8 июня 1883 года, 130 лет назад, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя. Вспоминаем главные факты о главном кафедральном соборе Русской православной церкви.

Идея создания Храма Христа Спасителя

Илл. План местности у Храма Христа Спасителя, 1870-е годы

Храм Христа спасителя – это мемориал воинам, павшим в Отечественной войне 1812 года. Идея построения храма-памятника участникам войны, которую впервые назвали «Отечественной», и исход которой решало общенародное движение, воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.

Первый Храм Христа Спасителя

Проект Храма Христа Спасителя предложенный архитектором А.Л. Витбергом

Между разгромом наполеоновской армии и началом строительства Храма в центре Москвы прошло довольно долгое время: почти 27 лет. Не так широко известно, что в эти годы был проведен международный конкурс на постройку Храма, был выбран проект, и даже приступили к самому строительству. Однако это должен был быть другой храм - не тот, копию которого мы видим сейчас на Волхонке. Конкурс, который в 1814-м году провел Александр I, выиграл 28-летний Карл Магнус Витберг. Витберг был готов архитектурно выразить всемирную миссию России, призванной нести истинный свет мира, разума и христианской любви для борьбы против революционной заразы, охватившей цивилизованный мир в обличье Бонапарта. Задумка была грандиозной – создать на Воробьевых горах, в месте, от которого открывается вид на всю Москву, большой храмовый комплекс в стиле ампир, с колоннадами, спусками к Москва-реке и широкой каменной набережной. В 1817 году, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка именно такого Храм. Однако вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а сразу после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

Первый миф о Храме Христа Спасителя

Фото А.А.Тон. Храм Христа Спасителя

Хотя работы на Воробьевых горах были свернуты, от самой идеи возведения Храма Николай I не отказался, но лично выбрал для него и место - Алексеевский холм на Волхонке, близ Кремля; и архитектора - автора помпезной «русско-византийской» стилистики Константина Тона. Но было всё-таки одно обстоятельство, которое могло бы смутить любого православного человека: для сооружения нового храма требовалось снести постройки находившегося на этом месте женского Алексеевского монастыря. В связи с этим обстоятельством появилось старомосковское поверье, будто настоятельница Клавдия выразилась следующим образом: «Окромя большой лужи здесь ничего не будет». Так, считали москвичи, игуменья «предрекла» сооружение здесь в будущем открытого бассейна «Москва» с подогревом воды, работавшего круглый год. Вряд ли эта легенда правдоподобна. Ведь митрополит Московский Филарет (Дроздов), совершавший 17 октября 1837 г. службу по случаю переноса Алексеевского монастыря в Красное Село, встречался в этот день с игуменьей Клавдией. Вряд ли Клавдия могла разразиться в такой момент проклятиями. Другое событие, связанное с закрытием Алексеевского монастыря, кажется более достоверным. В первый же день сноса рабочий, снимавший крест с монастырской церкви, сорвался с купола и разбился насмерть в присутствии огромного числа зрителей. Понятно, что народ воспринял это как дурное предзнаменование.

Второй Храм Христа Спасителя

Ф.А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя в Москве. 1883 год

Строительство Храма продолжалось почти 44 года: он был заложен в 1839 году, а освящён - в1883-го. Он был уникален: высотой 103,5 м., он мог вместить до 10 тысяч человек. Стены его были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, роспись внутри была выполнена Верещагиным, Суриковым, Крамским, Васнецовым. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. Такого грандиоза в московском церковном зодчестве до тех пор не было. Храм был виден из любой точки города, звон его разносился далеко за пределы Москвы. При храме была собрана большая библиотека. Храм просуществовал в своем первоначальном виде 48 лет. В 1931 года он был взорван.

Второй Миф о Храме Христа Спасителя

Илл. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола

Перед тем как взорвать Храм у научной общественности взяли показания о том, что он не имеет художественной ценности. Академики-архитектуры публично клялись, что он не является произведением искусства. В числе немногих защитников Храма остался знаток и ценитель московской старины, художник Аполлинарий Васнецов. Росписи, барельефы, колонны разошлись по московским учреждениям и новым музеям. Миф или правда, но говорят, что «часовню-алтарь у большевиков выкупила жена американского президента Элеонора Рузвельт и подарила Ватикану», соборным мрамором отделали станции метро «Площадь Свердлова» и «Охотный ряд», а скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».

Разрушение Храма

Илл. Проект Дворца Советов

В атмосфере антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР. Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - он должен был стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100-летие самого Храма – большевикам эти памятные даты не давали покоя. Храм вероломно разрушили. Но строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить: после начала войны каркас его фундамента из сверхпрочной стали пошел на изготовление брони танков «Т-34». Затем, на месте храма, с 1960 года функционировал открытый плавательный бассейн «Москва». Нынешний Храм Христа Спасителя не дал пропасть этому пространству: в нем расположен нижний храм, музей Храма, стоянка, зал церковных соборов и другие помещения.

Третий Храм Христа Спасителя

Илл. Гвоздь Креста Господня

С 1994 по 1997 год Храм Христа Спасителя в Москве был отстроен заново на том же месте и освящён 19 августа 2000 года. В Храме постоянно находятся такие святыни как Риза Господня и Гвоздь Креста Господня.

До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета - древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля.

Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни. Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя, был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.

130 лет назад, 7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен , так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Судьба Храма Христа Спасителя. Архивные кадры к 130-летию освящения Собора

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году .

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500‑летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100‑летие Отечественной войны 1812 года, 300‑летие Дома Романовых.
В августе 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, на котором после 200‑летнего перерыва был избран патриарх Тихон, ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых.
В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма было создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922‑1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.

По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм был взорван . Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На месте храма предполагалось построить грандиозное сооружение социалистической эпохи — Дворец советов. Великая Отечественная война (1941‑1945) не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна "Москва" (1960‑1994).

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание храма.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект‑2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор — академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников . Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма‑основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысячи квадратных метров.

Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

В числе главных святынь храма — частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской‑Устюженской Божией Матери.

Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь — протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новост http://ria.ru/spravka/20130608/941627670.html
РИА Новости

П олное название - Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве.
Увы, существующее здание новодельное. Оригинал храма был воздвигнут по проекту архитектора К. А. Тона. Он был заложен 23 сентября 1839 года и возведён в традициях русско-византийского стиля. Как ни странно, но этот храм появился исключительно благодаря воровству и распилу того времени...

В 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием знаменитых архитекторов. Победил проект 28-летнего Карла Витберга. Его храм был втрое больше существующего (высотой 240 метров), включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Немного похож на приплюснутый Исаакий.

Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 млн рублей от казны и немалые народные пожертвования. Строительство начали в 1817 году, в пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковных крепостных). Директором строительства был назначен сам Витбергкоторый опыта не имел, должного контроля не вёл, к подрядчикам относился излишне доверчиво. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже «нулевой цикл», а деньги закончились.

По восшествии на престол Николая I строительство пришлось остановить, потому что деньги просто осваивались, а храм не строился. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах. Процесс длился 8 лет. Подсудимых оштрафовали на миллион рублей Витберга сослали в Вятку, а всё его имущество было конфисковано.

Новый храм строился уже под жестким контролем. Первый камень для закладки был привезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах. Как и его не украли, даже странно. Храм строили 44 года. Не смотря на более скромные размеры, в свое время это был самый большой храм в России. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной.

Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Роспись внутри храма занимает около 22 000 м2

Идея построения храма-памятника была впервые высказана в декабре 1812 года генералом П. А. Кикиным, весьма близким к императору Александру I (ниже на картине).

Тайный советник и архитектор К. А. Тон.


Портрет работы Карла Брюллова

Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах. 13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина.


На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Храм был взорван...

Так бы "Дворец советов" выглядел сегодня... но не сложилось. Может и к лучшему, фашисты его обязательно бы разрушили.

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. Бассейн был открыт круглый год, даже зимой и над всем сооружением постоянно стояла стена из пара. Это даже являлось причиной коррозии у соседних зданий.


Фото (С) http://varlamov.me/img/--/800_e549566d915f614a235b53c135ef72b4.jpg

Ходило много слухов потому что тут много тонуло людей, особенно зимой. Якобы работала черная секта "топителей"...

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. В 1994 году было начато строительство. Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и др.

Фото (С) Игорь Пальмин 1996г.


Завершал проект Зураб Церетели, который отступил от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями и наваял там кучу разных скульптур вокруг храма и даже на крыше. На белокаменных стенах появились не мраморные (некоторые оригиналы сохранились), а бронзовые горельефы.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне. Ныне храм имеет статус Патриаршего подворья.

9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 27 января 2009 года на Поместном соборе, проходившем в стенах храма, был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а 1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла. В храме происходили прощания с Георгием Свиридовым, Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем, Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной, Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.

В храме Христа Спасителя постоянно находятся: частица Ризы Иисуса Христа, частица Ризы Богородицы, частица мощей апостола Андрея Первозванного, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей святителей Петра, митрополита Московского и Ионы, митрополита Московского, святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской, один из чудотворных образов Владимирской Божией Матери, чудотворный образ Смоленской-Устюженской Божией Матери, икона Рождества Христова, привезённая патриархом Алексием из Вифлеема и др...

На днях зашел на официальный сайт храма, а там... "Осторожно мошенники!" Респект РПЦ - самокритично...


Скан официального сайта храма.

Но храм красив! Настоящее украшение Москвы.


Фото (С) http://cdn.e96.ru/assets/images

Инфа, картинки и фото (С) интернет.

Василий Нестеренко: «Контроль осуществлялся неусыпный»

В Светлую Пасхальную ночь верующие придут на торжественную службу в храмы. Самый большой собор Русской православной церкви, храм Христа Спасителя, примет около 10 тысяч человек.

Его судьба оказалась трагичной. В ХIХ веке храм строили на протяжении 44 лет. А в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года его взорвали.

Заново собор был отстроен в 1994-1997 годах. Роспись внутри храма занимает около 22 тысяч квадратных метров, из которых около 9 тысяч — позолочены.

О том, как воссоздавалось живописное убранство храма и как во многом повторились события в жизни современных художников и мастеров ХIХ века — накануне Воскресения Христова рассказал «МК» народный художник России, действительный член Российской академии художеств Василий НЕСТЕРЕНКО.

Фото из личного архива

— Как было принято решение о росписи храма Христа Спасителя?

— Я помню, как начали восстанавливать собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. На месте древней святыни был поставлен общественный туалет. И вдруг на месте туалета начали строить храм. Это было чудо. Я каждый день ходил смотреть, как возводятся сначала стены, потом устанавливается купол… Это было настолько удивительно, что тогда я поверил, что, может быть, когда-нибудь восстановят и храм Христа Спасителя. Ведь что говорилось у нас? Храм не представляет собой художественной ценности. Вот в чем было иезуитство, ложь искусствоведов, лжеученых, которыми так богата наша великая страна. Как же не представляет, когда лучшие художники, лучшие скульпторы, лучшие архитекторы принимали участие в этом всенародном деле! Да еще и посвященном такому событию, как освобождение от наполеоновского нашествия. Как символ он был построен. Как символ его разрушили. И как символ его восстановили.

Воссозданный храм Христа Спасителя ведь долгое время стоял с абсолютно белыми стенами. Было стойкое мнение, что храм расписать нельзя, нет таких художников, которые смогут повторить росписи ХIХ века. Предполагалось, что будут идти иконы по нижнему ряду, и все. Я помню концерты Мстислава Ростроповича под белыми стенами и сводами. И вот неожиданно для всех патриарх Алексий Второй 27 февраля 1997 года принимает решение о воссоздании внешнего и внутреннего убранства храма Христа Спасителя в том виде, каким он был в ХIХ веке. И ведь повторилось все вплоть до мелочей.


Фото из личного архива

Например, в том, первом храме, пол был из мрамора, яшмы и камней, привезенных из стран, проигравших войну 1812 года, — Франции, Италии. Из тех же каменоломен поступал мрамор на пол и стены нового храма.

— Как проходил конкурс на право расписывать храм?

— Вся художественная Россия зашевелилась: кто будет расписывать? Конкурсов было несколько. Была большая комиссия, которую сначала возглавлял митрополит Ювеналий, потом архиепископ Орехово-Зуевский Алексей. В нее входили как искусствоведы, технологи, так и представители церкви и Академии художеств. Нам давали конкурсные задания. Весь 1998 год я провел в жесточайшей борьбе за право расписывать этот храм, хотя с самого начала мне было сказано, что мои работы одни из лучших. Говорят, если твоя работа сделана, но у тебя не было искушения, то есть трудностей, значит, твоя работа не принята. А если ты для церкви работал и у тебя было много проблем, много сложностей и ты их преодолел, то твоя работа принята. Весь год я делал колоссальные подготовительные работы. Помню, «Евангелиста Матфея» написал маслом на холсте в натуральную величину, пять метров в высоту. Одно время была идея наклеивать на стены холсты, но она не была поддержана. У меня эту роспись приняли без единого замечания. Вот так мы готовились к «выходу на стены».

Меня часто спрашивают, кто же расписал храм, кто эти достойные люди? Знаете, Бог сам определил, кто достоин. По итогам конкурсов кому-то предлагалось очень многое, в результате они не сделали ничего. Другим досталось мало, но сделали они много. И это определялось отнюдь не комиссией. В конечном итоге получилось так, что храм расписали те, кто искренне этого хотел, был хорошим мастером-художником и не искал своего — госпремий или денег. Девиз храма ведь: «Не нам, не нам, но имени Твоему».

Основная часть храма была расписана москвичами. Была еще большая группа художников из Санкт-Петербурга, Ярославля, Пскова.


Фото из личного архива

«Контроль осуществлялся неусыпный»

— Какой фронт работ был определен вам?

— Я восстанавливал четыре росписи: две по 15 метров — «Крещение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим» и одну сдвоенную — «Воскресение Христово» и «Апостол Матфей». Она в высоту 23 метра — восьмиэтажный дом! Потом писал иконы, работал в трапезной.

— Как удалось добиться точности? Скопировать ведь можно, когда имеешь перед глазами оригинал, но, насколько известно, никакого наглядного материала практически не осталось?

— Сохранилась картина Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», где можно увидеть некоторые росписи. Были также черно-белые фотографии размером с почтовую открытку. Качество такое, что больше, чем формат А4, не увеличишь. А нужно было воссоздавать колоссальные росписи по 10, 15 и более 20 метров. Свидетельств о цвете росписи не было. Некоторые вещи вообще не были отсняты.

— Цензоры контролировали, наставляли? Или у вас были полностью развязаны руки?

— Когда начали работать, постоянно ходили комиссии. В одной из них присутствовал художник-священник, Отец Герасим, который в детстве был прихожанином первого храма Христа Спасителя. Контроль осуществлялся неусыпный. Придирались ко всему. А у нас были только черно-белые фотографии, практически — композиционные схемы, а роспись нужно было разогнать на 20 метров. Тимпаны (внутреннее поле фронтона. — Авт.) были по 5-15 метров каждый.


Фото из личного архива

У меня сдвоенная роспись «Воскресение Христово» и «Апостол Матфей» была в высоту 23 метра. Отвес не опустишь, так как это полусвод, полусфера. А надо было соблюсти пропорции, цветовое и тональное напряжение… Найти свои складки, свои руки, свои лики… В ХIХ веке росписи знаковых храмов, например, Владимирского собора в Киеве, храма Христа Спасителя, повторялись. Каждый из нас изучал их. Говорили, там-то есть определенная роспись, собирались, ехали смотреть.

— Насколько сложно было отказаться от собственного «я» и перевоплотиться в художников ХIХ века?

— Очень сложно, потому что у каждого художника своя манера, свой почерк. В ХIХ веке все ведь тоже происходило достаточно напряженно и трагично, ломались копья, такие душераздирающие истории были. Например, один великий художник сделал роспись барабана (цилиндрической или многогранной части здания, которая служит основанием для купола. — Авт.), пришел император и сказал, что ему не понравилась его работа. Художнику заплатили и стали сбивать роспись. Он умер от горя.

— Так и было. Это говорит о том, какие искушения были в ХIХ веке. Предполагалось, что «Явление Христа народу» будет росписью храма Христа Спасителя. Работая над картиной, Александр Андреевич Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Он был знаком с архитектором храма Константином Тоном. Но получилось так, что Иванова не пригласили.

Сейчас, слава богу, никто не умер. Но степень накала страстей была похожа.


Фото из личного архива

Мне посчастливилось восстанавливать две росписи Семирадского, две росписи Сорокина — прославленных мастеров ХIХ века. Когда в 80-е годы я учился в московской средней художественной школе, фамилии Семирадского и Сорокина, которые расписывали храм, не были широко известны. Помню, кто-то принес книгу — и мы тайком смотрели их росписи. Тогда же отметили: ничего себе, какие интересные композиции. И так мастерски исполнены, а художники не известны. Это был непознанный для нас пласт.

Кто бы мог подумать, что спустя годы я буду восстанавливать роспись «Воскресение Христово», которая так поразила меня в детстве.

Надо было перевоплотиться в человека ХIХ века. Это была по-своему научная работа, творческий диалог. Я проживал их жизнь, испытывал тебе же чувства, что и Семирадский, и Евграф Сорокин в свое время. Многое в наших биографиях повторилось.

Помимо «Воскресения Христово», мне неожиданно предложили сделать еще две огромные росписи: «Вход Господень во Иерусалим» и «Крещение Господне». Эти работы изначально были даны другому художнику, но он отказался по каким-то своим причинам. Согласно письмам Семирадского, у него было то же самое. Тогда эти две росписи также были отданы сначала другому художнику. Семирадский был в Италии, к нему пришла срочная депеша с просьбой заняться двумя этими росписями. Спустя годы история повторилась.


Фото из личного архива

Когда храм в ХIХ веке был уже весь расписан, Семирадский сидел на западном тимпане и доделывал «Вход Господень во Иерусалим». Он заканчивал работу последним, ему говорили: «Генрих Ипполитович, ну сколько можно сидеть? Вот-вот придет император». А он все доделывал. То же самое было и у меня. Уже были разобраны леса. Я приплачивал, чтобы их поднимали на ночь, с тем чтобы залезть и доделать «Вход Господень во Иерусалим». Настолько повторилась история.

«Господь видел желание, видел труд, стремление и помогал»

— У вас краски были те же, что и в ХIХ веке?

— Расписывали маслом. Художники ХIХ века добавляли воск в краску, в результате росписи опадали и разрушались. Мы уже сами росписи покрывали воском. Была сохранена специальная технология с добавлением лака и растворителя, которая называется вощением.

— В ХIХ веке храм Христа Спасителя расписывался десять лет. Как вам удалось управиться за 7,5 месяца?

— Господь видел желание, видел труд, стремление и помогал! Мы работали с 15 апреля по 25 ноября. Осмыслить и понять, как мы это сделали за такой короткий срок, — невозможно.


Фото из личного архива

В ХIХ веке ведь трижды снимали леса, чтобы увидеть картину целиком. Главная задача была не просто хорошо сделать роспись, а чтобы она сочеталась с работой других мастеров, а также с орнаментами. Должен быть целостный ансамбль. У нас не было возможности снимать леса.

Я, например, делал четыре огромные росписи одновременно без каких-либо помощников, одной рукой, перебегая с одного места на другое. При этом в храме продолжались строительные работы, ходили-скрежетали лифты, где-то выдирали гвозди… Мне было 33 года. Работал по 14 часов. Позволял себе короткий сон и опять спешил в храм.

Росписи были сделаны. На следующий год я делал четыре Богородичные иконы, Плащаницу для главного престола, пять картин на евангельские сюжеты в трапезной патриарха и десять видов монастырей в аванзале Зала церковных соборов. Нет большей радости, чем прийти в храм, который расписан тобой и который уже живет своей жизнью.

— Вам заплатили за работу?

— Что-то заплатили. Господь, если ты не думаешь о деньгах, дает тебе ровно столько, сколько тебе требуется. И так было с каждым, кто работал над росписями в храме Христа Спасителя. Надо было что-то человеку получить, и он это получал. Тем, кто искал денег, как раз ничего и не досталось.


— Вы писали портреты Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Можете вспомнить, как над ними работали?

— Он был очень скромным человеком, не любил парадных портретов. Больше всего я запомнил его глаза. У него был удивительный взгляд, бывало, он стоял в храме, смотрел на всех, а каждому казалось, что он смотрит именно на него. Такая вот невероятная любовь была у него в душе и в сердце.

Я с ним был вместе 12 лет. Патриарх открывал мои выставки. Мы часто встречались в Марфо-Мариинской обители. Всякий раз было огромное желание постоять с ним рядом. В такие минуты я забывал, что у меня были какие-то дела, настолько мне было хорошо.

— Всех хочу поздравить словами «Христос Воскресе!», в эти дни нет смерти, нет грехов, нет печали о собственном несовершенстве, а только одна радость о воскресшем Спасителе. Это касается всех. Пасхальной вам радости!

Храм Христа Спасителя в Москве - самый большой собор Русской Православной Церкви и ее главный символ. Трагическая история храма, как в зеркале, отражает всю историю взаимоотношений власти, народа и церкви в XX веке.

Храм Христа Спасителя. Наши дни.

Ольга Ваганова/АиФ

История создания

Идея строительства кафедрального собора во имя Христа Спасителя возникла после окончательной победы России над Наполеоновской армией в 1812 году. Возведение церкви возрождало древнерусскую традицию обетных храмов, строившихся в знак благодарности за победу.

25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест о построении церкви в Москве. В результате проведенного конкурса победил проект художника Александра Витберга, согласно которому храм был втрое больше нынешнего, увенчан исполинской колоннадой и включал Пантеон погибших.

Интересно, что архитектор был лютеранином, но ради реализации проекта принял православие.

Возведение собора началось на Воробьевых горах , там, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьевский дворец. Руководил строительством сам Витберг, неопытность которого в подобных делах привела к масштабным денежным хищениям.

Вступивший на престол в 1825 году император Николай I останавливает стройку из-за непригодности почвы, а руководители обвинены в растратах и отданы под суд.

В качестве нового места для возведения храма выбрана территория на берегу Москвы-реки, на Чертолье (Волхонка), занятое Алексеевским женским монастырем . Монастырь сносится, и по преданию, игуменья Алексеевской обители проклинает строителей со словами: «Сему месту быть пусту». Так оно впоследствии и случится.

Архитектором храма Христа Спасителя становится Константин Тон - автор Ленинградского вокзала и Большого Кремлевского дворца. Он проектирует собор в официально принятом тогда, отвечающем вкусам царя русско-византийском стиле.

В 1837 году состоялась торжественная закладка церкви, а строительство началось в 1839 году и продолжалось почти 44 года, до окончания правления уже следующего императора - Александра II.

В 1860 году году наружное здание храма было построено, и начались работы по отделке внутренних интерьеров. Оформлением собора занимались художники Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие члены Академии Художеств. В нижней галерее храма были размещены мраморные плиты с именами павших солдат и с названиями всех сражений Отечественной войны 1812 года.

Торжественное освящение собора состоялось в 1883 году при Александре III . Храм становится центром не только религиозной, но также общественной и культурной жизни страны. Здесь проводятся коронации, юбилеи и всенародные праздники.

Первый проект храма архитектора Витберга.

В 1917 году, во время революции и развертывающейся Гражданской войны, церковь, после 200-летнего перерыва, восстанавливает институт Патриаршества. В храме Христа Спасителя избирается новый патриарх Московский и Всея России Тихон . Таким образом, храм становится центром церковной жизни страны и обрушившихся на нее потрясений.

В 1918 году специальным декретом правительство прекращает финансирование церквей. Со времени постройки храм Христа Спасителя не ремонтировался, для его восстановления и поддержания жизнедеятельности требовались колоссальные средства. Тогда было организовано Братство храма, которому силами частных жертвователей на непродолжительное время удается продлить его работу.

В 1922 году году Патриарх Тихон был арестован, а храм передали «обновленцам» - противникам Патриарха. Тогда же рождается идея возведения Дворца Советов , одного из известнейших нереализованных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом победившего социализма, а построить его было решено на месте храма Христа Спасителя.

Летом 1931 года ВЦИК вынес резолюцию: «ввиду отвода участка храм ликвидировать и снести».

5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные удары содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Кадр взрыва храма. 1931 год.

Строительство Дворца Советов, к которому приступили в 1937 году, пришлось остановить из-за начавшейся войны. Здание было разобрано, так как стройматериалы потребовались для изготовления противотанковых ежей и других оборонительных сооружений. От идеи возведения Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.

В послевоенные годы в столице разворачивается масштабное строительство, на фоне которого огромный пустырь в центре Москвы, на Волхонке, выглядит нелепо. На его месте было решено сделать открытый плавательный бассейн с подогревом воды для зимнего купания.

Так, в 1969 году в столице, на месте храма Христа Спасителя, появляется бассейн «Москва» . Он проработает до начала 1990-х годов и закроется в связи с износом коммуникаций.

Бассейн "Москва". 1980 год.

Восстановление храма

В Перестройку, в конце 1980-х, организован народный референдум за возрождение храма Христа Спасителя. Свои подписи за восстановление церкви ставят тысячи советских людей. Тогда же появляются первые фонды по сбору средств на строительство собора. Но на правительственном уровне соответствующее решение принимается только в 1994 году.

Пожертвования на строительство храма Христа Спасителя поступают от сотен тысяч граждан, а также от российских и зарубежных компаний.

Проект нового храма разработала группа архитекторов во главе с Михаилом Посохиным и Алексеем Денисовым, которого позже заменил скульптор Зураб Церетели.

Церетели внес в облик здания значительные изменения, отличающие его от исторического: вместо белокаменной облицовки, появилась мраморная, добавилась стилобатная часть, мраморные горельефы на фасаде сменили бронзовые композиции.

В 2000 году, после завершения всех работ, новый храм освятил патриарх Алексий II. В память о ранее существовавшем на этом месте Алексеевском монастыре в подцерковье освящен нижний храм во имя Преображения Господня с приделами Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

На сегодняшний день храм Христа Спасителя - второй по величине православный собор в мире и первый по высоте.

Здесь проводятся торжественные богослужения с участием первых лиц государства. Сюда в Пасхальную ночь доставляется частичка Благодатного огня из Иерусалима.