предметов

Логопед: Теперь украсим наш цветок словами-лепестками, которые обозначают действия предмета. Какие действия может совершать цветок?

расцветает
зацветает
увядает
отцветает

распускается
радует
звенит
растет

Логопед: Соедините красными стрелками слова – синонимы, а синими – слова – антонимы.

(Задания выполняются на лепестках и прикрепляются к цветку).

Развитие функции словоизменения

Дидактическая игра «Доскажи словечко». Измените слово «цветок» по смыслу.

В цветнике расцвел … (цветок).
В мире лучше нет … (цветка).
Очень рады мы … (цветку).
Мы несем домой …(цветок).
Мы любуемся …(цветком).
И поем мы о …(цветке).

Развитие валентностей слова «цветной»

Логопед: Составьте словосочетания со словом «цветной», используя данные картинки.

(Картинки: шары, телевизор, капуста, карандаши, платок, фонарики)

В каких словосочетаниях слово «цветной» можно заменить на слово «разноцветный»?

Развитие связной речи

Работа с деформированным предложением и текстом.

(Слова – опоры: Весной, зацветают, подснежники. Дети, рады, первым, цветам. Они, любуются, их, красотой).

Логопед:

А какие цветы вы знаете?
– Составьте предложения, пользуясь опорными словами.
– Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
– Прочитайте получившийся рассказ. Запишите его в тетрадь.
– Обозначьте безударную гласную и поставьте ударение.
– Какими родственными словами мы проверим сомнительные гласные?

(Дети выполняют задание в тетрадях)

Словесно-логические задачи

Логопед: Прочитайте предложения. Найдите слова, имеющие прямое и переносное значение.

    В саду расцвели белые розы.

    На стене висит цветной ковер.

    Лицо цветовода цветет от радости.

III. Итог занятия

Логопед:

О чем мы сегодня говорили?
– Послушайте стихотворение:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.

О чем это стихотворение? Как нужно относиться к природе?
Посмотрите на наш цветок. Каким он стал красивым. На последнем лепестке напишите ваше заветное желание. Наш цветок волшебный и я надеюсь, что ваши желания обязательно исполнятся.

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цели:

Обучающие

  • Закрепление знаний учащихся о безударных гласных и способах проверки безударных гласных в словах.

Коррекционно-развивающие

  • Развитие фонематического восприятия; развитие языкового анализа и синтеза.
  • Уточнение, активизация и накопление словаря на базе лексической темы “Грибы”.
  • Развитие связной речи через составление предложений из слов; составление рассказа последовательной организации.
  • Развитие навыка слогового чтения.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие познавательного интереса.

Воспитательные

  • Воспитание самостоятельности в работе.

Оборудование: декорации “Деревья”, карточки с названиями грибов; карточки со словами на правописание безударной гласной, корзина, предметные картинки, памятки по проверке безударной гласной, сигнальные карточки с гласными а, о, е, и, наборное полотно для составления рассказов последовательной организации, опорные слова из текста, текст.

Техническое сопровождение: Звукозапись “Звуки леса”, презентация-кроссворд “Соберем грибы”.

Ход занятия

I. Организация сюжетно-ролевой игры.

Звукозапись “Звуки леса”. Декорации “Деревья”. Картинки с изображением грибов.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в лес. Чего там только нет! Мы будем собирать грибы! Кто хочет набрать полную корзину?.. (Учитель достает корзину.) Тогда за дело!

Сколько заданий выполним, столько грибов соберем.

II. Объявление темы занятия.

(Тема записана на доске верхними половинками букв.)

Ребята, а на какую тему мы будем выполнять задания? Попробуйте прочитать.

Ответ: Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными.

Сегодня мы продолжим определять в словах безударные гласные и потренируемся проверять их.

III. Актуализация знаний.

Учащимся выдаются карточки.

Задание 1: приготовьте слова для чтения.

План:

  1. Выделить гласные.
  2. Выделить слияния.
  3. Разделить на слоги.
  4. Поставить ударение.

Задание2. Прочитайте слова, выделяя голосом ударный гласный:

  1. с ударным первым слогом;
  2. с ударным 2-м слогом;
  3. с ударным 3-м слогом.

Как звучит ударный гласный?

Ответ: громче и дольше других звуков.

Какой гласный в слове требует проверки?

Ответ: безударный гласный требует проверки.

Давайте, ребята, вспомним, как не допустить ошибку при написании слов с безударной гласной.

Дети читают хором таблицу на доске:

“Если безударная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение”.

Какие гласные в безударном положении обычно спорят?

Ответ: е-и, о-а, и-е-я.

Одному из учеников предлагается найти гриб, положить его в корзину.

Учитель спрашивает ребят:

Какой гриб нашел Миша?

Ученики называют.

IV. Работа в динамических парах.

Каждому ученику раздается слово-карточка (количество карточек соответствует числу ребят на уроке):

  • тр-па
  • з-мля
  • гр-бы
  • д-жди
  • тр-ва

Задания:

  1. Прочитай слово.
  2. Запиши в тетрадь проверочное слово.
  3. Запиши слово карточки, вставляя безударную гласную.

По сигналу учителя дети обмениваются карточками по кругу.

Проверка:

Ученики “по цепочке” называют слово, проверочное слово и пропущенную безударную гласную.

Одному из учеников учитель предлагает найти гриб и положить его в корзину. Дети называют гриб.

V. Работа с деформированным текстом.

С, бр-тишкой, в, л-су, мы, гуляли.

Много, там, гр-бов.

Самой, тр-пы, нашёл, у, рыжик, Миша.

Задания:

1. Определите пропущенные безударные гласные. (С сигнальными карточками)

2. Составьте из слов каждой строчки предложения. (Учащиеся составляют предложения из слов, обозначают порядок слов в предложении цифрами над словами.)

3. Запишите предложения. Учитель диктует:

Мы с братишкой гуляли в лесу. Там много грибов. У самой тропы Миша нашел рыжик.

4. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

VI. Презентация-кроссворд “Соберем грибы”.

Посмотрите, ребята, сколько грибов мы собрали. Хорошо ли вы запомнили названия съедобных грибов? Если вы разгадаете кроссворд, значит, смело сможете пойти в лес, чтобы собрать полные корзины. Приложение 1 .

VII. Развитие связной устной речи.

1. Составление предложений по опорным словам.

Дети, где вы сегодня были? (в лесу)

  • дети - лес

Что вы собирали в лесу? (грибы)

Учитель выставляет на наборное полотно слова:

  • лес - грибы

Как вы собирали грибы? (в корзинки)

Учитель выставляет на наборное полотно слова:

  • грибы - корзинки

Из леса с корзинками куда возвращаются люди? (домой)

Учитель выставляет на наборное полотно слова:

  • корзинки - дом

Что дома можно приготовить из грибов? (грибной суп)

Учитель выставляет на наборное полотно слова:

  • дом - суп

Сколько предложений мы составили? (5)

Предложения, связанные между собой, образовали …(текст)

2. Составление рассказа последовательной организации.

Слово “корзинки” можно заменить словом “лукошки”.

3. Чтение текста по слогам.

Карточки.

Де-ти хо-ди-ли в лес. В ле-су о-ни наш-ли мно-го гри-бов. Гри-бы ре-бя-та по-ло-жи-ли в кор-зин-ки. С э-ти-ми лу-кош-ка-ми о-ни вер-ну-лись до-мой. До-ма мА-ма из гри-бов сва-ри-ла прек-рас-ный гриб-ной суп.

VIII. Обобщение. Подведение итогов.

Ребята, вам понравилось в лесу?

Чему мы учились, пока собирали грибы?

Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки?

Приходите на следующее занятие. Вас ждут новые открытия!

Основные цели:

  • развивать умение выделять в словах ударный слог, распознавать ударные и безударные гласные;
  • создать условия для развития умений подбирать проверочные слова.

Дидактические материалы: учебник «Русский язык» Т.М. Адрианова, В.А. Илюхина (УМК «Планета знаний») - АСТ Астрель, Москва, 2015 год, интерактивное приложение к учебнику «Русский язык» 1 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, интерактивное дидактическое пособие «Супер-физкультминутка» (автор Д. Тарасов, руководитель проекта «VIDEOUROKI.NET»

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска «SMART Notebook»

Краткая аннотация к работе: урок ОНЗ для учащихся 1 класса составлен по дидактической системе деятельностного метода Л.Г.Петерсон, с использованием ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Ученики на уроке выполняют пробное действие, сталкиваются с затруднением, ставят перед собой цель на уроке, определяют тему, выводят на основе наблюдений правило, работают в парах и самостоятельно, оценивают свои успехи. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Начать наш сегодняшний урок мне бы хотелось с вьетнамской пословицы.

«Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, …» В этой пословице пропущено два слова. Вы сможете узнать эти слова, если выполните задание.

Перед вами группа слов.

КОГТИ, ВОДА, УЧИШЬСЯ, МОЛЧИШЬ, МОРОСЯЩИЙ

Разделите слова на слоги. Если вы выделите ударные слоги и сложите их вместе, то узнаете, какие слова пропущены.

Но сначала давайте вспомним. Какой слог называется ударным?

Соберите слова. Что у вас получилось? (КОГ ДА У ЧИШЬ СЯ)

Прочтите пословицу полностью. («Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься»)

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если не будешь учиться, то ничего не узнаешь и не добьёшься успеха)

А что значит учиться? (Чтобы узнать новое, надо понять, что ты не знаешь и постараться самому найти способ)

Хотите сегодня получить новые знания?

Я желаю вам удачи. Начинаем работу.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

С чего мы начинаем каждый наш урок? (С повторения знаний, которые нам необходимы для открытия нового)

Задание 1

ГРИБЫ ГРИБНОЙ ГРИБОЧЕК ГРИПП ГРИБНИК

Какое слово в этом ряду лишнее? Почему? (Грипп, так как все остальные слова родственные)

Почему вы так решили? (Они все по значению связаны с грибами и у них есть общая часть слова)

Выделите корень в этих словах. (Корень ГРИБ)

Задание 2

Вставьте пропущенные буквы и запишите слова. Обозначьте в словах ударение.

З..΄ ..МЛИ Н..΄ ..РЫ Г..΄ ..РЫ В..΄ ..ЛНЫ

Проверьте правильность выполнения задания. (На сдоске появляется образец для самопроверки: земли, норы, горы, волны)

У кого возникли трудности с выполнением? Почему вы все с лёгкостью справились с этим задание? (Потому что эти гласные стоят под ударением они в сильной позиции)

Задание 3

Определите пропущенную букву в слове и покажите на веере с буквами

  1. Выявление причины затруднения

Ваши мнения разошлись. Кто из вас может доказать свой выбор, то есть сослаться на известный вам всем эталон (правило)?

Почему вы не смогли доказать? (Потому что мы ещё не изучали такое правило).

С чем вы столкнулись? (Мы столкнулись с затруднением)

А как нужно относиться к затруднению? (Спокойно, не расстраиваться)

Вспомните шаги учебной деятельности. Что нужно сделать, если столкнулся с затруднением? (Нужно остановиться и подумать, а потом самому найти способ решения)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Давайте вспомним, с каким заданием вы не смогли справиться? (Мы не смогли вставить гласную в корне слова РОГА)

Почему вы не смогли вставить пропущенную букву? Ведь вы с лёгкость справились с таким же предыдущим заданием. Чем отличается гласная в этом слове? (Она находится не под ударением, а в предыдущем задании гласные были под ударением)

Какую же цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне)

Правильно. Значит, чему будет посвящён наш урок? Сформулируйте тему урока. (Ударные и безударные гласные)

  1. Реализация построенного проекта

Давайте вместе разбираться. Прочитайте пары слов.

сте/на΄ - сте΄/ны

до/ма΄ - дом

зем/ля΄ - зе΄м/ли

Понаблюдайте за этими парами слов. Что в них изменилось? (Одно слово обозначает один предмет, а другое – несколько таких же предметов)

Понаблюдайте, как звучат гласные в ударных и безударных слогах. Где произношение совпадает с написанием? (Произношение совпадает с написанием, если гласная стоит под ударением)

Как вы считаете, какое слово в каждой паре нужно проверять, а какое не требует проверки? (Слово, где гласная стоит не под ударением, требует проверки, так как произношение не совпадает с написанием и можно допустить ошибку. Слово, где гласная стоит под ударением не требует проверки)

Сделайте вывод, какое слово может быть использовано для проверки написания безударного гласного. (Надо изменить форму слова так, чтобы гласный был под ударением)

Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике. Прочитайте правило.

Молодцы! Вы сами сделали правильный вывод.

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Новое знание вы открыли, что же теперь нужно сделать? (Потренироваться)

Я предлагаю вам потренироваться применять новое правило, выполнив следующее задание. Я буду вам читать стихотворение, а вы дополните недостающие слова.

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – ударный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Если вдруг, дружочек, слышишь

безударный гласный звук,

Будь внимательным, мой друг,

гласный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

«сосна» - на «…» (сосны),

«вода» - на «…» (воды)

«дела» - на «…» (дело)

«трава» - на «…» (травы)

Ударение в корне слышим –

Смело гласную … (напишем).

Кто допустил ошибки? Ребята, кто торопился и не думал прежде, чем ответить? Вы сможете потренироваться применять новое знание, выполнив ещё одно задание. Но теперь не спешите, будьте внимательны.

Помогите нашему мышонку спуститься с горы. Найдите для каждого слова проверочное.

слоны΄ сло΄н

сосна΄ стре΄лы

стрела΄ ря΄д

письмо΄ со΄сны

ряды΄ пле΄чи

плечо΄ пи΄сьма

Каким правилом вы пользовались, выполняя это задание? (Мы находили форму слова, где безударная гласная становится ударной).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый из вас проверил свои знания.

Выполните упражнение №2. Спишите, текст, вставляя пропущенные буквы.

Проверим правильность выполнения самостоятельной работы.

(Проводится фронтальная проверка)

У кого есть ошибка, то поставьте на полях рядом с заданием «?», если ошибок не было поставьте знак «+»

  1. Включение в систему знаний

Подумайте и скажите, чем вам поможет новое знание, которое вы открыли сегодня на уроке? (Мы сможем писать грамотно и не допускать ошибок)

На каких уроках вам может пригодиться это знание? (На всех)

А в каких случаях эти знания вам ещё могут пригодиться? Только ли в учебной деятельности вам могут пригодиться эти знания? (Дети приводят свои примеры)

Давайте проверим, кто уже может грамотно писать.

Спишите из упражнения №5 предложение, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в этих словах знаки ударения и подчеркните слова с безударными гласными, которые надо проверить. Не забудьте проверить их.

1 ряд списывает первое предложение, 2 ряд – второе, 3 ряд – третье. Работать будете в парах. Прежде, чем записать, обсудите выбор буквы.

(После выполнения проводится проверка по образцу).

  1. Рефлексия деятельности на уроке

- Пришла пора завершить нашу работу. О чём мы сегодня говорили на уроке? (Тема нашего урока «Безударные и ударные гласные гласные»)

Какое новое знание вы открыли о безударных гласных? (Мы узнали, как правильно писать слова с безударными гласными)

Настало время оценить свою работу на уроке. Откройте свой личный еженедельник первоклассника и найдите сегодняшний урок. Если вы поняли тему урока и можете рассказать о новом знании другим, у вас не было ошибок при выполнении самостоятельной работы, то закрасьте кружок напротив нашего урока зелёным цветом.

Если вы не поняли тему урока и у вас были ошибки при выполнении самостоятельной работы – красным цветом. Если у вас остались вопросы или вы допустили ошибки в самостоятельной работе – жёлтым цветом.

Поднимите руки, кто закрасил зелёным цветом.

А кто жёлтым? Почему вы закрасили жёлтым цветом?

Кто красным? Почему?

Молодцы те, кто честно оценил свою работу и не побоялся признаться в ошибках. Главное – честно оценить свою работу, чтобы понимать, что вам ещё нужно сделать для улучшения своего результата.

Спасибо за урок. Завтра мы продолжим тренироваться правильно обозначать буквой безударные гласные звуки при письме и вы обязательно добьётесь успеха. Пожелайте друг другу удачи.