Желание получить Божий дар

Самые существенные качества Бога - щедрость, любовь и долготерпение. Это открывает перед нами волнующие перспективы для молитвенного к Нему обращения. И эта истина подтверждена Писанием. Но следует обратить внимание еще на один аспект. Мы можем смиренно спросить, почему выводы стихов 6–8 проистекают из содержания стиха 5. Ответ таков: стих 5 говорит о несомненной искренности Бога, Который желает нашего совершенствования на пути к зрелости и поэтому даст нам ту мудрость, в которой мы нуждаемся. В стихах 6–8 речь идет уже о нашей искренности. Хотим ли мы идти вперед с Богом? Готовы ли мы добросовестно и чистосердечно претворять Божьи планы в нашу жизнь и руководствоваться Его волей во всех обстоятельствах? Или мы держим дверь открытой для мира? Не пытаемся ли мы стоять одной ногой в чужом лагере? Разум Бога чист, но не о нас ли говорят как о людях с двоящимися мыслями! Вера (6) наша основывается на абсолютной убежденности в том, что Он даст то, что мы просим у Него, сомнения (6) же выдают нашу неуверенность в том, хотим ли мы действительно получить то, что просим.

Два ключевых слова, которые использует Иаков, проясняют этот момент. Одно слово RSV переводит как «сомневаться» (diakrinomai). Это слово не несет в себе отрицательного значения. Оно значит «различать, т. е. уметь выбрать между двумя возможными вариантами» (Мф.16:3), или «спорить/обсуждать соответствующие достоинства двух точек зрения» (Деян. 11:2), или же «сомневаться, не зная, как решить вопрос» (Рим. 14:23). Основное значение этого слова - уметь выбрать одно из двух. Но затем появляется слово с отрицательным значением: человек с двоящимися мыслями не способен быть верным. Это определение, dipsychos, встречается в стихе 8. Возможно, Иаков создал это слово сам. Он вновь использует его в 4:8. Дословно оно значит «двоедушные», «с раздвоенной душой». Не следует путать это слово с понятием двуличности, ибо Иаков здесь не имеет в виду двоемыслие. Скорее, как и в случае с другим словом, такое раздвоение - не двуличие, не лукавство, но устремленность в двух разных направлениях.

Господь Иисус утверждал, что один человек не может служить двум господам (Мф. 6:24). Он показал, что такая верность не может быть настоящей верностью, ибо в конце концов человек переходит либо на одну, либо на другую сторону. Иаков приводит примеры, которые дают нам понять, что он предвидит возможность подобной ситуации, но его заботит не окончательный крах в будущем, а печальные последствия этого раздвоения уже в настоящем времени. Образ морской волны, «ветром поднимаемой и развеваемой», был очень близок галилеянину Иакову (ср.: Мк. 4:37). Волны находятся в постоянном движении. Вот они дружно устремляются в одну сторону, как вдруг порыв свежего ветра обрушивается на них и обращает их движение вспять. Так же не может быть твердым человек, который делает что–то, сомневаясь (6) или с двоящимися мыслями (8).

И тогда происходит одно из двух. Вначале мы рассмотрим тот результат, что непосредственно связан с учением Иакова: молитва теряет свою силу. Сравнительный анализ различных английских переводов показывает, что существовали некоторые сомнения в том, как расставить знаки препинания в стихе 8. RSV предлагает один вариант, NIV - другой (ср.: RV): «да не думает такой человек получить что–нибудь от Господа; человек с двоящимися мыслями…» В любом случае молитва лишается силы, поскольку молящегося одолевают сомнения. Господь Иисус учил тому же. Он говорил, что умеющие прощать люди могут быть уверены, что и сами получат прощение, а кто не прощает сам, так же не сможет получить прощения (Мф. 6:14,15); или же что люди, проявляющие милосердие, будут помилованы (Мф. 18:23–35). Это так же относится к людям с двоящимися мыслями. Отец наш Небесный словно спрашивает нас: «Как Я могу простить вас, если вас на самом деле не заботит прощение? Почему вы должны получить милость, если в вашей жизни нет места милосердию?» С другой стороны, Господь Иисус учил, что единодушие является решающим фактором как в общей молитве согласия (Мф. 18:19), так и в частной молитве (Мф. 21:21). И в последнем случае слово «сомнение» имеет то же значение, что у Иакова. В каждом из этих случаев проблема заключается не в сомнении разума, а в твердости моральной и духовной преданности и в нашей абсолютной верности Господу.

Во–вторых, сомнения и двоемыслие часто приводят к нестабильности всей человеческой жизни: человек… не тверд во всех путях своих (8). Иаков часто уходит в сторону от главной темы, чтобы сделать замечание, проистекающее из конкретного положения его учения. В данном случае он утверждает, что мы не можем быть твердыми ни в чем, если у нас нет прочных отношений с Богом. Мы можем отнести идею непостоянства нашей жизни к тем испытаниям и несчастьям, которые мы должны преодолеть силой своего духа. Человек, который «не тверд во всех путях своих» (НЕВ), представляет собой мишень для всех искушений, о которых говорил Иаков. С другой стороны, различные проявления нетвердости могут быть свойством его человеческого характера, внутреннего разделения, откуда и происходит нетвердость, которая всегда проявляется в жизни, будь она гладкой или бурной. В любом случае Иаков глубоко затрагивает те вопросы, что волнуют нас и сегодня.

Сегодня очень многих людей тревожит сильная зависимость от транквилизаторов. Считается, что лекарства помогают справиться с теми сложностями жизни, которые наши бабушки не воспринимали как трудноразрешимые, видя в них обычные повседневные дела, связанные с воспитанием детей, заботами о завтрашнем дне. Современными людьми часто овладевает чувство скуки, им кажется, что они попали в западню, зачастую они просто не знают, как убить время. Циник бы сказал, что проблема существования жизни после смерти в сегодняшнем мире превратилась в проблему «есть ли жизнь до смерти». Но в основном это вопрос поиска смысла жизни. Решая его, Иаков советует нам просить дара Божьей мудрости, ибо эта мудрость свыше просто и без упреков дается всем тем, чьи личности составляют единое целое с Богом. Возвращаясь к жизни современного мира, вспомним, сколь широко распространены случаи нервных заболеваний и нарушений психики, нервных срывов, которые возникают по причине действительно острых проблем сегодняшнего дня. Людям тяжело сводить концы с концами, или же в их семьях случается большое горе, настигают серьезные болезни, а они не находят точки опоры, не находят источника, из которого они могли бы черпать силы, чтобы справиться со всеми трудностями. Но есть мудрость Божья, которая одинаково дается тем, чьи сердца исповедуют верность Единому Богу. Возможно, тот диагноз, который поставил Иаков, поставит далеко не каждый врач, но этот факт никак не может повлиять на его истинность. Этот диагноз очень серьезен. Люди без Бога находятся в состоянии постоянной тревоги, они не могут найти покоя: без Бога в них нет мира.

Эта истина касается и тех, кто признает Бога как Отца, Иисуса как Спасителя и Святого Духа как Утешителя. Ибо нам также знакомы тяготы земной жизни, мы также легко впитываем дух суетного мира, нас также треплют и затягивают неразбериха и тревоги этого мира. Иаков утверждает, что нашей первой и главной потребностью должны быть правильные взаимоотношения с Богом. Если жизнь «приперла» нас к стенке, если у нас мало сил и мы не способны справляться с собственными и с чужими неприятностями, то формирование правильных взаимоотношений с Богом должно стать основной задачей нашей жизни. Едино ли наше сердце с Богом (речь не о том, «право ли оно», ибо нам дана навечно праведность Божья во Христе), не останавливает ли нас хотя бы тень неверности? И второй вопрос: можем ли мы реально доказать нашу верность Единому Богу не на полях сражений, не в войне против мира сего (это придет позже), но в сокровенной тайне молитвы? Ибо именно из этой молитвенной верности произойдет та мудрость, которая делает личность цельной и помогает держать твердый курс вперед, независимо от того, какие шторма бушуют вокруг нас.

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Кто достоин получить наслаждение Вопрос: Волшебник приводит двух близнецов в мир игрушек и предлагает выбрать себе любую из них. Первый выбрал сразу, а другой говорит: «Все они хороши – хочу все либо ни одной». Дорогой Рав, за которого из них Вы?Ответ: У первого

Из книги Радостные вести Комментарий на Послание ап. Павла к Галатам автора Ваггонер Эллет

Как получить духовное намерение Вопрос: В материалах сайта «Бней Барух» о Песах говорится: «…Исправление остальных 49 эгоистических свойств называется сфират аомер. Те, кто ощущают только наш мир, выполняют Заповеди чисто механически, потому что нет духовного

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

«Дабы нам получить усыновление» «Возлюбленные! мы теперь дети Божий» (1 Ин. 3:2). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Это совершенно иное состояние, чем то, которое описывается в Гал. 4:3 как «детство», поскольку «в детстве»

Из книги Радость моя автора Саровский Серафим

«Ничего ты не можешь получить у меня…» Был в Бухаре богатый и щедрый хозяин. Он имел высокий ранг в иерархии мира - тайной иерархии - был известен как Президент мира. И каждый день он раздавал золото только одной категории людей: больным, вдовам и так далее. Ничего не

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

О ТОМ, КАКУЮ ПОЛЬЗУ МЫ МОЖЕМ ПОЛУЧИТЬ ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ТЕХ МЕСТ, ГДЕ ЖИЛИ И ПОДВИЗАЛИСЬ УГОДНИКИ БОЖИЙ Многие из христиан любят посещать те места, где жили, молились, подвизались угодники Божий и где тела их нашли для себя вечное упокоение. Есть ли польза от посещения

Из книги Послание к Римлянам автора Стотт Джон

3. Почему в православии прихожан именуют "раб Божий", а в католицизме "сын Божий"? Вопрос: Почему в православии прихожан именуют "раб Божий", а в католицизме "сын Божий"?Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:Утверждение это не соответствует

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

4. Заключение: Божий суд и Божий закон Глубокое и всестороннее знание Божьего закона, о чем говорит Павел в стихах 12–15, является необходимым условием понимания смысла Божественного правосудия, а также христианской миссии.Во–первых, закон - это основа Божественного

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

4. Заключение: Божий суд и Божий закон 8. Ваше отношение к тому, что стихи 12-16 дают людям надежду на спасение добродетельной жизнью?9. Бывает ли у вас ощущение, что христианская деятельность является «попыткой навязать сопротивляющемуся обществу свои нормы»? Какую помощь

Из книги Научный атеизм. Введение автора Куликов Андрей

Почему в православии прихожан именуют «раб Божий», а в католицизме «сын Божий»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряУтверждение это не соответствует действительности. Католики в молитвах также называют себя рабами Божиими. Обратимся к главной

Из книги Послание Иакова автора Мотиер Дж. А.

Молитва - также дар Божий. Дух Божий молится в нас 64. И в особенности [так обстоит дело], поскольку, по слову апостола: Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому

Из книги Евангелие от Иоанна автора Милн Брюс

3.6. Кто хочет получить 2 000 000 долларов? Если бы не было веры, то не было бы и невежд. Бруно Дж. Очень часто верующие в бога и экстрасенсов заявляют, что их зажимает «официальная наука». Что, дескать, если б не эти академики, то они бы у-у-у!Конечно, термин «официальная наука»

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Божий закон и Божий характер (2:10,11) Обсуждение данной темы привело нас к выводу, что существует определенный закон. Его установил Царь, Которому мы служим. Это Его царский закон. По требованиям этого закона нашему ближнему нужно отдать ту же любовь и заботу, которую мы

Из книги Для Чего мы живем автора

б) Иисус рассказывает о том, как получить это благословение (10:11-15) Чтобы Царство пришло и настала новая жизнь, пастырь должен страдать. Пастырство - это тяжелая, ответственная и иногда стоящая жизни работа, а не легкая стезя, как полагает большинство западных христиан,

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Получить больше Как-то поздно ночью один юноша пришёл к воротам дома своего товарища и стал кричать:– Эй, приятель, вставай! Хватит спать! Скоро на улицах совсем не будет людей и нам нечем будет поживиться.Из соседних домов послышались недовольные голоса разбуженных

Из книги автора

Беседа о том, как получить спасение В Евангелии говорится, что однажды привели к ученикам Христовым бесноватого. Сколько апостолы ни старались изгнать злого духа, он не слушал и говорил: «Не выйду». Тогда бесноватого отвели ко Христу, и Сам Господь изгнал беса. Ученики,

Из книги автора

И малое может получить значение великого Итак, пощадите, чада мои, пощадите души ваши, устрашитесь примера орла, пойманного за коготь, потому что из-за этой незначительной части он весь оказался под сетью. Что же, разве у вас нет всего? Разве нет у вас необходимых вещей, или

Каким образом Бог распределяет духовные дары? Даст ли мне Бог тот дар, о котором я прошу?

Из посланий к Римлянам 12:3–8 и 1 Коринфянам гл. 12 мы можем узнать, что выбор, кому и какой духовный дар дать, остается за Господом. Духовные дары даются для созидания Тела Христова (1 Коринфянам 12:7; 14:12).

Священное Писание не указывает, в какой момент эти дары распределяются. Большинство людей полагают, что они даются в момент духовного рождения (спасения). Однако существуют некоторые стихи, свидетельствующие о том, что иногда Бог дает духовные дары и позднее. Тексты в 1 Тимофею 4:14 и 2 Тимофею 1:6 упоминают о даре, которые Тимофей получил во время своего рукоположения «через пророчества». Это, скорее всего, означает, что во время рукоположения Тимофея один из старейшин говорил под влиянием Святого Духа о духовном даре, который Тимофей должен был получить для своего будущего служения.

Мы также знаем из 1 Коринфянам 12:28–31 и 14:12–13, что именно Бог (а не мы) определяет, какие дары нам дать. Эти тексты также указывают на то, что не каждому человеку будет дан особый дар. Павел писал верующим в Коринфе, что если они жаждали духовных даров, то им следовало добиваться более созидательных даров, таких как дар пророчества (способность нести Слово Божье другим для их созидания). Зачем Павел говорил бы об этом, если бы они уже получили все предназначенное, и не было возможности получить дополнительные дары? Если даже царь Соломон стремился обрести мудрость от Бога, чтобы быть хорошим правителем для Его народа, то и мы можем ожидать, что Бог будет предоставлять нам те дары, которые необходимы для пользы Его Церкви.

Тем не менее, нам следует понимать, что эти дары распределяются в соответствии с Божественным выбором, а не нашим собственным. Даже если бы каждый человек искренне желал получить дар пророчества, Бог не дал бы его всем. В противном случае, кто бы тогда исполнял другие функции во благо всем частям тела Христова?

Один момент определенно ясен – Божье повеление является и Божьей возможностью. Если Бог повелевает нам сделать что-нибудь (например, свидетельствовать, любить ближних, учить и т.д.), то тем самым Он дает нам возможность это осуществить. Некоторые люди могут быть не столь «одаренными» для благовестия, как другие, но Бог призывает всех христиан к свидетельству и ученичеству (Матфея 28:18–20; Деяния 1:8). Мы все призваны делиться Евангелием, даже если у нас нет духовного дара. Посвященный христианин, стремящийся изучать Божье Слово и преподавать его другим, станет лучшим учителем, чем тот, кто имеет особый духовный дар преподавания, но пренебрегает ним.

Итак, даются ли духовные дары нам во время обращения к Христу или же они произрастают на протяжении нашей жизни с Богом? Как правило, духовные дары даются нам во время спасения, но нам следует развивать их. Может ли желание нашего сердца развиться в духовный дар? Можно ли желать определенных духовных даров? Текст в 1 Коринфянам 12:31 указывает нам стремиться «к высшим дарам». Мы можем просить у Бога духовного дара и прилагать усилия к собственному развитию в той или иной области. В то же время, если на это нет Божьей воли, то мы не получим определенный духовный дар, сколь сильно мы бы ни желали его. Бог бесконечно мудр и Он знает, с каким даром мы будем наиболее продуктивными для Его Царства.

Несмотря на то, что мы можем быть одарены тем или иным даром, все мы призваны развиваться в различных областях, упомянутых в Писании: быть гостеприимными, милосердными, служить друг другу, свидетельствовать и т.д. Если мы стремимся служить Ему из любви, для созидания других во славу Ему, Он поможет нам в этом и вознаградит нас (1 Коринфянам 3:5–8; 12:31–14:1). Бог обещает – если мы будем утешаться в Нем, то Он даст нам по желанию нашего сердца (Псалом 36:4–5). А это, несомненно, даст нам возможность служить Ему, реализуя свой потенциал и получая от этого удовлетворение.

Бог любит Своих детей и награждает их различными дарами. Ему хочется услышать благодарность тех, кто удостаивается этих знаков любви. Насколько щедро Он дает нам, настолько щедро мы должны отдавать тем, кто нуждается. Бог прославляется и восхваляется, когда благодарность исходит из сердца получающего их человека. «...Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8) – это небесное повеление!

Каждое благословение и «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Бог желает обогатить наше общение с Ним, чтобы мы, в свою очередь, стремились привлекать к общению с Ним как можно больше людей.

Когда мы делимся этими дарами с другими, в наших сердцах возрастает преданность и любовь нашему благому Богу-Отцу, Который видит все, тем более, сострадание и доброту Своих любимых детей. Он вознаграждает даже за чашку холодной воды, поданную «...во имя ученика...» (Мф. 10:42). Мы становимся проводниками Божьих благословений для других людей, которые крайне нуждаются в Его любви и помощи. Неблагодарность – это зачастую та дверь, которую мы закрываем перед Божьими благословениями.

Эгоистичные качества каждого из нас являются врожденными, поскольку мы унаследовали греховную природу Адама. В нашей эгоистичности коренится склонность ко греху и множество его проявлений, которые лукавый старается использовать для осуждения, чтобы, таким образом, уничтожить нас.

Величайший Дар Божий – Его Единородный Сын. Чтобы принять Его как своего личного Спасителя, необходима «...печаль ради Бога...» (2 Кор. 7:10) из-за своих грехов, а затем покаяние, смиренное сокрушенное сердце и возмещение нанесенных нами убытков. «...Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). «...Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Для принятия Иисуса – самого великого Дара любящего Отца Небесного, необходимо благодарное сердце.

Божье хранилище благословений никогда не исчерпается и не оскудеет. Его изобилие может удовлетворить любую нашу нужду и святое желание! Наша жизнь чрезвычайно обогатилась Его излияниями из открытых «окон небесных»: план искупления, благочестивое духовное наследие и заботливые братья и сестры во Христе. Все духовные благословения пришли к нам через Иисуса Христа – нашего Господа и Спасителя, так же, как и временные материальные блага.

Зачастую дары наносят вред тому, кому они предназначены. Суть дара и его особенность иногда определяют реакцию на него получателя и то, как он сможет его использовать. Некоторые дары бессмысленны с точки зрения приносимой ими пользы и нередко не имеют никакого значения, но Дар в лице Христа определяет истинный смысл и цель для нашей жизни!

Польза некоторых даров определяется обстоятельствами. «...Благочестие на все полезно...» (1 Тим. 4:8) не только относительно настоящей жизни, но и будущей!

Да будет хвала нашему Богу-Отцу за Его бесценный дар!

Мы обычно делаем подношения, движимые любовью и заботой к дорогим нам людям, Бог же проявил любовь даже к тем, кто ослушался Его, оскорбил и относится к Нему с пренебрежением. Благодаря труду и силе Духа Святого, Он пробуждает в нас желание спастись и дает нам силу исполнять Его волю. Иногда дары, предназначенные детям, должны подождать зрелости будущих получателей, чтобы они в соответствующее время могли взять в руки юридические и правовые документы. Божий дар – любовь – это чудесная сила, которая приводит нас к совершенству, чтобы в конечном итоге мы смогли все унаследовать со Христом.

Примирение с Богом-Отцом – это самое великое благословение для человечества. Оно более, чем мечта, поскольку действительно для наследников спасающей веры. «Взирая на... Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:2). «...Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем. 8:10), а хождение в истине – лучшее ее проявление для окружающих.

Наш Отец Небесный знает человека, как никто другой, поэтому понимает ту чрезмерную радость, которую переживает душа, с которой сняты осуждение и вина. «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36). Бог есть любовь, и Иисус Христос – величайшее проявление этой любви, благодаря которой мы примиряемся с Богом-Отцом и становимся Его посланниками, приводящими к Нему других людей, чтобы и они стали едины с Ним. Свидетельствуя окружающим о своей радости и славя Бога за наше спасение, мы, таким образом, доносим убедительную истину до тех, кто находится вне стада, – в плену у лукавого.

Евангелие от Иоанна 3:16 – это золотой стих Библии, ибо в нем сокрыты девять великих качеств:
1. Ибо Бог – величайшая Личность
2. Так возлюбил – самая высокая степень
3. Мир – самое большое количество
4. Что отдал – величайшее деяние
5. Сына Своего Единородного – величайший Дар
6. Чтобы всякий – самое обширное
7. Верующий в Него – величайший труд веры
8. Не погиб – самая сильная степень разрушения
9. Но имел вечную жизнь – самая большая продолжительность жизни с избытком

Если Единородный Сын Божий – Дар любви Отца, принимается как Спаситель, Искупитель и Господь, то гнев Божий сменяется благосклонностью к грешнику. Бог, проявляя величайшую любовь к людям, послал Своего Сына Иисуса Христа совершить труд искупления ради нашего вечного блага. Мы должны славить нашего Бога-Отца за Его дар искупления своей искренней преданностью и послушанием: «Господь мой и Бог мой».

«Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Кор. 9:15).

Чарльз Брубейкер

Человек и Бог в православии v. Какие дары Бог дал человеку v. Как вера в Бога может влиять на поступки людей

Прочитайте рассказ в уроке № 3 на стр. 8 Вспомните материал прошлого урока: есть люди, которые придерживаются светской культуры; слова же другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре. Каких взглядов – светских или религиозных - придерживается мальчик Ваня в рассказе учебника?

Наши размышления Оцените поступок Вани. Объясните, почему вы так его оцениваете? Ваня не смог объяснить ребятам, кто такой Бог. Можно ли считать Ваню верующим? С кем сравнивает Ваня Бога? Почему?

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи

Под словом БОГ в православии понимается ТВОРЕЦ Гравюра. Сотворение мира И. К. Айвазовский. Сотворение мира

Творение – это сначала созидание умом, научно или художественно. А затем уже воплощение на деле.

Прочитайте на стр. 8 -10, какие дары Бог дал человеку СВОБОДА РАЗУМ СОВЕСТЬ ДОБРОТА ЛЮБОВЬ Микеланджело. Сотворение человека

Что, по мнению верующих, сотворил Бог? Мир и человека Нам даны: Что это? Зачем? Свобода Возможность выбирать Выбирая добро – мы приближаемся к Богу Разум Ум, знание, понимание Знать, из чего выбираешь Совесть Внутренний голос в человеке Чтобы отличать добро от зла Доброта Хорошее отношение к другим Чтобы дарить радость другим Любовь Служение, самопожертвование Чтобы быть счастливым

Для записи в тетрадь Напишите тему урока: «Человек и Бог в православии» Какие дары Бог дал человеку ЛЮБОВЬ СВОБОДА СОВЕСТЬ РАЗУМ ДОБРОТА

Как вера в Бога может влиять на поступки людей Вера в Бога нередко вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки. Микеланджело. Роспись потолка Сикстинской капеллы

5 июля 1899 года в Старо-Ладожском Успенском монастыре преставилась схимонахиня Елисавета (Шахова). Ученица святителя Игнатия (Брянчанинова), поэтесса, духовная писательница, биограф игумении Старо-Ладожского монастыря старицы Евпраксии и игумении Бородинской обители Марии (Тучковой), дальняя родственница И.С. Тургенева, образ которой стал прототипом Лизы Калитиной в тургеневском «Дворянском гнезде», она уже в юном возрасте была известна широкому кругу читателей, но по влечению сердца выбрала монашеский путь. Под руководством духовного отца и опытной в духовной жизни старицы дарованные матери Елисавете таланты раскрылись и приумножились на пути монашеском, и, хотя ее произведения остались почти неизвестны, ее творческое наследие достаточно велико и разнообразно и включает не только стихи, но и прозу, биографические очерки, публицистику, переводы. Оставив небольшой автобиографический очерк, мать Елисавета приоткрыла свой жизненный путь и духовное становление.

Родившись в обедневшей дворянской семье, Елисавета получила домашнее воспитание и образование под руководством своих родителей и старшей сестры. В семье много читали, преимущественно, вслух из-за того, что мать Лизы потеряла зрение. Под влиянием прочитанного Лиза рано начинает писать стихи. Вот как она сама вспоминает о своем детстве: «Оба мои родителя были любителями литературы - чтения из-за слепоты матери по вечерам проходили вслух. Еще в раннем моем детстве бессмертный наш поэт Пушкин, нося меня, трехлетнего младенца, на руках, вместе с князем П.А. Вяземским говаривал моему отцу: "В больших глазах Вашей малютки светится огонек поэтического вдохновения". С 6-7 лет я твердила наизусть "Кавказского пленника" и "Бахчисарайский фонтан" и декламировала первые главы "Евгения Онегина". С 10 лет я начала писать стихи под строй поэзии Пушкина и Жуковского».

После смерти отца семья жила в очень стесненных обстоятельствах. В одно из посещений другом семьи М.П. Ждановым тетрадь со стихами юной поэтессы попала на глаза гостю, и он с разрешения матери Лизы показал ее своим знакомым, в том числе и председателю императорской Российской академии А.С. Шишкову. В результате Академией была издана брошюра «Опыты в стихах 15-летней девицы Елисаветы Шаховой 1837 года», а самой юной поэтессе была присуждена золотая медаль, которую девочка попросила заменить денежной премией ввиду очень тяжелого материального положения семьи. В следующем году была издана книга ее стихов.

Многие лица из творческой интеллигенции поддержали творчество юной поэтессы, и особы из высшего общества желали лично познакомиться с девушкой и приглашали ее к себе; особое покровительство ей оказывала княгиня Юсупова, не желавшая, чтобы юная девушка публиковалась: «Не хочу, - настаивала княгиня, - чтоб о моей любимице сèрдца в печати говорили так и сяк».

После ее смерти Елисавета вместе с семьей решает переехать в Москву, желая уединенной жизни и испытывая недостаток материальных средств для жизни в столице. Многие осудили ее удаление от творческой деятельности, приезжали к ней, уговаривая вернуться, предрекая блестящее будущее, но у девушки уже сформировалось проявившееся с первых ее стихов влечение к монашеской жизни.

Часто задавая себе вопрос о том, какой же ее путь, она выражала свое стремление в стихах, например в стихотворении «Вопрос без ответа»:

«Скажите мне - поэт ли я?

Мне мало первых убеждений;

Боюсь, боюсь небытия

Моих сердечных вдохновений.

Зачем заглядывает ум

В тайник святыни мирозданья

И дерзко мнит в свободе дум

Воспрянуть даром прорицанья?

И - презирает жизни шум…»

Непонятая многими, под распространяемые разнообразные слухи о странном поведении юной поэтессы она поступила в монастырь, где и познакомилась со своим духовным руководителем, мудро наставлявшим ее по пути спасения души, сочетавшему монашескую аскезу с поэтической и творческой деятельностью.

«В Москве любители просвещения, узнав, что я живу в семейном уединении, удалившись от общества, сами поискали меня и открыли мне новые горизонты. Но в самый расцвет всех надежд на земное счастье я услышала в ночном молении пред чудотворною семейною иконою Спаса Нерукотворенного чудный глас с евангельскими словами: "Приидите ко мне вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы". Я поняла это в смысле Промысла Божия, указывающего мне вступить в монастырь. Я решилась повиноваться гласу Божию и поступила в Спасо-Бородинский монастырь к знакомой игумении именитой Марии (Тучковой), где и провела три года новоначалия до посещения этой обители архимандритом Игнатием (Брянчаниновым). Он нашел меня в тяжком состоянии искушения унынием до отчаяния в Бытии Божием. Я воскресла духом от вдохновенной беседы этого великого аскета-священноинока и была им принята под руководство».

Вероятно, это искушение было вызвано в том числе и тем, что юная подвижница испытывала, с одной стороны, потребность в поэтическом выражении своих чувств и одновременно - сомнения в совместимости поэтического творчества с пребыванием в монастыре.

Юная подвижница всем сердцем доверилась своему духовному руководителю. Преподав первые наставления о духовной жизни и разрешив внутренние сомнения девушки, святитель Игнатий по истечении некоторого времени, в период которого он вел переписку с новой ученицей, вызвал юную послушницу из Бородинской обители в Петербург в Сергиеву пустынь, где она, живя со своей матерью, занималась переводами «Деяний семи Вселенских Соборов» из книги «История христианства» аббата Флери и выстраивала фундамент своей духовной жизни под наблюдением святителя.

А через год по благословению святителя Игнатия послушница Елисавета переходит в Старо-Ладожский монастырь под руководство его ученицы духовно опытной старицы монахини Августы (Козьминой), где, по ее воспоминаниям, она четырнадцать лет «занималась чтением и списыванием с древних рукописей св. Отцов по церковному и русскопечатному шрифту».

Возможно, о своем жительстве с духовной матерью она написала в своем стихотворении «Вечный союз»:

Здесь дружба есть благоуханье

Священной ангельской любви,

Двух душ святое сочетанье:

В ней нет волнения в крови,

Ее приливов и отливов,

Нет себялюбия клейма -

Мы любим в друге без порывов

Опору сердца и ума!

Любви условие святое:

Единство мыслей, чувств - оно

Не есть пристрастие пустое

И не на время нам дано.

Когда внезапностью случайной

Судьба разрознит две души,

Друг с другом слиты связью тайной,

Они сретаются в тиши

Уединенного молчанья

И торопливо в этот час

Невыразимого свиданья

Спешат накопленный запас

Вседневной жизни впечатлений

Друг другу чудно передать,

Чтоб вместе несколько мгновений

Прожить, вздохнуть и пострадать…

Для них не нужно разговора

При встрече для обмана слов:

Довольно брошенного взора -

И на вопрос ответ готов.

Одна помыслит, а другая

Ту мысль заканчивает вдруг,

И, безусловно, с уст сбегая,

Бывает речь одна у двух!

Так! Эта близость единенья,

Двух душ Божественный союз -

Залог бессмертного общенья,

Святее всех священных уз.

Кольцами цепи укрепленных,

Всегда влачимых по земле,

Четою узников, сцепленных

Венцом колючим на челе…

В начале 60-х годов произошел конфликт в отношениях монахини Августы с начальством Старо-Ладожского монастыря, и святитель Игнатий благословил своих духовных дочерей искать новое место для прохождения монашеского пути. Попечение о них святитель поручает своему единомысленному собрату и ученику игумену Антонию (Бочкову), духовному писателю и поэту, особенно после своего отъезда на Кавказскую кафедру. Но на протяжении всей своей жизни связь между матерью Елисаветой и святителем Игнатием не прекращалась: они вели постоянную переписку, посвященную как духовной жизни, так и творческой деятельности.

Объездив достаточно много обителей, почти не имея средств к существованию, послушница Елисавета со своей духовной матерью прибыла в Тверской Рождественский монастырь, где они были радушно приняты игуменией Марией (Игнатьевой), которая, как напишет в своей «Автобиографии» Елисавета, «совершенно успокоила у себя». Здесь в 1863 г. по благословению святителя Игнатия Елисавета (Шахова) приняла постриг в мантию с именем Мария.

В этот период времени Елисавета (Шахова) вновь начинает публиковать свои произведения: в 1860 году она печатается в журнале «Странник», где публикует жизнеописание схиигумении Старо-Ладожского Успенского монастыря Евпраксии, а в 1862 г. - стихотворные переложения песнопений пасхальной утрени. После принятия монашества в течение, примерно, десяти лет она опубликует только жизнеописание игумении Марии (Тучковой).

Однако стихи писать она не прекращает. В 1865-1869 годах, помимо духовной переписки, между монахиней Марией и игуменом Антонием идет так называемая «стихотворная» переписка, которую в дальнейшем мать Мария объединит в цикл «Поэтический телеграф».

В этот период времени поэтическое творчество монахини Марии достигает глубины и содержательности и наполнено аскетическим вдохновением.

Тяжело переживая кончину своего духовного руководителя и отца, монахиня Мария, сподвигаемая к этому игуменом Антонием (Бочковым), пишет стихотворение, которое посвящает святителю:

Был в древности святой Игнатий:

Он в сердце Господа носил

И за своих духовных братий

Святую душу положил.

Перед толпою разъяренной

Он в ожидании зверей

Молился, кроткий и смиренный,

Не за себя, а за людей,

За тех, для коих сумасбродством

Казалась вера во Христа,

Кто почитал одним юродством

Святое знаменье креста…

Был между нас другой Игнатий…

Он далеко теперь от нас,

Но сердце благодарных братий

К нему стремится в этот час.

И он злословия цепями

Когда-то весь опутан был,

И на него неслись зверями

Пособники враждебных сил.

Но, встретив их душою твердой,

Он шагу им не уступил

И велиара замысл гордый

Своим смирением победил.

На берег Финского залива,

На разоренные места,

Принес всемирное он диво -

Сиянье Божьего креста.

И в неустанной с миром битве

Обитель спешно воздвигал,

И, отдыхая лишь в молитве,

Мирских отличий не искал.

И процвела сия пустыня,

И зеленеет яко крин,

И будет в век она, как ныне,

Хранима Господом Самим.

Он Сам в Своем благоволенье

Воздвиг потребное к тому,

И возвеличил во смиренье,

И крепость духа дал ему.

Он Сам его благословляет

И ограждает от всего;

От нас же только Он желает

Одной молитвы за него.

В сей благознаменитый час,

И да хранит святой Игнатий

Сего Игнатия для нас!..

Вскоре матери Марии предстояло пережить кончину и двух других своих духовных наставников: матери Августы и игумена Антония.

Помимо творческой, с 1863 по 1871 годы монахиня Мария занималась педагогической деятельностью, о чем подробно пишет в «Автобиографии»: «По пострижении моем в мантию с наречением Марией 1863 года назначила меня начальницею монастырского училища девиц духовного звания. Воспитательно-учебное дело мое шло с таким успехом в течение шести лет, что обратило на меня внимание всего тверского общества и было доведено до сведения государыни императрицы Марии Александровны. В 1868 году я была переведена по вызову начальника Северо-Западного края митрополита Иосифа (Семашко) наставницей Виленского Марининского монастырского училища для дочерей служащих в крае православных чиновников и священников». По указу императрицы Марии Александровны, особо благоволившей к ней, монахиня Мария была назначена начальницей Покровской общины милосердия и переехала в Петербург. Однако суета столицы тяготила аскетически настроенную монахиню.

В 1873 г. из-за ухудшившегося состояния здоровья она просит отпустить ее на покой и возвращается в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где, поселившись в собственном доме, подвизается до последних дней своей земной жизни. Как затем мать Мария напишет в своей «Автобиографии», она «свободнее стала заниматься духовною литературой». В 1877 г. мать Мария издает поэму в драматической форме на библейский сюжет - «Юдифь».

В 1877-1878 гг. в журнале «Вестник народной помощи» вновь появляются ее стихи и публицистические статьи. Вплоть до 1890 г. ее публицистические статьи, беседы на духовные темы, жития святых, повести, стихи публикуют журналы «Мирской вестник», «Благовест», «Чтение для солдат», газеты «Варшавский дневник», «Новороссийский телеграф», а также издаются отдельными брошюрами. Вот только некоторые из статей, которые были опубликованы в этот период: жизнеописания святых Стратилатов Андрея, Феодора, Саввы; жизнеописание святого Иоанна Воина; «На страже у Гроба Господня»; «Мария, пустынница Олонецкая»; беседы: «Великий пост - духовный мост»; «Беседа о разуме и откровении»; «О сверхъестественных явлениях» и другие.

Все свои поэтические произведения писательница подписывала, преимущественно, своим мирским именем, а публикации на духовные темы - монашеским.

В 1896 г. монахиня Мария приняла схимнический постриг с именем Елисавета. Скончалась схимница 5 июля 1899 г. и была погребена в Старо-Ладожском Успенском монастыре.

Всю свою жизнь чтила заветы своих духовных наставников и в своей творческой деятельности до последней строчки старалась исполнить слова, написанные святителем Игнатием (Брянчаниновым) в одном из писем к игумену Антонию (Бочкову): «Все дары Бога человеку достойны уважения. Дар слова, несомненно, принадлежит к величайшим дарам. Им уподобляется человек Богу, имеющему Свое Слово. Слово человеческое подобно Слову Божию постоянно пребывает при отце своем и в отце своем - уме, будучи с ним едино и вместе отделяясь от него неотдельно… Божественная цель слова в писателях, во всех учителях, а паче в пастырях - наставление и спасение человеков: какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и спасения в средство развращения и погубления!» (51 (113, 20)).

Жизнь схимонахини Марии явила собой яркий пример того, как Господь раскрыл и преумножил таланты, для служения Ему и ближним через предание себя воле Божией - монашескую жизнь под руководством духовного отца и опытных наставников.