Взгляд на археологический материал о поселениях становится в перспективе более глобальным. Археологи пришли к размышлениям об «археологии ландшафта» как противоположности распределению поселений. Упоминание об этом новом направлении в археологическом исследовании важно в этом месте, потому что здесь увязываются две главные темы глав 16 и 17: взаимоотношения людей и вопросы духовного.

Слово ландшафт не имеет простого определения, но все согласны с тем, что ландшафты могут создаваться людьми. Ландшафт подобен куску мрамора в руках скульптора. В археологическом контексте ландшафты вокруг города майя Копан или Авербюри, южная Англия, периода каменного века изменились с тех пор, как там впервые поселились люди. Оба ландшафта кардинально изменились в прошлом веке, совершенно не так, как менялись в предыдущие века и тысячелетия. Наша задача - реконструировать ландшафт в таком виде, каким его видели те, кто жил в нем. Это то, что Симас Колфилд называет «ландшафтом памяти». Археолог Стефани Уитлиси (Stephanie Whittlesey) заметила: «Ландшафты являются пространственным и материальным проявлением отношений между людьми и окружающей их средой» (1998:27).

Археологи изучают ландшафты разными способами: с помощью экологически обоснованных систем, технологически обремененных методов с ГИС и спутниковыми данными и, с другой стороны, почти литературными методами - посредством описания таких явлений, как сады XVIII века или французские рынки (рис. 15.15) (Крамли - Crumley, 1987). Новое поколение исследований поселений обращается к ландшафтной географии как средству изучения реальных древних ландшафтов, где символическое отношение к окружающей среде, а также к экологии играет важную роль. Термин «знаки» ландшафта описывает то, что археологи изучают в следующем контексте: материальные следы, оставленные на поверхности земли определенными группами людей (Крамли и Маркуорд - Crumley and Marquardt, 1987:4).

Многие археологи, занимающиеся исследованием ландшафтов, мыслят об организации ландшафта с позиции трех измерений (Цедефио и другие - Zedefio and others, 1997):

1. Физические характеристики и свойства.
2. Исторические трансформации во времени.
3. Физические и символические отношения людей с окружающей их средой.

Анализ ландшафта является формой исторической экологии, где меняющиеся в течение длительного времени ландшафты выступают в качестве культурного материала. Ландшафты являются символами культурной стабильности, которая сохраняет во времени стойкие значения. Как таковые, они являются настолько же культурным материалом, как отдельные памятник и артефакт, иногда они рассматриваются как метод, которым люди организовывают свое отношение с социальным миром, потенциально жизнеспособным источником информации об идеологии и культурных неосязаемых элементах (cultural intangibles) (глава 17). Большая часть такого исследования пополняется информацией из этнографических и исторических материалов. Группа археологов, проводившая крупномасштабное исследование долины Лауер Верде в Аризоне, получила задание изучить структуру использования земель, изменявшуюся в течение длительного времени (Уитлиси и другие - Whittlesey and others, 1998). Для того чтобы выполнить ее, они зафиксировали современные и исторические ландшафты как европейцев, так и коренных американцев и затем уже работали оттуда в сторону далекого прошлого с теоретической структурой, основанной на теории ландшафта.

Такое исследование до сих пор остается новинкой в археологии, но оно делает успехи по мере того, как археологи все более понимают отношения между коренными людьми и их землей. Роберт Макферсон выразительно описал подобное отношение у навахо: «Земля - это не только системы поразительно устойчивых топографических особенностей, которые удивляют людей или подталкивают к ее обработке, она является живым, дышащим организмом в этой неживой вселенной. Земля с ее водами, растениями и животными является духовным творением, которое привели в движение боги в своей мудрости. Эти составляющие находятся здесь для того, чтобы помогать, учить и защищать нас посредством систем верований, которые объясняют отношение человека к человеку, к природе и к сверхъестественному. Игнорировать эти учения означает игнорировать цель жизни, значение существования (1992:11)».

Когда археологи изучают древние поселения и давно исчезнувшие ландшафты вокруг них, им нужно помнить эти слова.

Заключение

Археология поселений, изучение изменчивых структур поселений человека является частью анализа адаптивных действий человека по отношению к окружающей естественной и культурной средам.

Структуры расселения - это схема и распределение поселений на местности. Они определяются многим факторами, среди них окружающая среда, социокультурные практики, технологии, а также некие практические соображения, рост численности населения и социальная организация. Брюс Триггер определяет три уровня структуры расселения: строение и зоны деятельности; компоновка строений в рамках отдельной общины; распределение общин на местности. Системы, включенные в эти уровни, зависят от факторов, которые отличаются по качеству и степени воздействия от других уровней.

Отдельные здания можно изучать с точки зрения формы и материала или функциональности. Социальные и политические институты также влияют на конструкцию отдельных домов.
Община - это группа с максимальным количеством людей, обычно живущих поблизости. На схему общины в значительной степени влияют политические и социальные факторы. Археологи ищут кластеры атрибутов расселения, которые могут указывать на объединение в группы социальных единиц.

Анализ зоны реального использования ресурсов употребляется для учета ресурсов около доисторических памятников. Это изучение взаимоотношений между технологией и доступными естественными ресурсами.

Довольно затруднительно оценить численность населения отдельных общин, даже исходя из современных археологических сведений, так как на археологический материал воздействует слишком много переменных.

Численность населения доисторических памятников оценивали субъективным гаданием, по математическим формулам и сложным расчетам способности земли прокормить определенное количество людей.

Ландшафт является культурной конструкцией, и археология ландшафта - это попытка взглянуть с помощью научных данных на те неосязаемые факторы, которые определяют взаимоотношения между людьми и постоянно меняющимися ландшафтами.

Ключевые термины и понятия

Анализ территории реального использования ресурсов
«Знаки» ландшафта
Зона деятельности
Зона реального использования ресурсов
Ландшафт
Моделирование (модель) заселения
Направленность деятельности
Община
Поселенческая археология
Распределение (расселение) общин
Семейная единица
Экологическая емкость
Эксплуатируемая территория

BUTZER, KARL W. 1982. Archaeology as Human Ecology. Cambridge: Cambridge University Press. An authoritative description of basic environmental and spatial concepts in archaeology. Strongly recommended as a starting point.
FLANNERY, KENT V., ed. 1976. The Early Mesoamerican Village. Orlando, FL: Academic Press. A modern classic, a study by a team of Michigan archaeologists of settlement patterns in the Valley of Oaxaca. Enlivened by some hypothetical but highly entertaining debates between fictitious archaeologists of different theoretical viewpoints.
HIETALA, H., ed. 1984. Intersite SpatialAnalysis in Archaeology. Cambridge: Cambridge University Press. Essays on relationships between sites in the archaeological record.
SANDERS, WILLIAM T., JEFFREY R. PARSONS, and ROBERT S. SANTLEY. 1979. The Basin of Mexico: Ecological Processes in the Evolution of a Civilization. 2 vols. Orlando, FL: Academic Press. A settlement-ecological study that gives an admirable impression of the state-of-the-art research in this field.
WHITTLESEY, STEPHANIE, and others, eds. 1998. Vanishing River: Landscapes and Lives of the Lower Verde Valley. Tucson, AZ: SRI Press. A state-of-the-art, large-scale CRM project concerned with, among other things, changes in land use over time. Highly technical, but clearly written. Wroxeter web page: http://www.english-heritage.org.uk/wroxet.htm

ЛАНДШАФТЫ В ДРЕВНОСТИ

Протогород Аркаим, множество других археологических объектов Синташтинской культуры, относящиеся к эпохе бронзы, существовали, согласно климато-стратиграфической шкале, в суббореальный период голоцена: 4,8 тыс.–2,6тыс. лет назад. В это время Зауральские степи пережили ряд серьезных климатических и ландшафтных изменений.

Предшествующий период верхнего плейстоцена (2,58-0,0117 млн. лет назад – появление человека) характеризуется высокой динамикой природных процессов, обусловивших большое разнообразие ландшафтов приледниковой зоны. Растительный покров слагался полынными и маревыми группировками, на северо-западных склонах росли березово-сосновые леса.

На первом этапе бронзового века, в нижнем суббореале (4600-4100 лет назад), на территории степного Зауралья был холодный климат. В лесных сообществах встречались сосна и ель, доминировали луга с разнотравным и злаковым составом. В среднем суббореале (4100-3800 лет назад) климат стал более теплым и сухим (именно в этот период существовали поселения синташтинской культуры). В растительных сообществах стали преобладать полупустынные кустарнички.

В позднем суббореале (3800-2500 лет назад, поздняя бронза) климат становится более влажным. В районе заповедника фиксируются смешанные леса с преобладанием светлохвойных пород (сосна, лиственница). На открытых пространствах доминируют разнотравье и злаки. Достаточное количество древесины давало возможность людям создавать деревянные конструкции, получать тепло, плавить металл. Возрастание влажности климата способствовало увеличению массы растительного покрова, водообильности степных рек и, как следствие, увеличению биоразнообразия.

Landscapes of the ancient times

According to climate stratigraphy, the proto-city Arkaim, and a great number of other archaeological artifacts of the Sintashta culture belonging to the Bronze Age, thrived in the Subboreal period of the Holocene, from 4800 to 2600 BCE. At that time, Trans-Ural steppes experienced a series of considerable climatic and geographical changes.

The preceding period of High Pleistocene (2.58-0.0117 mln years before present – first humans) is characterized by intense dynamics of natural processes, which resulted in a wide variety of landscapes of the periglacial zone. Vegetation cover was formed by vermouth and goosefoot communities, with birch tree and pine forests growing on the north-western slopes.

At the first stage of the Bronze Age, in the Low Subboreal (4600-4100 BCE), the climate in the steppe Trans-Urals territory was cold. In forest communities, there would be pine and fir tree, meadows were predominantly mixed grass and gramineous plants. In the middle Subboreal (4100-3800 BCE), the climate grew warmer and drier (that was the period when the settlements of the Sintashta culture existed). Vegetation communities gave way to predominance of semi-desert shrubs.

In the late Subboreal (3800-2500 BCE, late bronze age), the climate becomes more humid. In the reserve territory, there are records of mixed forests with predominance of light coniferous species (pine, larch). Open spaces are dominated by mixed grass and gramineous plants. Sufficient amount of woods enabled people to create wooden structures, to get warm, to smelt metals. As the climate was growing more humid, the vegetation mass was increasing, steppe rivers were getting more abundant with water, and consequently, biodiversity was enhanced

Археология ландшафта

Взгляд на археологический материал о поселениях становится в перспективе более глобальным. Археологи пришли к размышлениям об «археологии ландшафта» как противоположности распределению поселений. Упоминание об этом новом направлении в археологическом исследовании важно в этом месте, потому что здесь увязываются две главные темы глав 16 и 17: взаимоотношения людей и вопросы духовного.

Слово ландшафт не имеет простого определения, но все согласны с тем, что ландшафты могут создаваться людьми. Ландшафт подобен куску мрамора в руках скульптора. В археологическом контексте ландшафты вокруг города майя Копан или Авербюри, южная Англия, периода каменного века изменились с тех пор, как там впервые поселились люди. Оба ландшафта кардинально изменились в прошлом веке, совершенно не так, как менялись в предыдущие века и тысячелетия. Наша задача - реконструировать ландшафт в таком виде, каким его видели те, кто жил в нем. Это то, что Симас Колфилд называет «ландшафтом памяти». Археолог Стефани Уитлиси (Stephanie Whittlesey) заметила: «Ландшафты являются пространственным и материальным проявлением отношений между людьми и окружающей их средой» (1998:27).

Археологи изучают ландшафты разными способами: с помощью экологически обоснованных систем, технологически обремененных методов с ГИС и спутниковыми данными и, с другой стороны, почти литературными методами - посредством описания таких явлений, как сады XVIII века или французские рынки (рис. 15.15) (Крамли - Crumley, 1987). Новое поколение исследований поселений обращается к ландшафтной географии как средству изучения реальных древних ландшафтов, где символическое отношение к окружающей среде, а также к экологии играет важную роль. Термин «знаки» ландшафта описывает то, что археологи изучают в следующем контексте: материальные следы, оставленные на поверхности земли определенными группами людей (Крамли и Маркуорд - Crumley and Marquardt, 1987:4).

Рис. 15.15. Археология ландшафта. Реконструкция парка Уильяма Пэка, XVIII век, Аннаполис, Мэриленд. В нем отражены взгляды того времени на ландшафт. Планы парка были установлены в результате археологического исследования. Террасы и посадка растений предположительны

Многие археологи, занимающиеся исследованием ландшафтов, мыслят об организации ландшафта с позиции трех измерений (Цедефио и другие - Zedefio and others, 1997):

1. Физические характеристики и свойства.

2. Исторические трансформации во времени.

3. Физические и символические отношения людей с окружающей их средой.

Анализ ландшафта является формой исторической экологии, где меняющиеся в течение длительного времени ландшафты выступают в качестве культурного материала. Ландшафты являются символами культурной стабильности, которая сохраняет во времени стойкие значения. Как таковые, они являются настолько же культурным материалом, как отдельные памятник и артефакт, иногда они рассматриваются как метод, которым люди организовывают свое отношение с социальным миром, потенциально жизнеспособным источником информации об идеологии и культурных неосязаемых элементах (cultural intangibles) (глава 17). Большая часть такого исследования пополняется информацией из этнографических и исторических материалов. Группа археологов, проводившая крупномасштабное исследование долины Лауер Верде в Аризоне, получила задание изучить структуру использования земель, изменявшуюся в течение длительного времени (Уитлиси и другие - Whittlesey and others, 1998). Для того чтобы выполнить ее, они зафиксировали современные и исторические ландшафты как европейцев, так и коренных американцев и затем уже работали оттуда в сторону далекого прошлого с теоретической структурой, основанной на теории ландшафта.

Такое исследование до сих пор остается новинкой в археологии, но оно делает успехи по мере того, как археологи все более понимают отношения между коренными людьми и их землей. Роберт Макферсон выразительно описал подобное отношение у навахо: «Земля - это не только системы поразительно устойчивых топографических особенностей, которые удивляют людей или подталкивают к ее обработке, она является живым, дышащим организмом в этой неживой вселенной. Земля с ее водами, растениями и животными является духовным творением, которое привели в движение боги в своей мудрости. Эти составляющие находятся здесь для того, чтобы помогать, учить и защищать нас посредством систем верований, которые объясняют отношение человека к человеку, к природе и к сверхъестественному. Игнорировать эти учения означает игнорировать цель жизни, значение существования (1992:11)».

Когда археологи изучают древние поселения и давно исчезнувшие ландшафты вокруг них, им нужно помнить эти слова.

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Влияние характера ландшафта на этногенез Теперь мы можем сформулировать вывод из проделанного анализа: монотонный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие в нем этносы, разнородный - стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.Но тут

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Развитие общества и изменение ландшафта Поскольку речь идет о «поведении» особей, входящих в разные этносы, то самое простое - обратить внимание на то, как они воздействуют на те или иные природные ландшафты, в которые их забрасывает историческая судьба. Иными словами,

Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин Жаклин

Археология Находки из прошлогоАрхеологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.Люди всегда интересовались историей, но на

Из книги Другая история войн. От палок до бомбард автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Археология Письменным источником не следует слишком доверять, – так пишут в учебных пособиях по археологии. Доверять надо археологии.«Археологические источники сами по себе весьма достоверны, так как они, за редкими исключениями, не создавались специально для передачи

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Красота ландшафта Возможно, стоит задаться вопросом: а были ли монахи чувствительны к красотам природы, и, если да, то в какой степени? Нельзя отказать им в понимании красоты. Об этом свидетельствует и выбор местности для монастыря. Не будем впадать в ошибку прошлого века,

автора Фор Поль

Археология Страсть к археологии и этимологии родилась отнюдь не сегодня. Я не говорю об искателях сокровищ и грабителях могил - подобная публика существовала в Греции во все времена. Речь идет о серьезных, вдумчивых исследователях, таких, как Фукидид, Диодор, Страбон,

Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор Поль

Из книги Эпоха викингов автора Сойер Питер

Из книги Геродотова Скифия [Историко-географический анализ] автора Рыбаков Борис Александрович

ГЕРОДОТ И АРХЕОЛОГИЯ Наши представления о происхождении скифов, об их выходе на историческую арену, об их жизни и политическом могуществе, о влиянии на соседей стали намного яснее в результате современного размаха археологических исследований в Советском Союзе. Ян

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

автора Гумилев Лев Николаевич

Постоянное влияние ландшафта на этнос Справедлив тезис Л.С.Берга: «Географический ландшафт воздействует на организмы принудительно, заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы,

Из книги Этнос и ландшафт: Историческая география как народоведение автора Гумилев Лев Николаевич

Влияние изменений ландшафта на этнос Поскольку природа влияет на человечество через условия хозяйственной деятельности, каждое изменение природных условий отражается на состоянии этнических коллективов, особенно на гранях физико-географических зон, так как границы,

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

Подводная археология Земная кора может опускаться - это общеизвестно. При этом под воду уходят строения и целые города. Раскопками затонувших миров занимается подводная археология - молодая наука, которая делает лишь первые шаги.7 июня 1692 года крупнейший торговый центр

Из книги Прародина Русов автора Рассоха Игорь Николаевич

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Археология Если бы я был молодым археологом, с легкостью бросил бы к чертовой матери все свое мелкотемье и со всем пылом неистраченной души бросился бы на поиски сибирских следов Александра Македонского. Я бы выбрал близкий мне отрезок его маршрута, прошел бы по нему с

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Археология Косвенно наличие письменности у древних славян подтверждают раскопки Новгорода. На месте старого городища были обнаружены писала – стержни, которыми наносили надпись на дерево, глину или штукатурку. Находки датируются серединой X столетия, при том, что

Горы и скалы-люди, животные, птицы и рыбы важнейшие элементы ландшафтов, созданных древними зодчими

Давайте поговорим теперь о гигантских каменных скульптурах, в которые были преобразованы скалы и горы. Пару месяцев назад одна читательница прислала мне фотографии гор на островах Санторини (Тира) и Корфу в Ионическом и Критском морях, похожих на мужской и женский лики и льва, а также рассказала о виденных ею горе-черепахе, горе-бегемоте и других загадочных горах, в которых можно распознать рукотворные формы.
В высокогорном Перу (Анды), в 50 милях к северо-востоку от Лимы, на высоте около 4 км, существует загадочное плато Маркагуаси, скалы которого напоминают очертания голов людей разных рас и изображения животных (слонов, верблюдов, львов, медведей, лошадей, и др.), птиц и рыб, большинство из которых не живет на такой высоте или исчезло с Американского континента между 200 тысячами и 10 тысячами лет назад (среди фигур животных некоторые исследователи выделяют динозавра). Об этом плато стало широко известно в 1952 г., когда перуанский исследователь Даниэль Русо обнаружил на нем четыре гигантских головы.
В районе Язилыкая, во Фригийской долине на севере Турции существует свое, турецкое Маркагуаси или «Город Мидаса», горы которого похожи на скульптуры людей и животных.
В Долине Любви в Каппадокии в Турции мы тоже наблюдали большое количество силуэтов людей и разных животных и птиц, которые образовывали скалы на обоих бортах долины. Правда, по мере приближения к ним контуры каменных изваяний становились все менее четкими, и, подойдя совсем близко к ним, мы видели лишь причудливые останцы скал. Можно было подумать, что все это было игрой нашего воображения, если бы в одном месте Долины Любви нам не удалось увидеть и сфотографировать барельефы . Размытые эрозией, не резкие, но все же достаточно отчетливые фигуры людей (женщин или воинов), как и каменные изваяния плато Маркагуаси, Фригийской долины и островов Санторини и Корфу, свидетельствуют о невероятной древности этих рукотворных форм рельефа и существовании высокоразвитой цивилизации, которая создала их миллионы лет назад. Но ведь о таком возрасте подземно-наземного мегалитического комплекса как раз свидетельствуют мои исследования.
Перед моим мысленным взором проносятся воспоминания о посещенном в студенческие годы (или сразу после окончания института) загадочном плато в хребте Пэкульней на Чукотке, многочисленные останцы выветривания которого тоже были удивительно похожи на людей и животных. Я слышал, что подобные каменные изваяния есть и на Анабарском плато в Восточной Сибири. Вероятно, их гораздо больше, чем можно себе вообразить.

Рукотворные рельефы еще одни важнейшие элементы ландшафтов, созданных древними зодчими


Скалы и горы, похожие на людей, животных и птиц или рыб – важнейшие немые свидетели былого величия создавших их древних цивилизаций. Но они раскрывают только половину вопроса. Оказывается, кроме скал существуют огромные территории, рельефы которых несут рукотворные черты. Недавно я смотрел фильм по РЕН ТВ, в котором архитектура города Куско в Перу сравнивалась с гигантской пумой. Исследователь и писатель с Урала прислал мне фотографии бассейна реки Чусовой в Пермской области из космоса и показал на них, что некоторые элементы ландшафта Урала (в том числе, часть речной долины) составляют в совокупности огромную Мировую Утицу. А это уже воспетый Э.По ландшафтный дизайн, с которого я начал свое повествование.

Древнейшие города - ландшафтные сады и их преемники


Таким образом, и в самом деле, получается, что древние обитатели Земли строили свои города и поселения в гармонии с природой, начиная с далекого неогенового периода (подземно-наземный мегалитический комплекс) до времени возведения таких городов, как Куско. Правда, когда это было, до сих пор остается неясным. По мнению большинства археологов, Куско был построен в I тысячелетии до н.э. Однако, исторический Куско, скорее всего, унаследовал черты своего древнего предшественника, построенного гораздо раньше. Как я показал в работе «Мегалитические сооружения Боливии, Израиля, Турции и России – фрагменты подводно-подземно-наземного мегалитического комплекса, охватывающего весь мир », еще один мегалитический город Южной Америки Тиауанако в Боливии , существовал, как минимум 5 млн. лет наза д, а возможно, и 16 млн. лет назад . Затем он достраивался около 40 тысяч лет назад и использовался в качестве крупного населенного пункта в историческое время.
Похожая ситуация и в Сигирии в Шри Ланке . Данная территория, занесенная в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, представляет собой один из наиболее древних известных ландшафтных парков мира с Львиной скалой (собственно Сигирией) в центре композиции и серией сменяющих друг друга ландшафтных садов
террасного сада, сада валунов и пещер и водяного сада.

Поражают воображение геометрические формы и общий замысел построения Сигирии. Город спланирован по модели квадрата. По замыслу архитектора он простирался в разные стороны от центра дворцового комплекса на вершине скалы. Восточный и западный входы находятся на одной оси с центром. Королевские водные сады, рвы и валы западной территории построены по «эхо-плану», повторяющему как ось север-юг, так и ось восток-запад.
Общая концепция построения Сигирии представляет замечательную комбинацию идей симметрии и асимметрии в гармоничной взаимосвязи геометрического плана и природных форм (http://www.sri-lanka4u.narod.ru/sigiriya.html )

Согласно широко распространенному мнению, Львиная скала когда-то имела форму гигантского льва, от которого сейчас остались только лапы (по другой точке зрения, в виде льва была оформлена гигантская каменная лестница, ведущая на плато Сигирия). Некоторые исследователи распознают в верхней части скалы и львиную голову. Как давно было построено это удивительное сооружение – неизвестно.
Ланкийские легенды отождествляют Сигирию с Ланкой , столицей империи ракшасов . В эпосе «Рамаяна» говорится, что Ланка существовала в . По индийской хронологии, трета-юга началась более 2,5 млн. лет назад и закончилась более 1 млн. лет назад. В работе « » я показал, что трета-юга охватывала олигоценовую и раннемиоценовую эпохи палеогенового и неогенового периодов и продолжалась с 34 до 16 млн. лет назад.
Ну что ж, вполне может быть. Если Сигирия раньше действительно имела форму льва, то 20 млн. лет - достаточное время для того, чтобы тектонические процессы, водная и атмосферная эрозия (выветривание) придали ей современную форму.
Подобно Куско и Тиауанако, Сигирия достраивалась в более позднее время. По мнению одних археологов, ландшафтные сады Сигирии возводились в III в. до н.э, по мнению других, основная их часть была построена в V в. н.э. Из этого следует, что строительство городов - ландшафтных садов и парков продолжалось очень долго. В Тиауанако, Сигирии, вероятно, Куско и многих районах развития подземно-наземного мегалитического комплекса (изученного мной в

Египет.

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада - пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны - были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Месопотамия.

При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль - висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, - был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Персия и Индия.

Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Древняя Греция.

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI-VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию - более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Древний Рим.

В Древнем Риме, наоборот, провозглашали идею противопоставления геометрических и прямолинейных форм искусственного ландшафта свободной живописности окружающей природы. Римская традиция предпочитала регулярную планировку не только улиц и площадей, но и загородных вилл, окруженных обширными садами. Виллы, как правило, строились в гористой местности, поэтому имели ступенчатое композиционное решение.

Сад при римских виллах обычно был разделен на три части: декоративный сад, плодовый сад и огород. Декоративный сад в свою очередь состоял также из трех частей: для пеших прогулок, прогулок верхом и парковой территории. Прогулочная часть располагалась на первой террасе непосредственно перед домом. Аллеи соединялись под прямым углом, разделяя сад на геометрически правильные участки, насыщенные скульптурой, фонтанами, прохладными декоративными бассейнами, причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, газонами и цветниками. Сад для верховой езды или прогулок на носилках представлял собой тенистые рощи, разделенные широкими аллеями. С различных видовых точек открывались окружающие пейзажи. Парковая часть сада включала в себя помимо лесистой зоны для прогулок рыбные пруды и колоссальные многоэтажные птичники. При этом такие парки часто имели весьма внушительные размеры: до 120 - 150 га. Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдельно от виллы и также имели регулярную планировку. Из завоеванных стран вывозилось множество плодовых и декоративных растений, что способствовало расширению и обогащению садово-парковой флоры. В частности, из плодовых деревьев выращивались вишня, абрикос, персик, миндаль, айва, слива, инжир, грецкий орех, гранат и др.; из декоративных растений тис, олеандр, жасмин, розы, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, левкои и т.д. Многообразие выращиваемых овощей трудно вообразить.