В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских. Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там. И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими.

Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет. Но потом и оба сына ее , Махлон и Хилеон, умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего.

И встала она со снохами своими и пошла обратно с полей Моавитских, ибо услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб. И вышла она из того места, в котором жила, и обе снохи ее с нею. Когда они шли по дороге, возвращаясь в землю Иудейскую, Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною! Да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа! И поцеловала их.

Но они подняли вопль и плакали и сказали: нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему.

Ноеминь же сказала: возвратитесь, дочери мои; зачем вам идти со мною? Разве еще есть у меня сыновья в моем чреве, которые были бы вам мужьями? Возвратитесь, дочери мои, пойдите, ибо я уже стара, чтоб быть замужем. Да если б я и сказала: «есть мне еще надежда», и даже если бы я сию же ночь была с мужем и потом родила сыновей, - то можно ли вам ждать, пока они выросли бы? можно ли вам медлить и не выходить замуж? Нет, дочери мои, я весьма сокрушаюсь о вас, ибо рука Господня постигла меня.

Они подняли вопль и опять стали плакать. И Орфа простилась со свекровью своею, а Руфь осталась с нею. Ноеминь сказала Руфи : вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею.

Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.

Ноеминь, видя, что она твердо решилась идти с нею, перестала уговаривать ее.

И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь?

Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье?

И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха ее Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских, и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя.

1.20: Приятная.

Повесть, яркими красками рисующая патриархальный быт того времени. Рассказ о том, как бедная Руфь собирала колосья на жатве богатого Вооза, как последний, обратив на неё внимание, приказал рабочим побольше оставлять недожатых колосьев, как, по совету свекрови, Руфь стыдливо предъявила свои родственные права на Вооза и как последний перед старейшинами города утвердил свое право на неё, изложен с неподражаемой простотой и искренностью.

Книга разделена на четыре главы.

  • Первая рассказывает о голоде в Земле Израиля из-за которого Елимелех с женой Ноаминь и двумя сыновьями отправляются в Моав . Там сыновья женятся на моавитянках, а затем Елимелех и два его сына умирают. Ноаминь остается с двумя невестками Руфь и Орфа. Когда Ноаминь возвращается в Землю Израиля лишь Руфь остается с ней.
  • Вторая глава повествует как Руфь собирает колоски, оставленные на поле Вооза после жатвы, для своей свекрови.
  • Третья глава - о том как Руфь по совету свекрови открывает Воозу, что он приходится ей родственником.
  • Четвертая глава - рассказ о выкупе Воозом прав на женитьбу на Руфи и наследие Елимелеха у более близкого родственника. Руфь рожает Воозу сына, внуком которого становится Давид . Перечисляется родословная Вооза и Давида от Фареса , сына Иеуды .

Место книги в Библии

Книга Руфь принадлежит к числу канонических и помещается в Ветхом Завете вслед за Книгой Судей . Некоторые, в частности, Иосиф Флавий даже помещали Книгу Руфь в Книгу Судей. В тексте Книги Руфь встречаются арамаизмы и позднейшие грамматические формы, что давало повод некоторым исследователям относить её происхождение к гораздо более позднему времени; тем не менее, данные арамаизмы могли быть результатом позднейшей редакции, поэтому версия об авторстве Самуила по-прежнему считается одной из основных.

Гиюр

Происхождение династии Давида

Левирантный брак

В религиозной традиции

Иудаизм

Книга Рут является одной из книг Писаний , и входит в Пять Свитков ((ивр. מגילות ‎, Мегилот )). Книгу Рут во многих общинах читают публично в синагоге на утренней молитве праздника Шавуот . Книга Рут целиком входит в антологию из книг Письменной и Устной Торы (Тикун лейл Шавуот), которую изучают в ночь праздника Шавуот, когда празднуется дарование Торы у горы Синай. Существует несколько причин, связывающих книгу Рут с праздником Шавуот:

  • Присоединение Рут к еврейскому народу (гиюр) подобно принятию евреями Торы у горы Синай
  • В конце книги Рут упоминается рождение ее правнука, царя Давида , который по преданию умер в Шавуот
  • Основные события книги Рут связаны со временем жатвы.

Христианство

Через Давида, по свидетельству Евангелия, Руфь является и праматерью Сына Давидова , Иисуса , в родословной которого, среди немногих женщин, значится и её имя (Мф. 1:5).

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Библейское имя
  • Библер, Владимир

Смотреть что такое "Библейская книга Руфь" в других словарях:

    Библейская Книга Судей Израилевых - Книга Судей Израилевых часть Библии, Ветхого Завета. В книге излагается история евреев от смерти Иисуса Навина (Иехошуа бин Нун) до первосвященника Илия (Эли). Судьи лица, управлявшие еврейским народом в период от Иисуса Навина до воцарения… … Википедия

    Библейская книга Летопись - Паралипоменон или Летописи, в западной традиции Хроники (ивр. דִבְרֵי הַיָּמִים‎, Диврей ха ямим; др. греч. παραλείπω, «пропускать, упускать» букв. «о пропущенных вещах»;) две (1 я и 2 я Паралипоменон) канонические книги Танаха и Ветхого Завета … Википедия

    Библейская книга Притчи - Притчи книга Библии под номером 20. Авторство: Соломона, Агура, Лемуила. Книга была написана в Иерусалиме. Её написание было завершено ок. 717 г. до н. э. История написания В 1037 году до н. э. на царский престол в Израиле воссел сын Давида… … Википедия

    Руфь - известная библейская женщина, именем которой названа библейская Книга Руфь. Жизнь ее относится к последним годам смутного периода Судей. Родом моавитянка, она настолько привязалась к своему новому родству по мужу (еврею из Вифлеема), что после… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Руфь (значения) - Руфь многозначное слово: Содержание 1 Имя 2 Культура 3 В астрономии … Википедия

    Руфь - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. У этого термина существуют и другие значения, см. Руфь (значения) … Википедия

    Книга Левит - У этого термина существуют и другие значения, см. Третья книга. Эта статья о третьей книге Пятикнижия; о священническом сословии см.: Левиты. Левит וַיִּקְרָא (Ва йикра «И воззвал») … Википедия

    Книга Ветхого Завета Левит - Это статья о третьей книге Пятикнижия. О священническом сословии см. статью Левиты. Левит וַיִּקְרָא (Ва йикра «И воззвал») Скиния собрания

    Книга пророка Аввакума - 22 я часть Танаха, часть Ветхого Завета, написанная пророком Аввакумом (Хаваккуком) Библия … Википедия

    Книга пророка Иоиля - Библия … Википедия

Книги

  • Библейская наука: Академические чтения по Священному Писанию Ветхого Завета. Кн. 3. Исторические книги Ветхого Завета , Епископ Михаил. Епископ Михаил Михаил (Лузин), епископ (в миру Матвей Иванович Лузин Лузин М. И.) епископ Русской православной церкви Русская православная церквь, духовный писатель, богослов, экзегет, один…

После грехопадения Адама и Евы человечество постепенно забывало райские обители, утрачивало знание об истинном Боге. Оно все больше и больше впадало в язычество, создавало себе множество придуманных и рукотворных божков. Единственным народом, сохранившим веру в единого Бога были ветхозаветные евреи. За эту верность и преданность Господь избрал этот народ. В нем должен был родиться Спаситель человечества. Ибо солнце правды – Господь не может прибывать там, где поклоняются идолам.

Богоизбранный народ призван был просвещать светом истины окружающие его языческие народы. Тем самым он готовил бы и их к рождению Сына Божьего на земле, который придет спасти всех людей от власти ада и смерти.

Не всегда израильтяне оправдывали свое высокое предназначение. Часто они сами изменяли Богу и становились язычниками. Это и не удивительно, ведь человеку, имеющему после грехопадения поврежденную природу или, как еще говорят, удобоприклонность ко греху, трудно быть совершенным. Трудно удержаться на высоте истинной веры. Истинная вера требует святости. Временами только вмешательство Бога спасало ветхозаветных евреев от окончательного забвение истины. Таких примеров много в истории богоизбранного народа, но были и другие. Иногда сами язычники, вчерашние идолопоклонники, просвещенные светом истинной веры, становились для иудеев образцом преданности Богу и исполнения его заповедей.

К числу таких удивительных примеров относится история моавитянки Руфи. Ее жизнь оказалась столь поучительна, что рассказ о ней вошел в состав Священного Писания. Записал пророк и судия Самуил. Вот он.

Во времена судей жил в иудейском городе Вифлееме израильтянин по имени Елимелех. Была у него жена и двое сыновей. Однажды в израильской земле случился голод. Чтобы спастись от него, Елимелех со своей семьей вынужден был переселиться в землю Моавитскую, соседнюю с Израилем. Здесь его сыновья женились на двух девушках-моавитянках. Девушки приняли веру своих мужей и стали исповедывать истинного Бога. Более десяти лет прожила семья Елимелеха в земле моавитской. Но настало время и умер Елимелех, умерли и два его сына, оставив бездетными вдовами своих жен-моавитянок.

Потеряв мужа и сыновей Ноеминь, так звали вдову покойного Елимелеха, решила вернуться на свою родину, в землю своих отцов. Одна из ее невесток, по имени Руфь, не захотела расстаться с ней. С одной стороны, движимая человеколюбием, она не могла оставить свою престарелую свекровь. Вместо умершего мужа она пожелала стать ей опорой и поддержкой в старости. Но главное, что узнав единого Бога, она захотела целиком приобщиться к народу, исповедавшему истинную веру.

На все уговоры Ноемини остаться, Руфь твердо отвечала: "где будешь жить ты, там и я, твой народ будет моим народом, твой Бог – моим Богом; одна смерть разлучит нас с тобою". Придя в землю израильскую, женщины поселились в городе Вифлееме. Вначале они питались колосьями, которые Руфь подбирала на сжатых полях. Этого им хватало на пропитание, ведь закон, данный Богом иудеям, предписывал им оставлять часть урожая не собранным. "Когда будешь жать жатву на земле твоей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; оставь бедному и пришельцу".

Так заботился Господь о каждом нуждающемся, так заботилась Руфь о своей свекрови, ставшей ей матерью. "Такая сноха лучше семи сыновей", - говорили о Руфи, слава о ее добродетели разносилась по всему Израилю.

Господь не оставил преданную веру Руфи без вознаграждения. Вскоре он дал ей любящего мужа и славное потомство. У израильтян существовал такой обычай: если кто-нибудь умирал, не оставив детей, то ближайший родственник должен был жениться на вдове умершего. В таком случае, женщина не умирала одинокой и бездетной, ведь бездетность в ветхозаветные времена считалась большим несчастьем и знаком Божьей немилости.

В те времена в Вифлееме жил богатый человек по имени Вооз. Родственник умершего мужа Руфи. Восхищенный добродетелью моавитянки, ее благочестием, Вооз женился на ней согласно этому обычаю.

Господь благословил этот брак. У Вооза и Руфи родился сын Овид. От Овида произошел Иессей, Иессей стал отцом Давида, одного из славнейших царей израильского народа.

Пройдет тысяча лет после царствования царя Давида и в роду Руфи-моавитянки родится еще один потомок. Это будет Господь Иисус Христос, Сын Божий и Спаситель человечества. Он придет на землю, чтобы избавить человечество от греха и смерти. Еврейский народ, за небольшим исключением, не примет Христа.

Не поверит он тому, что Господь воскрес, а значит, открыл для каждого врата в Царствие Небесное. Обратятся ко Христу языческие народы. Они устремятся за Ним подобно тому, как некогда Руфь-моавитянка устремилась за своей обретенной матерью на свет истинной веры. Дом Божий, благословенные небесные обители, станут их домом, никакая смерть не разлучит Христа и верующих в Него.

Путеводитель по Библии Азимов Айзек

Руфь

Ноеминь, утратившая мужа и сыновей, решила возвратиться в Вифлеем. Вместе с ней отправились и обе ее невестки, но по дороге Ноеминь стала уговаривать их вернуться в свой родной дом и снова выйти замуж. Орфа согласилась и простилась со свекровью, а Руфь отказалась наотрез:

Руфь, 1: 16. Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя… но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом…

И они вдвоем пошли в Вифлеем.

В Вифлееме Руфь встретила Вооза, богатого родственника Ноеминь, которому она понравилась - несмотря на то что была чужеземкой. Он был признателен ей за ту любовь и заботу, которую она оказывала Ноеминь. Ноеминь научила Руфь, как ей следует поступить, и Вооз взял Руфь в жены в соответствии с древним израильским законом левирата.

У супругов родился сын, и Ноеминь, утратившая своих сыновей, утешилась. Ее преданная невестка, моавитянка Руфь, считалась теперь полноправным членом израильской общины, и израильтянки восхваляли ее:

Руфь, 4: 14–15. И говорили женщины Ноемини… сноха твоя, которая любит тебя… для тебя лучше семи сыновей.

С тех пор для всего народа Руфь оставалась одной из самых привлекательных женщин Библии.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

РУФЬ Даже в земле обетованной, где так много было плодородных почв, чистых рек, серебряных источников и грохочущих водопадов, в стране, похожей, как уже говорилось, на цветник, высаженный божественной рукой самого покровителя израильского народа, даже в этой стране иногда

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Руфь Однажды во времена судей был великий голод в земле Израильской. Тогда один из жителей города Вифлеема по имени Елимелех со своей женой Ноеминью и двумя сыновьями переселился в землю Моавитскую. Здесь оба его сына женились на моавитянках: имя одной было Орфа, а другой

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Руфь Однажды в земле Израильской случился голод. Тогда один человек по имени Елимелех из Вифлеема ушёл от народа своего и поселился среди моавитян. С ним были его жена Ноеминь и два сына, Махлон и Хилеон. И прожил Елимелех среди моавитян десять лет вполне счастливо, а

Из книги Книга о Библии автора Крывелев Иосиф Аронович

Руфь и Есфирь Первая из этих книг представляет собой небольшую повесть о том, как некая моавитянка Руфь, оставшись вдовой, сумела женить на себе своего дальнего родственника, богатого старика Вооза. В ней описывается, как Руфь сначала подбирала колосья на его поле, потом

Из книги Ветхий завет автора Мельник Игорь

Руфь. Некто Елимелех из Вифлеема пошёл в дни голода жить со своей женой к моавитянам. Там он и умер, а жена его Ноеминь осталась жить у моавитян с двумя сыновьями. Сыновья женились на моавитянках, одну из которых звали Руфь, а другую - Орфа. Умерли и сыновья - вслед за

Из книги Библия для верующих и неверующих автора Ярославский Емельян Михайлович

Книга Руфь История о Руфи В библии имеется роман, в котором описывается любовное приключение довольно престарелого помещика Вооза с молоденькой вдовушкой по имени Руфь. Называется этот роман книга Руфь. Когда вначале мы писали про библию, что в ней мы находим немало

Из книги БИБЛИЯ автора Библия

Из книги БИБЛИЯ автора Библия

Книга Руфь Глава 1 1 В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских.2 Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и

Из книги Ветхий Завет (илл. Доре) автора Завет Ветхий

Книга Руфь Глава 1 1 В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских.2 Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Руфь Введение События книги Руфь разворачивались во времена судей, когда в Исраиле нередки были безнравственность и произвол (см. книгу Судей). Она рассказывает прекрасную историю молодой язычницы Руфи, которая оставляет свою родину, чтобы последовать за своей

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

8. КНИГА РУФЬ Книга Руфь * Вифлеем Иудейский * Махлон и Хилеон * Руфь *

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Книга Руфь За Книгой Судей в разных вариантах Библии, которыми пользуются христиане, следует небольшая книга из четырех глав, названная Книгой Руфь по имени ее героини. События этой книги относятся к периоду Судей: Руфь, 1: 1. Это слупилось в те дни, когда правили

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Руфь Ноеминь, утратившая мужа и сыновей, решила возвратиться в Вифлеем. Вместе с ней отправились и обе ее невестки, но по дороге Ноеминь стала уговаривать их вернуться в свой родной дом и снова выйти замуж. Орфа согласилась и простилась со свекровью, а Руфь отказалась

Из книги автора

РУФЬ Моавитская женщина, жена Махлона, отец которого Елимелех с женой Ноеминью и двумя сыновьями переселился по причине голода из Вифлеема иудейского в Моавитскую землю. Здесь сыновья его женились на моавитянках, и скоро умер Елимелех, а за ним и сыновья его. Ноеминь

Из книги автора

КНИГА РУФЬ В группу книг Ветхого завета, которые называют священными писаниями, входят книги о двух женщинах, справедливо считающиеся художественными шедеврами. Первая из них, Книга Руфь могла оказаться в каноне не только потому, что Руфь мыслилась родоначальницей

Из книги автора

Руфь и Бооз И шли они обе, пока не пришли в Бетиль в начале жатвы ячменя. Многие узнавали Ноэми и приветствовали ее. Другие спрашивали: «Не Ноэми ли это?»- Была Ноэми, - отвечала им она. - Но забудьте это имя. Называйте меня Марою, ибо великое горе послал мне Всемогущий.

Помещается книга Руфь (LXX: Ρούθ , Vulg.: Ruth). «Восьмая книга Ветхого Завета»: Руфь называется так потому, что содержит историю Руфи. Руфь была родом моавитянка; но отказавшись от родства и отеческого суеверия, она обратилась к истинному Богопочитанию и переселилась в Вифлеем Иудейский; там сочеталась браком с Воозом, из колена Иудина. От нее производится родство Давида таким образом: Вооз от Руфи родил Овида, Овид – Иессея, Иессей – Давида» (Синопсис Афанасия). В еврейской же Библии кн. Руфь стоит в третьей части ветхозаветного канона – в разделе агиографов, «кетубим», занимая в ряду их пятое место (после кн. Псалмов, Притчей, Иова и Песни Песней). Последнее положение кн. Руфь в Библии, надо думать, было первоначальное; помещение ее в греческой Библии между книгами Судей и Царств могло быть вызвано тем, что описанное в ней происшествие относится ко времени Судей, а по указанному отношению Руфи к Давиду книга является, по блаж. Августину (Христ. наука, кн. 2, гл. 13), началом или преддверием к книгам Царств, изображающим историю царского дома Давидова; притом присоединением книги Руфь к кн. Судей (как кн. Плач Иеремии к кн. Пророка Иеремии) достигалось общее число книг Ветхого Завета 22 (равное числу букв еврейского алфавита), принимаемое И. Флавием («О древности иудейского народа» – Против Апиона I, 8), иудейскою синагогою и некоторыми учителями церкви ( , блаж. Иероним, св. Епифаний) .

Характерное отличие книги Руфь от других книг библейских состоит в том, что содержание одинаково чуждо как основному руслу исторической жизни Израиля, изображаемой в исторических и пророческих книгах Ветхого Завета, так и вдохновенному умозрению и священно-лирическому излиянию вечных чувств человеческого сердца в книгах учительных (Псалмы, Притчи, кн. Иова, Песнь Песней, Екклезиаст): книга Руфь переносит читателя в тесный круг древнееврейской семьи, необычайно живо и привлекательно изображая судьбу, испытания и нужду, а равно добродетели и конечное прославление главного действующего лица – моавитянки Руфи, через брак с вифлеемлянином Воозом вошедшей в народ Божий и удостоившейся быть прабабкой царя Давида. По характеру содержания, по отчетливости характеристик и способу изложения книга Руфь напоминает разве некоторые сцены из жизни патриархов книги Бытия; по внешней форме ее справедливо называют древнееврейским рассказом из сельского быта, идиллической семейной картиной, полной самой искренней простоты и наивности. При всем том кн. Руфь в двух пунктах соприкасается с общеизраильской историей: в исходном пункте рассказа – удалении еврейской семьи вифлеемлянина Елимелеха в землю моавитскую вследствие постигшего страну евреев голода (), а еще более – в конечном – родословии царя Давида () – в конце книги (ср. ), какое родословие со включением имени Руфи внесено и в евангельское родословие Господа (). Эта историческая черта книги – связь с генеалогией Давида (нарочито оттеняемая в ()) – была причиной внесения книги Руфь в ветхозаветный канон; а так как Давид был праотцом Иисуса Христа и родословие Давида есть необходимая часть родословия Спасителя, то очевидна важность книги Руфь и с новозаветной точки зрения, со стороны исторических основ христианства. В этом смысле блаженный Феодорит на вопрос «для чего написано сказание о Руфи?» отвечает: «во-первых, ради Владыки Христа; потому что от Руфи произошел Он по плоти. Почему и божественный Матфей, пиша родословие, миновал знаменитых добродетелию жен Сарру, Ревекку и других, упомянул же о Фамари, о Рааве, о Руфи и даже о жене Урииной, вразумляя сим, что единородный Божий Сын вочеловечился ради всех человеков, и Иудеев, и прочих народов, и грешных и праведных» (Отв. на вопр. I на книгу Руфь, рус. пер., М., 1855. с. 313, ср. блаж. . Четыре книги толкований на Евангелие Матфея. Творен., ч. 16-я рус. перев. Киев. 1901, с. 7). Вместе с тем, по блаженному Феодориту , «хотя и ради Владыки надлежало быть написанным сказание о Руфи, однако же история эта и сама по себе достаточна к тому, чтобы принести всякую пользу умеющим пользоваться подобными повествованиями; потому что описывает нам тяжкие несчастия и достохвальное терпение Ноемини, целомудрие и любовь к свекрови ее невесток, преимущественно же Руфи, которая, по сердечному благочестию и в память супруга, престарелую и дряхлую женщину предпочла родителям. Показывает также история сия и добродетель Вооза» (вопр. I на кн. Руфь, с. 314–315). Вообще, «изложение и композиция в этом рассказе просты и наглядны, отличаются таким эпическим тоном, что совершенно ошибочно и неосновательно относить сочинение книги к имевшему преимущественно законодательный характер времени после плена, так как ведь все в ней ясно свидетельствует о первоначальной поре еврейской семейной жизни». Так, напрасно усматривали в книге Руфь тенденцию поддержать обязательность левиратного (ср. ) брака (Benary, De hebraeorum leviratu, 1835; ВеrthoIdt, Enleitung...): если и действительно брак Руфи с Воозом () был левиратным (лат. levir – деверь) в древнееврейском смысле (), (ср. ) – хотя, строго говоря, он не может быть назван так, потому что Вооз не был братом умершего мужа Руфи, – то во всяком случае эта черта является совершенно случайной в повествовании книги и с главной нитью рассказа в существенной связи не стоит. Равным образом нельзя видеть в книге Руфь со многими исследователями (Geiger, Urschrift u. Ubersetzungen der Bibel, 1857, s. 49 ff, Bertholet, Stellung der Israelten z. Fremden, s. 145 ff; Graetz, Geschichte der Iuden II, 2, s. 136 ff; Nowack, Handkommentar z. Alen Test. Richer – Ruth, 1900, s. 184–185 и др.) протест против послепленного ригоризма Ездры (), Неемии () и их единомышленников, не допускавших браков иудеев с инноплеменницами, причем, предполагается, пример великой праматери великого Давида, Моавитянки Руфи был наилучшим обличением неправоты тех ревнителей буквы закона (; ). Но, независимо от искусственности предположения такого протеста, послепленное написание книги Руфь невероятно уже по самому, выше показанному, характеру ее содержания и изложения; не доказывают столь позднего происхождения книги Руфь и помещение ее в 3-й части ветхозаветного канона (вопреки мнению Uatke, Histor. – Kritisch. Einleitung in d. A. T., 1886, 438 ff. и др.), так как в этой части находятся книга Псалмов, Притчей и др. допленного происхождения, как не доказывают того и встречающиеся в еврейском тексте книги халдеизмы, имеющие место и в древнейших библейских книгах. Напротив, за древнее происхождение книги Руфь, именно при первых царях еврейских, говорят следующие данные самой книги: 1) образ выражения (; ср. ) «в те дни, когда управляли судьи...» показывает, что происшествия, описываемые в книге из времени Судей, не слишком далеко отстояли от времени священного писателя книги; 2) родословие в () доводится только до Давида; если бы написание книги относилось к более поздней эпохе периода царей, то ничто не мешало бы внесению имен царственных потомков Давида (после же плена вообще не было смысла в изображении родословия одного Давида); 3) только в отношении Давида имел значение подробный рассказ книги о праматери Давида; не без основания указывают при этом на случай из жизни Давида () (во время преследований Cayла Давид помещает своих отца и мать у Моавитского царя), показывающий, что воспоминание о Моавитском происхождении праматери Давида было свежим как у него самого, так и у его современников. Авторитет LXX-ти, поместивших книгу Руфь в библейском кодексе непосредственно за книгою Судей и перед 1 кн. Царств, а равно и свидетельство Талмуда (тракт. Baba-Batra 14, b.), что писателем книги Руфь был Самуил, убеждает нас, что «написание книги принадлежит времени царя Давида и сделано одним из бывших тогда пророков» .

В новое время, между другими, известный историк еврейской литературы Густав Карпелес признает, что «рассказ о Руфи» (т. е. книга Руфь) с самого начала входил в книгу Судей (составляя заключительную часть ее повествований), и что только впоследствии книга Руфь подверглась отделению от нее и включению в состав агиографов. Г. Карпелес. История еврейской литературы. Перев. под ред. А. Я. Гаркави Т. I. СПБ. 1896, с. 41 и 50. Но легче понять обратное – перенесение кн. Руфь из ряда агиографов в раздел исторических книг, чем предполагаемое здесь искусственное отделение части (рассказ Руфи) от целого (кн. Судей) с произвольным перенесением первой в 3-ю часть ветхозаветного канона

Проф. А. А. Олесницкий. Руководственные о священном писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений отцов и учителей Церкви. Спб. 1894 г., с., 43