Урок предполагает работу в группах по 4-5 человек (5 групп). Каждая группа получает определенное задание, выполняет его, результаты заносит в таблицу и делает вывод. Затем группы отчитываются о результатах и делается общий вывод.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка конспекта урока по физике

В 7 классе по теме

« Изучение архимедовой силы»

с приложением технологической карты урока

Миронова Светлана Николаевна

учитель физики МБОУ

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 1»

2016

Конспект урока по теме «Архимедова сила»

7 класс

Цели урока:

Образовательная : установить, от каких факторов зависит выталкивающая сила; выяснить условия плавания тел.

Развивающая – развивать умение учиться самостоятельно; развить умение экспериментально определять силу Архимеда при изменении величин; развить умение применять формулу для расчёта архимедовой силы; развивать умения делать выводы на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательная – формировать положительную мотивацию к изучению физики, приближая учебный материал к жизненным ситуациям; воспитывать самостоятельность с одной стороны и умение работать в команде с другой.

Тип урока: урок - практикум.

Ведущая технология: технология диалогового взаимодействия.

Методы :

По дидактическим целям и средствам обучения:

обучения – эвристический

преподавания – сообщающий

учения – частично-поисковый, исследовательский

По источнику информации:

словесные - беседа, работа с дидактическим материалом;

наглядные - демонстрация, организация наблюдения за процессом эксперимента;

практические – самостоятельная работа в группах (экспериментальные исследования)

Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя:

Сосуд с обыкновенной водой, сосуд с соленой водой, пробка, шарик из картофеля, шарик из пластилина, лодочка из того же пластилина.

Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся:

Для каждой группы готовится свое оборудование.

Планируемые результаты обучения.

На основе полученных знаний и проведенных исследований уметь объяснять появления Архимедовой силы, зависимости её от объёма тела и плотности жидкости, условия плавания тел, з нать проявление Архимедовой силы в повседневной жизни.

Параметры оценивания знаний обучающихся:

активность работы на уроке;

качество оформления результатов эксперимента.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)

Здравствуйте, ребята!

Поприветствуйте друг друга.

И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать новые страницы физики. Впереди нас ждут интересные открытия.

Готовы?

Да!

Тогда приступим…

II. Целеполагание и мотивация

Урок я начну с отрывка из рассказа А.П. Чехова «Степь». Он поможет сформулировать нам тему урока и цель.

«Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, до дна не достал, какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно вверх».

О какой же силе идет речь?

Она называется Архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Изучение архимедовой силы – пишем тему урока.

А как можно найти величину выталкивающей силы, действующую на Егорушку?

F выт. = Р в возд .- Р в жидкости

Наша Цель?

Выяснить, от чего зависит архимедова сила.

Проблемный вопрос . Предложите, какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы.

Возможные предположения: (гипотезы)

  1. объем тела
  2. плотность тела
  3. форма тела
  4. плотность жидкости
  5. глубина погружения

III. Экспериментальные задания.

Задание первой команде.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры на нитях.

Ход работы:

1. Выпишите плотности тел и сравните их.

2. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующие на цилиндры.

3. Сравните архимедовы силы.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Бланк Отчета

Вывод:

Задание второй команде.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, два пластмассовых цилиндра разного объема на нитях.

Ход работы:

1. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующие на цилиндры.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

Бланк Отчета

Вывод:

Задание третьей команде.

Оборудование: сосуд с чистой водой, сосуд с соленой водой, сосуд с подсолнечным маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр на нити.

Ход работы:

1. Выпишите плотности данных жидкостей и сравните их.

2. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующую на цилиндр в каждой жидкости.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.

Бланк Отчета

Жидкость

Плотность жидкости, кг/м3

Вес цилиндра в воздухе, Н

Вес цилиндра в жидкости, Н

Архимедова сила, Н

Вода чистая

Вода соленая

Растительное масло

Вывод:

Задание четвертой команде.

Оборудование : сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр на нити.

Ход работы:

1. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующие на цилиндр, погружая его на глубину h1, h2, h3.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.

Бланк Отчета

Глубина погружения

Вес цилиндра в воздухе, Н

Вес цилиндра в воде, Н

Архимедова сила, Н

Вывод:

Задание пятой команде.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела из пластилина разного объема в форме шара, куба, цилиндра на нитях.

Ход работы:

1. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующие на тела разной формы.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

Бланк Отчета

Тела

Вес тела в воздухе, Н

Вес тела в воде, Н

Архимедова сила, Н

Шар

Куб

Цилиндр

Вывод:

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем – на доске в виде таблицы:

Как будет выглядеть формула, для расчета силы Архимеда?

Fа=pжgvт

Задача у доски:

Чему равна архимедова сила, действующая на тело объемом 134 см 3 в воде и керосине?

Ответ: 1,34 Н; 1,072 Н – Вывод?

IV. Физминутка: учитель читает стихотворение и показывает упражнения, а ребята сидя за ним повторяют.

V. Выяснение условия плавания тел.

Какие силы будут действовать на погруженное в жидкость тело?

Сила тяжести, направленная вертикально вниз, и сила Архимеда, направленная вертикально вверх.

Какими по величине могут быть эти силы?

Больше, меньше или равны друг другу.

Затем устанавливаем поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения этих сил.

Рисунок на доске:

В отрывке из романа Иванова «Русь изначальная» рассказывается как воин-разведчик Ратибор собирается незаметно перейти на другой берег реки. Для этого он взял длинную тростину. «Чтоб дышать под водой. Ноздри и уши пловец закрыл желтым воском… Придерживая тростинку за конец губами, он скрылся под водой и обеими руками поднял камень величиной с коровью голову. Обвязав груз тонкой веревкой, Ратибор устроил петлю для руки».

Каково назначение камня в этом примере?

Тело из пробки плавает в воде;

Шарик из картофеля тонет в воде, но плавает в соленой воде;

Шарик из пластилина тонет в воде, а лодочка из пластилина плавает в воде.

В чем же дело? Почему одни тела плавают, а другие тонут?

Сколько интересного вокруг нас! Давайте попытаемся ответить на некоторые вопросы?

Какова же будет цель нашего следующего задания?

Выяснить условия плавания тел.

Работа в командах.

Задание первой команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, медную монету.

3. Сравните архимедовы силы.

Бланк Отчета

Вывод:

Задание второй команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: железный шарик, кусочек мрамора, тело из оргстекла

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Вывод:

Задание третьей команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Вывод:

Задание четвертой команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: тело из пробки, деревянный кубик.

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Вывод:

Задание пятой команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: брусок из парафина, брусок из льда

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Вывод:

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем – на доске:

Ƿт > ƿж – тело тонет

Ƿт ƿж – тело всплывает

Ƿт = ƿж – тело плавает

«…Наш кок отправился искупаться, но залив его не принял. Он высоко подкидывал ноги, и при всем желании глубоко погрузиться в воду не мог. Это повеселило команду и улучшило его дурное настроение…»

Почему кок не мог искупаться в заливе?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, как заставить тело плавать? Ответы детей.

Какие задачи мы перед собой ставили?

1. Выяснить, от чего зависит сила Архимеда.

2. Выяснить условия плавания тел.

Справились ли мы с поставленными задачами?

Какое слово выкрикнул Архимед, когда нашел решение? Э В Р И К А!!!

Рефлексия.

Каждому обучающемуся выдается картинка: ребята должны разукрасить шарик в соответствии с их настроением.

Тело плавает на поверхности – мне урок понравился, потому что я все понял.

Тело плавает внутри жидкости – урок не очень понравился, потому что мне не все было понятно.

Тело утонуло – мне урок совсем не понравился, потому что я ничего не понял.

Домашнее задание:

Написать синквейн на тему «Архимедова сила».

Технологическая карта урока по теме «Архимедова сила»

7 класс

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Универсальные учебные действия

Организационный

Организует деятельность по подготовке к уроку

Готовят рабочее место

Готовность к уроку

Личностные УУД:

нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД:

умение слушать

Целеполагание и мотивация

Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь»

Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу

(Действие жидкости и газа на погруженное в них тело)

Систематизируют информацию.

Делают предположения.

Формулируют: что требуется узнать.

Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока

Тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость.

Познавательные УУД:

Анализируют, работают самостоятельно

Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний)

Организует проведение экспериментов в группах и обсуждение результатов

1 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от плотности тела.

2 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от объема тела.

3 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от плотности жидкости.

4 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от глубины погружения тела.

5 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от формы тела.

Проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция

Выяснили, что Fа не зависит от плотности тела.

Выяснили, что Fа зависит от объема тела.

Выяснили, что Fа зависит от плотности жидкости

Выяснили, что Fа не зависит от глубины погружения тела.

Выяснили, что Fа не зависит от формы тела.

Проведенный опыт, записанные выводы; вывод о выталкиваю-щей силе делают сами учащиеся

Личностные УУД

Регулятивные УУД Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов Познавательные УУД: Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативный УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Первичная проверка понимания

Организует фронтальную проверку понимания нового материала

Решение задачи у доки и сравнение расчетов с результатами опытов.

Понимание основных понятий и материала урока

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Физминутка

Читает стихотворение и показывает движения

Повторяют за учителем

Смена деятельности повышает дальнейшую умственную активность и внимательность

Первичное закрепление новых знаний

Создает проблемную ситуацию, которую можно разрешить на основе проведенных экспериментов и сделанных выводов.

1 и 2 Группы выясняют условия, при которых тело тонет

3 и 4 Группы выясняют условия, при которых тело всплывает

5 Группа выясняет условие плавание тела внутри жидкости

Выполняют задание в команде, обсуждают полученные результаты, заполняют бланки отчета и записывают вывод.

Выяснили, что тело тонет, когда плотность тела больше плотности жидкости.

Выяснили, что тело всплывает, когда плотность тела меньше плотности жидкости.

Выяснили, что тело плавает, когда плотность тела примерно равна плотности жидкости. Чем ближе плотность тела к плотности жидкости, тем большая часть тела будет находиться внутри жидклсти.

Через организацию групповой практической работы учащиеся, самостоятельно делают выводы и объясняют полученные результаты

Личностные УУД

Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные УУД Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений Познавательные УУД:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение работать в команде.

Умение выражать свои мысли

Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний)

Организует обсуждение результатов занятия

Отвечают на вопросы (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах). Формулируют выводы о достижении цели урока

Формулировка учащимися: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока

Личностные УУД:

Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения Познавательные УУД:

Умение обобщать, формулировать вывод

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Синквейн по теме «Архимедова сила»

Восприятие, осознание Д/З, запись

Запись учащимися Д/З в дневниках

Личностные УУД:

Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно Регулятивные УУД: О рганизация учащимися своей учебной деятельности

Рефлексия учебных действий

Предлагает учащимся выбрать фразу и выполнить соответствующий рисунок::

Тело плавает на поверхности – мне урок понравился, потому что я все понял.

Тело плавает внутри жидкости – урок мне не очень понравился, потому что не все было понятно.

Тело утонуло – мне урок совсем не понравился, потому что я ничего не понял.

Выбирают фразу и делают рисунок в соответствии с собственной внутренней оценкой

Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях

Личностные УУД :

Умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях Регулятивные УУД: О рганизация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку.


Синквейн на уроках физики

Это не должен знать каждый,

но это так интересно!

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственный образовательный стандарт по физике предполагает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно – коммуникативных умений, поэтому активно использую в практике своей работы элементы технологии развития критического мышления, информационных и проектных технологий.

В своей педагогической деятельности веду работу по формированию критического мышления на уроках физики в условиях перехода на новые ФГОС ООО.

«Критическое мышление - это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путём наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения» (Национальный Совет по развитию критического мышления, США).

Критическое мышление – один из инновационных путей раскрытия духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях (Д. Клустер «Что такое критическое мышление?»). Американский ученый М. Скривен называет критическое мышление как образовательную ценность «наравне с умениями читать и писать».

В основу теории развития критического мышления С. А. Терно положен идеализированый объект - модель критического мышления. Согласно системному подходу в спроектированной модели отображены свойства, состав, функция и генезис критического размышления.

Развитие критического мышления способствует тому, чтобы ученик научился учиться, а не поглощал готовые знания. На уроках физики использую такие приемы развития критического мышления, как «Верю – не верю», кластеры, синквейн.

Синквейн:

    это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии;

    это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.

В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.

    1 строка -тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    2 строка -два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    3 строка -образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

    4 строка -фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    5 строка -одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Как я его использую в своей практике?

Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке, так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

Физика.

Нужная, интересная.

Исследует, развивает, помогает думать.

Физика-наука о природе.

Чикинов Илья, 7А

Температура.

Измеряемая, зависимая.

Повышается, понижается – изменяется.

Степень нагретости тела.

Величина.

Козлов Александр, 8А

Линза

Выпуклая, вогнутая

Собирает, рассеивает, преломляет

Используется в оптических приборах

Дарья Абрамова, 11 класс

Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями (а как правило так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.

Молекула.

Маленькая, подвижная.

Движется, притягивается, отталкивается.

Молекула – это то, из чего состоит вещество.

Изотова Римма, Семенов Илья, 8В

В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия "Манометр"), так и при изучении достаточно объёмного материала.Изучив такую сложную тему как законы сохранения и превращения энергии, я даю такое задание в качестве творческого.

Манометр.

Жидкостный, металлический.

Измеряет, уточняет.

Манометр – для измерения давления.

Тихонова Анна, 7В

Закон сохранения и превращения энергии.

Нужный, полезный.

Превращается, сохраняется, не изменяется.

Энергия превращается из одного вида в другой.

Один из основных законов природы.

Изотова Римма, 8В

В-четвёртых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, используя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, запланировано сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к примеру, без первой строчки.

(Двигатель внутреннего сгорания).

Распространенный, тепловой.

Впускает, сжимает, работает, выпускает.

Превращает внутреннюю энергию в механическую.

(Тепловое движение).

Беспорядочное, изменяемое.

Колеблются, движутся, ускоряются.

Температура зависит от скорости.

Движение молекул.

(Напряжение).

Переменное, постоянное.

Изменяется, измеряется, характеризует.

Работа по переносу заряда.

Разность потенциалов.

Активно использую написание синквейнов уже в 5 классе (веду курс «Введение в естественнонаучные предметы»). Во время изучения темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» обучающиеся на каждом уроке получали в качестве домашнего задания синквейн по теме урока.

Давление.

Высокое, низкое.

Изменяют, измеряют, вычисляют.

Действие силы на опору.

Физическая величина.

Стративная Алена, 5Б

Закон Паскаля.

Нужный, важный.

Объясняет, показывает, работает.

По всем направлениям давление одинаково.

Гидравлический пресс.

Паршина Анастасия, 5А

После изучения темы они выполнили творческий проект: «Синквейны по теме «Давление» оформить в виде книжки – малышки.


В рамках городского семинара я проводила совместно с учителем русского языка Рубцовой Л.Г. мастер – класс «Синквейн на уроках физики».

Синквейн использую не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Например, занятие «Учимся писать синквейн» в 6 классе, где я являюсь классным руководителем:

Энергичные, добрые.

Учатся, играют, участвуют.

Коллектив людей.

Ильинский Никита

Папочка.

Умный, работящий.

Любит, заботится, ругается.

Папа может все, что угодно.

Семьянин.

Мартынова София

Каменный, деревянный.

Стоит, защищает, оберегает.

Дом – уютное жилье.

Бызова Екатерина

Классный час на тему «Кто я? Какой я?», в результате которого учащиеся 6 класса написали синквейны о себе:

Никита

Добрый, активный.

Учусь, развиваюсь, гуляю.

Я себе нравлюсь.

Эльмаил

Добрый, дружелюбный.

Дружит, переживает, прыгает.

Хочет много знать.

Умная, красивая.

Учится, поет, танцует.

Аня – командир класса.

Подружка.

Мероприятие, посвященное Дню матери:

Мама.

Красивая, добрая.

Кормит, одевает, любит.

Мамины руки теплые.

Ожиганова Анна

Мама.

Добрая, веселая.

Оберегает, помогает, заботится.

Мама – любимая моя.

Родитель.

Оботнин Василий

Мама.

Умная, добрая.

Готовит, убирает, помогает.

Мама лучший советчик.

Юматова Марина

Родительское собрание на тему «Моя семья»:

Семья.

Счастливая, ответственная.

Гуляем, играем, живем.

Вместе весело шагать.

Кондратьева Светлана Юрьевна

Семья.

Дружная, крепкая.

Поддерживает, помогает, вдохновляет.

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

Новикова Наталья Владимировна

Семья.

Дружная, спортивная.

Веселимся, помогаем, радуемся.

Вместе нам все по плечу.

Оботнин Алексей Анатольевич

Синквейн на уроках физики

Впервые с понятием «синквейн» я столкнулась в 2007г, проходя курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы казахстанского образования» в г. Степногорске.

Что такое «синквейн»?

Синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработан был американской поэтессой Аделайдой Крепси. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слов в каждом его стихе. Существуют несколько видов синквейна: зеркальный, оборотный, корона и.т.д.

Но меня, как предметника-учителя физики, интересует дидактический синквейн - прием технологии критического мышления через чтение и письмо.

В дидактическом синквейне:

1 строка-тема, заключает в себя одно слово (обычно существительное), которое обозначает предмет или объект, о котором идет речь

2 строка - два слова (прилагательные), описывающие признаки и свойства предмета или объекта

3 строка - три слова (глаголы), описывающие характерные свойства объекта

4 строка- фраза или предложение, выражающие личное отношение к описываемому предмету или объекту

5 строка - одно слово – синоним предмета или объекта.

Раньше я думала, что синквейн применяется на уроках казахского, русского языков или литературы, а оказывается, его можно использовать на всех предметах. Вот я и начала этот прием технологии критического мышления применять на своих уроках в восьмых классах т.к. физика - сложный предмет и не всем ученикам она дается, применение синквейна учит осмысленно использовать понятия и является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения этого понятия. Составлять синквейны учащиеся могут самостоятельно, в паре, а также группами. После прохождения теоретического материала я его чаще использую в качестве рефлексии. Составление синквейна можно использовать и в качестве домашнего задания. И все учащиеся - успевающие и слабоуспевающие справляются с этим заданием – это проявление и реализация творческих, интеллектуальных способностей.

Температура

Абсолютная, критическая

повышается, понижается – изменяется

определяет степень нагретости тел

величина

Энергия

Потенциальная, критическая

изменяется, сохраняется

превращается из одного вида в другой

Джоуль

Заряд

Положительный, отрицательный

притягивается, отталкивается, взаимодействует

переходит от одного тела к другому

Кулон

Заряд

Оң теріс

әсерлеседі,тебіледі, таратылады

электрлеу кезінде пайда болады

электрон

Энергия

Кинетикалық, потенциалдық

сақталады, айналады, өзгереді

процестерде сақталу заңы орындалады

жұмыс

Атом

Кішкентай нейтрал

Бөлінеді құралады ауысады

оң, теріс ионға айналады

бөлшек

Чем разнообразнее формы и методы в нашей работе, тем вероятнее, что ученику на вашем уроке не будет скучно, и он будет с удовольствием и интересом ходить на уроки.

Акмолинская область

Ерейментауский район

КГУ Улентинская средняя школа

учитель физики Жаниева Г.Т.

Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного метода в собственной практике.

Задачи:

  1. познакомить коллег с приёмом технологии критического мышления через чтение и письмо; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности;
  2. организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;
  3. привлечь педагогов города к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.

В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация (Приложение 1) "Синквейн на уроках физики", созданная преподавателями специально для проводимого мастер-класса. Однако любой учитель-предметник, классный руководитель может использовать презентацию в качестве учебного пособия при знакомстве с данным методом.

Ход мероприятия.

Рубцова Л.Г.

Хочется начать с того, что многое в работе педагога зависит от того, как он построит взаимоотношения с коллегами. Даже самый образованный, начитанный, эрудированный учитель не может и не должен работать в одиночку. Самые неожиданные и плодотворные идеи рождаются именно при постоянном сотрудничестве разных, не похожих друг на друга людей. Мы очень активно работаем в параллели не первый год, благо собрались вместе разные учителя-предметники: математик, физик, филолог. Кстати сказать, в прошлом выпуске с нами ещё работали историк и учитель иностранного языка. Начиная с пятого класса, мы часто проводим для ребят интеллектуальные игры на самые разные темы. На одной из таких игр дети выбрали для себя такой девиз: "Ни дня без радости открытий!" Очень бы хотелось, чтобы вы тоже сделали для себя сегодня маленькое, но открытие.

Впервые с понятием "синквейн" я столкнулась в 2006 году, прочитав в методической газете "Литература. Первое сентября" об использовании синквейна на уроках литературы.

Что же такое синквейн?

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура – 2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный, "бабочка", корона и даже гирлянда синквейнов.

Но нас, как учителей-предметников, будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

Дидактический синквейн

  • 1 строка -тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • 2 строка -два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • 3 строка -образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
  • 4 строка -фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • 5 строка -одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Изучить этот приём работы с текстом можно на уроках литературы, русского языка, риторики, а использовать можно на всех предметах и во внеклассной работе. Что мы и сделали в 2006 году. При подготовке к выпускному вечеру, школьники создали на уроках информатики мультимедийную энциклопедию "От А до Э".Каждому выпускнику была посвящена отдельная страничка. И одним из элементов на страничке был синквейн, составленный одноклассником.Многие из присутствующих являются классными руководителями и, прежде чем использовать этот приём на уроке, можно "испытать" его сначала во внеклассной работе. Это очень интересная форма работы, дающая эффектный результат.

В прошлом году на факультативе по литературе мы с сегодняшними восьмиклассниками рассмотрели этот методический приём, на классном часе ребята составили синквейны о себе и о своём лучшем друге.

Пахыч.
Добрый, отзывчивый.
Учусь, живу, радуюсь.
Всегда помогу в беде.
Скромняга.
Чистоколов Павел, 7В

Сашка.
Энергичная, жизнерадостная.
Всегда помогает, понимает, поддерживает.
Чувство локтя!
Подружка.
Караваева Ксения, 7А

Как вы думаете, при работе над каким текстом ребята испытывают наибольшие затруднения? Конечно, над первым. Способность резюмировать что-либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – это важное умение. Поэтому мы сейчас предлагаем вам очутиться в роли учеников и составить синквейн о себе или о своём коллеге. Рекомендуемое время создания текста 5-7 минут, но мы сократим его до 3-4.

В своей работе учителя-словесника я использую этот метод развития образной речи нечасто. Есть несомненные плюсы: за короткий промежуток времени ребята создают тексты, которые они считают высокохудожественными. Дети на таких уроках могут почувствовать себя успешными. С одной стороны, не хочется разочаровывать авторов, с другой – я-то понимаю, что настоящая литература есть что-то живорождённое, а тексты, составленные по определённой методике, таковыми всё-таки не являются. Созданные образы являются навязанными определённой технологией.

Это вовсе не значит, что следует отказаться от данного вида работы. Данный метод представляется нам удачным на уроках физики, биологии, географии и т.д. Передаю слово учителю физики Абрамовой О.А.

Абрамова О.А.

Уже второй год я использую этот приём технологии развития критического мышления на уроках физики в среднем звене. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.

В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.

Физика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все любят её. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.

С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?

Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке (я уже упоминала, что времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика-наука о природе.
Законы.
Чикинов Илья, 7А

Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями (а как правило так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.

Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула – это то, из чего состоит вещество.
Частица.
Изотова Римма, Семенов Илья, 8В

В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия "Манометр"), так и при изучении достаточно объёмного материала.Изучив такую сложную тему как законы сохранения и превращения энергии, я даю такое задание в качестве творческого.

Манометр.
Жидкостный, металлический.
Измеряет, уточняет, работает.
Служит для измерения давления.
Прибор.
Тихонова Анна, 7В

Закон сохранения и превращения энергии.
Нужный, полезный.
Превращается, сохраняется, не изменяется.
Энергия превращается из одного вида в другой.
Один из основных законов природы.
Изотова Римма, 8В

Температура.
Измеряемая, зависимая.
Повышается, понижается – изменяется.
Степень нагретости тела.
Величина.
Козлов Александр, 8А

В-четвёртых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, используя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, запланировано сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к примеру, без первой строчки.

Давайте попробуем стать учениками 8 класса и составить синквейн по такому понятию, как "сила".

Чтобы вам было интересно, я предлагаю немного поиграть. Попробуйте догадаться по деформированному тексту, на какую тему был составлен синквейн.

(Двигатель внутреннего сгорания) .
Распространенный, тепловой.
Впускает, сжимает, работает, выпускает.
Превращает внутреннюю энергию в механическую.
Машина.

(Тепловое движение).|
Беспорядочное, изменяемое.
Колеблются, движутся, ускоряются.
Температура зависит от скорости.
Движение молекул.

Согласитесь, что использование этого приёма на уроках физики оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеемся, что открытие сегодня сделал и каждый из вас. Желаем вам дальнейших творческих успехов в нашем нелёгком, но благодарном труде, дорогие коллеги!

«Действие силы трения» - Первое исследование законов трения. Вредное трение. Трение на производстве. Законы трения. Науку все глубже постигнуть стремись. Если тело катится. Сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел. Шероховатость. Полезное трение. Движущиеся части. Брусок. Явление трения. Причины возникновения трения.

«Трение сила» - Сила трения бывает 3 видов: сила трения качения, скольжения, покоя. Шероховатость поверхности. Трение качения. Трение скольжения. Сила трения в природе. Надо проверить! Задачи 1 группы: Из-за трения изнашиваются движущиеся части машин. Выяснить: сила трения враг или союзник человека? Трение вызывает большой расход энергии.

«Определение силы трения» - Трение покоя. Фононы. Трение в механизмах и машинах. Слои и участки. Внутреннее трение. Процессы трения. Трение качения. Трение принято разделять. Участки сухого и жидкостного трения. Сцепление с поверхностью. Жидкость. Сила трения. Трение скольжения. Трение. Величина трения. Виды. Твёрдые тела. Коэффициент трения.

«Сила трения физика» - Причины возникновения. 3.Трение покоя. Формула для нахождения силы трения. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. Виды сил трения. Сила трения бывает трех видов: 2.Трение качения. Определение. Fтр = ?*n ?-коэффициент трения n-сила реакции опоры. Направление. Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

«Примеры силы трения» - Определение. Трение качения в технике. Цель проекта. Описание. Трение и спорт. Сила трения. Примеры силы трения. Трение качения. Сила трения покоя - сила, действующая на тело. Сила трения покоя. Сила трения скольжения. Трение качения - момент сил, возникающий при качении. Сила трения покоя в народном творчестве.

«Природа силы трения» - Не будь трения, предметы выскальзывали бы из рук. Что такое сила трения? Во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части. Причины возникновения силы трения. Подшипники бывают шариковые и роликовые. Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, грузы – 2 шт., карандаши.