Доказательства трудового стажа позволяют точно установить продолжительность временных отрезков, на протяжении которых работник исполнял трудовую функцию. В настоящее время понятие трудового стажа фактически упразднено, а на замену ему пришло понятие стажа страхового. В нашей статье вы найдете информацию о том, какие факты и документы могут выступать в качестве подтверждения наличия у работника определенного вида стажа, и о том, как получить необходимые доказательства в случае, когда предприятие, на котором он трудился, было ликвидировано.

Доказательства, представляемые в подтверждение страхового стажа

В соответствии с положениями раздела II правил, утвержденных постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 02.10.2014 № 1015, страховой стаж подтверждается записями, внесенными в трудовую книжку, а при ее отсутствии или невозможности идентификации указанных в ней сведений:

  • трудовыми договорами и договорами гражданско-правового характера;
  • выписками из приказов;
  • справками, выданными работодателем;
  • лицевыми счетами работника и ведомостями на выдачу ему заработной платы;
  • документами, подтверждающими факт уплаты обязательных платежей в налоговые органы.

Указанные документы необходимо представить для подтверждения страхового стажа в том случае, если в период осуществления трудовой деятельности гражданин не был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования или в сведениях персонифицированного учета имеются пробелы или неточности.

Не знаете свои права?

Доказательства, подтверждающие наличие трудового стажа

С 01.01.2002 в силу вступил закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, который установил определение страхового стажа, — и с этого момента понятие трудового стажа было ликвидировано. Тем не менее процедура подтверждения наработанного гражданином стажа является идентичной прежней вне зависимости от того, в какой период им осуществлялась трудовая деятельность — до наступления 2002 года или после. Таким образом, и после введения закона № 173-ФЗ подтверждение стажа, выработанного до 2002 года, осуществляется при помощи записей, внесенных в трудовую книжку, приказов о приеме на работу и прочих документов, перечень которых был приведен выше.

Подтверждение стажа в Пенсионном фонде

Также подтвердить наличие стажа работы можно путем обращения в ПФР. В том случае, если в период, за которой работнику необходимо получить подтверждение, он был зарегистрирован в качестве застрахованного лица, сведения о его трудовой деятельности можно найти в базе данных Пенсионного фонда. Если же в указанный период гражданин не был застрахован, факт осуществления им трудовой деятельности, в соответствии с п. 5 постановления № 1015, может быть подтвержден показаниями свидетелей.

Для этого необходимо направить в территориальное отделение ПФР заявление с просьбой об установлении времени работы на основании свидетельских показаний. К нему потребуется приложить документы, подтверждающие факт утраты иных подтверждающих трудовую деятельность бумаг (например, архивной справки, содержащей информацию об отсутствии в архиве необходимых сведений).

Как подтвердить трудовой стаж, если предприятие ликвидировано

В том случае, если трудовая книжка у работника не сохранилась либо необходимые сведения являются нечитаемыми или вообще отсутствуют, он может обратиться к бывшему работодателю с целью получения любого из вышеперечисленных документов, подтверждающих факт осуществления им трудовой деятельности. Если же к моменту выхода работником на пенсию предприятие уже не существует, получить необходимые сведения можно, направив запрос в архив, в который работодатель передавал сведения о трудящихся у него гражданах. В архивной справке, выданной по итогам обращения, будет указано наименование должности, которую занимал заявитель, а также точный период времени его работы в организации.

Как видите, подтвердить продолжительность страхового стажа (а для периодов трудовой деятельности, осуществляемой до 2002 года, — трудового) можно разными способами. В том случае, если гражданин был зарегистрирован в качестве застрахованного лица, все необходимые сведения можно найти в базе данных ПФР. Если в требуемый период подобная регистрация не была осуществлена, работнику потребуется представить в ПФР трудовую книжку или иной документ, записи в котором подтверждают факт осуществления трудовой деятельности. Если такие документы не сохранились (например, по причине ликвидации предприятия), необходимо сделать запрос в архив и получить архивную справку, которая также служит доказательством трудового стажа. Если же сведений нет и в архиве, можно доказать факт работы на определенном месте, пригласив свидетелей (ими могут стать коллеги работника, представители руководящего состава и пр.).

Более 20 лет назад начался массовый отток таджикских трудовых мигрантов в Россию. Многие из них на сегодня достигли пенсионного возраста, но не все обладают правами на социальные выплаты. Этот вопрос периодически поднимается на правительственном уровне, но решить его до конца пока так и не смогли.

Форум надежды

Ежегодно в трудовую миграцию в Россию отправляются сотни тысяч граждан Таджикистана. Многие из них уже пенсионеры, однако лишь малая их часть, трудовая деятельность которых соответствует требованиям пенсионного закона РФ, могут получить там пенсию.

Вопросы, связанные с пребыванием таджикских трудовых мигрантов в России, необходимость их пенсионного обеспечения со стороны работодателей, стали одними из ключевых в ходе проходящего в Москве межпарламентского форума «Россия-Таджикистан, потенциал межрегионального сотрудничества».

Необходимость упорядочения миграционных процессов и обеспечения защиты прав и интересов трудящихся – мигрантов, назрела еще в начале двухтысячных, - говорит «АП» завсектором «Миграция населения» Института экономики и демографии Академии наук, кандидат экономических наук Анвар Бобоев.

– Так, в октябре 2004 года между правительствами Таджикистана и России, было подписано Соглашение о трудовой деятельности и защите прав граждан нашей страны в РФ, и граждан России в Таджикистане. Далее, в 2012 и 2013 гг. было подписано еще два соглашения относительно увеличения сроков регистрации для граждан РТ от 7 рабочих дней до 15, и увеличение сроков трудовой деятельности для граждан РТ без выезда с территории РФ от 1 до 3-х лет.

По словам эксперта, за период 2013-2014 годы при совместной работе экспертных групп было подготовлено еще 5 проектов межправительственных соглашений, в частности:

- «О сотрудничестве в области миграции»;

- «Об организованном наборе»;

- «О реадмиссии»;

- «О правовом статусе представительств миграционных служб сторон на территориях друг друга»;

- «О сотрудничестве в области социального обеспечения (пенсионного страхования)».

Вышеназванные проекты Соглашений были рассмотрены и одобрены еще в октябре 2014 года, а также и в марте 2015-го. Они были включены в совместный план мероприятий и должны были быть подписаны, но, к сожалению, этого не было сделано, - отметил Бобоев.

Минтруда и миграции: пенсионный вопрос решится, но не сегодня и не сейчас

Вопрос обеспечения наших трудовых мигрантов пенсией, также обсуждается не первый год. Пенсионный вопрос решится, но не сегодня, и не сейчас. Мы к этому идем, - говорит замминистра труда, миграции и занятости населения Таджикистана, Нурулло Махмадуллозода.

Страховую пенсию по старости мигранты могут получать, согласно пенсионному законодательству РФ с 2015 года, если имеют вид на жительство (ВНЖ), страховой стаж не менее 15 лет и достигли пенсионного возраста. При этом, конечно же, стаж работы должен быть официальным, с выплатой всех социальных взносов.

К сожалению, даже многие из тех, кто работает в России 15-20 лет, так и не сделали себе ВНЖ. Кроме того, не все наши трудовые мигранты официально оформлены и получают «белую» зарплату, и как следствие, с их зарплаты не переводятся средства на соцвзносы. По этим причинам большинство наших мигрантов, достигших пенсионного возраста, не могут получить в России пенсию.

Учитывая эти обстоятельства, некоторые эксперты прогнозируют, что подписание Соглашения по пенсионному страхованию, не даст реальных результатов, и вопрос доступа к системе накопительных пенсий трудовыми мигрантами останется открытым.

В стороне могут оказаться и многие из тех, кто трудится в РФ, имея патенты.

Патент, это только входной билет для работы, далее трудовой мигрант должен представить договор с работодателем, который подтверждает, что он будет платить налоги по его зарплате. Однако со многими трудовыми мигрантами такие трудовые договоры не заключаются, потому что, российским работодателям для привлечения иностранных рабочих нужно иметь лицензию, удерживать по повышенной ставке подоходный налог.

Поэтому частный сектор, или бизнес, заинтересован в нелегальных взаимоотношениях. Это соглашение может затронуть лишь незначительное число мигрантов, которые работают в госсекторе, - считает экономист Самиджон Носиров.

Фактор доверия

По мнению экс-главы представительства ФМС РФ в Душанбе Виктора Себелева, для того, чтобы предметно и обоснованно говорить о пенсионном обеспечении трудовых мигрантов из Таджикистана, необходимо знать какое количество граждан вносит отчисления в Пенсионный Фонд России, сколько лет они это делают, и какая сумма этих взносов накоплена за это время.

- Без таких сведений обсуждать этот вопрос бессмысленно. Но пока, никто из ответственных работников не удосужился озвучить эти цифры, - прокомментировал он вопрос на странице «АП» в Фейсбуке.

Во время обсуждений пенсионного вопроса в прошлом, звучали предложения о создании спецфондов, куда бы трудовые мигранты выплачивали определенную сумму, а на старости лет оттуда смогли бы получать пенсии. Такие фонды могли бы существовать как на территории Таджикистана, так и на территории России. Такой механизм для иностранцев предусмотрен во многих странах мира.

Но сейчас люди мало доверяют банкам и социальным фондам. И как мы видим, не безосновательно. Социальные фонды в России также сталкиваются с финансовыми проблемами, и нет уверенности, что через десять лет их деятельность будет также стабильной, - считает эксперт Анвар Бобоев.

По его мнению, в скорейшем решении пенсионного вопроса важно доверительное отношение сторон.

Многое в этом отношении зависит от тех, кто ведет переговорные процессы с российской стороной. Нужно квалифицированно, четко и обоснованно преподносить свои расчеты. Вот, например, согласно данным российских экспертно-аналитических центров, патентная система, введенная в России с 2010 года, за этот период принесла в бюджет страны более 100 млрд. рублей.

Или, скажем, возьмем общее количество наших трудовых мигрантов – свыше 500 тысяч, умножим их на 500 долларов ежемесячной зарплаты. Выделив оттуда 25% соцотчислений, власти России получают в свой бюджет более 60 миллионов долларов ежемесячно.

И все эти огромные средства, результат тяжелого труда мигрантов. Ну а те, кто по тем или иным причинам не могут получить пенсию в России, должны получать её здесь, в Таджикистане. Хотя бы потому, что и в нашу страну наши мигранты переводят более двух миллиардов долларов ежегодно. Мы должны решить этот вопрос как можно скорее. Этого ждут полмиллиона наших соотечетстенников.

Внешняя трудовая миграция граждан РТ за период 2003-2017 гг. (Данные Института экономики и демографии АН Таджикистана)

Для любого юридического факта недостаточно его констатации – его необходимо доказать в правовом порядке. Это же правило касается вопроса о подтверждении фактов о периодах работы, когда подходит время оформлять пенсию. В этой статье мы расскажем Вам, как проводится такая процедура.

Способы и порядок подтверждения стажа работы

Стаж работы гражданина (трудовой стаж) – это одно из основных условий получения права на выплату пенсии, оказывающее влияние также на ее размер. При оформлении пенсии граждане предоставляют документы, свидетельствующие о том, что человек отработал определенное количество лет на том или ином предприятии.

Основные правила подтверждения трудового стажа излагаются в Постановлении Правительства № 555 от 2002 г. Законодательно утверждены 2 способа подтверждения трудового стажа:

  • Документальный с использованием официальных документов граждан. В этом порядке можно подтвердить все разновидности трудового стажа: общего, непрерывного, .
  • Свидетельские показания. Такой способ применяется при отсутствии или нехватке официальных документов, он является вспомогательным, с его помощью доказывается только период общего стажа гражданина.
Правила подтверждения стажа в документальном порядке разделяются, в свою очередь, на 2 этапа:
  • До регистрации в качестве застрахованного лица на основании ФЗ о персонифицированном учете, который вступил в действие в 1996 г.
  • После пенсионного страхования.
На основании ФЗ «О трудовых пенсиях» регулируется порядок подсчета трудового стажа, заработанного гражданами в разные периоды трудовой деятельности. Все установленные факты подтверждаются в форме различных документов, которые сохраняются в установленном порядке по месту работы.

Что может выступать доказательством?

Трудовой стаж при оформлении пенсии гражданину считают на основании главного документа работника – трудовой книжки. Они велись всегда и применяются сегодня на всех предприятиях, независимо от их вида собственности, хранятся и учитываются отделом кадров компании. Они заводятся на работников, устраивающихся на постоянную работу, а также на сезонную, временную, внештатную.

Все записи вносятся в книжку при приеме на работу согласно с ТК. Записи должны совпадать с текстом приказа. Кроме этого, в нее вносятся записи, касающиеся кадровых вопросов после издания приказа по предприятию:

  • о переводе на другую должность;
  • о наградах и поощрениях;
  • об увольнении.
Если по какой-либо причине трудовая книжка отсутствует, или записи сделаны с допущением неточностей, ошибок, то в качестве подтверждающих стаж документов могут использоваться:
  • Трудовые договоры.
  • Справки, которые выписывает отдел кадров, и подтверждает руководитель предприятия.
  • Выписки из приказов.
  • Лицевые счета и другие бухгалтерские документы о выдаче заработной платы.
  • Документ из ПФ РФ или налоговой службы об уплате налогов и обязательных перечислениях.
  • Свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход ИП, которое выдается налоговой службой.
  • Справки из военкомата, воинской части, архива для военнослужащих.
  • Справка из ФСС о периоде выплаты пособия по причине временной нетрудоспособности.
  • Справка из центра занятости о получении пособия по безработице, из архива.
  • Ведомости о выдаче зарплаты наличными деньгами.
  • Характеристики работника во время трудовой деятельности.


Таким образом, официальные учреждения имеют право выдавать справки, подтверждающие стаж граждан при отсутствии трудовой книжки. Бывают случаи, когда у граждан не остается никаких официальных документов. В этом случае подтверждением могут служить, например, удостоверения о членстве в профсоюзной организации с подтверждением факта об уплате работником членских взносов.

Особенности подтверждения стажа документами

Способ подтверждения трудового стажа на основании иных официальных бумаг, помимо трудовой книжки, – довольно распространенное явление при выходе на пенсию, поэтому законодательство предусматривает различные категории трудовой деятельности, где трудовая книжка может отсутствовать (в некоторых ситуациях этот момент значительно упрощает будущим пенсионерам жизнь):
  • Выполнение работ по гражданско-правовому договору. Стаж в данном случае исчисляется с момента заключения соглашения и до дня расторжения.
  • Индивидуальное предпринимательство граждан, которые имеют документ о регистрации их в качестве ИП и оплачивали налоги, что подтверждается документом из налоговой службы или ПФ в зависимости от формы налогообложения.
  • Фермеры, которые исправно платили налоги, о чем свидетельствует справка из ПФ или налоговой инспекции.
  • Работники семейных общин коренных народов Севера, которые зарегистрированы как предприниматели, занимающиеся традиционными промыслами.
  • Работники творческих коллективов, не состоящие в штате, но выполнявшие работы в этих организациях и получавшие вознаграждение за труд.
  • Детективы, нотариусы, адвокаты, которые занимаются частной деятельностью.
  • Военнослужащие, а также приравненные к ним служащие МВД и органов уголовно-исполнительской системы. Эти работники подтверждают стаж справками военкоматов, военными билетами, другими документами, которые свидетельствуют о сроках прохождения службы.
Закон регулирует также перечень частных случаев, когда гражданам необходимо подтвердить различные периоды, которые могут быть засчитаны в страховой стаж: содержание под стражей несправедливо репрессированных, а потом реабилитированных граждан, уход за инвалидами по решению органов социальной защиты, уход за престарелыми родственниками старше 80 лет и прочие. Каждый случай необходимо подтвердить официальными документами.

Более подробную информацию об этих изменениях в законодательстве и подтверждении трудового стажа при уходе за пожилым или родственником-инвалидом Вы можете узнать из данного видео.

Подтверждение стажа свидетельскими показаниями

Свидетельские показания могут стать хорошим подспорьем для граждан, которым необходимо подтвердить трудовой стаж, если по каким-либо причинам отсутствуют другие документы. Для этого работнику следует написать заявление в отдел кадров предприятия, где осуществляется персонифицированный учет.

Необходимо сопроводить заявление такими документами:

  • Документ, который подтверждает фактами обстоятельства, в результате которых была испорчена или утеряна трудовая книжка. Например, подтверждение из службы пожарного надзора о возгорании объекта с указанием даты произошедшего события.
  • Справка об утере книжки с подписью работодателя с указанием причин.
  • Справка из архива об отсутствии данных о запрашиваемых периодах работы.
Если утрата документов произошла в результате небрежного хранения или умышленного уничтожения, но работник в этом не виноват, то в качестве подтверждения трудового стажа могут быть использованы показания 1-2 свидетелей. Они должны быть коллегами работника, то есть трудиться на одном предприятии. Согласно их показаниям, продолжительность времени работы не должна быть больше, чем установлено законодательно при назначении пенсии.

Допустимо, чтобы свидетель предоставил свои показания в письменной форме, если он не может дать показания по объективным причинам, например, в случае заболевания. В ситуации если ПФ принимает решение не учитывать трудовой стаж на основании свидетельских показаний, то граждане могут решить данный вопрос через суд.

Заявление в архив

В процессе оформления пенсии человек может обратиться в архив, если отсутствует трудовая книжка, и нет иных источников получения сведений о местах работы. Архивная выписка – официальный документ, который удостоверяет факты осуществления гражданином трудовой деятельности на том или ином предприятии.

Законодательство не содержит строгого правила оформления заявления, но определенные пункты должны в нем содержаться:

  • наименование архива;
  • Ф.И.О. заявителя, дата рождения, адрес, контакты;
  • заголовок «Заявление о подтверждении стажа»;
  • содержание заявления: просьба о выдаче справки, наименование предприятия, где работал гражданин, должность, период работы;
  • наименование учреждения, куда необходимо предоставить документ;
  • дата составления заявления, подпись заявителя.

Что делать, если в архиве нет нужных документов?

Работая в течение жизни, мало кто из граждан заботится о сохранности всех документов, надеясь на добросовестность отделов кадров и персонифицированного учета. Однако нередки случаи, когда дело доходит до оформления пенсии, обнаруживается нехватка документов, подтверждающих трудовой стаж. Это влияет на размер пенсии, поэтому потенциальным пенсионерам необходимо знать, как решить проблему.

Невозможность подтвердить стаж чаще всего возникает, если речь идет о периодах деятельности граждан, когда еще не была узаконена регистрация в системе обязательного пенсионного страхования.

Будущим пенсионерам необходимо иметь информацию о состоянии своего лицевого счета накануне выхода на пенсию, чтобы убедиться, что все периоды трудовой деятельности в нем отражены. Варианты получения сведений из личного лицевого счета:

  • на сайте госуслуг или ПФР;
  • визит в ближайшее отделение ПФ в своем населенном пункте;
  • по месту работы (в этом случае работодатель может ознакомить работника с данными о сотрудниках, которые он передает в органы персонифицированного учета).
Если гражданин обнаруживает отсутствие в лицевом счете тех данных, которые прописаны в трудовой книжке, ему нужно сразу обратиться в ПФ. Работники пенсионного фонда, в свою очередь, также организуют поиск утерянных сведений.

Как подтвердить трудовой стаж, если предприятие ликвидировано?

Еще один случай, с которым часто сталкиваются граждане при оформлении пенсии: предприятие, на котором когда-то работал гражданин, ликвидировано. В такой ситуации необходимо навести справки о компании в налоговой инспекции, есть ли у нее правопреемник, или произошло слияние с другим предприятием. При наличии правопреемника ситуация упрощается, так как все документы должны находиться у него.

Если правопреемник отсутствует, то информацию о компании рекомендуется искать в архиве. В зависимости от того, кому подчинялось предприятие, документы размещаются в соответствующем архиве: региональном, федеральном или муниципальном. Всю информацию об этом можно получить в налоговой инспекции.

Когда выходят на пенсию, граждане подтверждают, что отработали определенное количество лет на том или ином предприятии. Учитывая факт, что поиск информации о трудовом стаже, который не прописан в трудовой книжке, может занять много времени, будущим пенсионерам рекомендуется заблаговременно изучить свой лицевой счет и заняться оформлением отсутствующих бумаг.

1. Я работал в разных сфере работы в таджикистане имею 18 лет стаж работ получил российское гражданство сохронояться стож роботы в россии.

1.1. Здравствуйте. Важно периоды работы, если это после распада, то нет, так как у каждой страны свой пенсионный фонд. Удачи.

2. Я педагог с 35 летним стажем. До 2002 года я проживала и работала в Таджикистане. В советский период я получила звание Отличник народного образования. В настоящее время я проживаю в Московской области. Гражданство Российское. На пенсии, но работаю. При выходе на пенсию мне не учли мои заслуги, и я получила минимальную пенсию. Могу ли я получить звание ветеран труда, имея награду Отличник образования.

2.1. В настоящее время присвоение звания Ветеран труда, установление льгот и и выплата компенсаций отдано федеральным законодательством на усмотрение региональных органов власти. Обратитесь в орган соцзащиты по вашему вопросу. Удачи


3. Вот я работала воспитателем и подменный воспитателем, в Таджикистане, а на севере стаж 6 лет могу ли я в 50 лет выйти на пенсию имею трёх детей но рождённые в Талжикистане.

3.1. Нет, не можете. Для досрочного назначения страховой пенсии в 50 лет женщине, родившей двух и более детей, необходим стаж работы в районе Крайнего Севера не менее 12 лет и общий страховой стаж не менее 20 лет. Ст.32 ФЗ "О страховых пенсиях".

4. Стаж работы с 1985 по 2008 год был в Таджикистане. Войдет ли он в общий стаж работы и при каких условиях. Что необходимо сделать для его учета.

4.1. В общий стаж может войти только до развала Союза, потому как после развала, это уже иное государство со своей пенсионной системой и отчислениями.

5. Ответьте пож-та, я работала в Таджикистане, как мне подтвердить мой стаж 6 лет? Неужели не достаточно записи в трудовой?

5.1. Если запись в трудовой не вызывает сомнения и все хорошо читается, в том числе и печать, то не нужно ничего подтверждать. Так как трудовая - это документ. Если отказываются зачесть данный период, то нужно обращаться в суд или в прокуратуру.

6. Ответьте пож-та, я работала в Таджикистане, как мне подтвердить мой стаж 6 лет? Неужели не достаточно записи в трудовой?

6.1. Здравствуйте.
Для Пенсионного фонда требуются справки с места работы. Вам нужно обратиться на предыдущее место работы, с запросом о предоставлении такой справки. Если организация уже не существует, обращайтесь в городской архив.

7. Мне нужно получить справку о подтверждении стажа работы в Таджикистане. Адрес нашла, но никто не отвечает. Кто может сделать запрос и как правильно сделать запрос, чтоб получить ответ. Есть только запись в трудовой книжке, что я работала в в/ч вольнонаемной и больше ничего.

7.1. Отправьте письмо в архив воинской части самостоятельно. Письмо направляйте заказное с уведомлением.

8. Мне нужно получить справку о подтверждении стажа работы в Таджикистане. Адрес нашла, но никто не отвечает. Кто может сделать запрос и как правильно сделать запрос, чтоб получить ответ.

8.1. Иные доказательства работы есть? В суде устанавливать факт имеющий юридическое значение

9. Я гражданин Таджикистан образования выше по специальности горные инженер, стаж работы 4 года в шахте, сейчас я в Сургуте могу получать гражданство РФ и как?

9.1. Здравствуйте Рустам!
Вы вправе приобрести гражданство России. Обращайтесь в ФМС.

10. С 1985 года 10 лет до 1995 года работала в Таджикистане п горячему стажу. 1997 живем в РФ гражданство тоже РФ ребенок инвалид с детства в ПФР мне сказали чтоб Таджикский стаж я забыла вообще но как же так? Вопрос могу ли я уйти на пенсию в 45 лет или 50 и по какому основанию т.к. в законе не очень четко прописано и какие документы кроме трудовой необходимо предоставить в ПФР.

10.1. Вы напишите заявление о расчете пенсии, это их работа запрашивать свеедения, а в случае отказа обратитесь с иском в суд, ст. 12 ГК РФ

10.2. Вы имеете право на досрочное назначение пенсии в 50 лет как мать ребенка-инвалида, либо возможно в 45, но при условии, что документально подтвердите факт занятости на работах дающих право на это. Одной записи в трудовой книжке как правило не достаточно, требуется справка уточняющая особый характер работ.
Первый ответ, про "это их работа запрашивать сведения" не верен. В функции ПФ не входит добывание документов.
Тем не менее можете в 45 лет написать заявление в ПФ о назначении пенсии на основании записи в трудовой книжке. Если ПФ посчитает, что записи не достаточно для подтверждения, то получите письменный отказ, с которым уже можете обращаться в суд. А там уже как суд решит.

11. 1961 г. р. с 1982 по 1992 г. жила и работала в Таджикистане.1)Нужно ли подтверждеие стажа работы в Таджикистане? 2) Могу ли в 2015 г. оформить пенсию?

11.1. Мария Геннадьевна, Вы можете оформить пенсию в возрасте 55 лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона о трудовых пенсиях в РФ №173-ФЗ, основным документом подтверждающим стаж является трудовая книжка.

12. До 1991 года стажа не имела. С 1991 г. по 1992 г. работала в Таджикистане, с 1993 г. по 2012 г. работала в Украине (госслужба), с 2012 г. проживаю в Санкт-Петербурге. Будет ли учитываться данный трудовой стаж при начислении пенсии в будущем, по нынешнему законодательству РФ?

12.1. Уважаемая Татьяна!
В соответствии с Федеральным Законом РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Данный документ подписан государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Согласно статье 29 Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", периоды работы и (или) иной деятельности за пределами Российской Федерации, которые выполнялись лицами, застрахованными в соответствии с названным Законом, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 7 Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования признаются в том числе граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору, работающие за пределами территории Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 названного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Исходя из действующего в настоящее время пенсионного законодательства, период Вашей работы в Украине с 1991 г. по 2012 г. будет учтен в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости при условии уплаты страховых взносов.

13. Гражданин России 68 лет, 36 лет трудовой стаж. Всю жизнь прожил и работал в республике Таджикистан. Имеет ли он право на получение пенсии в России, если да, то на каких условиях и в каком размере?

13.1. Если заграница это не СНГ, то пишите заявление в ПФР о назначении пенсии.
см.
по СНГ практически со всеми заключены договоры, кроме Азербайджана. Пенсия назначается на месте проживания.

14. Хочу узнать входит срочная служба в республике Таджикистан в стаж работы в МВД, чтобы выйти на пенсию по льготной выслуге лет?

14.1. Александр Николаевич, добрый вечер! К сожалению, только в календарном исчислении - п. 5 Постановления Правительства РФ № 941.
С уважением,
Харченко О.В.

Если за подтверждением стажа (не важно, имел он место до или после регистрации в системе персучета) гражданин обращается в суд, то он вправе представлять любые доказательства, подтверждающие стаж, в том числе и показания свидетелей.

При работе в особых условиях

Сложнее решается вопрос с подтверждением стажа и характера работы в особых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение (спецстажа).

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Минздравсоцразвития России, в свою очередь, предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ устанавливать тождественность наименований профессий рабочих и профессий, с учетом которых предоставляется право на льготное пенсионное обеспечение, а также тождественность должностей и организаций (структурных подразделений) в отношении всех категорий работников, которым трудовая пенсия по старости устанавливается досрочно в соответствии со ст.27 и 28 Закона о трудовых пенсиях (не путать с тождественностью фактически выполняемой работы , которая устанавливается в каждом конкретном случае индивидуально). Основанием для установления тождественности могут служить документы, представляемые федеральными органами исполнительной власти, и сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, из которых должно быть видно, что характер работы по профессии (должности) аналогичен характеру работы по профессии (должности), предусмотренной статьями 27 и 28 Закона или Списками соответствующих видов работ.

На практике часто возникают ситуации, когда органы Пенсионного фонда отказывают в досрочном назначении пенсии по старости за работу в особых условиях труда из-за недостаточности содержащихся в трудовой книжке работника сведений о периодах трудовой деятельности и невозможности подтвердить их иными документами; несоответствия наименования должности (профессии) в трудовой книжке работника наименованию должности (профессии), дающей право на такую пенсию; отсутствия необходимых уточняющих условия труда и характер выполняемых работ справок (в т.ч. у организаций-правопреемников и в архивных учреждениях); отсутствия необходимых сведений на застрахованное лицо в данных индивидуального персонифицированного учета.

В соответствии с Перечнем документов, утвержденным постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, в необходимых случаях, должны быть приложены документы, подтверждающие характер выполняемой работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

ü Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н.

Когда речь идет о периоде до регистрации застрахованного в системе персучета , если требований о показателях характера работы и условиях труда в Списках нет, а в трудовой книжке содержатся достаточные сведения о производстве, профессии (должности) работника, то дополнительных документов, подтверждающих спецстаж, не требуется.

Иногда требуется подтверждение не только профессии или должности, но и показателей условий труда. Особенность перечня профессий (должностей) Списков №1 и 2 состоит в том, что их полное значение в ряде случаев определяется не только наименованием профессии (должности), но и точным указанием трудовой функции, производственной операции. Иногда трудовая функция зависит от непосредственной занятости работника в предусмотренных Списками технологических подразделениях. Часто профессия работника определяется не только ее наименованием, но и указанием названия управляемых или обслуживаемых работником машин, механизмов, агрегатов, а также характера выполняемых на них работ. Важными являются требования к тем профессиям и должностям, которые обусловлены местом (объектом), структурным подразделением работы, характеризующим условия производственной среды.

В тех случаях, когда в трудовой книжке нет всех необходимых сведений или если законодательством предусматриваются дополнительные факторы (кроме наименования профессий и должностей) для досрочного назначения пенсии, работодатель выдает работнику уточняющую справку о характере выполняемой им работы, в которой указывается, на основании каких документов она выдана. Справка должна подтверждать тождественность выполнявшейся работы той, которая предусмотрена в Списках (при этом могут использоваться данные о должностных обязанностях профессий работников из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий работников).

Основными документами для уточняющей справки являются:

Приказы о закреплении работника за определенными цехами, участками, оборудованием, штатное расписание, карты аттестации рабочих мест по условиям труда, учет фактической занятости на работах, дающих право на досрочную пенсию (где это необходимо для специализированных ремонтных служб и цехов), должностные и рабочие инструкции, технологический регламент, инвентарный список основного оборудования, книга инструктажа по технике безопасности, журналы заданий, технический паспорт оборудования и иные документы предприятия, подтверждающие факт работы во вредных условиях;

Когда на предприятии не сохранилось необходимых документов, но на протяжении ряда лет не менялась технология производства и оборудование, не изменялся характер работы и условия труда работников, для подтверждения специального стажа можно использовать документы, действующие на предприятии в данный период времени (однако, в этом случае неизменность оборудования, технологии и т.д. требует дополнительного подтверждения);

Для подтверждения показатели условий труда могут использоваться заключения органов экспертизы условий труда (карты аттестации рабочего места по условиям труда) . Так, согласно п. 22 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в тех случаях, когда в «льготных» пенсионных Списках предусмотрены не только наименования профессии или должности, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при установлении права работника на пенсию в связи с особыми условиями труда при необходимости заключения дают органы Государственной экспертизы условий труда;

Основанием для отнесения к конкретному производству, предусмотренному Списками, могут быть учредительные документы, лицензии на осуществление определенных видов деятельности, сертификаты работ (услуг), свидетельство о регистрации в госреестре опасных производственных объектов, технологический регламент, присвоенный предприятию код по ОКВЭД, документы плановых и производственных отделов, характеризующие структурное подразделение по производственным признакам, ЕТКС, каждый выпуск которого представляет перечень профессий к одному или нескольким производствам. О характере производства можно судить по наименованиям структурных подразделений (цехов, участков и т.д.). Вопрос отнесения конкретного производства к производству, занятость в котором дает право на пенсионные льготы, может рассматриваться в соответствии с Общероссийским классификатором экономической деятельности, введенным в действие с 01.01.2003, а за период до указанной даты - в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг и Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства. Под производством понимается изготовление предусмотренной Списками продукции независимо от того, занята ли изготовлением этой продукции организация (предприятие) в целом или только цех, участок, отделение и пр.

Нередко суды, рассматривающие дела, связанные с подтверждением занятости работника в определенных условиях, отвергают доводы Пенсионного фонда о том, что характер работы должен подтверждаться какими-то определенными документами. Так, например, Верховный Суд РФ в Определении от 10 марта 2006 года по делу № 46-В06-3 указал: «Довод ответчика в жалобе о том, что исследованных судом документов недостаточно для назначения истцу досрочно трудовой пенсии, поскольку работа в полевых условиях в вышеназванный период не подтверждена соответствующими приказами организации, в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку установлено, что эти документы уничтожены в связи с истечением срока хранения, поэтому указанное обстоятельство, как не зависящее от истца, не лишает ее права на назначение льготной пенсии по решению суда».

В соответствии с ранее действовавшим порядком подтверждения трудового стажа (действовавшая до 01.01.2010 г. редакция п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях допускает применение ранее действовавшего порядка подтверждения трудового стажа) и действующими в настоящее время Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24 июля 2002 года № 555 и Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н, специальный стаж (характер работы) при непосредственном обращении работника в Пенсионный фонд не может быть подтвержден свидетельскими показаниями (кроме случаев утраты документов в результате чрезвычайных ситуаций ).

Однако, до 1 января 2010 года при рассмотрении данной категории дел в судебных инстанциях судьи исходили из следующей позиции: «характер работы может быть подтвержден свидетельскими показаниями, поскольку каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей» .

1 января 2010 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ в Закон о трудовых пенсиях. Пункт 3 статьи 13 был дополнен положением о недопустимости подтверждения характера работы показаниями свидетелей.

Верховный Суд РФ не замедлил дать свое толкование этому нововведению. В Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2010 года (вопрос 4) он указал: «…после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ)… суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы». Позже свою позицию Верховный Суд закрепил и в Постановлении Пленума от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Осталось не ясным, как в таком случае следует понимать фразу из абз. 4 п. 12 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях («…применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ…, который был установлен и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона»), учитывая, что действовавший до 01.01.2002 г. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не запрещал использование показаний свидетелей для подтверждения характера работы (стажа на соответствующих видах работ). Можно ли, ссылаясь на абз. 4 п. 12 ст. 30, прибегать к показаниям свидетелей при доказывании в суде «льготного» пенсионного стажа, заработанного до 1 января 2002 года?

Не ясно также, насколько правомерно спорную норму из пункта 3 статьи 13 (в ее толковании, данном Верховным Судом РФ), регулирующую взаимодействие гражданина с Пенсионным фондом, распространять на судебный процесс, не нарушает ли это конституционные права граждан на судебную защиту. А если норма о запрете использования свидетельских показаний должна применяться и при необходимости подтверждения характера работы, имевшей место до введения данного запрета (т.е. до 01.01.2010 г.), то не противоречит ли это принципу правовой определенности в пенсионном законодательстве, на который постоянно ссылается Конституционный Суд РФ?

Без ответов на перечисленные вопросы, мнение о невозможности использования показаний свидетелей, высказанное Верховным Судом, представляется не вполне убедительным.

Так же как и при подтверждении общего стажа, периоды работы в особых условиях после регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета .

Отсутствие таких сведений не должно являться поводом для отказа в зачете в «льготный» пенсионный стаж определенных периодов работы, поскольку правильность, полнота и своевременность отражения сведений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика (пенсионного органа) и страхователя (работодателя), а не работника.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 14) и Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ст. 11) работодатель обязан представлять в территориальные органы Пенсионного фонда документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты пенсии (в частности, сведения, в которых указывает периоды деятельности, включаемые в спецстаж). Органы Пенсионного фонда в свою очередь наделены полномочиями проводить у работодателей проверки документов, связанных с назначением и выплатой пенсии, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за работающих у него лиц; требовать и получать у работодателей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений; корректировать (исправлять) сведения персучета по результатам проверки .

В свете Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П можно вести речь о недопустимости возложения на работников ответственности (в виде лишения или уменьшения трудовой пенсии (в т.ч. досрочной) за невыполнения своих обязанностей другими субъектами системы обязательного пенсионного страхования (работодателем – по своевременному предоставлению необходимых для досрочного назначения пенсии сведений; органом Пенсионного фонда - по контролю за правильностью и своевременностью предоставления работодателем сведений за работников).

Поэтому, обращаясь в суд, работник вправе представлять любые, не запрещенные законом, доказательства характера своей работы, имевшей место и после регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

В некоторых случаях требуется подтвердить постоянную занятость на соответствующих видах работ (например, в соответствии с п.4 Правил от 11 июля 2002 г. № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами).

Продолжительность полного рабочего дня (смены) определяется, исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Предоставляемые при этом отдельным работникам специальные перерывы для обогревания и отдыха, обусловленные технологией, организацией производства или климатическими условиями, включаются в рабочее время.

Понятие полного рабочего дня содержится в п. 5 постановления Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 29. Речь в нем идет о выполнении работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Для подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня могут использоваться журналы и табели учета рабочего времени, лицевые счета и др.

В то же время в соответствие с «Методическими рекомендациями по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и 2», утвержденными заместителем управляющего ГУ - Отделением ПФР по г. Москве и Московской области 20 апреля 2006 года: «если организация или ее конкретное подразделение (цех, участок и пр.) работали стабильно, без простоев, то нет необходимости проверять постоянную занятость работников, принятых на постоянную работу (практически за период до 1992 года стабильность работы в промышленности, строительстве и на транспорте соблюдалась )».

ü В качестве примера судебной практики по вопросу о том, необходимо ли подтверждение постоянной занятости в периоды работы до 1992 года, небезынтересен вывод, сделанный Верховным Судом РФ в Определении от 20 января 2012 г. № 81-В11-9.

Пример 1. В трудовой книжке работника имеется запись о том, что он работал по профессии «лудильщик», фактически же он выполнял работы лудильщика горячим способом.

Разделом III «Металлургическое производство» Списка № 1 предусмотрена профессия «лудильщики горячим способом», при этом условием назначения льготной пенсии является их занятость в прокатном, колесопрокатном, бандажепрокатном, вилопрокатном, жестекатальном, лудильном, оцинковальном и освинцевальном производстве, производстве рельсовых скреплений, вырубке и зачистке горячего металла, термической обработке, производстве калиброванного металла.

Работнику в данном случае необходимо подтвердить: соответствие выполняемых обязанностей должностным обязанностям содержащейся в Списке профессии лудильщика горячим способом (их можно найти в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 2, утв. Постановлением Минтруда России от 15 ноября 1999 г. № 45); выполнение указанной в Списке работы постоянно в течение полного рабочего дня (журнал учета рабочего времени); принадлежность производства, в котором он был занят, указанным выше (используя, например, имеющиеся у предприятия сертификаты работ, присвоенный предприятию код по ОКВЭД).

Пример 2 . Пенсионный фонд отказался засчитывать в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, время работы в должности мастера основного производственного участка на обогатительной фабрике. Особенность производства заключалась в работе с веществами, характеризующимися высокой радиоактивностью. Занятые в нем работники должны пенсионироваться по Списку №1, разделу XXII - «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами», коду позиции 12201000-17546 - «Рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях».

В данном случае от работника требовалось подтвердить показатели условий труда на рабочем месте (радиоактивность свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ).

Собрать все запрошенные органом пенсионного обеспечения документы для работника оказалось затруднительно, прежде всего, из-за того, что к моменту достижения им пенсионного возраста предприятие прекратило свою работу, многие документы в архив не сдавались, а некоторые и вовсе отсутствовали.

Для подтверждения условий труда на рабочем месте работник представил в суд имевшуюся в его распоряжении санитарно-гигиеническую характеристику условий труда другого работника (в ней описаны условия работы всех отделений предприятия), а также карту аттестации своего рабочего места по условиям труда.

То обстоятельство, что санитарно-гигиеническая характеристика условий труда и карта аттестации были составлены позже невключаемого в спецстаж периода работы, суд не посчитал основанием к отклонению данных документов как доказательств, поскольку сведений о том, что производственный процесс был впоследствии изменен, суду представлено не было.

Суд также отверг доводы пенсионного органа, о том, что представленных работником документов не достаточно, указав, что «отсутствие документов, прямо указывающих на характер выполняемой работы и условия, при которых она проводилась, таких как: инструкции (обязанности), санитарный паспорт на право работы с источниками ионизирующего излучения, приказы о допуске к работам с радиоактивными веществами, санитарно-эпидемиологическое журнал учета (передачи) радиоактивных веществ на рабочем месте, не могут являться основанием к отказу в иске, поскольку ответственности за их издание и хранение в обязанности истца не входило».

Действующее законодательство предлагает также следующие варианты решения проблемы незачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые актуальны в тех случаях, когда работник еще не достиг пенсионного возраста :

  1. Обращение работника непосредственно в пенсионный орган с заявлением об уточнении (исправлении) сведений о стаже до 01.01.2002, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете (основание – п. 4 и 8 Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, утв. Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 № 246п).

!!! Что такое – см. в разделе «Разъяснение гражданам их пенсионных прав. Превентивные меры по устранению нарушений пенсионных прав».

  1. Обращение работника в орган Пенсионного фонда или в суд с требованием об исправлении сведений персонифицированного учета в части присвоения спорным периодам работы кода льготной профессии (основание – ст. 14 Федерального закона отапреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», п. 64. Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н).

Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования», периодам работы в особых условиях труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, присваивается т.н. «льготный» код (при их отражении в системе персучета). Соответственно, если Пенсионным фондом данные периоды были отражены как общий стаж работы (не дающий право на досрочную пенсию), код льготы у них отсутствует.

  1. Обращение работодателя в суд с требованием признать незаконным отказ органа Пенсионного фонда в принятии индивидуальных сведений о застрахованных лицах с учетом кодов льготных профессий.

Этот вариант позволяет решить проблему незачета периодов «льготной» работы не в индивидуальном порядке, а для всех работников, занятых по аналогичной профессии, в аналогичном производстве и т.д.

Пример 3. Иллюстрацией к третьему варианту решения проблемы незачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии (когда работодатель в судебном порядке оспаривает действия пенсионного органа по отказу в принятии сведений о «вредности» стажа работников), служит решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2008 г. по делу № А60-7105/2008-С9 (заявление о признании незаконными действий по отказу в принятии индивидуальных сведений о застрахованных лицах с учетом кодов льготных профессий судом удовлетворено, поскольку, не принимая сведения по льготным профессиям, орган пенсионного фонда препятствует физическим лицам, проработавшим на производстве с вредными условиями труда, получить право на досрочное получение пенсии).

ОАО «Малышевское рудоуправление» обратилось в суд с просьбой признать незаконными действия начальника отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда, выразившиеся в отказе принять индивидуальные сведения о застрахованных лицах ОАО «МРУ» с учетом кодов льготных профессий по Списку № 1 раздела XXIV «Обогащение бериллиевого сырья; производство бериллия и его соединений» и в предложении внести соответствующие изменения в сведения, исключить из них данные по льготным профессиям.

Работодатель (ОАО «МРУ») в судебном процессе обосновал занятость своих работников на работах с вредными условиями труда, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Суд признал действия пенсионного органа незаконными и обязал его устранить допущенные нарушения путем принятия сведений по персонифицированному учету с указанием льготных профессий по Списку № 1 раздела XXIV.

См. постановление Совета Министров СССР от 24 августа 1990 г. № 848 «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий»; Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утв. постановлением Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 г. № 369/16-52; Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190.

См. также постановление Министерства труда РФ от 24 июня 1994 г. № 50 «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций».

См. также решение Верховного Суда РФ от 30 ноября 2001 г. № ГКПИ 2001-1673, определения Верховного Суда РФ от 21 июня 2005 г. № 67-В05-5, от 14 января 2005 г. № 9-Г04-35 и от 10 марта 2006 г. № 46-В06-3.

Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 года.

Определения от 5 ноября 2002 г. № 320-О и от 3 октября 2006 г. № 471-О, постановления от 29 января 2004 г. № 2-П и от 3 июня 2004 г. № 11-П.

Порядок взаимодействия органов Пенсионного фонда и работодателей в целях правильного и своевременного отражения сведений о работниках в системе персучета - см. Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н).