В миру Иван Санин, происходил из семьи богатого вотчинника, владельца села Язвище в Волоколамском княжестве. В 20 лет постригся в Боровском монастыре; не желая мириться с падением дисциплины в монашеской среде ушел из Боровского монастыря. Посетив несколько монастырей и не найдя нигде должного, по его мнению, монашеского образа жизни основал 1479 в районе Волоколамска монастырь, получивший позже его имя (Иосифо-Волоколамский монастырь), где ввел правила общежития отличавшиеся суровым аскетизмом и подробной регламентацией всех сторон монастырской жизни.

Первоначально был связан с удельными волоцкими князьями, братьями Ивана III. Затем порвал с удельно-княжеской оппозицией и встал на защиту великокняжеской власти – в 1507 Иосифо-Волоколамский монастырь перешел под патронат великого московского князя Василия III.

Вел непримиримую борьбу с ересью жидовствующих проникшей в высшее русское общество, в т. ч. в семью великого князя. Выступал за устранение нестроений в монастырской жизни и монашеском быту.

Сохраняя лично уважительное отношение к святому Нилу Сорскому вел полемику с ним и его последователями, представителями течения нестяжателей.

На Соборе в 1503 году Иосиф Волоцкий и иосифляне добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями, а на Соборе 1504 года – жестокой расправы над жидовствующими (Нил Сорский был против гонений на еретиков).

В этот период Иосиф Волоцкий выступил с теорией божественного происхождения великокняжеской власти, что способствовало укреплению позиций великого князя и превращения его власти в самодержавную.

В 1507 году преподобный Иосиф, теснимый своим удельным князем Феодором Борисовичем, обратился с жалобой на него напрямую к Московскому митрополиту святителю Симону и великому князю Василию Иоанновичу, минуя Новгородского владыку. Новгородский архиепископ святитель Серапион счёл это самоуправством и в апреле 1509 года отлучил Иосифа от Церкви. По этому поводу в том же году собрался Собор, снявший с Иосифа прещение.

Основное его сочинение – «Просветитель» («Книга на новгородских еретиков») в краткой и пространной редакциях. Его перу принадлежит: краткая и пространная редакции монастырского «Устава», трактат «Яко не подобает святым божиим церквам обиды творити» (ок. 1507), «Уехав» в краткой редакции (кон. XV в.) и пространной (минейной, ок. 1515); также более 20 посланий к различным лицам: великим кн. Ивану III и Василию III; И. И. Третьякову (1510-11), Б. В. Кутузову (1511) и другим.

Тропарь преподобному Иосифу Волоцкому, глас 5

Яко постников удобрение и отцев красоту,

милости подателя, разсуждения светильника,

вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя,

премудраго Иосифа, российскую звезду,

молящася Господу помиловатися душам нашим.

Кондак преподобному Иосифу Волоцкому, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,

и страстная взыграния в ничтоже вменив,

пустынный гражданин показался еси,

многих быв наставник, Иосифе преподобне,

монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель

моли Христа Бога спастися душам нашим.

Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515) «Просветитель» сложилось в борьбе с ересью жидовствующих, потрясшей Россию на рубеже XV–XVI вв. Этот емкий свод православного богословия объединяет в стройной системе фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и истории Церкви.

Полемически острая, богословски глубокая, живо и ярко написанная, книга эта на протяжении веков оставалась живым явлением русской культуры и оружием идейной борьбы. Нападки на православное вероучение, которые приходилось отражать преподобному Иосифу в XVI веке, повторяются в наши дни с новой силой со стороны бесчисленных сект, ересей и «новых» религиозных и безрелигиозных учений, поэтому «Просветитель», впервые полностью переведенный с церковнославянского на русский язык, актуален и сегодня.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 12 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское близ города Волока Ламского (ныне Волоколамск) в семье благочестивых родителей Иоанна и Марины.

Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение иноку Крестовоздвиженского Волоколамского монастыря Арсению.

В двадцать лет, презрев мирскую суету, Иоанн избрал путь монашеской жизни. По благословению старца Тверского Саввина монастыря Варсонофия он удалился в Боровск, в обитель преподобного Пафнутия († 1478; память 1 мая), который постриг его в иночество с именем Иосифа.

Постриг и последующие монашеские подвиги преподобного Иосифа дали благодатные плоды в жизни всей его семьи. Вскоре после ухода преподобного из мира отец его, Иоанн, был поражен тяжелой болезнью – парализован.

Преподобный Пафнутий немедленно принял и его в свой монастырь, постриг в иночество с именем Иоанникия и поручил заботам сына, который покоил его в течение 15 лет, до самой кончины. Матери своей преподобный Иосиф написал увещательную грамоту, советуя избрать иноческий чин; она приняла постриг во Власиевской женской обители Волока Ламского (в схиме Мария). Вслед за родителями ушли в монашество и братья преподобного Иосифа.

Восемнадцать лет провел Иосиф в послушании у преподобного Пафнутия, нес возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице.

По преставлении преподобного Пафнутия в 1478 г. управление обителью перешло к преподобному Иосифу. Желая установить совершенное и полное общежитие братии, преподобный Иосиф предпринял путешествие по другим монастырям в поисках должного устроения иноческой жизни. Порядок, какой он желал учредить в своем братстве, преподобный нашел в Кирилло-Белозерской обители, где в полноте и строгости бережно сохранялся общежительный устав, заповеданный преподобным Кириллом. Но многие из братии Пафнутьевского монастыря отказывались принять строгий чин общежития, и тогда преподобный Иосиф задумал основать новую обитель в безлюдном, нетронутом месте. С немногими единомысленными ему братиями он удалился в лесную пустошь близ Волока Ламского и там основал обитель по образу монастыря Кириллова. Первый храм, в честь Успения Пресвятой Богородицы, был освящен 15 августа 1479 г.

Постепенно вокруг духоносного наставника собралось множество братии.

Преподобный устроил строгое и совершенное общежитие. Устав обители, позднее изложенный преподобным Иосифом , сохранил для нас монастырские правила. Основой жизни в обители было отсечение своей воли, полное нестяжание, непрестанный труд и молитва. Все у братии было общим: одежда, обувь, пища, питие; без благословения настоятеля никто не мог взять в келью ни одной вещи; никто не должен был пить или есть отдельно от других.

Пища была самая простая, все носили худые одежды, у дверей келий не было запоров. Кроме обычного монашеского правила, каждый инок творил до тысячи и более поклонов в день. К божественной службе являлись по первому благовесту, и каждый занимал в храме строго определенное место; переходить с места на место и разговаривать во время службы запрещалось. В свободное от службы время иноки участвовали в общих работах или в своих кельях занимались рукоделием. Среди прочих трудов в монастыре уделялось большое внимание переписке богослужебных и святоотеческих книг. После повечерия всякое общение между монахами прекращалось, все расходились по своим кельям. Обязательной была ежевечерняя исповедь с откровением помыслов своему духовному отцу. Большая часть ночи проходила в молитве, сну предавались лишь на короткое время, многие – сидя или стоя. Женщинам и детям вход в монастырь был строго воспрещен, а братии не позволялось даже беседовать с ними. Подчиняясь этому правилу, сам преподобный Иосиф отказал в свидании своей престарелой матери-инокине.

Обре́тение мощей

Краткое житие

Пре-по-доб-ный Иосиф Во-лоц-кий (в ми-ру Иоанн Са-нин) ро-дил-ся в се-мье вот-чин-ни-ка, вла-дель-ца се-ла Яз-ви-ще Во-ло-ко-лам-ско-го кня-же-ства. Точ-ная да-та рож-де-ния пре-по-доб-но-го не уста-нов-ле-на, но боль-шин-ство ис-точ-ни-ков ука-зы-ва-ет 1439-1440 го-ды. Пра-дед Иоси-фа - Са-ня (ос-но-ва-тель фа-ми-лии) был ро-дом из Лит-вы. О ро-ди-те-лях пре-по-доб-но-го Иоси-фа Иоанне и Ма-рии из-ве-стий по-чти не со-хра-ни-лось, за ис-клю-че-ни-ем све-де-ний о том, что они умер-ли в мо-на-ше-стве. Кро-ме пре-по-доб-но-го Иоси-фа, у них бы-ло еще три сы-на: Вас-си-ан, Ака-кий и Еле-азар. Вас-си-ан и Ака-кий при-ня-ли мо-на-ше-ский по-стриг. Впо-след-ствии Вас-си-ан стал ар-хи-епи-ско-пом Ро-стов-ским.

В воз-расте се-ми лет от-рок Иоанн был от-дан в обу-че-ние стар-цу Во-ло-ко-лам-ско-го Кре-сто-воз-дви-жен-ско-го мо-на-сты-ря Ар-се-нию. За два го-да он изу-чил Свя-щен-ное Пи-са-ние и стал чте-цом в мо-на-стыр-ской церк-ви. В два-дцать лет Иоанн по-се-тил Твер-ской Сав-вин мо-на-стырь, где по-зна-ко-мил-ся с ду-хов-ным на-став-ни-ком Вар-со-но-фи-ем, и «муд-ре по-сле-дуя со-ве-ту и бла-го-сло-ве-нию про-зор-ли-ва-го и свя-та-го стар-ца Вар-со-но-фия, при-шел еси в оби-тель пре-по-доб-на-го Па-ф-ну-тия и то-го умо-лил еси при-я-ти тя в по-слу-ша-ние» (кондак 4).

В Бо-ров-ском мо-на-сты-ре пре-по-доб-ный Па-ф-ну-тий по-стриг юно-шу в ино-че-ство с име-нем Иосиф. Во-сем-на-дцать лет про-вел пре-по-доб-ный Иосиф под ру-ко-вод-ством свя-то-го по-движ-ни-ка. По пре-став-ле-нии сво-е-го учи-те-ля он был на-зна-чен игу-ме-ном Бо-ров-ско-го мо-на-сты-ря, ко-то-рым управ-лял око-ло двух лет. В этой оби-те-ли он ввел об-ще-жи-тель-ный устав, что вы-зва-ло недо-воль-ство неко-то-рых ино-ков. Пре-по-доб-ный Иосиф вы-нуж-ден был по-ки-нуть оби-тель и от-пра-вил-ся в па-лом-ни-че-ство по рус-ским свя-ты-ням. Так он ока-зал-ся в Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ском мо-на-сты-ре. Здесь он еще бо-лее укре-пил-ся в же-ла-нии со-здать но-вое мо-на-ше-ское об-ще-жи-тие. Из Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ско-го мо-на-сты-ря он уда-лил-ся в Во-ло-ко-лам-ские пре-де-лы, где в 1479 го-ду при сли-я-нии рек Стру-ги и Сест-ры в ле-су ос-но-вал оби-тель Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. В сво-ем мо-на-сты-ре пре-по-доб-ный Иосиф ввел са-мое стро-гое об-ще-жи-тие и со-ста-вил для него соб-ствен-ный устав, зна-чи-тель-ная часть ко-то-ро-го взя-та из Уста-ва преп. Ни-ла Сор-ско-го . Пре-по-доб-ный Иосиф вос-пи-тал це-лую шко-лу ино-ков-по-движ-ни-ков. Мно-гие по-стри-же-ни-ки Иоси-фо-Во-ло-ко-лам-ско-го мо-на-сты-ря бы-ли ар-хи-пас-ты-ря-ми и за-ни-ма-ли важ-ней-шие ка-фед-ры Рус-ской Церк-ви: мит-ро-по-ли-ты Мос-ков-ские и всея Ру-си Да-ни-ил († 1539) и свя-той Ма-ка-рий († 1563), ар-хи-епи-скоп Вас-си-ан Ро-стов-ский († 1515), епи-ско-пы Си-ме-он Суз-даль-ский († 1515), До-си-фей Кру-тиц-кий († 1544), Сав-ва Кру-тиц-кий, по про-зва-нию Чер-ный, Ака-кий Твер-ской, Вас-си-ан Ко-ло-мен-ский, свя-ти-те-ли ка-зан-ские Гу-рий († 1563) и Гер-ман († 1567), свя-ти-тель Вар-со-но-фий, епи-скоп Твер-ской († 1576).

На цер-ков-ных Со-бо-рах 1490 и 1504 го-дов пре-по-доб-ный Иосиф вы-сту-пил с об-ли-че-ни-ем ере-си жи-дов-ству-ю-щих, воз-ник-шей в Нов-го-ро-де. Он ре-ши-тель-но до-би-вал-ся осуж-де-ния упор-ству-ю-щих от-ступ-ни-ков. Кро-ме ос-нов-но-го его со-чи-не-ния «Про-све-ти-тель», на-прав-лен-но-го про-тив этой ере-си, пе-ру свя-то-го при-над-ле-жат так-же 24 по-сла-ния к раз-лич-ным ли-цам, крат-кая и про-стран-ная ре-дак-ции мо-на-стыр-ско-го Уста-ва.

Пре-по-доб-ный Иосиф пре-ста-вил-ся 9 сен-тяб-ря 1515 го-да и был по-гре-бен близ ал-та-ря Успен-ско-го хра-ма сво-ей оби-те-ли. Со-бо-ром 1578 го-да пре-по-доб-ный Иосиф был при-чис-лен Цер-ко-вью к мест-но-чти-мым свя-тым, а в 1591 го-ду - к об-ще-рус-ским.

Полное житие преподобного Иосифа Волоцкого

Тропарь преподобного Иосифа
глас 5

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/
милости подателя,/ разсуждения светильника,/
вси вернии, сошедшеся, восхвалим/
кротости учителя/ и ересей посрамителя,/
премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/
молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа
глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/
и страстная взыграния в ничтоже вменив,/
пустынный гражданин показался еси,/
многих быв наставник, Иосифе преподобне,/
монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,//
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем?
Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

Преподобный ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (†1515)

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439-1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства",обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.

Иосифля́не — последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.

Иван Санин, будущий преподобный Иосиф Волоцкий, происходил из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Отец его владел селом Язвище в Волоцком княжестве. 7-летним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году - все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.

Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь. Благодаря чтению и изучению Священного Писания и творений святых отцов, он постоянно пребывал в Богомыслии.

В 20 лет в Боровском монастыре, обители Пафнутия Боровского, Иоанн принял монашеский постриг с именем Иосиф. Монашеский постриг приняли и три его родных брата и два племянника, а двое из них впоследствии стали епископами. Под руководством Пафнутия Боровского он прожил 18 лет. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.

В 1477 году, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители в течение двух лет был Иосиф Волоцкий. Он пытался ввести строгий общежительный устав, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей, но встретив сильный отпор со стороны иноков, в 1479 году оставил монастырь и два года странствовал в сопровождении Герасима Чёрного. Недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, Иосиф вернулся в свою обитель. Братия встретила его настороженно и просила у великого князя московского Ивана III другого игумена, но тот отказал. Встретив прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав, Иосиф основал общежительский монастырь Успения Богородицы на Волоке Ламском, в 113 верстах от Москвы. Позднее эта обитель стала широко известна по имени своего основателя, как .


Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им "Уставу", которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь. Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келлию, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Иисусова не сходила с их уст. Праздность рассматривалась аввой Иосифом как главное орудие диавольского прельщения. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания. Много занимались в обители перепиской Богослужебных и святоотеческих книг, так что вскоре волоколамское книжное собрание стало одним из лучших среди русских монастырских библиотек.

Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений.

Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек.

Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. На рубеже XV-XVI вв. Иосиф Волоцкий принимал активное участие в религиозно-политической борьбе. Он возглавил теоретическую и практическую борьбу с ересью "жидовствующих" , пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни.

Е́ресь жидо́вствующих — православно-церковное идейное течение, охватившее часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы. Основателем считается иудейский проповедник Схария (Захария) , прибывший в Новгород в 1470 году со свитой Литовского князя Михаила Олельковича. «Жидовствующими» называли «субботников», соблюдавших все ветхозаветные предписания и ожидавших пришествия Мессии. Этнически субботники были русскими. Сами еретики не признавали себя таковыми. Среди них были и высокопоставленные бояре. Обольщенный жидовствующими, великий князь Иоанн III пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами - одного в Успенском, другого - в Архангельском соборах Кремля. Все приближенные князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Фёдора Курицына (дьяк Посольского приказа и фактический руководитель внешнеполитической деятельности Руси при государе Иване III) , брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь. Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру великих московских святителей Петра, Алексия и Ионы был поставлен митрополит-еретик Зосима .

Еретики отрицали важнейшие догматы православного вероучения — Святую Троицу, богочеловеческую природу Иисуса Христа и его роль Спасителя, идею посмертного воскрешения и т.д. Они подвергли критике и осмеянию тексты Библии и святоотеческую литературу. Кроме того, еретики отказывались признавать многие традиционные принципы православной Церкви, в том числе институт монашества и иконопочитание.

Основные принципы борьбы с еретичеством Иосиф Волоцкий изложил в главном сочинении своей жизни, известном под названием «Просветитель» . Это глубокий и основательный богословский трактат, в котором объяснены и заново аргументированы все важнейшие догматические и богослужебные традиции Православной Церкви. По сути дела, в нем было собрано все то главное, что необходимо было знать христианину. Причем яркий, страстный и образный стиль всего сочинения не только привлекал читателя, но и помогал ему в возможных религиозных диспутах о сущности веры. Недаром«Просветитель» был одной из самых популярных книг в XV-XVII вв. (известно более 100 списков).

Преподобный Иосиф выступал за самое жестокое обращение с еретиками. Даже покаявшихся еретиков он подозревал в обмане и считал их недостойными снисхождение. Единственный исход для таких — заточение в темницу. Еще более жестоко он призывал обращаться с упорствующими еретиками, которых называл "отступниками" — эти заслуживают лишь смерти. В 1504 году по инициативе Иосифа Волоцкого состоялся церковный собор , который приговорил к сожжению в срубе четырех еретиков, в том числе Ивана Волка Курицына (дьяк и дипломат на службе царя Ивана III), брата Фёдора Курицына.

Распространение еретичества Иосиф Волоцкий рассматривал не просто как отступничество от христианства, но и как огромную беду, опасность для самой Руси — они могли погубить уже сложившееся духовное единство Руси.

В 1507 году Иосиф Волоцкий вступил в конфликт с князем Федором Борисовичем Волоцким, на землях которого располагался монастырь. Приверженец строгого личного аскетизма, преподобный Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью. Ведь только обладая собственностью и не заботясь о хлебе насущном, монашество будет увеличиваться и, следовательно, заниматься своим главным делом — нести в народ Слово Божие. Более того, лишь богатая Церковь, по убеждению преподобного Иосифа, способна приобрести в обществе максимум влияния. А князь Федор Волоцкий посягнул на монастырское имущество. После этого Иосиф заявил о переходе монастыря под власть великого князя Василия III Ивановича. В 1508 году новгородский архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся в церковном отношении, поддержал волоцкого князя и отлучил Иосифа от Церкви. Но за него вступился митрополит Симон, лишивший сана новгородского владыку.

В начале 1510-х гг. разгорелась полемика между Иосифом Волоцким и "нестяжателем" Вассианом Патрикеевым. Причиной полемики стали многообразные вопросы церковной жизни: отношение к еретикам, отношение к Ветхому Завету, вопросы церковного землевладения и др. Спор был решен государем, — Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.

Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 г. и похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти — 9 (22) сентября, 18 (31) октября .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Его благочестивые родители, Иоанн и Марина, жившие в селе Язвище-Покровское (близ г. Волоколамска), отдали семилетнего отрока в обучение старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. За два года даровитый отрок изучил все Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви.

В двадцать лет Иоанн ушел в пустынь близ Тверского Саввина монастыря к старцу Варсонофию, а затем, по его благословению, в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию, который постриг юношу в иночество с именем Иосиф.

Около восемнадцати лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника, с усердием выполняя суровые подвиги монашеских послушаний. По преставлении преподобного Пафнутия (11 мая 1477) игуменом Боровского монастыря был назначен преподобный Иосиф. Движимый ревностью о спасении, преподобный ввел в монастыре общежительный устав. Это вызвало недовольство некоторых иноков. Тогда преподобный Иосиф, покинув обитель, обошел многие русские монастыри и как простой послушник поступил в Кирилло-Белозерский общежительный монастырь. Там он еще более утвердился в желании основать общежительную обитель. Когда в Кирилло-Белозерском монастыре узнали, что преподобный носит сан игумена, он удалился в Волоколамские пределы, где при слиянии рек Струги и Сестры в глухом лесу, на месте, чудесным образом расчищенном налетевшей бурей, в 1479 году основал обитель Успения Пресвятой Богородицы.

Свой личный подвиг в строгом воздержании, неослабном труде и неусыпной молитве преподобный сочетал с постоянной заботой о духовном совершенствовании братии монастыря, для которой написал «Устав».

Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие из них вошли в лик российских святых, были архипастырями Русской Церкви; сам монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия.

Другим великим подвигом преподобного Иосифа была его борьба против возникшей в России в XV веке ереси жидовствующих. Он решительно разоблачал еретиков и написал «Сказание о новоявившейся ереси» и «11 слов», в которых изложил православное учение о Пресвятой Троице, об Ипостаси Господа Иисуса Христа, о втором пришествии Спасителя. Собранные впоследствии вместе и дополненные еще 5-ю «Словами», эти сочинения получили название «Просветитель» и в течение ряда веков служили руководством в Православном Богословии.

). Его родителями были Иоанн (в монашестве Иоанникий) и Марина (в схиме Мария), принадлежавшие к служилому дворянству удельного князя Бориса Волоцкого.

В семилетнем возрасте Иоанна (Иван Санин - мирское имя Иосифа Волоцкого) отдали в обучение к просвещенному старцу Арсению в Волоколамский Кресто-Воздвиженский монастырь, где он обучался грамоте. Иван первым из семьи принял постриг, позднее монашество приняли отец и все три его брата. Вскоре он стал певцом и чтецом при монастырской церкви. Современники удивлялись его необычайной памяти.

В 1459 году в двадцатилетнем возрасте Иван удалился в Саввин монастырь, расположенный в , к известному старцу Варсонофию. Однако монастырские правила показались Иоанну недостаточно строгими, Варсонофий посоветовал ему отправиться в , к игумену преподобному , последователю святого .

Принял юного подвижника, и 13 февраля 1460 года Иоанн Санин был пострижен в монахи под именем Иосиф. Иосиф работал на кухне, прислуживал в церкви. Его отличительными чертами были терпение, послушание и сострадательность, он имел талант к пению, снискал всеобщую любовь. Вскоре преподобный назначил Иосифа экклесиархом, в его обязанности входило наблюдение за исполнением церковного устава. Находясь в , Иосиф убедил отца и братьев принять иноческий постриг. В течение 15 лет он заботился об отце в монастырской больнице, которого разбил паралич.

Около 18 лет провел Иосиф в . После смерти преподобного (1 мая 1477 г.) Иосиф был рукоположен в иеромонаха, затем по завещанию и по настоянию он был назначен преемником настоятеля - игуменом . Новый настоятель решил заняться преобразованием монастырской жизни, устроить ее на началах более строгого общежития по примеру других известных обителей. Однако намерения Иосифа были встречены сильным противодействием со стороны братии, за исключением семи иноков.

Тогда Иосиф решил оставить монастырь и обойти другие обители в поисках решения о наилучшем устроении монастырской жизни. В сопровождении старца Герасима Чёрного он, среди прочих, посетил Кирилло-Белозерский монастырь, который произвел на него наиболее благоприятное впечатление своим строгим уставом монашеского общежития. Два года провел Иосиф в странствиях, знакомясь с жизнью различных монастырей, увиденное и осмысленное укрепило его взгляды. Возвратившись по воле Великого князя в , Иосиф встретился с прежним упорным сопротивлением братии к изменению монашеского устава. Братия даже просила у другого игумена, но князь отказал. Тогда Иосиф решил основать новую обитель и с семью единомышленниками направился в окрестности , в родные места.

В этот период Волоцким князем был брат Великого князя Борис Васильевич. Он был наслышан о добродетельной жизни Иосифа, радушно принял монаха и позволил поселиться на территории своего княжества. Место для будущей обители было выбрано в 25 км от , при слиянии рек Струги и Сестры. Существует поверье, что выбор этого места сопровождался знаменательным явлением: налетела буря и повалила лес на глазах удивленных путников, расчищая место для строительства обители. В июне 1479 года здесь был воздвигнут крест и заложена деревянная церковь в честь Успения Богоматери, освященная 15 августа 1479 г. Эта дата считается днем основания Иосифо-Волоколамского монастыря Успения Пресвятой Богородицы.

Князь и многие знатные благотворители делали многочисленные пожертвования в пользу монастыря, обитель также получала доходы с близлежащих деревень. Вскоре монастырь был построен. В его строительстве принимал участие сам ее основатель Иосиф, он валил лес, рубил и пилил, носил бревна. В построенной обители преподобный Иосиф устроил жизнь иноков по всей строгости, а устав монастырской жизни во многом был заимствован из уставов Студийского и афонских монастырей. Добрая слава об Иосифе привлекала к подвижнику учеников, и число иноков быстро достигло 100 человек. В монастыре все было общее: пища, одежда, обувь. Часть трапезы общим решением оставлялась бедным. Большое внимание в обители уделялось переписке Богослужебных книг, и вскоре книжное собрание монастыря стало одним из крупнейших среди монастырских библиотек.

В 1484-1485 гг. был построен каменный храм Успения Богоматери на месте деревянного. Летом 1485 г. его расписывал живописец Дионисий со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. В 1504 г. заложили теплую трапезную церковь во имя святого Богоявления, позднее была воздвигнута колокольня, а под ней - церковь в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии.

Учениками и последователями Иосифа Волоцкого стали архиепископ Вассиан Ростовский (Рыло), митрополиты Московские и всея Руси Даниил (1492-1547) и Макарий (ок. 1482-1563), епископы Симеон Суздальский и Тарусский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий (Черный) и многие другие. Постриженики монастыря занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (ок. 1500-1563), архиепископ Казанский и Свияжский Герман (1505- 1567), епископ Тверской (1522-1567) и другие.

Преподобный Иосиф Волоцкий помогал всем нуждавшимся, учил знатных и власть имущих людей милосердию по отношению к подданным. В 1512 году во время страшного голода в его обители нашли пристанище около 1000 детей. Иосиф являлся духовным отцом многих бояр.

Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 года на 76 году жизни. Надгробное слово ему составил его племянник и ученик Досифей Топорков. В 1579 году Иосиф был канонизован - установлено местное почитание в Иосифо-Волоколамском монастыре. 1 июня 1591 г. при патриархе Иосиф был признан святым всей Русской Православной Церковью. Мощи и вериги святого Иосифа Волоцкого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря.

14 июня 2009 г. около монастыря был открыт памятник преподобному Иосифу. 7 декабря 2009 г. преподобный Иосиф Волоцкий объявлен покровителем православного хозяйствования и предпринимательства (по благословению патриарха Кирилла).