Расписание уроков является одним из главных документов в школьных стенах. Именно от того, насколько верно составлен этот документ, будет зависеть, в каком ритме будет проходить учебный год.

В этом документе очень важно правильно распределить нагрузку для школьников. Благодаря этому детям удастся максимально усвоить полученные знания.

Со второй половины двадцатого века, чтобы составить школьное расписание применялись определенные правила. Для этого применялась система, так называемых ранговых оценок. Разработчиком этой методики стал русский ученый И.Г. Сивко.

Таблица рангов предметов.

Понять этот метод не представляется сложным. Каждый предмет в системе конкретное количество баллов, которые называются рангом.

Ну а если Вам нужен рекрутинговый сайт для сетевика, то изучите отзывы ВекРоста вот тут, там же рассказано как все это организовать.

Ранг предмета зависит от того, насколько он сложен в усвоении. Чем больше внимания и концентрации необходимо для усвоения определенных знаний, тем более высокий ранг.

Несложно догадаться, что самыми высокоранговыми предметами являются: алгебра, геометрия, а также русский язык. В этой методике эти предметы имеют по одиннадцать баллов. Чуть ниже по рангу идут иностранные языки, к ним относятся десять баллов. Более легкими предметами в этой системе считаются физика и химия. И первый, и второй имеет по девять баллов.

Дальше все по списку. История имеет по балам цифру 8, литература -7, география – 6, физическое воспитание -5, а черчение 4. Музыке и рисованию в этой системе отводится по двоечке.

Для того, чтобы правильно составить план обучения используют также критерий усталости в течение целой недели. Специалисты говорят о том, что днями, когда школьники могут учиться наиболее самоотверженно, являются средой и четвергом.

Когда уроки делят на целую неделю, то преследуют цель рассчитать общее количество рангов на каждый день. Таким образом, больше всего детей стараются загрузить в среду и четверг. А пятница и понедельник являются более легкими днями.

Биологические ритмы

Кроме вышеперечисленных критериев, чтобы составить расписание уроков вручную необходимо учесть также биологические ритмы. Самоотверженней всего работать получается в период между 10.00 и 11.30.

Как раз на этот интервал стараются ставить дисциплины, которые требуют к себе максимум внимания. А вот первый и последний урок обычно имеют более низкую нагрузку.

На сегодняшний день, составлять план обучения можно не только вручную, но и при помощи компьютерных программ. Причем их достаточное количество. Директор школы, заведующие школы, могут с легкость выбрать самую подходящую для них программу.

Исходя из вышеописанного, можно вывести правила, по которым составляется план обучения:

  1. В школе существует одно расписание уроков для первой и второй смены, оно едино для школьников и учителей.
  2. Больше всего нагрузки приходится на старшие классы с 8 по 11 класс.
  3. Более легкие дисциплины сменяются более сложными, исключением является модульный способ обучения.
  4. В начальной школе главные дисциплины отводят на 2-3 уроки, а в средней школе на 3-4 урок.
  5. В учебном плане и расписании уроки названы одинаково.

Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.

Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

При составлении расписания уроков должны учитываться следующие факторы:

  • работоспособность (характеристика труда, т. е. качество и количество усвоенных знаний или действий в определенное время) зависит от возраста человека, его индивидуального биоритма, времени суток, дня недели, времени года и т. д.;
  • степень утомляемости зависит от социальных, психологических, биологических причин.

Чтобы снизить утомляемость учащихся и учителей в течение одного дня, необходимо правильное распределение уроков в продуктивные и непродуктивные часы и дни.

Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьесбережения, что подразумевает валеологический подход к организации урока, выбор форм, методов, приемов урока, смену видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5–7 мин).

При составлении расписания можно пользоваться шкалами трудности учебных предметов, разработанными И.Г. Сивковым (для начальной школы) и сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой (для учеников 5–9-х классов)
Используя данные приведенных выше таблиц, можно оценить, правильно ли составлено расписание уроков какого-либо класса.

Расписание составлено правильно, если:

  • в школе существует единое расписание занятий первой и второй половины дня (для учеников и учителей);
  • наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8–11-х классов – на вторник, среду и четверг; для 1–7-х классов – на вторник и четверг (среда – несколько облегченный день);
  • в течение учебного дня чередуются уроки “трудные” и “облегченные”;
  • уроки одного предмета чередуются с уроками другого предмета, а не сдвоены (исключение – модульная технология обучения);
  • основные предметы для младших школьников проводятся на 2–3-х уроках, а для среднего и старшего возраста – на 2–4-х уроках;
  • названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.

Расписание составлено неправильно, если:

  • наибольшее количество баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели;
  • “трудные” уроки сдвоены;
  • “трудные” уроки стоят в расписании подряд;
  • “трудные” уроки в расписании на первом или последнем уроке;
  • количество домашних подготовок равно количеству уроков.

Для оптимального распределения нагрузки не допускаются:

  • нулевые уроки;
  • перемены продолжительностью 5 мин;
  • сдвоенные уроки в 1–5-х классах, превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу;
  • группирование в один день предметов, требующих большой домашней подготовки;
  • рассогласование в расписании первой и второй половины дня;
  • несоответствие названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы.

Таким образом, при составлении расписания занятий необходимо учитывать:

  • распределение учебной нагрузки по дням недели;
  • распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно;
  • чередование предметов разных видов деятельности;
  • соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.

Для этого расписание анализируется и по итогам составляется аналитическая справка.

  1. Суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности).
  2. Контрольные работы следует проводить на 2–4-х уроках в середине учебной недели.
  3. Основная учебная нагрузка в течение дня в старших и средних классах должна приходиться на 2–4-е уроки.
  4. В понедельник и пятницу не рекомендуется ставить в расписание двухчасовые уроки.
  5. В начальной школе недопустимо проведение сдвоенных уроков по одному и тому же предмету. В этом случае степень утомления детей возрастает в 7 раз.
  6. В 5-м классе сдвоенные уроки по одному предмету допустимы только в исключительных случаях и при условии их чередования с более легкими уроками (или уроком).
  7. В средних и старших классах сдвоенные уроки на фоне модульной технологии построения учебного процесса, наоборот, способствуют сохранению здоровья учащихся.
  8. Уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык, физика, химия), рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, художественному труду следует проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (ритмика, физическая культура) – последними.
  9. Занятия второй половины дня должны проводиться не ранее чем через 45 мин после окончания последнего урока первой половины дня.
  10. При расстановке уроков в течение одного учебного дня следует учитывать преобладающие виды деятельности учащихся на этом уроке (чтение, рассматривание, письмо, активно­двигательная деятельность, практическая работа, слушание, говорение и т. д.) и пытаться чередовать их.
  11. Ежедневно количество домашних подготовок должно быть меньше, чем количество уроков в расписании.
  12. Не разрешается проводить нулевые уроки!
  13. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку (история, алгебра), не должны группироваться в один день школьного расписания.
  14. Следует помнить о том, что при составлении расписания уроков нужно учитывать количество часов, отведенное базисным учебным планом на выполнение

ХроноГраф 3.0 Мастер - это программа, чаще всего используемая для составления учебного расписания в школах и лицеях. Она помогает завучам, создать "сетка" занятий с учетом требований школьной программы и объемов часов, предусмотренными ставками учителей. Кроме того, в ПО предусмотрено огромное количество дополнительных инструментов, которые сильно упрощают работу руководителей общеобразовательных учреждений.

Функционал

Итак, помимо составления недельных сеток часов, ХроноГраф 3.0 Мастер также помогает формировать списки учащихся и педагогического коллектива. Например, отдельный инструмент из состава программы служит для подготовки списка детей, допущенных к сдаче Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). Он содержит уже готовые шаблоны с формами в которых нужно заполнить ФИО учащихся, указать предметы, по которым будет сдаваться ЕГЭ, а также добавить информацию о документах, идентифицирующих личность.

Из прочих важных инструментов, входящих в состав данного комплекса, стоит отметить те, что отвечают за работу с аудиторным фондом. Здесь тоже предусмотрены готовые формы, в которых разрешается указать данные о школьных кабинетах, инвентаре, поэтажной планировки и так далее.

Не забыли разработчики ХроноГраф 3.0 Мастер и про возможность создания дополнительной школьной номенклатуры, как то расписание звонков, список "замен", отчеты, графики, сводные таблицы успеваемости и тарификационные списки.

Дополнительные возможности

Программа поддерживает экспорт готовых документов в MS Excel и в некоторые версии пакета 1С: ХроноГраф. Кроме того, подготовленные формы разрешается отправлять на печать или же сохранять в виде HTML-файла.

ХроноГраф 3.0 работает абсолютно на всех версиях Windows, имеет максимально низкие системные требования и комплектуется подробнейшей документацией на русском языке. Скачать и пользоваться данным ПО можно совершенно бесплатно.

Ключевые особенности

  • составление школьных расписаний, списков ЕГЭ и прочей образовательной номенклатуры;
  • удобные инструменты для формирования сетки часов;
  • экспорт документов в форматы XLS (XLSX) и HTML;
  • довольно простая в освоении графическая оболочка;
  • готовые шаблоны для заполнения различных типов документации.

Программа «1С:Автоматизированное составление расписания. Школа» предназначена для составления расписания, индивидуальных траекторий и дополнительной занятости учащихся с учетом основного расписания и аудиторного фонда в школах. Гибкие настройки программы позволяют успешно использовать ее в учреждениях со сложной структурой: образовательные комплексы, объединяющие детские сады, школы; центры творчества и дополнительного образования детей; частные школы или центры развития с индивидуальным графиком для каждого ребенка.

Составление расписания – сложный и трудоемкий процесс, при котором необходимо учесть множество условий, не допустив при этом коллизий. Данная программа упрощает составление расписания. С ее помощью составлять расписание можно в автоматическом, ручном и смешанном режимах с учетом многих ограничений и условий.

Реализованный в программе алгоритм автоматического расчета расписания представлен сотрудниками лаборатории №68 «Теории расписаний и дискретной оптимизации» Института Проблем Управления Российской академии наук (ИПУ РАН). Фактически это алгоритм решения популярной NP-трудной задачи комбинаторной оптимизации School timetabling.

Пользователями решения "1С:Автоматизированное составление расписания. Школа" являются завучи общеобразовательных организаций и ответственные за составление расписаний в учреждениях дополнительного образования детей.

Основные решаемые задачи

В системе "1С:Автоматизированное составление расписания. Школа" решается важная задача составления учебного расписания с учетом требований, предъявляемыми:

  • 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
  • Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего и дополнительного образования;
  • Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования нового поколения, включающими:
    • построение индивидуальных траекторий обучения, дополнительная занятость ребенка (развитие индивидуальных творческих способностей),
    • создание информационно-образовательной среды образовательной организации;
  • Действующими СанПиН "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", в частности, ограничениями на:
    • нагрузку по предметам на год, неделю,
    • максимальная нагрузка и трудность предметов в баллах.

Ключевые задачи:

  • составление расписания занятий в автоматическом, ручном и смешанном режимах с учетом всех требований,
  • оперативная корректировка расписаний,
  • построение отчетов о проведенных занятиях и эффективности использования помещений.

Функциональные возможности

В программе:

  • учтены требования СанПиН, ФГОС к составляемым расписаниям (состав, порядок следования уроков, оптимальная нагрузка в течение дня, максимальная нагрузка и т.д.);
  • встроены механизмы, позволяющие использовать "рекомендуемые" типовые расписания, копировать расписания прошлых периодов;

Программа позволяет:

  • составлять расписание различной сложности в автоматическом, ручном и смешанном режимах;
  • вести несколько сеток звонков;
  • составлять расписание без привязки к сетке звонков, назначая для каждого занятия продолжительность и определяя произвольное время начала;
  • выводить расписание на печать, по классам, преподавателям и помещениям, с возможностью быстрых настроек выводимой информации.
  • копировать расписание прошлых периодов и корректировать его;
  • учитывать требования СанПиН и ФГОС по последовательности проведения занятий, максимальной дневной нагрузке с учетом сложности занятий;
  • вводить и учитывать сложность предметов/занятий/дисциплин в баллах;
  • учитывать пожелания и возможностей учителей, классов учащихся, помещений;
  • учитывать разбиение на подгруппы;
  • составлять индивидуальные траектории для групп и отдельных учащихся;
  • строить расписание для 1, 2-х и более смен;
  • автоматически проверять расписание на ошибки, удобно их устранять;
  • корректировать расписание с нужной периодичностью, сравнивать расписания;
  • импортировать и экспортировать данные из ;
  • формировать учебный план на основе готового шаблона базисного учебного плана, рекомендованного Министерством образования и науки РФ;
  • составлять несколько расписаний и выбирать лучшее;
  • подбирать и вести замены;
  • вести учет аудиторного фонда образовательной организации;
  • формировать отчеты об использовании помещений и проведенных занятиях.

Компьютерная программа "Экспресс-расписание Школа" предназначена для автоматизации составления расписания учебных занятий в школах, гимназиях и лицеях.

Программа автоматически составляет основное расписание , проводит анализ трудности в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. Постановления от 22.05.2019 № 8), позволяет вести ежедневные изменения расписания , учет выполненных часов, формирует отчеты.

Полная версия программы "Экспресс-расписание Школа"


Описание:

Идея программы "Экспресс-расписание Школа" в ее названии – это быстрое расписание. За считанные минуты программа позволяет автоматически составить основное расписание с помощью УНИКАЛЬНОГО алгоритма с последующей удобной ручной корректировкой. Во многих программах на этом работа с расписанием заканчивается, но в программе "Экспресс-расписание Школа" наиболее сильной стороной является ведение ежедневных изменений расписания и учет фактически выполненных часов .

В процессе работы программа полностью информирует диспетчера об имеющихся нагрузках, занятости выбранного учителя, класса, аудитории. Вводя причины отсутствия учителей, можно получать табель учета рабочего времени с указанием выполненного количества часов за каждый день. Различные отчеты по выполнению часов в разрезе классов, учителей за любой период в целом и по дням периода делают программу "Экспресс-расписание Школа" незаменимым инструментом получения отчетности для завуча и директора школы. Есть возможность распечатки документов в MS Excel и публикации веб-страниц в Интернет.

Программа постоянно совершенствуется. В последних версиях она стала вбирать в себя уже не только расписание, но и сведения об учащихся, формирование индивидуальных расписаний, усовершенствованы многие режимы и возможности. Программа "Экспресс-расписание Школа" – средство оперативного управления образовательной организацией.

Лицензионная версия программы "Экспресс-расписание Школа" позволит Вам составить школьное расписание просто и удобно, без лишних затрат времени!


Возможности:

    Автоматическое составление (досоставление) основного расписания на 1 (2, 3 или 4) недели (при 5 или 6 дневной неделе), до 20 уроков в день.

    Ведение текущего расписания и возможность ежедневной замены уроков, учителей, аудиторий.

    Составление расписания для нескольких смен , а также потоков с разными сроками начала и окончания обучения.

    Работа с подгруппами (деление до 10 подгрупп);

    Возможность объединения классов в поток .

    Возможность установки нулевых уроков .

    Полный учет выполнения нагрузки за неделю и за год.

    Планирование отсутствия и занятости учителей, классов, аудиторий.

    Печать основного и текущего расписания, листа замены.

  • Публикация основного и текущего расписания на сайте образовательной организации ().
  • Возможность распечатки табеля и других отчетов (передаются в MS Excel), корректировка шаблонов отчетов.

    Полная информированность диспетчера в процессе составления расписания (выделение цветом, подсказки).

    Выборка уроков для ведения журнала.

    Ведение журнала замен для формирования справки на дополнительную оплату.

    Учет норм СанПиН.

    Функция очистки базы данных для перехода на новый учебный год.

    Функции архивирования и сжатия базы данных.

    Установка пароля на вход в программу.

    Функции автоматической регистрации и автоматического обновления программы.


Версия "Полная" программы "Экспресс-расписание Школа" не имеет ограничений по числу классов, предметов, аудиторий и др.

Новое в версии:

Версия 6.8.3 от 26.08.2019

Новое

  • Модифицирована функция «Очистить базу данных».
  • Добавлена возможность печати табеля учета рабочего времени по форме ОКУД 0504421.

Улучшения

  • При печати расписания занятий для учителя добавлена информация о подгруппе.
  • В функции публикации веб-страниц добавлен столбец «Тип занятий» на вкладке «Итоги».

Исправления

  • Исправлена функция прикладывания архива с базой данных для отправки письма в техническую поддержку.
  • Исправлены ошибки при формировании журнала замен занятий.
  • В помощнике программы исправлено открытие ссылок.
  • В программу добавлена информация о базе данных, с которой работает программа.

Версия 6.8.1 от 10.09.2018

Внимание! Для работы автообновления требуется соединение с сетью Интернет и необходимо скачать и установить программу Microsoft .NET Framework версии 3.5 или выше.

    Исправлен отчет анализа нагрузки классов.

    Добавлена возможность получения информации об обновлениях (новое в версии)при выходе новой версии программы.

    Добавлена возможность отправки письма в техническую поддержку сразу из программы.

    Добавлена возможность запуска программы для удаленного доступа TeamViewer сразу из программы.

    Обновлена краткая инструкция – «Ваш помощник».

    Внесены небольшие доработки по замечаниям пользователей.

Версия 6.7.7 от 24.11.2017

    Исправлена ошибка в создании отчета "Выполнение нагрузки" (по классам, по учителям).

    Внесены небольшие корректировки по замечаниям и предложениям пользователей.

Соответствие стандарту:


Программа полностью соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам:

    Программа требует наличия на компьютере мыши. Работа без мыши невозможна.