Марина Зюляева
Проект по русскому языку «В словари - за частями речи» во 2 классе

МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа №2»

Проект по русскому языку :

«В словари – за частями речи

Подготовила : ученица 2 класса

Зюляева Анастасия

Толковый словарь

1. Найдите в словаре слово «смекалка» и прочитайте его значение.

К какой части речи относится это слово ?

Смекалка (сущ.) - сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.

2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову ? Догадливый, сообразительный, смекалистый.

3. Составьте предложение со словом «смекалка» или с однокорен-

ным ему словом . Запишите его.

Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.

Орфографический словарь

Найдите в словаре имена существительные - названия расте-

ний. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы

по значению можно распределить записанные имена существитель-

ные? Объясните свой ответ.

Деревья : берёза, осина, яблоня.

Ягоды : земляника, малина, ягода.

Овощи : капуста, морковь, щавель.

Фрукты : яблоко.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначаю-

щие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов .

Голубой - лазурный, жёлтый - золотой, зелёный - изумрудный,

красный - алый, оранжевый - апельсиновый, синий – василько-

вый, фиолетовый - лиловый.

2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляе-

те в речи ?

Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолето-

3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Мой любимый цвет – красный.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре глаголы

лов - антонимов.

Встречать - провожать, хвалить - ругать, говорить - молчать, лю-

бить - ненавидеть, радовать - огорчать.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов : помо-

гать - мешать, одобрять - осуждать.

Помогать - содействовать чему-то или кому-то, способствовать чьей-то деятельности, поддерживать в делах и начинаниях.

Мешать - создавать препятствия, помехи.

Одобрять - признавать, принимать, соглашаться.

Осуждать - порицать, не соглашаться.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Мама с папой каждое утро провожают меня в школу.

После школы дома меня встречает бабушка.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова - названия людей по роду их занятий. К какой

части речи они относятся ? В каком числе употреблены? Запи-

шите эти слова так , как они написаны в словаре .

Дирктор (сущ. ед. ч., директор (сущ. мн. ч.) . Инженр (сущ. ед.

ч., инженры (сущ. мн. ч.) . Столяр (сущ. ед. ч., столяры (сущ. мн.

ч.). Шофёр (сущ. ед. ч., шофёры (сущ. мн. ч.) .

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки ? Произнесите эти слова правильно .

Дирктор, директор. Инженр, инженры. Столяр, столяры.

Шофёр, шофёры.

3. Запишите эти слова . Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -зим- . Выделите в них корень.

Зима (сущ., зимний (прил., зимовье (сущ., зимовать (гл.) .

2. Укажите над каждым словом , какой частью речи оно является .

3. Составьте с любым из этих слов предложение . Подчеркните в

нём главные члены.

Наконец наступила зима!.

II часть – практическая .

МОЙ ПРОЕКТ словари - за частями речи !"

Толковый словарь

1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова ?

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Орфографический словарь

1. Найдите в словаре имена существительные - названия меся-

цев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.

2. В какие группы можно распределить записанные

имена существительные? Объясните свой ответ.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре глаголы . Запишите любые пять пар глаго-

лов - синонимов.

2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые

Пять пар прилагательных - антонимов.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких прилагатель-

ных : грубый - вежливый, простой - сложный.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова - названия предметов одежды. К какой части

речи они относятся ? В каком числе употреблены? Запишите эти

слова так , как они написаны в словаре .

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки ? Произнесите

эти слова правильно .

3. Запишите эти слова . Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -снег- . Выделите в них корень.

2. Укажите над каждым словом , какой частью речи оно является .

3. Составьте текст с этими словами . Подчеркните главные члены в предложениях.

  • Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи.

Толковый словарь

1. Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?

Смекалка — сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.

Смекалка — имя существительное.

2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.

Смекалистый

3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.

Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.

Орфографический словарь

Найдите в словаре имена существительные — названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Деревья: бе рёза, о сина, ябло ня.
Ягоды: зе мля ника, ма лина, яго да.
Овощи: ка пуста, мо рковь, ща вель.
Фрукты: ябло ко.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.

Голубой — лазурный, жёлтый — золотой, зелёный — изумрудный, красный — алый, оранжевый — апельсиновый, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.

2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?

Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый.

3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

У неё были большие васильковые глаза.
Над синим морем летела белоснежная чайка.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.

Встречать — провожать, хвалить — ругать, говорить — молчать, любить — ненавидеть, радовать — огорчать.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать — мешать, одобрять — осуждать.

Помогать -содействовать чему-то, способствовать чьей-то деятельности.
Мешать — создавать препятствия, помехи.
Одобрять — признавать, принимать, соглашаться.
Осуждать — порицать, не соглашаться.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Мы любили встречать поезда.
Мама провожала сына в школу.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.

Эти слова относятся к именам существительным. Употреблены в единственном и множественном числах.

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.

Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.

Сущ. прил. сущ. гл.
Зим/
а, зим/ ний, зим/ овье, зим/ овать.

2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.

Зимним днём ребят ждут весёлые забавы во дворе.

  • Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.

МОЙ ПРОЕКТ «В словари — за частями речи!»

Толковый словарь

1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж .

Орфографический словарь

1. Найдите в словаре имена существительные — названия месяцев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.

2. В какие группы можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-синонимов.

2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые пять пар прилагательных-антонимов.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких прилагательных: грубый — вежливый, простой — сложный.


Вокзал «Словаринский» Именно с этого вокзала начинается наше длительное путешествие по городам-словарям. Именно с этого вокзала начинается наше длительное путешествие по городам-словарям. Билетом на поезд являются накопленные знания и непреодолимое желание узнать что-то новое. Билетом на поезд являются накопленные знания и непреодолимое желание узнать что-то новое. Усаживайтесь поудобнее. Усаживайтесь поудобнее. Наше путешествие начинается! Наше путешествие начинается!




Станция «Толковый словарь» На этой станции нас встретило слово «СМЕКАЛКА», которое предложило выполнить несколько его заданий. На этой станции нас встретило слово «СМЕКАЛКА», которое предложило выполнить несколько его заданий. Значение слова, часть речи: Смекалка – сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть. Это слово является именем существительным. Значение слова, часть речи: Смекалка – сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть. Это слово является именем существительным. Однокоренное слово: смекалистый. Однокоренное слово: смекалистый. Предложение с этим словом: Мальчик был очень смекалистый. Предложение с этим словом: Мальчик был очень смекалистый. МЫ ПРОШЛИ ЭТО ИСПЫТАНИЕ!!! МЫ ПРОШЛИ ЭТО ИСПЫТАНИЕ!!!


Станция «Орфографический словарь» Из этой станции мы попали в довольно мрачный замок. Как выяснилось, такой мрачный он потому, что не любит никаких ошибок в отношении его обитателей. Король этого замка задал задание, только лишь выполнив которое можно двинуться в путь дальше. Найти имена существительные – названия растений. Подчеркнуть орфограммы. Распределить эти слова по группам. Берёза, земляника, капуста, малина, морковь, осина, яблоня. Деревья: берёза, осина, яблоня. Овощи – капуста, морковь. Ягоды – земляника, малина.


Станция «Орфографический словарь» Внезапно мрачное королевство превратилось в прекрасную берёзовую рощу и король сказал, что мы с успехом прошли испытание и сняли злые чары с королевства. Также мы увидели те растения, названия которых мы нашли. Это было множество ягод и небольшой огород с овощами. Внезапно мрачное королевство превратилось в прекрасную берёзовую рощу и король сказал, что мы с успехом прошли испытание и сняли злые чары с королевства. Также мы увидели те растения, названия которых мы нашли. Это было множество ягод и небольшой огород с овощами. Мы двинулись дальше в путь. Мы двинулись дальше в путь.


Станция «Словарь синонимов» Прибыв на эту станцию, мы заметили множество слов, вроде бы похожих друг на друга, но было в каждом из них что-то, что отличало его от другого. Мы поняли, что попали в страну Синонимов. Здесь нас ждало испытание, в котором мы должны были отыскать в королевстве слова-синонимы, обозначающие цвета и составить с ними предложения. И признаться, какие же слова мы употребляем чаще. Голубой – лазурный, жёлтый – золотой, зелёный – изумрудный, красный – алый, оранжевый – апельсиновый, синий – васильковый, фиолетовый – лиловый. Чаще употребляем: жёлтый – золотой, красный – алый, синий – васильковый. На зелёной траве лежали изумрудные украшения королевы. Король поблагодарил нас за оказанную помощь и подарил на прощание множество подарков в разноцветных упаковках.


Станция «Словарь антонимов» Символом этой страны являлся китайский символ «Инь и янь», наводящий нас на мысль, что мы находимся в стране Антонимов. Здесь нас также попросили найти глаголы-антонимы, составить с ними предложения, а также объяснить значение пар глаголов, которые предлагают сами жители этой страны. Символом этой страны являлся китайский символ «Инь и янь», наводящий нас на мысль, что мы находимся в стране Антонимов. Здесь нас также попросили найти глаголы-антонимы, составить с ними предложения, а также объяснить значение пар глаголов, которые предлагают сами жители этой страны. Антонимы: встречать – провожать, говорить – молчать, любить – ненавидеть. Объяснение значений: а) помогать – мешать. Помогать – содействовать чему-то, оказывать поддержку, а мешать – препятствовать успешному выполнению чего- либо. б) одобрять – осуждать. Одобрять – соглашаться, принимать, а осуждать – не принимать, выступать против. Предложения: По выходным мы принимаем гостей, пьём с ними чай с пирогами, а вечером провожаем гостей домой. Антонимы: встречать – провожать, говорить – молчать, любить – ненавидеть. Объяснение значений: а) помогать – мешать. Помогать – содействовать чему-то, оказывать поддержку, а мешать – препятствовать успешному выполнению чего- либо. б) одобрять – осуждать. Одобрять – соглашаться, принимать, а осуждать – не принимать, выступать против. Предложения: По выходным мы принимаем гостей, пьём с ними чай с пирогами, а вечером провожаем гостей домой. Мы снова успешно прошли испытание! На прощание нам подарили маленькую игрушечную зебру. Мы снова успешно прошли испытание! На прощание нам подарили маленькую игрушечную зебру.


Станция «Орфоэпический словарь» Следующей нашей остановкой была страна «Орфоэпия». Здесь во всём, даже в дуновении ветра, слышалось правильное произношение. Также в этой стране мы увидели много людей, занятых различной работой. Поэтому задание было таково: найти слова- названия людей по роду их занятий, указать у них часть речи и число. Следующей нашей остановкой была страна «Орфоэпия». Здесь во всём, даже в дуновении ветра, слышалось правильное произношение. Также в этой стране мы увидели много людей, занятых различной работой. Поэтому задание было таково: найти слова- названия людей по роду их занятий, указать у них часть речи и число. Директор, инженер, столяр, шофёр. Все слова являются именами существительными в единственном числе. Директор, инженер, столяр, шофёр. Все слова являются именами существительными в единственном числе. И мы снова на славу справились с заданием. На прощания работники пожелали нам удачи и правильного выбора профессии. И мы снова на славу справились с заданием. На прощания работники пожелали нам удачи и правильного выбора профессии.


Станция «Словарь однокоренных слов» На закате дня мы добрались к нашему последнему пункту назначения – стране Однокоренных слов. В этой стране много жителей приходились друг другу братьями и сёстрами, так как имели одинаковые корни. Здесь нам задали последнее за наше путешествие задание, которое заключалось в поиске слов с корнем –зим-, обозначении у этих слов частей речи и составлении с ними предложения. На закате дня мы добрались к нашему последнему пункту назначения – стране Однокоренных слов. В этой стране много жителей приходились друг другу братьями и сёстрами, так как имели одинаковые корни. Здесь нам задали последнее за наше путешествие задание, которое заключалось в поиске слов с корнем –зим-, обозначении у этих слов частей речи и составлении с ними предложения. Зима (имя существительное), зимний (имя прилагательное), зимовье (имя существительное), зимовать (глагол). Я люблю зимний пушистый снег. Зима (имя существительное), зимний (имя прилагательное), зимовье (имя существительное), зимовать (глагол). Я люблю зимний пушистый снег. Задание выполнено снова!!! Задание выполнено снова!!!


Снова дома Вот и подошло к концу наше увлекательное мероприятие. Мы узнали много нового и интересного и стали чуточку ближе к достижению своей главной цели – Знаниям. Вот и подошло к концу наше увлекательное мероприятие. Мы узнали много нового и интересного и стали чуточку ближе к достижению своей главной цели – Знаниям.

В словари – за частями речи!

Работа ученика 2 «А» класса

ГБОУ СОШ № 17

Ибрагимова Эмиля


Толковый словарь

1. Смекалка – сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.

Слово «смекалка» – имя существительное женского рода.

2. Смекалка – смекалистый (однокоренные слова)

3. В походе без смекалки не обойтись.

(предложение со словом «смекалка»)

Задание: Найдите в словаре и прочитайте значение слова «пейзаж».


Орфографический словарь

Б е рёза, з е мл я ника, к а пуста, м а лина, м о рковь, о сина, щ а вель, ябл о ня

Деревья: берёза, осина, яблоня

Ягоды: земляника, малина

Овощи: морковь, капуста

Травы: щавель

Задание: найди в орфографическом словаре слова с двойными согласными.


Словарь синонимов

1. Красный – алый, синий – васильковый, жёлтый – золотой, зелёный – изумрудный, оранжевый – апельсиновый, голубой – лазурный, фиолетовый – лиловый.

2. Из этих слов в своей речи я чаще употребляю имена прилагательные красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, голубой, фиолетовый.

3. В саду расцвела алая роза.

Я снял с дерева красное яблоко.

Задание: подберите синонимы к словам ключ, друг, идти.


Словарь антонимов

1. Встречать – провожать, говорить – молчать, хвалить – ругать, помогать – мешать, запрещать – разрешать.

2. Помогать – оказывать помощь, мешать – создавать препятствия в чём-нибудь, одобрять – считать хорошим, правильным, осуждать – выражать неодобрение.

3. Осенью перелётные птицы улетают на юг, а весной они возвращаются в родные края.


Орфоэпический словарь

  • Дире ́ ктор, директора ́ , инжене́р, инжене́ры, стол ́ яр, столяры ́ , шофёр, шофёры.

Слова относятся к именам существительным.

Единственное число: директор, инженер, столяр, шофёр.

Множественное число: директора, инженеры, столяры, шофёры.

Задание: найдите слова, в которых сочетание чн читается как [ шн ] .


Словарь однокоренных слов

1. Зим а (сущ.), зим ний (прил.), зим овье (сущ.), зим овать (гл.).

2. Наступило зимнее, морозное утро.

__________________________

Задание: найдите слова с корнем –снег-

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, поприветствуйте их. Присаживайтесь.

На прошлых уроках мы пришли к выводу, что в русском языке есть очень много словарей. Какие это словари? (выслушать ответы детей)

Послушайте стихотворение Якова Козловского и скажите, где сегодня мы будем искать ответы на вопросы

1-й ученик (стихотворение Я. Козловского «Русской речи государь по

прозванию Словарь»):

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами.

Как людьми населена.

2-й ученик:

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

3-й ученик:

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как с другими сочетать...

4-й ученик:

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь!

С чем мы сегодня будем работать? (Со словарями)

Обобщение:

В русском языке очень много словарей. Все они наши помощники. Они помогают многое узнать о слове. Сегодня мы заглянем в этот мир слов, чтобы больше узнать о словарях русского языка, поучимся ими пользоваться. Ввиду их многообразия, остановимся лишь на некоторых из них.

На доске появляются словари (можно напечатать на карточках и повесить или устроить выставку).

Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание

Слайд 1.

«Не тот образованный человек, который всё знает (это невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос!»

Прочитайте высказывание. Как вы его понимаете?

Давайте поговорим о слове, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми» - Что это за слово? (ПРАВДА)

Русская пословица гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". - Какой словарь, на ваш взгляд, поведает нам о друзьях слова "правда"?

Какую информацию о слове «Правда» мы можем найти в каждом из словарей?

Ребята, послушайте, а в каком из словарей можно найти информацию о слове «Правда»? (дети высказываются)

«Я думаю…»

«Мне кажется…»

«Может быть…»

Обращаю внимание детей на разнообразие и противоречивость предположений.

Все вы думаете по-разному.

Итак, вопрос остается открытым: в каком из словарей можно найти всю информацию о слове? И что мы можем узнать мы словарей?

Какова же будет цель нашего исследования?

Цель: выяснить, для какой цели используется каждый словарь.

Слайд 2.

«Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке» (А. Франс)

Как вы понимаете эти слова? (слова в словарях расположены в алфавитном порядке)

Вспомните алфавит и отгадайте слова, зашифрованные цифрами:

Слайд 3.

25 1 19 20 10 (части речи) Висит алфавит

Какую задачу мы поставим на уроке? (находить в словарях слова различных частей речи)

Слайд 4 «В словари – за частями речи»

Для того, чтобы исследовать, для какой цели используется каждый словарь, вы станете исследователями . Кого называют исследователями? Как называется помещение, в котором проводят исследования? (лаборатория). Мы отправляемся с вами в научную лабораторию.

Дети заранее поделены на 6 групп и сидят за столами.

Сейчас мы будем работать в малых группах. В каждой группе я назначаю руководителя (сильные дети, вешаю эмблему ).

2. Исследование в малых группах

Каковы правила работы в группе? (у каждого на столах). Найдите.

1. Работай в группе дружно, помни – вы одна команда!

2. Принимай активное участи в работе, не стой в стороне!

3. Не бойся высказывать свое мнение!

4. Работай тихо, не старайся всех перекричать! Уважай мнение других участников группы.

6. отвечай у доски громко, четко, кратко.

Определим план исследования (найдите его у себя на столах). 1 человек зачитывает.

2. сделать нужные записи.

3. подготовиться к выступлению.

Каждой группе предлагается для исследования текстовый материал о каком-то словаре (толковый, орфографический, сл. Синонимов, сл. Антонимов, орфоэпический, сл. Однокоренных слов) и «Помощник ответа» (заранее все лежит на столах).

На столах лежат учебники по русскому языку на подставке (4 шт.)

Ребята, прочитав текст, вы должны выделить главное о каждом словаре, выполнить задания и записать все в «помощнике ответа.

«Помощник ответа»

1. Мы прочитали о __________________________________________________.

2. Выяснили, что ____________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________.

3.Мы сделали вывод, что этот словарь нужен для

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

Время отсчитывается с пом. магнитов. (примерно 10 мин.)

3.Обмен информацией и ее организация

Стоп! Исследование в малых группах закончено.

Переходим к следующему этапу ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ.

4. Обмен информацией

Работать будем следующим образом: каждая группа по очереди выходит и рассказывает всему классу о словаре, который изучали. (учебник, стр. 114)

Задания мы будем выполнять все вместе.

У вас есть добавления к сказанному вашим руководителем? (Молодцы, Успешно справились с заданием).

Учитель по ходу рассказов детей добавляет необходимую информацию.

5. О многих словарях мы сегодня поговорили, рассмотрим еще 1. О нем нам расскажет _________.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. (взять в библиотеке)

Назначение этимологического словаря - дать историю и происхождение слов. Ведь у каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Об этом стихотворение С. Острового "Первородство":

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны:
И когда я слышу: "Извини меня!"-
Это значит: "Исключи меня из вины!"
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: "Защити меня!"
Это значит: "Спрячь меня за щитом!"
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

- Ребята, кто-нибудь из вас задумывался над происхождением слова, которое мы произносим, когда благодарим человека за что-либо?

- Что это за слово? (Спасибо . Находят значение слова в этимологическом словаре)

Правда (найдем в этимологическом словаре)

Так давайте, друзья, будем проникать в суть слова, в истинное значение слова, в первоначальный смысл слова, будем добрыми и умными. А этимологический словарь, станет вашим надёжным помощником, как и другие словари русского языка.

6. Связывание информации, обобщение.

Мы обменялись информацией, узнали о каждом из словарей. А теперь подведем итоги.

Давайте возвратимся к цели нашего исследования. (выяснить, для чего используется каждый словарь).

Что можно сказать о каждом из словарей?

Какое заключение можно сделать? (выслушать детей, сформулировать обобщение).

Совершенно, верно. Словари – это наши помощники.

А кто создает словари? Этом нам расскажет______

Созданием словарей занимаются лексикографы.

Слайд

Наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, наз-ся лексикографией.

Самыми известными лексикографами были: Даль, Ушаков, Ожегов.

Когда вышел самый первый словарь?

Это было очень давно. Первый печатный словарь назывался «Лексис». Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1.061 слово. Это очень много по тем временам.

А каким должен быть примерный словарный запас человека?

Для того, чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тыс. слов.

Вывод: чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что речь является показателем ума человека, показателем его культуры.

Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились лишь с некоторыми из них. Сегодня, я думаю, вы поняли, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут вашими друзьями.

Давайте обратимся к цели нашего исследования. (выяснить, для какой цели используется каждый словарь)

Мы достигли цели? Да. молодцы. Хорошо сегодня поработали.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

На доске прикрепляются картинки:

Я узнал новое

Я хочу рассказать о том, что узнал другим

Было скучно и неинтересно

А теперь давайте покажем свое отношение к уроку. На столах лежат магниты. Каждый возьмет по 1 магниту и прикрепит его к нужной картинке.

Многие из вас оставили магниты на второй картинке.

« словарь добрых слов», «словарь вежливых слов», «лесной словарь», «спортивный словарь». Нарисуйте обложки к своим словарям.

Задания для каждой группы

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ