Религиозное чтение: старообрядческий крест молитва в помощь нашим читателям.

providenie.narod.ru

Предисловие

Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви - они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией. Постараемся разобраться, в чём оно выражено.

Отход старообрядцев от официальной церкви

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Особенности старообрядческих крестов

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Восьмиконечный крест

Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя - небольшая перекладина – должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель.

На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл.

По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия.

Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Дореформенные кресты

Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства.

Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции.

Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Меднолитые кресты

В них главной отличительной чертой является навершие - верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других - нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа.

Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии.

Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Пилатова надпись

В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества - архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий – известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу.

В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи “Иисус Христос Царь Славы”. Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Крест - общий символ для всех христиан

Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро.

И причина этому отнюдь не в экономии - среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, – а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Общность религиозных устремлений

В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви.

Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

Молитва Животворящему Кресту – примеры молитвенных текстов Кресту Христову

Почитание Креста в православии

При этом робкие попытки свести всю проблему к уровню аллегории и богословской метафоры не убедительны в силу незыблемого святоотеческого правила: закон молитвы – это закон веры. То есть молитва Животворящему Кресту, практикуемая в православии, подразумевает под собой веру в персонифицированное бытие некоего наделенного сознанием Креста.

Впрочем, цель данной статьи состоит не в том, чтобы углубляться в теологические вопросы крестопоклонничества, а проиллюстрировать эту практику на примере нескольких наиболее популярных молитв.

Основная молитва честному Животворящему Кресту

“Пусть воскреснет Бог, и рассеются враги его! И пусть убегут от лица его те, кто его ненавидит! Как исчезает дым, так они и исчезнут, как тает воск перед лицом пламени, так погибнут и демоны перед лицом любящих Бога, осеняющих себя крестным знамением и в радости восклицающих: «Радуйся, почитаемый всеми Животворящий Крест Господа! Изгони демонов силой распятого на тебе нашего Господа Иисуса Христа, спустившегося в ад и поправшего силу дьявола и подарившего нам тебя – свой почитаемый Крест, чтобы изгнать всякого врага. О, почтеннейший и Животворящий Крест Господа! Помогай мне вместе со святой госпожой Девой Богородицей и вместе со всеми святыми во веки. Аминь”.

Эта молитва Животворящему Кресту входит в состав так называемого вечернего молитвенного правила и читается каждый вечер всеми верующими. Первые ее стихи взяты из 67 псалма, истолкованного в свете догмата о воскресении из мертвых Иисуса Христа. Существует и другая общеупотребительная молитва Животворящему Кресту Господню, не столь, однако, известная и к тому же более пространная. Ознакомиться с ней можно ниже.

Альтернативная молитва ко Кресту

Эта молитва Животворящему Кресту не употребляется в богослужении, но распространяется в молитвословах и других сборниках молитвенных текстов, предназначенных для домашнего использования.

Краткие воззвания

“Защити меня, Господи, силой почтенного Животворящего Твоего Креста и сбереги меня от всякого зла”.

Существуют и другие молитвы Кресту, порою очень длинные – каноны, акафисты, которые без труда можно найти в церковных лавках.

Как крестятся православные и для чего это нужно?

Виды крестного знамения

Три пальца являются символом Святой Троицы. Двоеперстие считается более древним и относится еще к временам старообрядцев. При двоеперстном крестном знамении указательный и средний пальцы складывают в знак единства божественной и человеческой природы Христа.

Именословным крестным знамением пользуются только священники. Называется оно так, потому что символизирует имя Христа. Итак, как крестятся православные? Прихожане пользуются троеперстием. Двоеперстие и именословное перстосложение используется священнослужителями, а также изображается на иконах. Последнее используется священниками еще и при освящении предметов.

Как крестятся православные: особенности

В католицизме же больше уделяется внимания мирской жизни, а многие православные традиции хоть и есть, но или упразднены, или выполняются прихожанами по принципу “кто как умеет”. Итак, как крестятся православные?

Складывать пальцы следует в троеперстие, после чего рука подносится сперва ко лбу, затем к пупку, а потом от правого плеча к левому. Но почему православные крестятся таким образом? В этом есть особый смысл. Правая сторона в христианстве всегда считалось стороной спасения, а левая – место гибнущих.

То есть таким образом православный христианин просит причислить себя к спасенным. Католики же делают наоборот: слева направо. Для них такой жест означает, что они открывают сердце для Бога. Некоторые православные же свое крестное знамение расшифровывают так: они закрывают свое сердце от Сатаны.

Итак: почему всё-таки православные крестятся справа налево, а католики слева направо?

Так вот, католикам до 1570 года позволялось креститься как справа налево, так и слева направо. Но потом папа Пий V настоял на том, чтобы это делать слева направо и никак иначе. «Благословляющий себя самого. делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому», - говорил великий Божий посланник.

Дело в том, что, когда ты перещаешь руки таким образом, крестное знамение, согласно христианской символике, исходит от человека, который обращается к Богу. А при перемещении руки справа налево - исходящим от Бога, который благословляет человека.

Заметь: недаром и православные, и католические священники перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Это своего рода благословляющий жест.

Кроме того, что интересно, так это то, что движение руки слева направо означает переход от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве ассоциируется с дьявольской силой, а правая - с божественной.

А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским. Вот так вот! Если для тебя был интересным этот факт, тогда делись статьей с друзьями.

Добросовестная точность

Любой способ осенения себя или других людей крестным знаменем должен нести смысловую нагрузку, и тут уже вы должны сами выбрать, что для вас важнее: открыть сердце Господу или закрыть его от Сатаны. Поэтому нужно интересовать не только тем, как крестятся православные, но и тем, зачем они это делают.

Помните, что налагать на себя символически православный крест – значит нести большую ответственность.

Церковный раскол: борьба за благочестие или власть

Трактовка церковного раскола

Этой же точки зрения стали придерживаться и советские ученые. В России, особенно царской, церкви всегда отводилась роль духовного хранителя и властителя душ. Что, собственно, вполне объяснимо – тогда религия в государстве была частью политики.

В советские времена вообще было принято любые события трактовать как борьбу угнетенных масс.

Исторические факты

Были внесены поправки в служение литургии и в Псалтырь. Это считается основной причиной разногласия. Но церковный раскол произошел позже, когда патриарх Никон получил большие преференции от царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого.

Тот мог сам принимать решения, касающиеся церковной жизни. Многие современные историки уверены, что именно это является реальной причиной разногласия.

Отношение народных масс к расколу

Изучая документы, ученые пришли к выводу, что страсти кипели в среде духовенства, которое искало сторонников изначально в представителях знати, ну а уж потом в ход пошли холопы.

Это уже были попытки организовать акты неповиновения. Основная народная масса осталась к этому процессу равнодушной. Скорее всего, потому, что даже не поняла, из-за чего весь сыр-бор.

Протопопы, входившие в сообщество ревнителей старины, были арестованы, сосланы в ссылку. Небольшая часть народа, оставшаяся верной прежним канонам, была объявлена вне закона. Многие из них бежали и основали поселения староверов в Сибири.

Там они оставались до революции и многие покинули страну в годы гражданской войны. Немалая их часть осела в Южной Америке.

Судьба Никона

Этого ему было мало, он объявил церковную власть выше царской, что привело к конфликту с правителем и к потере высочайшей милости.

Патриарший престол Никону пришлось покинуть, собором 1666-1667 года он был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь.

Но изменения, которые он ввел в проведении богослужений, сохранились до сих пор.

Ссылки по теме

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

Крест «ГОЛГОФСКИЙ КРЕСТ. МОЛИТВА КРЕСТУ» (старообрядческий)

Доступность: На складе

Производитель: Мастерские Юрия Фёдорова

Бесплатная доставка

Изделие освящено

Наш крест вопроизводит широко бытующий в старообрядческой Церкви тип нательного креста, возникший на Руси в XVII веке.

Его характерными признаками являются простая четырехконечная форма с прямыми балками, где вертикальная балка длинней горизонтальной, и неподвижное округлое оглавие с двухярусной пирамидкой.

Центральным и главным элементом композиции лицевой стороны является восьмиконечный крест - образ Честного и Животворящего Креста Господня, установленного на горе Голгофе. Внутри горы изображен череп, обозначающий главу Адама, т.к. по преданию останки Адама были захоронены в этом месте. Кроме того, таким образом отмечается связь Христа и Адама. Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех и открывшим человеку путь к жизни вечной. По бокам Голгофского Креста изображены орудия страстей - копие и трость с губкой. Им наряду с Крестом оказывается поклонение, поэтому копие и трость неизменно присутствуют на всех нательных старообрядческих крестах, составляя единую ком­позицию с восьми­конечным крестом и Голгофой. По мнению, бытующему в старообрядческой среде, образ Спасителя нельзя изображать на нательных крестах, т.к. крест не дозволяется снимать никогда, а в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить непристойно.

На свободном поле креста имеются традиционные надписи, носящие вероучительный и прославляющий характер. В верхней части креста - Црь слвы (Царь Славы), надпись, появившаяся на византийских крестах не позднее XII в. (ΒΑΣΙΛΥΣ ΤΗΕ ΔΟΞΗΣ), антоним ироничной Пилатовой надписи, говорящая о Вознесении Господа во Славе. На краях горизонтальной балки – I&С Х&С (Исус* Христос), утверждающая обетованное Ветхим Заветом мессианство Спасителя. Вдоль горизонтальной балки – НИКА (Победитель), напоминающая о победе Христа над адом и смертью.

Надпись I&С Х&С НИКА была впервые написана на крестах, изготовленных по приказу императора Константина сразу после обретения Честного и Животворящего Креста Господня царицей Еленой.

Стоит отдельно остановиться на значении восьмиконечного креста, о котором в истории послереформенной Церкви было столько споров, и который сегодня не только особо почитаем у старообрядцев, но и является символом всей Русской Православной Церкви.

Восьмиконечный крест как изображение орудия казни Спасителя встречается в церковном искусстве с IX в. А к XVI в. на Руси образ Голгофского Креста стал преимущественно восьмиконечным. Такая графическая форма, сложившаяся на протяжении веков, является наилучшим духовным образом истинного креста Господня - символом Жертвы и Победы Спасителя. Восьмиконечная форма в свою очередь состоит из трех частей - непосредственно четырехконечного креста и двух дополнительных горизонтальных перекладин вверху и внизу.

Четырехконечный крест графически повторяет фигуру распятого Спасителя, «Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо; в Себе Самом все соединил и к Себе призвал все концы земли».

Верхняя перекладина обозначает Пилатову титлу, упомянутую во всех четырех Евангелиях. Но сама Пилатова надпись мнимой вины Спасителя «Исус Назарянин – Царь Иудейский» до XVI в. на крестах не употреблялась, т.к. ее ложное содержание и глумливый характер были не совместимы с поклонением Кресту. Вместо нее писалась истинная титла Спасителя «Исус Христос Царь Славы», а чаще просто сокращенное имя Господа I&С Х&С. Ведь титлами (titulus - лат.) в римской традиции называли «платы, означавшие царскую власть с изображением императоров или написанием их имени».

На русских крестах Пилатова надпись на титле в виде славянской аббревиатуры I.Н.Ц.I. появляется с XVII в. и обычно присутствует только совместно с фигурой распятого Христа. Впрочем, на самих восьмиконечных крестах без Распятия надписи не изображаются, а пишутся рядом.

Таким образом, верхняя перекладина, венчая крест, обозначает истинное достоинство Спасителя в соответствии с находящимися рядом надписями.

Нижняя перекладина обозначает подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится и достоверных археологических данных о его существовании нет, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятии с древних времен.

Большинство исследователей считает, что подножие, согласно византийскому церемониалу, означает величие изображаемого лица. Оно показывает Крест как престол Христа, как царя, Царя Славы. Кроме того Крест воспринимается и как жертвенник, непременным атрибутом которого является подножие. Таким образом, подножие на кресте показывает распятого Христа не только как жертву, но и как Первосвященника, ее приносящего. Подтверждения этих значений подножия мы находим во многих книгах Священного Писания (Ис.60.13; Пс.98,5; Пс.131,7; Мф.22,44; Евр.10,12 - 13). Учитывая такое важное значение подножия, часто подножием называется и сам Крест, а не только его отдельная часть.

В контексте этих значений подножие на древних крестах имело объемную кубическую форму, иногда украшалось орнаментом и было сходно с подножием, изображаемым на иконах у престола Вседержителя. Напомним, что и фигура распятого Христа в те времена имела черты царского достоинства. Со временем (c IX в.) объемное подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах XVI–XVII вв. она стала изображаться скошенной правым концом вверх. Подножие такой формы полюбилось и утвердилось в русском иконописании и приобрело новое символическое значение – «мерило праведное». Скошенное подножие на кресте напоминает нам о двух разбойниках, распятых по сторонам Христа, и обозначает коромысло весов Страшного Суда. Один конец опущен вниз под тяжестью грехов нераскаявшегося, низводя его в ад, а другой, освобожденный покаянием благоразумного разбойника, поднят вверх, вознося его, согласно обетованию Спасителя, в рай. Тем самым символически выделяется значение покаяния как пути к спасению.

Кроме того напоминание о распятых разбойниках воссоздает полную картину Распятия с тремя крестами, важное символическое значение такой композиции - показ восстановления утраченного рая с двумя деревьями в центре. И тогда Крест Христов - образ Древа Жизни, а кресты разбойников олицетворяют дуализм древа познания добра и зла. Возможно, что, объединяя в себе символизм райских древ, восьмиконечный крест с косым подножием и становится «Трисоставным честным древом», воспетым в каноне Честному и Животворящему Кресту (песнь 8-я).

На оборотной стороне нашего креста помещен текст молитвы Честному и Животворящему Кресту в дореформенном написании: Да воскреснетъ богъ, и разыдутся врази его, и да бежaтъ от лица его ненавидящіи его: яко исчезaетъ дымъ, да исчeзнутъ, яко тaетъ воскъ от лица огня, тaко да погибнутъ беси от лица любящихъ бога и знa.

*Такое написание имени Христова исполь­зовалось до церковной ре­фор­мы 1651-1685 гг., а по сей день принято в Старообрядческой Церкви.

Наш крест может исполняться в серебре с чернением и фрагментар­ным золочением (Арт. КС109) или украшаться горячей эмалью различных цветов (Арт. КС109/1).

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки

Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Крещение полным погружением

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».

В середине XVII столетия Никоновская реформа расколола Русскую православную церковь. С этого времени между никоновцами и сторонниками старого обряда наблюдаются существенные отличия во внешней атрибутике, коснулись они и нательного креста.

Кресту, как одному из главных символов веры, староверами всегда придавалось особое значение. После Никоновской реформы для них принципиальным было сохранить его традиционную форму – восьмиконечный крест, иногда вписанный в четырехконечный. При этом женские нательные кресты у староверов, согласно традиции, отличались от мужских: они не имели резко очерченной формы и скорее напоминали лепестки цветов. На обратной стороне старообрядческого креста были всегда записаны слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Впрочем, будет несправедливо утверждать, что восьмиконечная форма креста – отличительная особенность исключительно старообрядчества. Такие кресты встречаются и в Русской, и Сербской православных церквях. Другое дело, что современная Православная церковь допускает шести– и четырехконечные кресты, которые староверы считают неполноценными. Они обращают внимание на то, что четырехконечный крест – это сугубо католическая традиция (старообрядцы называют его «крыж латынски»).

В этом они ревностно следуют преданию, согласно которому царица Елена, мать римского императора Константина I, в IV веке при раскопках на Голгофе обнаружила восьмиконечный крест – именно на нем был распят Спаситель. Любопытно, что восьмиконечный крест с середины XVI столетия размещался на гербе Российского государства, однако в 1625 году правительство решило заменить его на третью корону.

Что же символизирует восьмиконечный крест? Кроме большой перекладины, к которой были прибиты руки Христа, там есть также верхняя и нижняя планки. Верхняя отождествляется с табличкой, на которой содержалась надпись: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». В Евангелие по этому поводу сказано: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19:19-22).

В старообрядческой среде по поводу этой надписи всегда шли споры: многие считали святотатством размещать на нательном кресте слова того, кто подверг Христа поруганию и отправил его на смерть. Среди них выделялись представители поморского и федосеевского толка. Один из идеологов старообрядчества, архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, даже подал челобитную царю Алексею Михайловичу, чтобы тот запретил «пилатову надпись». В подавляющем большинстве случаев всего этой надписи на крестах староверов нет, но иногда она заменена аббревиатурой ИНЦИ или INRI (на латыни).

Еще одна перекладина – нижняя – была предназначена для ног Иисуса. У нее тоже своя история. По устоявшейся церковной традиции ее считают своеобразным «мерилом праведности». Неслучайно одна сторона этой планки поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, казненного вместе с Христом, другая соответственно направлена вниз и указывает на преступника, не принявшего обещанную Иисусом благодать.

Старообрядцы всегда считали, что нательный крест, который выдается при крещении, снимать ни в коем случае нельзя. Это относится даже к посещению врача или бани. Впрочем, если же верующему по каким-либо причинам пришлось снять свой нательный крест, необходимо прочесть специальную молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя силою Креста Живоноснаго Ти».

До XVII века православные нательные кресты были лишены изображения распятого Спасителя (такая традиция была свойственная Католической церкви), однако после Раскола у сторонников патриарха Никона стали появляться нательники с образом Христа. Приверженцы старого обряда продолжали носить традиционные кресты, считая новый обычай неканоническим. Такая тенденция характерна и для настоящего времени.

По убеждениям старообрядцев крест с изображением распятого Христа уподобляется иконе, которая предназначена не для ношения, а для непосредственного созерцания и молитвы. Более того, изображение распятия фактически означает то, что Спасителя распинают дважды, так как крест сам по себе уже является символом распятия.

Староверы считают крест символом, а икону образом. Получается, что, пряча икону под одеждой верующий по сути превращает ее в языческий амулет. Еще в IV веке Василий Великий с осуждением писал об этом: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Крест — символ искупительной жертвы Христа - не только знаменует нашу принадлежность к христианству, но через него нам ниспосылается спасительная Благодать Божья. Поэтому он является важнейшим элементом веры. Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви — они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией. Постараемся разобраться, в чём оно выражено.

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Восьмиконечный крест

Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях. Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина - должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель. На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский».

Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства. Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции. Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят. В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий - известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу. В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи "Иисус Христос Царь Славы". Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Крест — общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах. Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро. И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, - а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Общность религиозных устремлений

Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств. В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви. Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

Крест староверов - это восьмиконечная фигура, являющаяся символом православной веры. Он используется для проведения религиозных процедур, таких как крещение и служение Богу. Данная модель креста перестала применяться церковью с 1656 года. Но некоторые староверы-раскольники по сей день используют в богослужении восьмиконечный крест.

Изменение креста после реформы Никона

История церковного переворота началась еще в XVII веке. Патриарх Никон провел всеобщую реформу, которая повлекла следующее:

  1. Замену двоеперстного крещения - на троеперстное.
  2. Пропевание «Аллилуя» не дважды, а три раза.
  3. Замену написания «Исус» на «Иисус».
  4. Поклоны до земли заменяются на поясные поклоны.
  5. Крестный церковный ход должен осуществляться против часовой стрелки.
  6. Сокращение церковной службы для возвращения к единогласию.
  7. Иконописание отныне осуществляется по новым правилам.
  8. При проведении богослужения слово «девица» заменяется на «дева», «наступил» - на «попрал».

В это же время произошла полная замена старых крестов на новые. Важно знать, что именно проведение данной реформы привело к расколу церкви на два лагеря. Люди, продолжающие следовать старым заповедям, отныне считались еретиками. Патриарх же объяснял высокую важность своей реформы следующими причинами:

  1. Церковные книги ручной переписи несут в себе множество ошибок и искаженных фрагментов, в сравнении с оригинальными книгами.
  2. Такие обряды, как крещение двумя пальцами и многоголосие в церковной службе, вызывают сомнения.

Но, несмотря на столь значимые причины, многие крестьяне считали это богоотступничеством и бурно высказывали свое недовольство, в один голос твердя, что готовы умереть за каждую исправленную букву в книге. Они были против любых заимствований с Запада, так как считали, что это лишь загрязняет их православную веру.

Восьмиконечные кресты

Восьмиконечные кресты современной церковью считаются неполноценными. Хотя они и пользуются особой популярностью среди староверов.

Стоит отметить, что, по преданию, именно восьмиконечный крест был найден царицей Еленой на горе Голгофе.

Помимо большой перекладины, восьмиконечный крест содержит еще две. При этом верхняя - символизирует именную табличку Христа, на которой произошло его распятие. А нижняя - расположена у подножья Христа.

Расположение нижней перекладины креста имеет очень большое значение. Предание гласит: если левый край подножья приподнят, то грешник раскаялся в своих грехах, и его душа отправится в рай. А если опущен - грешник не раскаялся перед Богом, усугубил свои грехи, и его душа отправится непременно в ад.

В XIX веке общее число староверов в Российской империи составляло более 30 % всего населения. Утешить бунтовое напряжение верующих удалось митрополиту Амвросию: власть пошла на компромисс и объявила единоверие. Благодаря этому старообрядцам удалось восстановить епархию.

Но иная половина староверов еще больше пришла в недовольство и стала считать митрополита еретиком, желающим свергнуть вероисповедание.

Немного позже власть снова пошла навстречу старообрядцам и разрешила им занимать общественные должности. После этого был частично отменен закон на ограничение крещения двумя перстами и использование в богослужении восьмиконечного креста.

Власть Советского Союза благосклонно относилась к старообрядцам, даже несмотря на то, что большевики не принимали веру и Бога. Служители же церкви имели опасения за свою жизнь, ведь церкви сжигали и разграбляли. Но, несмотря на все это, староверы жили в относительном спокойствии.

Восьмиконечный крест - яркий религиозный символ староверов. Со временем их традиции и манера жизни претерпели кардинальные изменения. Но, несмотря ни на что, этим людям все же удалось сохранить свою веру.