Наталья Бурцева, руководитель юридической службы уральского филиала ООО «Компания Металл Профиль»

В трудовых спорах работник традиционно является более защищенной стороной ввиду наличия жестких процедурных требований к оформлению должностных проступков и некоторых особенностей распределения бремени доказывания в делах данной категории. Подобная позиция законодателя порождает многочисленные злоупотребления правами со стороны работников, не желающих нести ответственность за причиненный работодателю ущерб.

Настоящая статья о том, как работодателю защитить свои имущественные интересы при причинении ущерба материально-ответственными лицами в условиях их злонамеренного уклонения от участия в оформлении итогов инвентаризации.

Обозначенная проблема является комплексной и находится на стыке трудового права, бухгалтерского учета и гражданского процесса.
В рамках настоящей статьи автором проанализированы два судебных решения, вынесенных по искам о взыскании сумм недостачи с работников, уклонившихся от участия в инвентаризации.

Невзирая на то, что ситуации были аналогичны друг другу, решения вынесены прямо противоположные.

Так, Варгашинским районным судом Курганской области было отказано в иске работодателя к работнику о взыскании суммы недосдачи . Основными причинами отказа в удовлетворении иска стали следующие:
- Работник не был уведомлен о проведении инвентаризации.
- Работник отсутствовал при проведении инвентаризации и не имел возможности проверить правильность ее проведения.
- Работодателем не исполнена обязанность обеспечения надлежащих условий для сохранности имущества. Так, в решении отмечено: «…суд приходит к выводу, что фактически отпуск товара производился в отсутствие Л. в период с 13 по 23 сентября 2011 года (с момента невыхода на работу ответчика и до проведения инвентаризации) лицами, не несущими за него материальную ответственность. Указанные обстоятельства не исключают противоправное завладение товарно-материальными ценностями иными лицами и указывают на то, что работодатель ООО «…» не выполнил надлежащим образом свои обязанности, предусмотренные п. 2 договора о материальной ответственности (л.д.17) и п. 5 дополнительного соглашения об изменении трудового договора (л.д. 13). Доказательств утраты товара по вине ответчика суду истцом не представлено.»

В подобной же ситуации Сургутский городской суд, напротив, принял решение о взыскании с работника истребуемых сумм .

При этом судом приняты во внимание следующие обстоятельства:

Работодатель доказал, что работник умышленно покинул рабочее место перед началом инвентаризации.

Работодателем доказано, что им соблюдены требования по обеспечению сохранности имущества - помещение склада является изолированным, охраняемым; никто, кроме ответчика, не был допущен к материальным ценностям. В качестве доказательств представлена техническая документация на склад, договор охраны, табели учета рабочего времени ответчика.

По причине отсутствия материально-ответственного лица инвентаризация проводилась в присутствии незаинтересованной стороны. Так, суд отмечает: «..На основании приказа № 10-01/38 от 6 апреля 2012 года проведена внеплановая инвентаризация складов № 1 и № 6, а также на основании приказа № 10-01/37 от 6 апреля 2012 года проведена внеплановая инвентаризация склада № 5. С указанными приказами ответчик не ознакомлен, так как покинул рабочее место 6 апреля 2012 года, отсутствовал с 12 час. до окончания рабочего дня, 17 час. 30 мин. В последующие дни на работу не являлся, что подтверждается актами об отсутствии на работе от 7, 8, 9, 10 апреля 2012 года. В связи с отсутствием материально-ответственного лица к участию в инвентаризации работодателем привлечен представитель сторонней организации, а именно начальник охраны ЧОО ЧОП «С.»…»

Таким образом, исход судебного спора во многом зависит от того, насколько ответственно истец подойдет к сбору доказательств.

Нормативное регулирование порядка проведения инвентаризации .

Правила проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей регламентированы Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства Финансов РФ от 13 июня 1995 года № 49 (далее – «Методические указания») . Типовые формы документов, подлежащих составлению при проведении инвентаризации, утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 года № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, учету результатов инвентаризации» (далее – «Постановление Госкомстата») .

Необходимо отметить, что в связи со вступлением с 1 января 2013 года закона от 6.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» применение унифицированных форм первичных учетных документов стало необязательным; каждая организация вправе сама разработать и утвердить применяемые в ее деятельности бланки. Но зачастую коммерческие организации применяют именно утвержденные поименованным выше Постановлением Госкомстата формы документов.

Однако с момента отмены обязательных форм судебная практика по признанию в качестве допустимых доказательств документов, утвержденных внутри организаций, не сформировалась; поэтому рекомендуем применять именно указанные выше бланки документов либо иные, приближенные к ним по форме и содержанию.

Итак, минимально необходимыми документами, оформляемыми при проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей, являются:

    приказ руководителя организации о проведении инвентаризации;

    инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (утвержденная Постановлением Госкомстата форма № Инв-3), составляемая в ходе фактического пересчета комиссией товарных остатков;

    сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (утвержденная Постановлением Госкомстата форма № Инв-19), составляемая при выявлении расхождений между фактическим и учетным количеством ценностей.

Именно последний документ фиксирует факт недостачи, содержит перечень недостающих товаров и их стоимость в соответствии с данными бухгалтерского учета.

При подготовке искового заявления в суд необходимо также истребовать от работника объяснение по поводу возникшей у него недостачи.
Чтобы документы инвентаризации имели доказательственное значение, они, по общему правилу, должны быть оформлены в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. А требования к их оформлению не всегда выполнимы.

Так, пункт 2.8. Методических указаний содержит требование о том, что проверка фактического наличия имущества проводится при обязательном участии материально-ответственных лиц.

Согласно пункту 2.10 Методических указаний инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. Кроме того, в конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Совокупность этих нормативных положений говорит о том, что документы инвентаризации, проведенной в отсутствие материально-ответственного лица и не содержащие его подписи, могут быть не приняты судом в качестве доказательств по делу о взыскании с работника сумм причиненного ущерба.

К числу фактических обстоятельств, подлежащих обязательному доказыванию в подобных спорах, относятся:

    Наличие между работником и работодателем договора о полной материальной ответственности и правомерность его заключения.

    Обязанность работника принимать участие в инвентаризации товарно-материальных ценностей, закрепленная в трудовом договоре, должностной инструкции или договоре о полной материальной ответственности.

    Уведомление работника о времени проведения инвентаризации и о необходимости принять в ней участие. Так, коллегия судей Курганского областного суда, оставляя в силе решение о взыскании с работника суммы недостачи, указала, что «…довод апелляционной жалобы ответчика о том, что он не был извещен о проведении инвентаризации 24-25 сентября 2011 года, несостоятелен, поскольку опровергается имеющими материалами дела, в частности, подписью ответчика в приказе от 12 сентября 2012 года…» . Таким образом, по указанному делу суд пришел к выводу о правомерности взыскания с работника суммы инвентаризации, проведенной без его участия, но с его надлежащим уведомлением.

    Отсутствие у работника уважительных причин для отказа от участия в инвентаризации. В связи с этим не рекомендуется назначать инвентаризации на выходные и нерабочие праздничные дни, так как отказ материально-ответственного лица от участия в инвентаризации в нерабочий день является правомерным.

    Факт отсутствия работника при проведении инвентаризации либо факт отказа его от участия в оформлении ее результатов.

    Факт проведения инвентаризации максимально объективно и полно. В связи с этим, при уклонении материально-ответственного лица от участия в инвентаризации рекомендуется включать в состав инвентаризационной комиссии не только сотрудников работодателя, но и представителей сторонних организаций, не заинтересованных в результатах пересчета товарно-материальных ценностей.

    Отсутствие доступа иных лиц (кроме того, которому вверено имущество) к товарно-материальным ценностям.

    Отсутствие движений (поступления и выбытия) подотчетного работнику товара с момента его невыхода на работу и до момента начала инвентаризации. Так, если работник не явился на работу, имеет смысл как можно скорее с составлением акта опечатать вверенный ему склад; а перед началом проверки остатков вскрыть помещение также с составлением соответствующего акта.

    Непосредственно сам факт наличия у материально-ответственного лица недостачи.

    Уведомление работника о результатах инвентаризации и о необходимости дать письменное объяснение по факту возникшей недостачи.

    Факт отказа работника от дачи объяснений либо об отсутствии таких объяснений в течение разумного срока после вручения работнику соответствующего уведомления. Срок этот законом не установлен, но, вероятно можно применить по аналогии правило статьи 193 Трудового кодекса РФ о том, что работник должен дать объяснение по поводу должностного проступка в течение трех рабочих дней.

    Наличие в организации локального нормативного акта (регламента, инструкции), регулирующего порядок проведения инвентаризации. Указанный нормативный акт должен предусматривать порядок оформления итогов инвентаризации, проводимой в отсутствие материально-ответственного лица (какие акты должны быть составлены, в каком составе формируется инвентаризационная комиссия и проч.) Материально-ответственное лицо должно быть заранее ознакомлено с таким регламентом.

Касательно перечня доказательств, которые целесообразно представить в суд при подаче иска о взыскании с работника сумм недосдач, выявленных в его отсутствие, можно рекомендовать следующие документы:

Документ

Доказательственное значение

Альтернативные документы, оформление которых рекомендовано при уклонении работника от участия в инвентаризации

Договор о полной материальной ответственности

Подтверждает возложение на работника полной материальной ответственности за сохранность вверенного ему имущества.

Альтернативных документов нет, т.к. подобный договор и является основанием для возложения на работника материальной ответственности в рассматриваемой ситуации.

Документ, по которому работник при заключении договора о полной материальной ответственности принял товарно-материальные ценности (опись складских остатков, документы, отражающие итоги предыдущей инвентаризации и проч.)

Подтверждает изначальное количество и стоимость товарно-материальных ценностей в момент заступления работника на материально-ответственную должность.

Альтернативных документов нет. При этом необходимо иметь в виду, что п. 2 ст. 343 ТК РФ рассматривает договор о полной материальной ответственности и разовый документ о передаче ценностей как самостоятельные основания для возникновения материальной ответственности.
Невзирая на эту законодательную формулировку (или-или), даже при наличии договора о полной материальной ответственности суды требуют подтвердить факт передачи работнику соответствующего объема ценностей и обосновать, что спорная недостача (разница между начальным и конечным остатками) возникла именно в период работы соответствующего сотрудника.

Приказ о проведении инвентаризации с отметкой сотрудника об ознакомлении

Доказывает надлежащее уведомление работника о необходимости принять участие в инвентаризации.

  • Акт об отказе материально-ответственного лица ознакомиться с приказом либо акты об отсутствии работника на работе в период с момента издания приказа до даты проведения инвентаризации и невозможности в связи с этим ознакомить его с приказом
  • При отсутствии работника также – письмо или телеграмма в его адрес с уведомлением о времени проведения инвентаризации и последствиях его неявки в виде проведения ревизии без него.

Инвентаризационная опись (формы № Инв-3 или подобной, утвержденной на предприятии) с подписью материально-ответственного лица на первой и последней странице.

Подтверждает факт участия материально-ответственного лица в проведении инвентаризации; факт отсутствия у него претензий к процедуре проведения инвентаризации.

  • Инвентаризационная опись, подписанная всеми членами комиссии и – желательно – представителями сторонних организаций, включенных в состав инвентаризационной комиссии (напр., охранных служб)
  • Акт об отказе материально-ответственного лица подписать инвентаризационную опись либо акт о его отсутствии и об отсутствии сведений о наличии у него уважительных причин для такого отсутствия.
  • Локальный нормативный акт (регламент, инструкция), предусматривающий последствия неявки работника на инвентаризацию и требования к оформлению документов инвентаризации в его отсутствие.

Сличительная ведомость (формы № инв-19 или подобной, утвержденной на предприятии) подписанная бухгалтером и материально-ответственным лицом о том, что он согласен с итогом инвентаризации.

Устанавливает окончательное количество недосдач и их стоимостное выражение; факт согласия материально-ответственного лица с результатом пересчета имущества.

  • Сличительная ведомость с подписью бухгалтера, проверившего правильность ее заполнения.
  • Уже указанный в предыдущем пункте акт об отказе материально-ответственного лица подписать сличительную ведомость либо акт о его отсутствии при проведении инвентаризации и об отсутствии сведений о наличии у него уважительных причин для такого отсутствия.

Письменное объяснение работника по факту выявленной у него недостачи

Подтверждает соблюдение работодателем порядка привлечения работника к материальной ответственности и исполнение обязанности установить причины возникновения ущерба.

  • Акт об отказе работника дать письменные объяснения либо акт об отсутствии работника на рабочем месте в период с момента окончания инвентаризации и вплоть до истечения разумного срока с момента его уведомления о необходимости дать такие объяснения.
  • При отсутствии работника письмо или телеграмма с изложением итогов инвентаризации и уведомлением о необходимости предоставить письменные объяснения по факту ее возникновения.

При наличии вышеуказанных доказательств шансы работодателя взыскать с недобросовестного работника сумму причиненного ущерба существенно увеличатся.


Решение Варгашинского районного суда Курганской области от 6.07.2012 года по делу № 2-170/2012, http://vargashinsky.krg.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=71904&delo_id=1540005&new=&text_number=1.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрели вопрос о том, возможно ли проведение инвентаризации без участия материально ответственного лица, по причине невозможности продолжения им работы, например, в силу наличия проблем со здоровьем (инвалидность), или увольнения

02.12.2016

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания). Согласно п. 1.5 Методических указаний проведение инвентаризации обязательно в том числе при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел) (смотрите также письмо Минфина России от 13.01.2015 № 02-06-10/70).

Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия (или несколько таких комиссий), персональный состав которых утверждает руководитель организации (п.п. 2.2, 2.3 Методических указаний). Абзацем четвертым п. 2.3 Методических указаний предусмотрено, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Проведение инвентаризации без материально ответственного лица возможно

Методические указания не предусматривают включение в инвентаризационную комиссию материально ответственных лиц. Более того, из положений п. 2.10 этих Указаний следует, что материально ответственные лица не являются членами инвентаризационной комиссии. Поэтому отсутствие материально ответственных лиц не является безусловным основанием для признания недействительными результатов инвентаризации. Тем не менее их участие при проверке фактического наличия имущества обязательно. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц работник, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества (п.п. 2.8, 2.10 Методических указаний).

Вместе с тем по объективным причинам участие материально ответственного лица в проведении инвентаризации может оказаться невозможным. Так, в случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника (часть третья ст. 80 ТК РФ). Перечень таких случаев законодательством не ограничен. Как следует из разъяснений представителей Роструда, работник может настаивать на увольнении по собственному желанию до истечения общего двухнедельного срока предупреждения (часть первая той же статьи), в том числе и в случае, когда он является инвалидом и не может продолжать работу по медицинским показаниям (смотрите материал: «Вопрос: Я - инвалид-колясочник. Вхожу ли я в категории работников, кому не нужно отрабатывать 2 недели при увольнении? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», июль 2016 г.)»). Соответственно, такой работник не сможет принять участие в инвентаризации. Однако и расторжение трудового договора по инициативе работника в обычном порядке, то есть при соблюдении установленного срока в две недели после получения от работника заявления об увольнении, не всегда гарантирует, что работник, являющийся материально ответственным лицом, примет участие в инвентаризации, так как упомянутое заявление может быть подано, например, в период нахождения сотрудника в ежегодном оплачиваемом отпуске или в период временной нетрудоспособности, которая продлится более двух недель, между тем как течение указанного срока в связи с названными обстоятельствами не прерывается.

По нашему мнению, в подобных случаях обязательная инвентаризация может быть проведена соответствующей комиссией без участия материально ответственного лица в порядке, установленном руководителем организации, так как в противном случае нормальная хозяйственная деятельности организации может быть приостановлена и будет нарушено требование законодательства об обязательном проведении инвентаризации.

Принципиальная возможность проведения инвентаризации в отсутствие материально ответственного лица косвенно подтверждается и содержанием примечания к п. 6.3 Указаний о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденных приказом Минторга СССР от 19.08.1982 № 169. Данная норма предписывает в том случае, если по состоянию здоровья или другим причинам работник не может лично передать числящиеся за ним ценности, производить передачу ценностей комиссией в установленном порядке (этот нормативный акт не отменен и действует в части, не противоречащей законодательству РФ). На наш взгляд, эта приведенная выше норма может применяться по аналогии не только в торговле.

Таким образом, в случае если присутствие материально ответственного работника при инвентаризации невозможно в силу каких-либо объективных причин, само по себе это не препятствует проведению инвентаризации.

Документальное оформление проведения инвентаризации без МОЛ

Независимо от причин отсутствия работника ему необходимо в письменной форме предложить присутствовать при проведении инвентаризации и обеспечить наличие доказательств получения работником данного письменного уведомления (личная подпись, уведомление о вручении в случае направления письма и т.д.).

Если работник откажется принять участие в инвентаризации или не ответит на уведомление (уклонится от его получения), в инвентаризационных актах (описях) необходимо сделать отметку о причинах отсутствия работника (болезни, с приложением копии больничного листа, если он будет предоставлен) и о факте его письменного уведомления и заверить эту отметку подписями членов инвентаризационной комиссии. К проведению инвентаризации в этом случае также можно привлечь свидетелей, не являющихся членами инвентаризационной комиссии, которые впоследствии своими подписями могут подтвердить проведение инвентаризации и факты, выявленные при ее проведении.

Кроме того, представляется целесообразным утвердить в локальном нормативном акте организации (ст. 8 ТК РФ) специальные положения о порядке проведения и отражения результатов инвентаризации в «нештатных» случаях (болезнь, смерть, увольнение по собственному желанию без обязательной «отработки» и т.д.).

Безусловно, неучастие материально ответственного лица в проведении инвентаризации может затруднить работодателю возмещение материального ущерба, причиненного по вине этого работника (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10.05.2012 по делу № 11-2696/12). Вместе с тем из некоторых судебных актов следует, что при условии надлежащего уведомления организацией материально ответственного лица о проведении инвентаризации отсутствие такого сотрудника при ее проведении само по себе не рассматривается как нарушение порядка проведения инвентаризации (определение СК по гражданским делам Верховного Суда УР от 08.02.2012 по делу № 33-318). То есть в подобной ситуации важно обеспечить документальное подтверждение того, что работник уведомлялся о проведении инвентаризации и ему предлагалось принять в ней участие (смотрите, в частности, кассационное определение Пермского краевого суда от 08.11.2011 по делу № 33-11188/2011).

На товарном складе нашей организации проводиться инвентаризация. Есть подозрения, что по ее результатам будет выявлена сумма недостачи. По истечении половины отведенного для инвентаризации времени, заведующий складом (материально-ответственное лицо, договор о полной материальной ответственности заключен) уходит на больничный. Время его выхода на работу неизвестно. Как администрация организации должна поступить в данной ситуации ведь в соответствии с правилами проведения инвентаризаций присутствие материально-ответственного лица обязательно? Можем ли мы, каким то законным образом продолжить инвентаризацию без него? Как быть если работник находясь на больничном напишет заявление об увольнении и совсем не выйдет на работу? В таком случае инвентаризация не будет должным образом оформлена. Как в такой ситуации взыскать ущерб с материально – ответственного лица? Ответ

Общий порядок проведения инвентаризации прописан в Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания). В соответствии с пунктом 2.8 Методических указаний, проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц.
В ходе проведения инвентаризации составляются описи, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (пункт 2.10 Методических указаний).

Поэтому, в вашем случае лучше подождать пока материально-ответственное лицо не выйдет на работу. На время перерыва, инвентаризации помещения, где хранятся материальные ценности, должны быть опечатаны, а описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация (пункт 2.12 Методических указаний).

Если вы продолжите инвентаризацию без участия материально-ответственного лица, то ее результаты могут быть признаны недействительными и в случае недостачи вам будет трудно доказать виновность материально-ответственного лица. Если работник находясь на больничном напишет заявление об увольнении и не выйдет на работу, то в силу пункта 1.5 Методических рекомендаций вы должны проводить инвентаризацию в связи со сменой материально-ответственных лиц. В любом случае, расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности (ст. 232 Трудового кодекса РФ). Также следует отметить, что трудовое законодательство не наделяет работодателя административными полномочиями по принуждению материально-ответственного лица к проведению инвентаризации. Следовательно, результаты инвентаризации, выявленные и оформленные инвентаризационной комиссией утвержденной руководителем организации, могут послужить доказательственной базой виновности материально-ответственного лица. В любом случае последнее слово в разрешении этого вопроса останется за судом.

Вопрос о взыскании ущерба с материально – ответственного лица должен быть решен с учетом положений раздела XI Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).

В соответствии со ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Также работодатель в обязательном порядке должен истребовать от работника письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Согласно ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если же месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Под этим термином подразумевается проверка количественного и качественного состояния материальных (в том числе наличных и безналичных средств) ценностей организации. Инвентаризация есть одна из самых эффективных форм контроля в бизнесе , которая производится раз в указанный период.

Проводят ее для того, чтобы руководство предприятия имело полное представление о том, как идут дела на фирме. Во время этой процедуры производится сверка представленных в наличии запасов с тем, что отражено в документации.

То есть по сути это есть механизм учета, выявляющий моменты уменьшения и ухудшения активов.

Когда и в каких случаях проводится?

Под технической инвентаризацией подразумевается инспектирование зданий и сооружений, формирование и предоставление отчета об их наличии и сохранности всем имеющим к этому отношение лицам.

Для чего она нужна?

  • планирование застройки;
  • обеспечение безопасности людей;
  • поддержание объектов в исправном состоянии.

По результатам этой процедуры на каждое сооружение оформляется техпаспорт, куда вносятся все данные.

Законодательные акты

Как проходит и кто за нее отвечает — расписано в Федеральном законе №402-ФЗ, посвященном бухгалтерскому учету. Также — в Методических указаниях по инвентаризации имущества (Приказ Минфина №49 от 13 июня 1995г).

Законодательство различает инвентаризацию и ревизию. Главное, чем отличаются эти виды проверок — кто заинтересован и имеет право проводить. Последнюю обычно проводят, если есть причины подозревать сотрудников фирмы в совершении правонарушения.

Однако представители налоговой инспекции, которые проводят выездные проверки, имеют право на проведение инвентаризации запасов налогоплательщика (ст. 89 Налогового кодекса). Процедура производится в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации (Приказ Минфина и Министерства по налогам и сборам №20н ГБ-3-04/39 от 10.03.99).

В этом случае руководитель подразделения налоговой службы утверждает состав комиссии, порядок, сроки проведения процедуры.

Как провести инвентаризацию с мат. ответственным лицом?

Строго говоря, процесс делится на три основных этапа:

  • подготовка;
  • осуществление проверки и подсчетов;
  • подведение итогов, отображение их в бухучете.

Генеральный директор предприятия издает распоряжение, утверждает состав комиссии. Туда входят:

  • председатель — руководитель группы;
  • главный бухгалтер;
  • члены руководящего состава предприятия;
  • лица с материальной ответственностью;
  • аудитор;
  • представитель независимой организации.

Расписка

Это документ, отображаемый в общей инвентаризационной описи ИНВ-3 (утверждена Постановлением Госкомстата №88). Он свидетельствует о том, что грядущая проверка не является для материально ответственных лиц сюрпризом — они в курсе того, что будет проводиться и подготовились должным образом — ценности сданы в бухгалтерию, оприходованы или списаны. Подписывается членами комиссии.

Ответственный работник должен ознакомиться с итогами инвентаризации. Далее все зависит от того, имеет ли место ущерб (недостача) или нет, а также насколько в этом виновен конкретный сотрудник.

Если недостача все-таки всплыла, то директорату нужно твердо знать, с кого спрашивать и в каком объеме. Для этого глава организации инициирует служебное расследование. Издается соответствующий приказ. Он оформляется генеральным директором от первого лица и обязательно содержит в себе:

  • полные данные фирмы;
  • номер документа;
  • по какой причине назначается расследование (обязательно указывается дата процесса и номер акта, выявившего недостачу);
  • кто входит в состав комиссии — должность, фамилия, инициалы;
  • временные рамки проведения;
  • на кого возложен контроль за итогами и куда предоставить отчетные материалы;
  • дата, подпись.

С этим документом нужно ознакомить предполагаемого виновника.

После результатов расследования в соответствии с нормами Трудового кодекса (ст. 247) сотруднику предлагается дать письменное объяснение случившемуся. Без него невозможно привлекать его к какой бы то ни было ответственности. Впрочем, он вправе отказаться что-либо писать и подписывать.

Если упорно не хочет — приказ зачитывается ему вслух в присутствии трех свидетелей и оформляется соответствующий акт. Он обязательно должен содержать четкие данные — в чем виноват сотрудник и как это связано с произошедшим у фирмы материальным ущербом.

После этого ставится вопрос о привлечении виновного человека к материальной ответственности. Насколько с него можно спрашивать — зависит от того, какую должность он занимает и что эта должность подразумевает.

Если таковая входит в список должностей и работ, утвержденных пресловутым 85-м Постановлением Минтруда РФ от 31.12.02. то можно вести речь о привлечении к ответу в полной мере.

Истребовать компенсацию за ущерб можно следующими путями:

  • добровольно;
  • по требованию руководителя;
  • по решению суда.

Как и кем отражаются выявленные расхождения?

Состояние имущественных ценностей будет отражено в инвентаризационной описи (ИНВ-3). На основе этой бумаги бухгалтерия потом подготавливают сличительную ведомость.

Форма описи представляет собой таблицу, в которой отображены:

  • счета и субсчета с присвоенными номерами для каждой категории;
  • единицы измерения ценностей;
  • количество;
  • цена.

Участвует в инвентаризации, может соглашаться с выводами комиссии или оспаривать их. Опись будет так или иначе представлена ему для ознакомления. После этого фигурант подписывается как о факте ознакомления, так и о том, что у него нет претензий к инвентаризационной комиссии.

Выявленные несоответствия документального с фактическим отображаются в документации по следующему принципу: излишек приходуется и зачисляется на финансовый счет организации. Если речь идет о бюджетном предприятии — то на увеличение финансирования.

Если проверяющие обнаружили негодные или порченые материалы, об этом составляются соответствующие акты.

Порча и недостача списываются:

  • на счет виновного лица;
  • на естественную убыль.

Если суд не признал ответственных лиц виновными и не истребовал с них компенсации, то убыток фиксируется в финансовых результатах фирмы.

У бюджетной организации это будет уменьшение финансирования.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба

Если факт того, что организация понесла урон, уже установлен и не подлежит сомнению, так же однозначно должна быть выяснена противоправность действий предполагаемого виновника и что именно с этим и ни с чем другим и связан означенный ущерб.

А также — что нет ни одного обстоятельства, которое могло бы исключать ответственность. Только в этом случае можно ставить вопрос об истребовании компенсации.

В полной мере можно спрашивать с тех, кто подписывал установленной формы соглашение о , устраиваясь на работу. Более того, должность, которую человек занимает, должна быть отражена в перечне постановления Минтруда №85.

К таковым относятся кассиры, банковские работники и все те лица, через чьи руки так или иначе проходят материальные ценности и деньги. Сюда же включены руководители отделов, заведующие складами, директора, их заместители, также заведующие библиотек и главы фармацевтических организаций (а также лабораторий).

Перечень этот — исчерпывающий и никакая импровизация, в том числе даже если что-то кажется работодателю очевидным, недопустима.

Во всех остальных случаях речь может вестись только о материальных обязательствах ограниченного характера. Их размер эквивалентен среднемесячному доходу виновного.

Судебным порядком ущерб взыскивается:

  • при полной материальной ответственности;
  • сотрудник не согласен с предъявленными к нему требованиями;
  • согласен, но подписал соответствующий документ и уволился;
  • работодатель пропустил сроки для истребования компенсации за ущерб;
  • работодатель не успел произвести сверку в двухнедельный срок перед увольнением сотрудника.

Исковое заявление подается в количестве экземпляров по числу задействованных лиц в районный суд по месту пребывания отвечающей стороны. Бумага составляется в произвольной форме, но обязательно содержит:

  • название судебного участка, куда жалуетесь;
  • данные ответчика, какую должность занимал;
  • причина подачи заявления;
  • ссылки на действующее законодательство РФ;
  • досудебные меры урегулирования (номера документов, акты);
  • требование;
  • список прилагаемых документов;
  • дата, подпись.

В качестве доказательств используются:

  • акты проверок, инвентаризации;
  • досудебная служебная переписка (в том числе электронная);
  • трудовой договор;
  • прочие локальные бумаги, указывающие на ответственность;
  • показания свидетелей;
  • бухгалтерские проводки;
  • результаты частного детективного расследования

Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника

К ним относятся:

  • необходимая самооборона;
  • обстоятельства непреодолимой силы;
  • нормальный хозяйственный риск;
  • работодатель сам виноват, что не создал условий для должной сохранности своего добра.

Таким образом становится понятно, что инвентаризация — не самое сложное. Труднее будет взыскать с виновного компенсацию. В этом может помочь адвокат, специализирующийся на трудовом праве.

Нужно ли ознакомить мат. ответственный лиц с приказом об инвентаризации и включаются ли они в комиссию по проведению инвентаризации14:42:38, 30 июня(материально ответственные лица) А возможен ли такой вариант14:46:30, 30 июня нет ли у вас брошюры или памятики как проводит инвентаризацию14:46:41, 30 июня(памятки) Нужно ли ознакомить мат. ответственный лиц с приказом об инвентаризации 13:41и включаются ли они в комиссию по проведению инвентаризации 13:42 (материально ответственные лица)«Определение»Определение Красноярского краевого суда от 24.03.2014 № 33-2677 Нужно ли ознакомить мат. ответственный лиц с приказом об инвентаризации и включаются ли они в комиссию по проведению инвентаризации (материально ответственные лица) в течение какого времени оформляется инвентаризационная опись (на месте составления инвентаризации?) и сличительная ведомость по результатам инвентаризации ос. средств (на месте или в бухгалтерии, сколько дней) и сколько экземпляров этих документов необходимо заполнять(по количеству членов комиссии или по количеству мат. отв. лиц или сколько?)

Ответ

Ответ на вопрос:

Инвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. ПРИКАЗОМ МИНФИНА РОССИИ от 13.06.1995 № 49.

В соответствии с пунктом 2.8 Методических указаний, проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц .
В ходе проведения инвентаризации составляются описи, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (пункт 2.10 Методических указаний).

Согласно Типовой форме договора о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденной Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85, работник обязуется участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного ему имущества.

Существует судебная практика, где материально-ответственное лицо отсутствовало при проведении инвентаризации, и суд признавал результаты инвентаризации незаконными (обзор надзорной практики ВС Республики Карелия за 2005 г., Постановление ФАС Поволжского округа от 19.02.09 по делу № А06-3156/2007).

2. С изданием настоящего приказа не применяются на территории Российской Федерации "; 27 марта 1984 года № 51 "О дополнении Основных положений по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов"; 10 ноября 1987 года № 212 "О дополнении Основных положений по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов".

Заместитель Министра
финансов Российской Федерации
C.Д.Шаталов

Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 13 июня 1995 года № 49

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Под организацией в дальнейшем понимаются юридические лица по законодательству Российской Федерации (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.

1.2. Для целей настоящих Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

1.3. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 4 августа 1992 года № 67* и Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденной приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации 13 апреля 1992 года № 326.

* Инструкция Минфина России от 4 августа 1992 года № 67 утратила силу в связи с изданием , которым была утверждена новая Инструкция..

1.4. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

1.5. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

1.6. При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).6

2. Общие правила проведения инвентаризации

2.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, предусмотренных в и .7

2.2. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

2.3. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение ()* регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации ().42

2.6. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

2.7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

2.8. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

2.9. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

У вас не останется вопросов о приказе на нормы расхода топлива после прочтения статьи по ссылке.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

2.10. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

2.11. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

2.12. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

2.13. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

2.14. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно - либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. В частности, при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников применяются формы, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций.

2.15. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом ( к настоящим указаниям) и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций ( к настоящим указаниям).

2.16. В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств

Инвентаризация основных средств

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

Вам будет полезно узнать о приказе о назначении ответственного лица в материале по ссылке.

3.2. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

3.3. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось прямое его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

3.4. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

3.5. Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

3.6. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).2

3.7. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.2По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Инвентаризация нематериальных активов

3.8. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

наличие документов, подтверждающих права организации на его использование;

правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Инвентаризация финансовых вложений

3.9. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

3.10. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

правильность оформления ценных бумаг;

реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

3.11. При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

3.12. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.

3.13. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий - специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.

3.14. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей

3.15. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

3.16. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

3.17. Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.

Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

3.18. Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

3.19. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

3.20. Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету "Товары отгруженные" следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах ("Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д.) или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

3.21. Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

3.22. В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

3.23. Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

3.24. В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

3.25. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.1Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

3.26. Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.

Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов

3.27. При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:

определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

3.28. В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

3.29. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.

3.30. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях.

Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.

3.31. По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

3.32. По незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

При этом проверяется:а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.

3.33. На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

3.34. На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

3.35. Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.

Инвентаризация животных и молодняка животных

3.36. Взрослый продуктивный и рабочий скот заносится в описи, в которых указываются: номер животного (бирка, тавро), кличка животного, год рождения, порода, упитанность, живая масса (вес) животного (кроме лошадей, верблюдов, мулов, оленей, по которым масса (вес) не указывается) и первоначальная стоимость. Порода указывается на основании данных бонитировки скота.4Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

3.37. Молодняк крупного рогатого скота, племенных лошадей и рабочего скота включается в описи индивидуально с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и т.д.

Животные на откорме, молодняк свиней, овец и коз, птица и другие виды животных, учитываемые в групповом порядке, включаются в описи согласно номенклатуре, принятой в учетных регистрах, и указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

3.38. Описи составляются по видам животных отдельно по фермам, цехам, отделениям, бригадам в разрезе учетных групп и материально ответственных лиц.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности

3.39. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров и сообщенным .

3.40. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

3.41. Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

3.42. Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

3.43. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

Инвентаризация расчетов

3.44. Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

3.45. Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

3.46. По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

3.47. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

3.48. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов

3.49. При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящих затрат по ремонту предметов проката и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными в установленном порядке.

3.50. Резерв на предстоящую оплату предусмотренных законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков работникам, отражаемый в годовом балансе, должен быть уточнен, исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и на медицинское страхование.

3.51. Резервы, созданные на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, уточняются в порядке, аналогичном для резерва на предстоящую оплату отпусков работникам. В балансе по состоянию на 1 января следующего за отчетным года данных о резерве на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет может не быть, если эта выплата производится до истечения отчетного года.

В случае превышения фактически начисленного резерва над суммой подтвержденного инвентаризацией расчета в декабре отчетного года производится сторнировочная запись издержек производства и обращения, а в случае недоначисления делается дополнительная запись по включению дополнительных отчислений в издержки производства и обращения.

3.52. При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) следует иметь в виду, что излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.4В случаях, предусмотренных отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

3.53. В тех случаях, когда в организации с сезонным характером производства сумма расходов на обслуживание производства и управление им, включенная в фактическую себестоимость выпущенной продукции по установленным в организации нормам, превышает фактические затраты, образовавшаяся разница резервируется как предстоящие расходы. Инвентаризационная комиссия проверяет обоснованность расчета и при необходимости может предложить скорректировать нормы затрат. Остатка на конец года по этому резерву не должно быть.

3.54. Инвентаризация резерва сомнительных долгов, созданного у организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.

3.55. При образовании других разрешенных в установленном порядке резервов на покрытие каких-либо других предполагаемых расходов и убытков инвентаризационная комиссия проверяет правильность их расчета и обоснованность на конец отчетного года.

4. Составление сличительных ведомостей по инвентаризации

4.1. Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

5. Порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации6

5.1. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;1убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.1Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения.

5.2. В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

5.3. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.14

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в государственных (муниципальных) учреждениях - на уменьшение финансирования (фондов).1На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

5.4. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.5

5.5. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.12

5.6. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией ().

Руководитель Департамента методологии
бухгалтерского учета и отчетности

А.С.Бакаев

2. Ответ: Какие особенности необходимо учитывать при увольнении материально ответственного лица

При увольнении материально ответственного лица до расторжения с ним трудового договора проведите инвентаризацию. Это объясняется тем, что организация обязана проводить инвентаризацию при смене материально ответственного лица ( , 2.2 Методических указаний, утвержденных .

Увольняемые материально ответственные лица обязаны участвовать в проведении инвентаризации, ревизий и иных проверок сохранности и состояния вверенного им имущества ( , к ).

Перед проведением инвентаризации:

  • подготовьте приказ о ее проведении;
  • соберите расписки от материально ответственных лиц о том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие - списаны. Для этого предусмотрен специальный раздел в инвентаризационной описи (акте).
  • . В нем укажите причину инвентаризации - увольнение материально ответственного лица, состав комиссии, проверяемое имущество и обязательства, порядок передачи имущества, а также дату начала и окончания инвентаризации. Утвердить приказ должен руководитель организации. После этого он передается председателю инвентаризационной комиссии.., однако это не может препятствовать увольнению сотрудника, поскольку иначе нарушит право сторон трудового договора на свободу труда (форму ().

    После этого материально ответственного лица в общем порядке.

    При этом если трудовой договор расторгнут до момента окончания инвентаризации, обнаружения факта ущерба и оформления описи по результатам проведенной инвентаризации, то бывший сотрудник не освобождается от материальной ответственности ().


  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.