ЗАКАЗАТЬ ПРОЕКТ
Характеристики
Тип фундамента монолитная ж/б плита 22.3 м3
Тип перекрытий монолитные ж/б
Тип кровли битумная черепица 154.5 м2
Наружная отделка лицевой кирпич, декоративная штукатурка 109.0/13.2 м2
Наружная отделка цоколя облицовочный камень
Крыша стропильная конструкция
Тип наружных стен газобетонные блоки - 300 мм 35.8 м3
Габаритные размеры дома без крылец 9.6х10.0 м
Высота дома от уровня пола первого этажа 7.33 м
Высота 1-го этажа от пола до потолка 2.75 м
Высота 2-го этажа от пола до потолка 2.75 м
Высота мансардного скоса 1.1 м
Тип внутренних стен кирпич/газобетон 1.1/5.36 м3
Количество этажей 2
Наличие мансардного этажа

Вы мечтаете о своем доме, что бы он был не большой, но со всеми удобствами, чтобы был привлекательный и современный. Присмотритесь к этому проекту, возможно, он и будет вам по душе. Такой маленький уютный домик — миниатюра большого, комфортабельного особняка. В наличие есть все составляющие: эркеры, формирующие облик дома и просторная веранда, и жилая комната на первом этаже, и большая светлая ванная на втором. Только все это миниатюрное - но вполне достаточное для комфортной жизни семьи из 3- 4 человек. В соответствии с проектировкой наружные стены можно возводить из одного материала - трехсотмиллиметровых газобетонных блоков. Так что этот момент дает нам право занести этот коттедж в категорию «проекты газобетонных домов».

Главный вход в дом выполнен двумя арочными проемами и примыкающими к ним ступеньками с перильными ограждениями. Отделка цоколя - облицовочный камень, кровля мансардной крыши - битумная черепица. Вход в прихожую дома идет через небольшой тамбур. В прихожей нашлось место для небольшой гардеробной и санузла. На первом этаже расположены гостиная, кухня-столовая, спальня и душевая. Гостиная и столовая прекрасно освещены окнами эркеров, а дополнительный уют гостиной придает камин. Выход на крытую веранду ведет из кухни. Помещение котельной проектом не предусмотрено. Установить ли электрический котел на кухне или сделать теплые полы решат сами хозяева дома. В проекте предложено два варианта планировки второго этажа с одной и двумя спальнями. Второй этаж - мансардный, он практически полностью спрятан под кровлю, что неизбежно приводит к появлению мансардных окон. Этими окнами освещаются две спальни, ванная комната и лестница в небольшом холле. Данный готовый проект — удачный вариант недорогого, доступного, но при этом достаточного комфортного загородного жилья для небольшой семьи. Следует напомнить, что в проекте учтен объемный просмотр внутренних помещений (так называемая Виртуальная прогулка) и зеркальное изображение строения дома с поэтажной планировкой. По такому же принципу выполнен проект бани со студией в мансарде - проект 223С.

Если, к примеру, какая-то деталь в этом коттедже вас не устроила, и вы хотите найти вариацию на проект 109А либо совершенно уникальный проект, смело смотрите содержимое нашего каталога - там вы найдете самые разные проекты домов и обязательно сделаете свой выбор!


Предварительный просмотр:

Данное занятие проводится в преддверии изучения творчества А.П.Чехова с тем, чтобы на достижение конечной цели, заявленной в теме, не влияли никакие дополнительные факторы, как то: биографические данные, особенности мировосприятия автора, своеобразие его творчества, то есть рассмотрение рассказа является имманентным и напрямую зависит от навыка лингвистического анализа текста, лежащего в основе исследовательской технологии. Главная задача – доказать, что лингвистический анализ текста – самый объективный способ выявления авторской позиции, а поэтому на занятии продолжается формирование этого навыка. Кроме того, выступая в роли исследователей, учащиеся развивают и общие интеллектуальные навыки.

Цели занятия:

Образовательная: через лингвистический анализ текста попробовать выявить авторское отношение к героине рассказа.

Развивающие:

1. Развитие навыка лингвистического анализа текста как универсального средства выявления авторской позиции.

2. Развитие познавательной активности и самостоятельности, связной речи учащихся.

Воспитательные:

1. Формирование непредвзятого отношения к человеку, критериев оценки личности.

2. Воспитание интереса к изучению предмета.

Тип занятия: эвристическая беседа, построенная как исследование художественного текста.

Оборудование: раздаточный материал по анализу речи персонажа, Толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой

I. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель. Помещая рассказ А.П.Чехова «Душечка» в своём журнале «Круг чтения», Л.Н.Толстой пишет: « Без женщин врачей, телеграфистов, адвокатов, учёных, сочинительниц мы обойдёмся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине всё то лучшее, что есть в нём… без таких женщин плохо было бы жить на свете». В том же 1899 году другой русский писатель А.М.Горький высказывается о чеховской героине по-иному: «Ум автора с жестокой ясностью освещает тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие, жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. Вот тревожно, как серая мышь, шмыгнёт Душечка – милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Её можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, - кроткая раба».

гений 19 века, увидел в Душечке идеал женщины, другой – «буревестник революции» - считает её жалкой рабой.

А какое впечатление сложилось у вас?

Ответы учеников.

Учитель. Сам А.П.Чехов говорил, что писатель – не судья, а лишь беспристрастный свидетель жизни. Но это не значит, что у него нет собственной точки зрения: ведь если он берется что-то изображать, то значит это что-то вызвало у него определенные размышления.

Работа с текстом

Вот сегодня на занятии мы и попробуем понять, как же относился к своей героине Чехов, и сделаем это, используя технологию лингвистического анализа текста, так как язык всегда является способом выражения авторской мысли. И обратимся только к двум составляющим рассказа – речи героев и их портретным характеристикам. И начнём с первой фразы рассказа.

Исследователи слышат в ней диссонанс. В чём он? Какие слова фразы противопоставлены?

Ученики «Оленька» - детскость героини, и «задумавшись» не детское занятие

Определите по толковому словарю Ожегова лекс. значение слова «задуматься» .

Давайте соотнесём это значение со следующей фразой рассказа. Каково же содержание её дум?

Ученики «скоро уже вечер» - и мухи приставать не будут.

- В каком же ключе с самого начала рассказа подаёт Чехов свою героиню? Ученики Иронически, снижено. задумчивость оборачивается «псевдозадумчивостью», т.е полным отсутствием настоящих размышлений в сознании героини.

Учитель Но давайте не будем спешить с выводами, ведь всё познаётся в сравнении, тем более, что автор вводит новый персонаж. Это Кукин, антрепренёр и содержатель увеселительного сада «Тиволи».

Через лексическое значение слов «антрепренёр», «увеселительный сад» охарактеризуйте этого героя.

Ученики Деловой человек, зарабатывающий деньги на том, что веселит публику.

Учитель И вот он заговорил… (Чтение речи Кукина учеником)

Что нам говорит о герое эта речь и те ремарки, которыми её сопровождает автор?

Ученики Речь очень эмоциональна, пафосна, об этом говорят лексические повторы, синтаксический параллелизм, обилие эмоционально-экспрессивной лексики. В речи очень много риторических вопросов, восклицаний, предложения строятся по принципу градации. Авторские ремарки «всплеснул руками», говорил «с отчаянием», говорил с истерическим хохотом» отражают предельный накал страстей, раздирающих душу Кукина. Что же это за страсти, чем вызвано его отчаяние? Забота Кукина о публике, стремление предстать перед Оленькой этаким подвижником на ниве искусства обманчивы. Ясно, что главная для него фраза - каждый день страшные убытки. Именно это заставляет его проклинать публику и погоду, а вовсе не забота о высоком искусстве, тем более, что оперетки, феерии, которые ставит Кукин, и есть та пошлость, в которой он обвиняет обывателей. Клишированность речи Кукина, её наигранная страстность, ложный пафос заставляют задуматься о том, а не играет ли герой какую-то роль и какую? Ответ прост – его амплуа- герой мелодрамы – именно таков стиль его речи, а цель проста – привлечь внимание Оленьки. Получается, что у Кукина нет своего голоса, его речь обнажает заимствованность чужих страстей, мнений.

Учитель Кукин добивается желаемого: « В конце концов несчастья Кукина тронули её, она его полюбила» Эта чеховская фраза – аллюзия на шекспировскую реплику из трагедии «Отелло». Но если муки Отелло настоящие, муки человека, прошедшего через боль, унижения, страдания, то «муки» Кукина вызывают смех. Вслед за аллюзией даётся портрет Отелло-Кукина.

Что добавляет портрет к нашему представлению о герое?

Ученики Во-первых, детали портрета даются по логике – от внешних к внутренним. Во-вторых, детали внешности подчёркивают, что перед нами слабое, жалкое существо, но оно не вызывает жалости, так как манерничанье и наигранная гримаса отчаяния, стала лицом героя, обнажив его внутреннюю пустоту. Анализ речи Кукина и его портрета позволяют понять, что перед нами предприниматель, бездарно играющий роль страдальца, прикрывающий свои корыстные цели высокими словами об искусстве и его предназначении.

Учитель Вторым мужем Оленьки стал Василий Андреевич Пустовалов, управляющий лесным складом купца Бабакаева.

- Что говорит нам о герое его портрет?

Ученики Ограничен только деталями одежды, причём, манера одеваться явно говорит о желании героя выглядеть не так, кем ты являешься – желание сыграть чужую роль

Учитель Что говорит Оленьке Пустовалов и как его речь характеризует героя?

Ученики Говорит о человеке как о вещи, при этом вообще не договаривает фразу до конца: из неё неясно, что нужно переносить с покорностью. Его речь не только безграмотна, но и бесчувственна, что наводит на мысль, что она чужая. Источником её являются, очевидно, проповеди местного священника, так как она содержит лексику и обороты церковных служб.

Учитель Пустовалов прикрывается богом, как Кукин прикрывался искусством, но торгашеская сущность их сходна, и проявляет это речь Оленьки. Первая её фраза после нового замужества: «Теперь лес с каждым годом дорожает на 20%»

Новое увлечение Оленьки – полковой ветеринар Смирнин. Портрета этого героя Чехов вовсе не даёт, а речь его ограничивает только одной репликой – окриком Оленьки.

- Что говорит о герое эта реплика?

Ученики Его профессиональная принадлежность требует доброты и милосердия, но даже по отношению к Оленьке он груб, а речь его напоминает змеиное шипение. Поэтому мы поневоле понимаем, что профессиональная речь – маска, скрывающая человеческую ущербность Смирнина, его человеческую несостоятельность

Учитель Вот три персонажа, которых Чехов поместил рядом с героиней, определив им роль мужей. Обозначая фигуру каждого из них, автор показывает читателю, насколько то, о чем они говорят, не соответствует их внутреннему миру.

Называя рассказ «Душечка», Чехов, очевидно, имел в виду не только образ главной героини, но и одну из важных проблем русской литературы – что делает человека высоко духовным? И он обращается к этим истокам духовности. Искусство. Но в современном Чехову мире искусство измельчало, а разговоры о нём стали удобной формой демонстрации собственной незаурядности, формой, прикрывающей истинные коммерческие цели. Вера. Она тоже стала только формой, а сущность её заменила любовь к благам материальным. Доброта и человечность. Но даже те, кто по роду своей профессии должен нести это, не обладают ими. Что же будет дальше с Россией, если сейчас всё извращено, имеет только внешнюю сторону и лишено сущности?

Пришло время обратиться к образу главной героини. Оленька Племянникова, это она – душечка, чьим прозвищем называет рассказ Чехов.

Каково лексическое значение этого слова? Насколько серьёзно связывает это значение автор с Оленькой?

Давайте обратимся к портрету героини, ведь именно с ним автор связывает её прозвище.

Исследователь творчества Чехова В.И. Тюпа, рассматривая портрет героини, говорит: «Порядок предлагаемых читателю определений таков, что душевная характеристика героини, постепенно углубляемая, вдруг заканчивается грубовато-телесным замечанием –«очень здоровая»-, которому, казалось бы, место в самом начале этого ряда, его «недуховность» была бы постепенно снята, а так она, подхваченная следующей фразой, заслоняет собой духовность предшествующих характеристик» Литературовед делает вывод об ироническом отношении автора к героине, подтверждая своё мнение тем, что прозвище «душечка» ей дали именно за то удовольствие, которое получали от созерцания её здорового тела.

- Согласитесь ли вы с такой трактовкой портрета Оленьки?

Ученики Логика деталей портрета обратная тому, как подавались портреты персонажей, к которым автор относится отрицательно.

Учитель Может быть, эта логика обусловлена тем, что там речь шла о мужчинах, а здесь – женщина? Нет ли в рассказе других женщин? Есть, это жена ветеринара.

Как подает Чехов этот портрет? Как автор относится к этой героине?

Ученики От внешних характеристик к внутренним, но ни то, ни другое не притягивает ни автора, ни читателя. Эта эмансипированная женщина, имеющая собственное мнение и живущая по собственной воле, независимая ни от кого, забывает даже о собственном ребёнке

У главной героини нет собственного мнения. Тюпа определяет её сущность страшным словом «приживалка»: духовная бедность личности вынуждает её приспосабливать своё внешнее существование к чужому, заимствованному смыслу жизни». Так ли это?

Как бы оценил любой обыватель решение Смирнина о разводе с женой?

Ученики Решение верное, потому что она ему изменила, поступила аморально, а общество это осуждает: порок должен быть наказан

Учитель Что советует Смирнину Оленька? Как это её характеризует?

Ученики Это совет, идущий вразрез с общественным мнением. Это не отголоски речей Пустовалова, потому что в его утешительных словах не только нет искренности, но и смысла. Совет Душечки идёт от души: «вы бы помирились…простили бы…мальчишечка –то небось всё понимает».

Учитель Это слова самой Душечки, а не чей-то перепев. Вспомните, что говорит Оленька вернувшемуся с семьёй Смирнину. Что это: корысть, расчёт или порыв души? (искренняя радость, готова всё отдать, чтобы осчастливить другого человека, нет и тени ревности, обиды) это не поза а, позиция героини, и она на протяжении всего рассказа подчёркивается автором. И вот в рассказе появляется ещё один герой. Это Саша, сын ветеринара.

- Приживалкой ли стала Оленька при семье Смирнина?

Ученики Она стала для Сашеньки матерью .

Учитель Сама жизнь выявила в ней натуру, её внутреннюю сущность - материнское начало.

Какой ты у меня славненький! - говорила она Кукину, приглаживая ему волосы. Какой ты у меня хорошенький! - явно материнский жест.

С Пустоваловым «оба по какому-то странному течению мыслей, становились перед образами, клали земные поклоны и молились, чтоб бог послал им детей».

И вот теперь чужой ребёнок стал смыслом её жизни. Может ли это быть предметом иронии или сарказма? Конечно, нет. Смеяться над этим кощунственно.

Пришло время подвести итог нашему исследованию.

- Как же относится Чехов к своей героине?

Ученики Он не возводит её на пьедестал святости, идеала. Она недалёкое, неразвитое существо, в чём-то ограниченное, но в сравнении со всеми псевдоразвитыми, псевдоблагонравными, псевдоинтеллигентными персонажами рассказа она выигрывает. Её «чужие» речи не могут заслонить её доброты, сердечности, готовности помочь всем, кто нуждается.

Учитель На сегодняшнем занятии мы с помощью лингвистического анализа текста постарались непредвзято подойти к оценке героини чеховского рассказа и попытались понять авторское отношение к ней. А рассмотрение системы персонажей и расстановка акцентов в их характеристике позволяет сделать вывод об актуальности проблемы, поставленной великим писателем.

Литература

Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа.– М.: Высшая школа, 1989. – С.133.


Рассказ А. Чехова “Душечка”.

Кто такая Душечка?

I. Индивидуальное задание.

Сравнить образы Душечки и А.М. Пшеницыной.

II. Два взгляда на героиню Чехова.

Л.Толстой: “Несмотря на чудный, веселый комизм всего произведения, не могу без слез читать некоторые места этого удивительного рассказа… Автор, очевидно, хочет посмеяться над жалким, по его рассуждению, существом… но не смешна, а свята удивительная душа Душечки”.

М. Горький: “Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает Душечка, - милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба”.

На чьей вы стороне? Почему?

III. Проверка домашнего задания.

2 группа. Чтение письменных работ “Мое отношение к Душечке”.

1 группа. План рассказа, композиционные приемы.

    Душечка замужем за антрепренером Кукиным.

    Смерть мужа.

    Душечка замужем за управляющим Пустоваловым.

    Смерть мужа.

    Роман Душечки с ветеринаром Смирниным.

    Отъезд ветеринара.

    Одиночество.

    Любовь к Сашеньке.

Композиция строится на тематических повторах. “Душечка всякий раз становится “дублером” своего мужа. При Кукине она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы, выдавала жалованье… При Пустовалове “она сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар”. Но при этом Ольга Семеновна не оставалась только помощницей – она присваивала себе чужой личный опыт, чужое “направление жизни”, как бы удваивая объект своей привязанности. Самоотверженность Душечки, как это постепенно проясняется к концу рассказа, есть форма духовного иждивенчества”

3 группа. Анализ сильных позиций: названия, начала и конца каждой главы.

Лингвистический анализ фрагмента от слов “В великом посту он уехал в Москву…”

Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини (без него не могла спать, сидела у окна, смотрела на звезды, сравнивала себя с курами, не спят, испытывают беспокойство, в курятнике нет петуха).

“В поэтической традиции созерцание звездного неба обыкновенно предполагает возвышенный строй мыслей, мечту о крылатости. Согласно мифологическим представлениям, душа вообще крылата. Оленька тоже сравнивает себя с крылатыми существами, однако – нелетающими, а созерцание мироздания наводит ее на мысль о курятнике. Подобно тому как курица – своего рода пародия на свободную перелетную птицу..., чеховская Душечка – пародия на традиционно-аллегорическую Психею”.

Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному выбору жизненной позиции, пользуется чужими самоопределениями. Ирония Чехова перерастает в сарказм.

V. Выводы.

Почему рассказ называется “Душечка”? Почему в финале глава о Сашеньке?

“Итак, никакого перерождения “Душечки” во взрослую “душу” под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семеновны как личности. Душечка … с ее неспособностью к самоопределению, неумением актуализировать этот смысл в себе самой предстает в рассказе неразвившимся “эмбрионом” личности”.

Скажите оптимальные размеры участка под данный проект.

Добрый день, Ольга,

Можно этот домик но с полуподвальным помещением?

Добрый день, Светлана,

готовый проект с цокольным этажом для этого проекта не разрабатывался. Предлагаем Вам несколько вариантов решения: 1. Экономичный вариант: можем предложить выполнить для Вас вариант с цоколем (под всем домом) в объеме ПАСПОРТА проекта. Паспорт проекта подразумевает планировки, фасады, разрезы и пояснительную записку и используется, в первую очередь, для согласования строительства. Строительная рабочая документация при этом будет предоставлена без корректировки, как есть. К такому Паспорту прикладываются типовые конструктивные узлы по организации цоколя (сечения, схема армирования, спецификации), используя которые (а также опираясь на существующий рабочий проект строители реализуют дом с цоколем). Цокольный этаж под частью дома не проектируется (при необходимости помещения, которые не будет эксплуатироваться, могут быть закрыты или засыпаны). 2. Переработка полной строительной рабочей документации с дополнением цокольного этажа. Стоимость уточняется на момент заказа.

Понравился данный проект, хотим начать строительство в этом году. Когда к вам обращаться? Строите сами?

Татьяна, здравствуйте,

проект имеет 100% готовность всех разделов и может быть предоставлен в кратчайшие сроки. Мы можем доставить Вам проект курьерской службой (доставка входит в стоимость), или Вы можете выкупить его непосредственно у нас в офисе. Если начало строительства планируется весной этого года, то уже сейчас имеет смысл позаботиться о проекте, т.к. потребуется время для проведения тендера между строительными компаниями (бригадами), чтобы выбрать подходящих Вам по качеству и стоимости предоставляемых услуг. Наше бюро занимается проектированием, строят по нашим проектам фирмы, которые выбирают заказчики по своему усмотрению. Для контроля за строительством и закупкой материалов в проекте есть все необходимые размеры, узлы и спецификации.

Вопрос по проекту 109A Здравствуйте! 1. Возможно ли данный проект адаптировать по теплотехническим характеристикам для Тюменской области? 2. Пристроить гараж?

Владислав, добрый день,

Благодарим за внимание к нашим проектам и обращение в нашу студию. Можно увеличить толщину стен, заменить примененный в проекте газоблок 300 мм на 375 или 400 мм + утеплитель и лицевой кирпич. Если суммарно толщина стены получится менее 600 мм, никаких конструктивных изменений не потребуется. Она встанет на фундаментную плиту без изменений. Если ширина стены превысит 600 мм, потребуется увеличить площадь фундаментной плиты. Если аналогичные проекты небольших по площади домов с гаражом или навесом для машины: 108В, 123А, 520А, 103В. Можно пристроить гараж и к 109 проекту.

Здравствуйте! Мне нравится проект "Душечка"100м.кв. Возможно получить этот проект на пострйку каркасного дома. Так же мне не нужна веранда

Татьяна, добрый день,

Проект 109А рассчитан на строительство из газобетона 300мм толщиной. Все спецификации, узлы, детали, сечения выполнены из расчета на этот материал.

Если строительная компания, специализирующаяся на каркасном домостроении, возьмется за строительство по такому проекту — вопрос будет решен.

За переработку проекта под каркасную технологию мы не возьмемся. Обратите внимание на то, что заметного удешевления строительства не достигается, так как речь идет в основном об экономии при возведении стен, а сами стены в общей стоимости дома - не более 15-20% (есть еще фундамент, перекрытия, стропила и кровля, окна и двери, инженерные системы, отделка.).

Вопрос по проекту 109A Назовите пожалуйста толщину наружных стен в этом проете

Слайд 2

Слайд 3

  • Задание – 1. Две точки зрения на образ Душечки.
  • Повторение. Жанр рассказа, композиция, сильные позиции.
  • Проверка домашнего задания. План рассказа, композиционные приёмы.
  • Задание – 2. Лингвистический анализ.
  • Задание – 3. Смысл названия рассказа.
  • Домашнее задание. Сочинение – рассуждение.
  • Слайд 4

    Задание - 1

    Сопоставьте две точки зрения на образ Душечки.

    • Л.Н.Толстой
    • М.Горький

    Чьё мнение вам ближе? Почему?

    Слайд 5

    Л.Н.Толстой

    “Несмотря на чудный, веселый комизм всего произведения, не могу без слез читать некоторые места этого удивительного рассказа… Автор, очевидно, хочет посмеяться над жалким, по его рассуждению, существом… но не смешна, а свята удивительная душа Душечки".

    Слайд 6

    М.Горький

    “Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает Душечка, - милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба".

    Слайд 7

    Повторение

    • Дайте определение жанра рассказа.
    • В чём особенности рассказов Чехова?
    • Дайте определение композиции текста.
    • Назовите композиционные приёмы текста.
    • Дайте определение языковой композиции.
    • Перечислите сильные позиции текста.
  • Слайд 8

    Жанр рассказа

    Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии. С.Бройтман

    Слайд 9

    Рассказы Чехова

    Чеховский рассказ уходит своими корнями в традиции анекдота и притчи. Рассказы Чехова – сплав анекдота и притчи.В.Тюпа

    Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение.

    Слайд 10

    Композиция

    Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский

    Слайд 11

    Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин

    Слайд 12

    Композиционные приёмы

    1. Повтор
    2. Усиление
    3. Противопоставление
    4. Монтаж
  • Слайд 13

    Языковая композиция

    Сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В.Виноградов

    Слайд 14

    Сильные позиции текста

    1. Название
    2. Эпиграф
    3. Начало и конец текста, главы, части (первое и последнее предложения)
    4. Слова в рифме стихотворения
  • Слайд 15

    Проверка домашнего задания

    • 2 группа. Чтение письменных работ “Мое отношение к Душечке".
    • 1 группа.План рассказа, композиционные приемы.
    • 3 группа.Анализ сильных позиций: названия, начала и конца каждой главы.
    • Индивидуальное задание: Сравнить образы Душечки и А.М. Пшеницыной.
  • Слайд 16

    План рассказа

    1. Душечка замужем за антрепренером Кукиным.
    2. Смерть мужа.
    3. Душечка замужем за управляющим Пустоваловым.
    4. Смерть мужа.
    5. Роман Душечки с ветеринаром Смирниным.
    6. Отъезд ветеринара.
    7. Одиночество.
    8. Любовь к Сашеньке.
  • Слайд 17

    Композиционные приёмы

    Композиция строится на тематических повторах. “Душечка всякий раз становится “дублером" своего мужа. При Кукине она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы, выдавала жалованье… При Пустовалове “она сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар". Но при этом Ольга Семеновна не оставалась только помощницей – она присваивала себе чужой личный опыт, чужое “направление жизни", как бы удваивая объект своей привязанности. Самоотверженность Душечки, как это постепенно проясняется к концу рассказа, есть форма духовного иждивенчества."

    В.Тюпа

    Слайд 18

    Задание - 2

    • Лингвистический анализ фрагмента от слов “В великом посту он уехал в Москву…"
    • Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини.
    • Определите авторское отношение к Оленьке.
    • Сделайте вывод.
  • Слайд 19

    Ключевые слова

    Без него не могла спать, сидела у окна, смотрела на звезды, сравнивала себя с курами, не спят, испытывают беспокойство, в курятнике нет петуха.

    Слайд 20

    Авторское отношение

    “В поэтической традиции созерцание звездного неба обыкновенно предполагает возвышенный строй мыслей, мечту о крылатости. Согласно мифологическим представлениям, душа вообще крылата. Оленька тоже сравнивает себя с крылатыми существами, однако – нелетающими, а созерцание мироздания наводит ее на мысль о курятнике. Подобно тому как курица – своего рода пародия на свободную перелетную птицу..., чеховская Душечка – пародия на традиционно-аллегорическую Психею."

    В.Тюпа

    Слайд 21

    Вывод

    Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному выбору жизненной позиции, пользуется чужими самоопределениями. Ирония Чехова перерастает в сарказм.

    Слайд 22

    Задание - 3

    • Почему в финале глава о Сашеньке?
    • Почему рассказ называется “Душечка"?
    • Сделайте вывод.
  • Слайд 23

    Вывод

    “Итак, никакого перерождения “Душечки" во взрослую “душу" под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семеновны как личности. Душечка … с ее неспособностью к самоопределению, неумением актуализировать этот смысл в себе самой предстает в рассказе неразвившимся “эмбрионом" личности.»

    В.Тюпа

  • Слайд 24

    Домашнее задание

    1. Сочинение - рассуждение
    2. Душечка – неразвившийся «эмбрион» личности (В.Тюпа). Согласны ли вы с этой мыслью литературоведа?
    3. Душечка – прекрасная жена и мать, мечта мужчины. Согласны ли вы с этим высказыванием?
  • Посмотреть все слайды