Тест по теме «ССП»

9 класс

Вариант 1.

    Укажите неверное утверждение.

    Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

    Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзам.

    Сложносочиненные предложения бывают четырех видов.

    Найдите «четвертое лишнее».

    С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.

    В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

    Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.

    Какое из предложений является сложносочиненным.

    То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

    И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.

    Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

    Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.

    Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

    Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

    Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

    Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

    Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

Одновременность действий.

    Последовательность.

    Чередование.

    Противопоставление.

    Найдите предложение с общим второстепенным членом.

    В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.

    Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.

    Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер приказал что-то и драгуны вытянулись.

Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувст­вовалось недомогание (Чехов).

    Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).

    отдохнув и напившись, мы;

    понесла нас;

    она понесла.

    Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу обра­зовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).

    Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
    она похожа на маленького человечка, размахивающего ру­ками (Чехов).

    К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в до­рогу (Лермонтов).

    В каком предложении между частями ССП запятая не ставится?

    В это время подъехала к крыльцу карета и бричка _ и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд. (Л.Т.)

    На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги _ да вздрагивали речные лилии... (А.Ч.)

    В каких случаях союз И соединяет части ССП?

    Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба. (А.Ч.)

    По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел. (М.Л.)

    В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни. (М.Л.)

    Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною. (Н.Г.)

    Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:

    Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).

    Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).

    Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожи­дая случая высказать свои мысли (Горький).

    Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

  1. Тест по теме «ССП»

    9 класс

    Вариант 2.

    Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

    Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

    Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

    Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

    Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

    Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал бро­шенный ему с борта канат (Катаев).

    Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

    Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).

    Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

    Ветер утих, и на землю посыпался сеянец-дождь.

    Противопоставление.

    Одновременность действий

    Последовательность.

    Чередование.

    Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

    Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).

    Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. (Чехов).

    Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

    Сколько простых предложений в составе сложного?

    Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

    Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

    На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).

    их не зовёт;

    не зовёт его;

    не зовёт рожок.

    В каком предложении верно выделены грамматические основы?

    Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала по ля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).

    Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торо­пливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).

    Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­вый мороз (Пришвин).

    В каком предложении не нужны знаки препинания?

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).

    Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про­ летит подслеповатая сова (Абрамов).

    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).

    Укажите сложносочинённое предложение:

    Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

    Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

    Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).

    Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

    Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

    Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

    У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.

    Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся ша­гов.

    Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

    Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

Проверочный тест по ССП. 1 ВАРИАНТ.

    Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

    Не выдержав, отец опять взглянул назад.

    Ещё небольшое усилие, и подрубленная ель покачнулась.

    Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну.

и

    Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко.

    Явился ты защитник поздно и не сумел помочь другу.

    Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.

    Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.

Наконец лучи солнца погасли и окутали город плотные туманы.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

У каждой стены и купола особый звук,(1) а вместе они сливаются в богатырскую симфонию,(2) исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля.

Проверочный тест по ССП. 2 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В6, В12)

1. Найдите сложносочинённое предложение.

    Двести шагов, и мы в безопасности.

    Хотелось домой, где холодно и снег.

    Я верил: что-то должно произойти.

    Исследования доказывают наличие жизни не только на суше, но и на воде.

2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).

    Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом.

    Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться.

    Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников.

    Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи.

3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)

В это время прогремел выстрел и из окна донеслись крики.

    Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.

    Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.

    Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.

    Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении

Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня – так может пахнуть только увядающее дерево, и я уловил неслышное движение, заметил искрой светящийся в воздухе берёзовый листок.

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

И,(1)когда бы я ни открыл глаза,(2) ты была всегда возле меня,(3) и ночник горел в комнате,(4) и ты глядела на меня своими запавшими очами,(5) будто из тьмы.

Итоговый тест по СПП. 1 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В7, В9, В12, В14)

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

    Никогда этот человек, обещавший столь многого добиться в жизни, не был самим собой.

    В лесу еле слышно раздавался звон бубенчиков, и по дороге медленно катила тройка.

    В кустах послышался какой-то шорох, который и спугнул куропаток.

    Устав от беготни, ребятишки, притихшие и посерьёзневшие, уселись на печке, а бабушка начала рассказывать им сказки.

2. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

В том краю(1) где желтеет крапива(2) и сухой плетень(3) приютились к вербам сиротливо(4) избы деревень.

Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удаётся.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

    Известно, что слоны в диковинку у нас.

    В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.

    Старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.

    Я остался ночевать у них, чтобы не попасть под надвигающуюся бурю.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением места.

    Дом, где я родился и вырос, навсегда будет мил моему сердцу.

    Где река Москва впадает в Оку, вырос красивый город Коломна.

    Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

    Листья камыша, хотя я и отряхнул их веслом, то и дело беззвучно бросали капли в челнок и на траву.

6. Выпишите грамматическую основу придаточной части сложноподчинённого предложения.

Цветок был до такой степени необычен, словно его привезли из какой-то экзотической страны.

Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

    Соня, как всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.

    Несмотря на то, что действие началось, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шёл по ковру коридора.

    Он решил, что не оставит её, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.

    Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением.

    Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

    Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.

    Ей даже стало холодно от радости и захотелось, чтобы эта ночь тянулась без конца, чтобы без конца неторопливо постукивала по корням телега, чтобы всё дремучей, разбойничей делался лес.

    Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать.

10.

Да,(1) с того самого мгновения,(2) как я стал сознавать себя,(3) и до последней минуты,(4) когда ты в изнеможении,(5) тихо в последний раз положила мне голову на грудь,(6) провожая в тяжёлый путь жизни,(7) я всегда помню руки твои в работе.

Итоговый тест по СПП. 2 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В7, В9, В12, В14)

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

    Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

    Эта железяка блестела на солнце, как золото.

    Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

    Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго ходил по чердаку.

2. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

Солнце(1)как будто запоздало в это утро(2) и(3) когда оно выглянуло из-за домов(4) и церквей(5) застало всех в страшной суматохе.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.

    Запятые ставятся между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.

    Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложноподчинённого предложения.

    Запятыми выделяются вводное слово и обособленное обстоятельство.

    Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложносочинённого предложения.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

    Я рождён, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей.

    День такой яркий, что даже рыбья чешуя за версту сверкает серебряными искрами.

    Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью.

    Взгляните на церковь, что находится от нас по правую руку.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением образа действия и степени.

    Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушует море.

    Вечерний туман дымился в камыше и лёгким, как кисея, паром вился над водой.

    Больной всё сделал так, как велел ему доктор.

    Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.

6. Выпишите грамматическую основу главной части сложноподчинённого предложения.

Хотя ещё на ветках не высохли капли дождя, птицы уже завели свои призывные песни.

7. Укажите количество грамматических основ в предложении

Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.

8. Укажите СПП с несколькими придаточными.

    Казак мой был очень удивлён, когда, проснувшись, увидал меня совсем одетого.

    Впереди, куда вела дорога, было немного посветлее, потому что свет декабрьского дня ещё не сменила ночная темнота.

    И, опьянённый этим ветром, я пошёл к обрыву, чтобы ещё раз взглянуть на море.

    В это время в третьем ряду кресел, у среднего прохода, подперев

кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном чёрном платье, закрытом до шеи.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.

    Он был из тех, кого судьба вела кремнистыми путями испытанья, кого везде опасность стерегла, насмешливо грозя тоской изгнанья.

    На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки.

    Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.

    Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минуточку.

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Химическая очистка стоков не была предусмотрена совсем,(1) и они разбавлялись ценнейшей байкальской водой,(2) а в озеро уходила смесь из ядов,(3) которая оказывает губительное влияние на всё живое,(4) обитающее в этом водоёме.

1 вариант

    Будет дождик – будут и грибки.

    За станцией, дрожа и покрывая свист метели, оглушительно загудел гудок.

    Старожилы говорят, что в этих местах давно не было такого засушливого лета.

    Всё было мокро, всё таяло, с домов капали капели, с тротуаров сбрасывали липкий, мокрый снег.

    Пожар, несмотря на принятые меры, усилился и, кажется, уничтожил треть построек.

    Цели воспитания во все времена одинаковы: пробудить у растущего человека любопытство ко всему.

    Везде: на склонах гор, на ветвях деревьев – лежал снег.

2. Какое из объяснений постановки тире в предложении является правильным?

В лесу зацвела сосна, ель, можжевельник, на болотах – голубика, клюква, брусника.

    Это сложное бессоюзное предложение, между частями которого ставится тире.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения – неполное предложение с пропущенным сказуемым, которое легко восстанавливается из первой части предложения.

    Это тире между подлежащим и сказуемым.

3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Земля наша справедлива ко всем,(1) хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу,(2) всякое растение,(3) всякую тварь,(4) и самая бесценная,(5) бескорыстно дарованная радость – сама жизнь.

С крыш свесились сосульки (…) началась капель.

  1. точка с запятой

    двоеточие

Когда приходит к вам в дом кто-нибудь, кого дворовые вороны никогда ещё не видели, они начинают тревожно каркать: птицы вас хотят предупредить о возможной опасности, потому что по собственному опыту знают, что всякий новый человек – это какое-нибудь беспокойство.

Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям. 9 класс.

(подготовка к ГИА, задания В12, В13)

2 вариант

1. Среди предложенных укажите сложные бессоюзные предложения.

    Мышление человека обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта.

    Через четверть часа с пригорка открылась картина: по сумеречному полю идёт человек в брезентовом плаще и брезентовой военной фуражке.

    Лунный блик серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

    То слишком морозит, то моросит дождь.

    Оглянулся – командира рядом не было.

    Я считаю, что счастье – это дар судьбы.

    Был сентябрь, желтели магнолии, на сухих виноградниках весь день лаяли привязанные у шалашей собаки.

2. Какое из объяснений постановки двоеточия в предложении является правильным?

Предметы теряли свою форму: всё слилось в однородную массу.

    Это сложное бессоюзное предложение, вторая часть которого раскрывает причину того, о чём говорится в первой части.

    Это предложение с обобщающим членом при однородных членах.

    Это сложное бессоюзное предложение со значением противопоставления.

    Это сложное бессоюзное предложение со значением перечисления.

3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых) соединяются только бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

1)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. 2)И такое смешение шло повсеместно. 3)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. 4)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. 5)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны.

4. В данном предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями бессоюзного сложного предложения.

Во всём,(1) что наполняет комнату,(2) чувствуется нечто давно отжившее,(3) все вещи источают тот странный запах,(4) который дают цветы,(5) высушенные временем.

5. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?

Таланты истинны на критику не злятся (…) их повредить она не может красоты.

  1. точка с запятой

    двоеточие

6. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Я с любопытством вслушивался в разговоры солдат и офицеров и внимательно всматривался в выражения их физиономий, но решительно ни в ком я не мог заметить и тени того беспокойства, которое испытывал сам: шуточки, смех и рассказы выражали общую беззаботность и равнодушие к предстоящей опасности.

РАЗДЕЛ 2.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

С ЗАДАНИЕМ.

Сложносочинённые предложения.

Контрольный диктант с заданием в рамках ГИА в 9 классе.

Запишите текст под диктовку, нумеруя каждое предложение.

1) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. 2) С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. 3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса.

4) У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. 5) На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.

6) В одном месте открылся косогор, а в зарослях клёнов видна старенькая часовня с заржавленным куполом.

7) На закате я вышел к просёлочной дороге. 8) Она шла вдоль берега. 9) Снова на реке появились заросшие травой плоты. 10) Издали они казались островами. 11) Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.

12) Я осторожно перешёл на плот, нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо. 13) Я вытащил его, но прочесть не смог. 14) Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. 15) Мне надо было торопиться. 16) Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.

(По К. Паустовскому)

Задание к тексту контрольного диктанта по ССП в 9 классе (раздаточный материал).

(подготовка к ГИА, задания А4, В1 – В4, В12).

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «живописнее» (предложение 2).

    написанная живописцем

    созданная с помощью красок

    красивая, достойная кисти художника

    образная, выразительная

2. Замените указанное в вашем варианте слово стилистически нейтральным синонимом.

1 вариант

2 вариант

валявшиеся (предложение 5)

вытащил (предложение 13)

3. 1 вариант

2 вариант

Из 1-2 предложений выпишите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

Из 16 предложения выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

6. Укажите, сколько грамматических основ в

1 вариант

2 вариант

предложении 3

Простое и сложное пред...

  • Приказ № от 2012г. Рабочая программа по русскому языку и литературе для 5,7,8,11 классов Терентьевой Светланы Валентиновны

    Рабочая программа

    В Повторение « простого предложения » 26 Простое предложение . Двусоставное предложение . Типы сказуемого. Односоставные предложения . Составление теста по теме «Простое предложение » Синтаксический разбор 27 Неполные предложения . Предложения ...

  • Рабочая программа педагога Лангольф Нины Валентиновны 2 квалификационная категория по русскому языку в 5, 7, 8, по литературе в 6,7, 8, 9класс 2011- 2012 учебный год

    Рабочая программа

    В предложении . 1 практикум тест 114. Союз в тексте. 1 практикум тест 115. Повторение и обобщение по теме «Союз». 1 практикум тест 116 ...

  • ГИА курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме

    Реферат

    ... предложении - В7); синтаксис (словосочетание - В8; предложение , грамматическая (предикативная) основа предложения - В9; простое осложнённое предложение - В10, В11; Простое осложнённое предложение ...

  • Организация образовательного процесса на основе требований СанПиН. Директор Халимова Г. К. зам директора по икт халиуллина Г. С. зам директора по увр бадретдинова А. М

    Документ

    ... по «слабо» изученным темам : - Знаки препинания в простом осложнённом предложении ; - Словосочетание (задание В3); - Простое осложнённое предложение ... предлагающихся учащимся на контрольных, проверочных , диагностических работах. В профильных...

  • 1. Найдите грамматическую основу предложения.

    Чуть трепещут сребристых тополей листы.

    1) чуть трепещут

    2) трепещут

    3) трепешут листы +

    2. Найдите грамматическую основу предложения.

    Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет…

    1) высоты сияет

    3) луна сияет +

    3. Найдите грамматическую основу предложения.

    Отпусти ты меня, Маша…

    1) отпусти Маша

    2) отпусти меня

    3) отпусти ты +

    4. Найдите грамматическую основу предложения.

    Не бывал я в таких делах…

    1) бывал я

    2) не бывал я +

    3) не бывал

    5. Найдите грамматическую основу предложения.

    Москва - столица Российской Федерации.

    1) Москва столица +

    3) Москва столица Российской Федерации

    6. Найдите грамматическую основу предложения.

    Два друга с усмешкой переглянулись.

    1) друга переглянулись

    2) два друга переглянулись +

    3) два друга

    7. Найдите грамматическую основу предложения.

    Афанасий Лукич, без шапки, растрепанный, бежал впереди всех.

    1) Афанасий бежал

    2) Лукич бежал

    3) Афанасий Лукич бежал +

    8. Найдите грамматическую основу предложения.

    Двое людей мечтали, покачиваясь в лодке на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя.

    1) мечтали покачиваясь и поглядывая

    2) двое мечтали

    3) двое людей мечтали +

    9. Найдите грамматическую основу предложения.

    Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее.

    1) Левинсон постоял

    2) Левинсон постоял и зашагал +

    3) Левинсон постоял и улыбнулся

    10. Найдите грамматическую основу предложения.

    Ты должен был меня остановить.

    1) остановить

    2) должен остановить

    3) ты должен был остановить +

    11. Найдите грамматическую основу предложения.

    Не губи ты меня, родименький!

    1) не губи меня

    2) не губи родименький

    3) не губи ты +

    12. Найдите грамматическую основу предложения.

    Забыл совсем про свое обещание старушке…

    2) забыл обещание

    3) обещание

    13. Найдите грамматическую основу предложения.

    Возможно, ты уже не успеешь на этот поезд.

    1) возможно

    2) ты не успеешь +

    3) ты успеешь

    14. Найдите грамматическую основу предложения.

    Оба товарища неспешно прогуливались по саду.

    1) оба прогуливались

    2) оба товарища прогуливались +

    3) товарища прогуливались

    15. Найдите грамматическую основу предложения.

    Любовь - это необыкновенное чувство.

    1) любовь чувство

    2) любовь это чувство +

    3) любовь это необыкновенное

    16. Определите тип сложного предложения.

    Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря.

    17. Определите тип сложного предложения.

    Взошло солнце, и туман рассеялся.

    18. Определите тип сложного предложения.

    Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; взлетевший ветер около вас замирает.

    19. Определите тип сложного предложения.

    У него был странный вид, его манера держаться также удивила меня.

    20. Определите тип сложного предложения.

    Или метнется крупная рыба, или поднимется стая диких гусей.

    21. Определите тип сложного предложения.

    Все окна в доме были закрыты, дверь же была распахнута настежь.

    22. Определите тип сложного предложения.

    Когда я сдам экзамены, мы поедем отдыхать.

    23. Определите тип сложного предложения.

    На опушке, где росли березки, мы решили отдохнуть.

    24. Определите тип сложного предложения.

    Мы пели забытую песню, что слышали еще в детстве.

    25. Определите тип сложного предложения.

    Я был счастлив в те минуты, когда рядом был мой сын.

    26. Определите тип сложного предложения.

    Я пришел сюда, потому что вы меня пригласили.

    27. Определите тип сложного предложения.

    Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.

    28. Определите тип сложного предложения.

    То дверь скрипнет, то окноотворится.

    29. Определите тип сложного предложения.

    Не то гром прогремел, не то выстрелил кто-то.

    30. Определите тип сложного предложения.

    Солнце уже село, но на берегу было еще светло.

    Елена Владимировна Овчинникова МОУ СОШ №2 г. Бронницы учитель русского языка и литературы

    Сложносочинённые предложения

    Вариант 1

    1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

      тоже, либо, зато;

      и, да, тоже;

      да, не то...не то;

      однако, или, но.

    2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?

    Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).

      соединительный;

      противительный;

      разделительный.

    3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:

      Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).

      Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).

      Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожи­дая случая высказать свои мысли (Горький).

      Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

    4. Укажите сложносочинённое предложение:

      Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

      Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

      Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

      Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

      Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

      Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал бро­шенный ему с борта канат (Катаев).

      Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

      И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

    Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).

    1)1,2,3 2) 2,3; 3)1,3; 4) 3.

    7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

    Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол (Гладков).

    1)1 2) 2; 3) 3; 4) 4.

    8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

      Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.

      Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каве­рин).

    9. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

      Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).

      Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).

      Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

    10. Сколько простых предложений в составе сложного?

    Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

    1) 2; 2) 3.

    На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).

      их не зовёт;

      не зовёт его;

      не зовёт рожок.

    1) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала по ля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).

    2) Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торо­пливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).

    3) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­ вый мороз (Пришвин).

    13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

    Так навеки и осталась церковь ( I ) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5) диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).

    1) 1,2,3,4,5,6;

    2)2,3,4,5,6;

    3)2,3,4,5.

      И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).

      Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про­ летит подслеповатая сова (Абрамов).

      Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).

      Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).

    Сложносочинённые предложения

    Вариант 2

    1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?

      то...то, зато;

      или, либо;

      да, также;

      однако, но.

    2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:

    Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

      противительный;

      соединительный;

    3) разделительный.

    3. Укажите сложносочинённое предложение:

    1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

    2) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

    3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).

    4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

    4. Укажите сложноподчинённое предложение:

      Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (Паустовский).

      Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать.

      Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит арома­том.

      Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках (Крутилин).

    5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

      Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

      У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

      Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.

      Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся ша­гов.

    6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

    Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

    1)1,2,3; 2)1; 3)1,3; 4) 2, 3.

    7. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

      Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похо­жий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).

      Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).

    8. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

      Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторо­ну катка, к детской площадке (Каверин).

      Маслята либо маринуют, либо сушат (Солоухин).

      Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили (Пушкин).

    Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувст­ вовалось недомогание (Чехов).

    1) 2; 2) 3.

    10. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

    Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).

      отдохнув и напившись, мы;

      понесла нас;

      она понесла.

    11. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

      Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу обра­ зовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).

      Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
      она похожа на маленького человечка, размахивающего ру­ками (Чехов).

      К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в до­рогу (Лермонтов).

    12. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

    Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну (Соколов-Микитов).

    1)1,2,3,4; 2)1,4; 3)4.

    13. В каком предложении не нужны знаки препинания?

      Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна (Чехов).

      Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины (Паустовский).

      В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры (Л, Толстой).

      Чугунная решетка на каменном мосту и тень ее так четко пробита на свету (Озеров).

    14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

      Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе (Станюкович).

      На небе были звезды, и светился изредка застилаемый ды­мом месяц (Л. Толстой).

    Сложносочинённые предложения

    Вариант 3

    1. В каком ряду перечислены противительные союзы?

      да, также, и;

      зато, однако, но;

      либо, но, и;

      тоже, или, да.

    2. Укажите, какой союз соединяет части сложносочинённого предложения:

    Странный старичок заговорил очень протяжно, да звук его голоса также изумил меня (Сергеев-Ценский).

      соединительный;

      противительный;

      разделительный.

    3. Укажите синтаксическую характеристику предложения:

    Методично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осин ки (Сергеев-Ценский).

      сложносочинённое предложение с союзом и;

      простое предложение с однородными членами.

    4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором нет об­щего второстепенного члена:

      За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.

      Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

      Надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы.

      Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали молчании.

    5. Укажите предложение, в котором только одна запятая:

      Он спал с незанавешенными окнами и сад и луна всю ночь смотрели в них.

      Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку.

    3) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел свою весеннюю песню.

    4) Один за другим к костру медленно угасающему в ночи под­ходили кони и глядели на нас умными глазами.

    6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

      Льды быстро сгустились, и судну приходилось идти тихим ходом.

      Все было тихо, только вдали от дороги шумели листья, и слышался треск сучьев.

      На некоторое время всё опять поблекло и потемнело.

    4)Хозяин отличался радушием и гостеприимством, и его до­машняя гостиница в сезоны охоты была всегда полна.

    7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

    Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче.

      и запятая не нужна;

      сложное предложение, перед союзом и запятая нужна;

      сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна;

      простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая нужна.

    8. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

      То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору (С. Щедрин).

      Потом все стихло, и только морская даль все так же моно­тонно, негромко шумела (Паустовский).

      Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (Пушкин).

    9. Сколько простых предложений в составе сложного?

    Это были люди искусства и таланта а у меня не было никакого таланта и я конечно совершенно напрасно расстроилась и напрасно думала об этом (Каверин).

    1) 2; 2) 3.

    10. Сколько грамматических основ в предложении?

    Пламя рдеет пламя пышет искры брызжут и летят а на них прохладой дышит из-за речки темный сад (Тютчев).

    1) 2; 2)3; 3) 4.

    11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

    Цыганок на минуту остановился и, подскочив, п ошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темн ыми глазами (Горький).

      Цыганок остановился и подскочив;

      Она плыла, разводя, подняв, глядя;

      Цыганок остановился и пошел.

    12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

    1) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.

      Кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в
      знакомое село (Бунин).

      То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, круп­ный дождь.

    13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

    Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник (1)или вырастет на мгновение серая каменная баба (2) или перебежит дорогу суслик (3) и опять бегут мимо глаз бурьян (4) холмы (5) грачи (Чехов).

    1) 1,2,3,4,5;

    2) 2,3,4,5;

    3) 1,2,4,5.

    14. В каком предложении не нужны знаки препинания?

      Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали в молчании (Короленко).

      Изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел (Мамин-Сибиряк).

    Ответы

    Задание

    Русский язык 9 класс Вариант 1

    1.Синтаксис-

    2. Словосочетание –

    3.Сложное предложение-

    В)состоит из двух или нескольких простых предложений.

    Д)) состоит из одного или нескольких слов,характеризуется интонационной законченностью.

    4.Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга

    А) точками

    В) запятыми

    С) вопросительным знаком

    Д) восклицательным знаком

    В) союзов, предлогов, частиц

    С) союзов или бессоюзно, по смыслу и интонационно

    Д) однородных членов предложений

    А) сложные и простые

    В)однородные и неоднородные

    С) ссп и спп

    Д) прямые и косвенные

    7.ССП – это

    С) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены неоднородными членами.

    Д) сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.

    8.Какая схема соответствует ССП

    А) [ … ], (что …). В) [ … ], (пока …). С) (хотя …), [ … ]. Д) , и .

    9. Сколько типов ССП?

    А) один В) два С) три Д) четыре


    В) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
    Д) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

    11.

    А)Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

    В)Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.

    12.Найдите однотипные предложения

    13.В предложении: Шумит на дворе непогода,……в доме давно уже спят нужно вставить союз

    А) зато В) а С) однако Д) или

    14. В ССП с противительными союзами

    А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

    В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

    С) одно явление противопоставляется другому

    Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

    16. В ССП с соединительными союзами

    А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

    В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

    С) одно явление противопоставляется другому

    Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

    17.Союзы а, но, зато являются:

    А) соединительными;

    В) противительными;

    С) разделительными;

    Д) подчинительными;

    19.Союзы и, да, ни..ни.. являются:

    А) соединительными;

    В) противительными;

    С) разделительными;

    Д) подчинительными;

    20. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

    А) Польёт майский дождь и начнется весенняя гроза.

    В) Палило солнце и до крыши нельзя было добраться.

    С) За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.

    Русский язык 9 класс Вариант 2

    1.Союзы а, но, зато являются:

    2. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

    С)Реки текут голубые и цветы растут разные.

    Д) Солнышко село и зорька погасла.

    3. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

    Д) Стонут орлы и поблекла трава.

    4.Сложное предложение-

    А) состоит из двух или нескольких однородных членов предложений.

    С) состоит из двух или нескольких причастных оборотов.

    5. Простые предложения соединяются в сложное с помощью ….

    А)обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом

    В) союзов, предлогов, частиц

    6.Предложения с союзами и союзными словами делятся на…

    А) сложные и простые

    В) ссп и спп

    С) однородные и неоднородные

    Д) прямые и косвенные

    7.ССП – это

    А) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены однородными членами.

    В) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены обособленными членами.

    8.Синтаксис-

    А) раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

    В) раздел грамматики, в котором изучается соединение слов в словосочетании и предложении.

    С) раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение и соединение.

    Д) раздел науки о языке, в котором изучается состав слова

    9. Сколько типов ССП?

    10. В каком ряду предложение соответствует

    данной схеме [ - = ],но [ = ]­:

    А) Митя спал с незанавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.

    С) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.

    11.Союзы и, да, ни..ни.. являются:

    А) соединительными;В) противительными;С) разделительными;Д) подчинительными;

    12. Словосочетание –

    А) состоит из одного или нескольких слов,характеризуется интонационной законченностью

    В) сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически.

    С) состоит из двух главных членов предложения

    Д) состоит из главного предложения и придаточного предложения.

    13.Найдите однотипные предложения

    А) На улице холодало,и пошел дождь.

    В) На рассвете приехали они, и закапало.

    С) Пел соловей и дул теплый ветер.

    Д) За стеклами брезжило и слышался шум машин.

    14.В предложении: Шумит на дворе непогода,……в доме давно уже спят нужно вставить союз

    А) зато В) или С) однако Д) а

    15.Какая схема соответствует ССП

    16. В ССП с противительными союзами

    А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

    В) одно явление противопоставляется другому С) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

    Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

    17. В ССП с соединительными союзами

    А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

    В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

    С) одно явление противопоставляется другому

    Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

    18.Союзы или, либо, то…то.. являются:

    19.Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга

    20. В ССП с разделительными союзами

    А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

    В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

    С) одно явление противопоставляется другому

    Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

    Русский язык 9 класс Вариант 3

    1.Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга

    А) точками В) запятыми С) вопросительным знаком Д) восклицательным знаком

    2. Сколько типов ССП?

    А) три В) два С) один Д) четыре

    3.Союзы или, либо, то…то.. являются:

    А) соединительными;В) противительными;С) разделительными;) подчинительными;

    4.В предложении: Шумит на дворе непогода,……в доме давно уже спят нужно вставить союз

    А) зато В) или С) однако Д) а

    5. Простые предложения соединяются в сложное с помощью ….

    А)обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом

    В) союзов, предлогов, частиц

    С) однородных членов предложений

    Д) союзов или бессоюзно, по смыслу и интонационно

    6. В каком ряду предложение соответствует

    данной схеме [ - = ],но [ = ]­:

    А) Митя спал с незанавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
    В) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

    С) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
    Д) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.

    7.Союзы а, но, зато являются:

    А) противительными; В) соединительными С) разделительными;Д) подчинительными;

    8. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

    А) За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа

    В) Польёт майский дождь и начнется весенняя гроза.

    С) Палило солнце и до крыши нельзя было добраться.

    Д) Стонут орлы и поблекла трава.

    9.Сложное предложение-

    А) состоит из двух или нескольких однородных членов предложений.

    В) состоит из одного или нескольких слов,характеризуется интонационной законченностью.

    С) состоит из двух или нескольких причастных оборотов.

    Д)) состоит из двух или нескольких простых предложений.

    10.Предложения с союзами и союзными словами делятся на…

    А) сложные и простые

    В) ссп и спп

    С) однородные и неоднородные

    Д) прямые и косвенные

    11.ССП – это

    А) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены однородными членами.

    В) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены обособленными членами.

    С) сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.

    Д) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены неоднородными членами.

    12.Союзы и, да, ни..ни.. являются:

    А) соединительными;В) противительными;С) разделительными;Д) подчинительными;

    13. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

    А)Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.

    В)Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

    С)Реки текут голубые и цветы растут разные.

    Д) Солнышко село и зорька погасла.

    14. Словосочетание –

    А) состоит из одного или нескольких слов,характеризуется интонационной законченностью

    В) сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически.

    С) состоит из двух главных членов предложения

    Д) состоит из главного предложения и придаточного предложения.

    15. В ССП с разделительными союзами

    А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

    В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

    С) одно явление противопоставляется другому

    Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

    16.Найдите однотипные предложения

    А) На улице холодало,и пошел дождь.

    В) На рассвете приехали они, и закапало.

    С) Пел соловей и дул теплый ветер.

    Д) За стеклами брезжило и слышался шум машин.

    17.Какая схема соответствует ССП

    А) [ … ], (что …). В) , и . С) [ … ], (пока …). Д) (хотя …), [ … ].

    18. В ССП с соединительными союзами

    А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

    В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

    С) одно явление противопоставляется другому

    Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

    19. В ССП с противительными союзами

    А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

    В) одно явление противопоставляется другому

    С) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

    Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

    20.Синтаксис-

    А) раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

    В) раздел грамматики, в котором изучается соединение слов в словосочетании и предложении.

    С) раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение и соединение.

    Д) раздел науки о языке, в котором изучается состав слова

    ОТВЕТЫ ПО ТЕСТУ 9 класс

    Русский язык

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    4 вариант

    5 вариант