История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса людей к своей истории. Третья функция - мировоззренческая.. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития - может быть научным, если опирается на объективную реальность. История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории.

Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества - патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

История – это не просто сумма знаний о прошлом и новых ретрансляций этой информации. Навыки исторического мышления и анализа позволяют яснее видеть истоки и своеобразие мировых процессов, общественных явлений, помогают прогнозировать варианты развития общества, событий и процессов. Исторические знания и исторический стиль мышления формируют гуманитарную культуру и гражданский облик гражданина страны.

2. Источники по изучению Отечественной истории.

История как наука черпает свой материал из источников.

1. Вещественные источники, представляющие основной материал для археологов, и не только. В изучении древнейших цивилизаций, когда письменность либо отсутствовала, либо была еще мало развитой, они просто незаменимы. (Орудия труда, оружие,украшения, предметы быта)

2. Письменные документы. Они служат главным материалом при изучении истории последних столетий, от которых сохранились многочисленные архивы (однако и здесь вещественные находки сохраняют существенное вспомогательное значение). Этот вид источников настолько многообразен и порой затруднен для анализа, что в нем целесообразно выделить несколько наиболее значительных групп:

а) законодательные и иные нормативные акты государственной власти и межгосударственных объединений и подготовительные материалы к ним. Последние ценны тем, что отражают борьбу мнений и партий вокруг законопроекта, а через их посредство – интересы и позиции различных социальных групп;

б) служебная и частная переписка. Этот источник ценен тем, что отражает скрытые мотивы политических партий и деятелей, не выносимые на широкую публику. Если в официальных выступлениях они, как правило, облагораживаются и маскируются радением о «благе народа» и иными высокими помыслами, то в доверительной переписке наружу выступают чаще истинные, куда более прозаические мотивы;

в) различные рабочие материалы государственных учреждений, политических партий, хозяйственных предприятий и т. д. В своей совокупности они дают общую статистическую картину состояния экономики, ее отраслей, регионов, народного образования, вооруженных сил и

т. д., короче – любой сферы деятельности, и позволяют проследить динамику и направления ее развития;

г) дневники и мемуары. Это сугубо личный и поэтому субъективный источник (тем более, что пишут их чаще всего заинтересованные лица), зато в нем концентрируются, как правило, наиболее важные события;

д) периодическая печать. С точки зрения достоверности, это – самый ненадежный источник, зато он ярко отражает борьбу мнений и партий, ведь большинство газет служат рупорами тех сил, чей социальный заказ они выполняют;

е) старинные летописи и хроники, то есть ежегодные сводки событий, дошедшие до нас с тех отдаленных времен, которые не оставили потомкам многочисленных письменных документов.

3. Этнографические – сведения, которые сохранидись до настоящего времени: быт, нравы и обычаи

4.Лингвистические - сведения о происхождении названия природных и географических объектов)

5. Фольклорные – памятники устного народного творчества

6.Компьютерно-цифровые – кино-фото документы, аудио документы.

Вопросы к экзамену по истории России для студентов-заочников

1. История как наука. Предмет, метод, функции истории.

2. Самобытность России как научная проблема.

3. Восточные славяне в VI - IX вв. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.

4. Принятие Русью христианства и его значение.

5. Раздробленность Руси XII - XIII вв. Русь в борьбе против шведской и немецкой агрессии.

6. Монгольское нашествие. Проблема зависимости Руси от Золотой Орды. Влияние монголо-татарского ига на политическое, экономическое и культурное развитие Руси.

7. Формирование Московского государства в начале XIV - XV вв.
Усиление Московского княжества. Иван III.

8. Московское государство в XVI в. Экономическое и социально-политическое развитие. Иван IV Грозный. Опричнина.

9. Русская Смута начала XVII в. Воцарение династии Романовых.

10. Социальные движения в России XVII века. Церковная реформа
Никона. Воссоединение Украины с Россией.

11. Правление Петра Великого. Утверждение абсолютизма. Внешняя политика России. Реформы в экономике и административно-государственной сфере.

12. Российская империя в середине и второй половине XVIII века.

13. Россия в первой половине XIX века. Отечественная война 1812
года и заграничный поход. Образование Священного союза.

14. Движение декабристов.

15. Правление Николая I. Политическая реакция и и гонение на свободомыслие. Западники и славянофилы. Кавказская и Крымская войны.

16. Эпоха великих реформ Александра II. Причины и последствия отмены крепостного права. Революционно-демократическое движение.

17. Причины усиления самодержавного строя в начале 80-х годов.
Контрреформы Александра III. Развитие капитализма

18. Россия в начале XX в. Война с Японией. Первая русская революция 1905-1907 гг., её итоги.

19. Реформы П.А. Столыпина.

20. Первая мировая война и участие в ней России.

21. Общенациональный кризис. Февральская революция и ее итоги.
Россия от февраля к октябрю 1917 г.

22. Октябрьская революция 1917 г. Первые мероприятия большевиков. Гражданская война и её итоги.

23. СССР в 20 - 30-с годы. Итоги НЭПа, индустриализации и коллективизации.

24. Великая Отечественная война и ее основные этапы. Причины
и цена победы. Влияние СССР на мировую политику. Мир после Потсдамской конференции. Начало «холодной войны».

25. Восстановление разрушенного хозяйства. Реформы Н. С. Хрущев «Оттепель». Внешнеполитический курс. Годы «застоя».

26. Перестройка в СССР. Новое политическое мышление.

27. Образование и распад СССР. Последствия распада.

28. Изменение экономического и политического строя в стране. Либеральные реформы в России. «Шоковая терапия». Конституционный кризис октября 1993 года.

29. Социальные последствия реформ. Чеченкая война. Внешняя политика России на рубеже веков.

30. Россия в XXI веке. Россия и СНГ. Место новой России в международных отношениях. Перспективы дальнейшего социально-экономического
развития страны.

История как наука. Предмет, метод, функции истории.

Прежде всего, что такое история? История – это одна из наиболее древних наук. История в античной традиции воспринималась как занимательное повествование о жизни великих людей: правителей, полководцев, философов. В таких жизнеописаниях реальность нередко переплеталась с вымыслом, события излагались без учета хронологии и вне связи друг с другом.

В средневековье было чрезвычайно распространено летописание. Сформировался определенный стереотип восприятия прошлого. История того или иного народа трактовалась как история его правителей, при этом сам народ выступал в качестве безликой массы. Как наука история сформировалась в эпоху Возрождения и Нового времени. История – это наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. Предметом изучения истории являются действия людей и вся совокупность отношений в обществе как в прошлом, так и в настоящем.

История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История - наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

Читайте также:

ВВЕДЕНИЕ.

1.Предмет истории.

Науки подразделяются на естественный и общественные или гуманитерные, история является одной из гуманитарных или общественных дисциплин. Корни истории уходят в глубокую древность. Уже тогда возникла необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла. Родиной исторической науки принято считать Древнюю Грецию. «Отцом истории» называют одного из первых профессиональных историков Геродота (481 – 425 гг. до н.э.). В основе всякой науки лежат факты, точно также исторический факт является фундаментальной категорией исторического знания. Факт это событие или явление исторической действительности.

Определения:

История это наука о прошлом.

История этодеятельность человека преследующего свое цели.

Как науку историю интересуют вопросы: Что произошло, когда, как и почему? Она изучает события и явления в прошлом.

История как наука многогранна. Она включает:

    изучение процесса развития всего человеческого общества (всемирная история );

    исследование отдельных регионов, стран, континентов (история Европы, история Азии, история городов и т.д.);

    изучение различных направлений исторического процесса , жизни и деятельности человеческого общества (история экономики, искусства, науки и техники и др.);

Ее предметом является изучение деятельности людей , а также отношений человеческого общества.

2.Функции истории.

а) Функция социальной памяти.

Функция социальной памяти в большой степени отражает назначение истории в обществе. Ее содержание сформировал Геродот, когда писал: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности…» (Геродот. История. – Л.: 1972, стр.12).

Современная наука определяет функции социальной памяти более широко. Назначение истории видится в накоплении и сохранении в памяти человечества, опыта предшествующих поколений, достижений мировой культуры, сведений о наиболее значимых событиях прошлого. История – посредница между поколениями. Ныне, в условиях стремительных перемен, неизмеримо возрастает интерес к истории нашего отечества, истории развития человечества. Неслучайно, выдающийся историк ХХ века Фернан Бродель вопрошает: «Разве настоящее не находится более чем наполовину во власти прошлого, упорно стремящегося выжить? И разве не представляет прошлое посредством своих различий и своих сходств ключ, необходимый для всякого серьезного понимания настоящего?» (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. В 3-х томах. Т.3. Время мира. – М.: Прогресс, 1992, стр.11).

Обращение к истории помогает нам понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда вышли, куда идем, во имя чего?

Функция социальной памяти включает не только накопление и сохранение опыта поколений. Она призвана давать оценку историческим событиям, фактам, явлениям, личностям. Очень важно, при этом, соблюдать взвешенность, правдивость, сохранять научную объективность.

б) Научно-познавательная функция.

Научно-познавательная функция – неотъемлемое свойство любой науки. Центральная задача истории состоит в том, чтобы предоставить необходимые обществу знания для извлечения уроков прошлого. Глубокий анализ основных направлений социального развития выступает как предпосылка научного руководства обществом. «Без знания истории, — писал В.О.Ключевский, — мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…» (Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. – М.: 1968, стр. 332).

Осмысление прошлого поможет меньше ошибаться в настоящем и выбирать наиболее верные ориентиры в будущее.

в) Прогностическая функция.

Исторические исследования являются основой для социального прогнозирования. Игнорирование исторического прошлого может привести к негативным последствиям. Однако зачастую прогнозы не сбываются. Например, прогноз о построении коммунизма в СССР. Прогнозироч вание - дело сложное, поскольку в общественной жиз-ни действует слишком большое число факторов, свя-занных с деятельностью отдельных субъектов. Поэтому любой социальный прогноз носит вероятностный харак-тер. Отдельные социальные и экономические процессы легче поддаются учету и анализу, и прогнозирование их развития имеет широкое применение. Этим занимаются в основоном социологи, психологи, экономисты.

В марксистской методологии истории прогнозирующая функция истории выделялась как важнейшая. При этом делалась существенная оговорка, что речь идет о предвидении на уровне событий всемирно-исторического масштаба либо о «вероятностном знании устойчивых типов».

Что же касается конкретных примеров точного прогнозирования средствами исторической науки, привести их фактически ни один автор не может. Со страниц одной работы в другую переходит один и тот же пример о предвидении Ф.Энгельсом первой мировой войны, между его появлением и войной прошло 27 лет.

Случаи удачного предвидения тех или иных черт будущего носят не более чем вероятностный характер Поэтому историк, исходя из необходимости серьезных исследо-ваний в области социального прогнозирования, не может не признать, что его прогноз отличен от предвиде-ния ученого-естествоиспытателя. Историографии противопоказано оперировать с предположительными величинами. Как указывает А.Стерн, «исследовать можно только то, что стало реальным, а именно-так и обстоит дело с прошлым. История будущего невозможна; она была бы всего лишь продуктом воображения: басней, романом».

Прогнозирование будущего нельзя рассматривать как обязательную функцию исторической науки. Пред-видения не входят в компетенцию истории, даже если ее исследования в отдельных случаях способствуют ус-пеху социального прогнозирования.

г) Воспитательная функция.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Уже историки древности видели задачу в том, чтобы вырабатывать у членов сообщества высокую нравственность и гражданские качества. Во все последующие периоды воспитательным функциям истории отводилась исключительно важная роль. Так «Сравнительные жизнеописания» Плутарха были призваны служить примером и образцом для подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов. (см. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.3. – М.: Наука, 1964, стр. 194) В эпоху Просвещения в своей «энциклопедии» Дидро и Д.Аламбер отмечали, что предназначение истории «состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными… Это (сравнение) побуждает современные нации соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии… Нельзя напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчастиях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспорно, что напоминания о них мешает их повторению». (История в энциклопедии. Дидро и Д.Аламбер. – Л.: Наука, 1978, стр.13). Особое внимание просветители уделяли историческому образованию государя или иного государственного мужа. (см. Болинброк Г.С. – Д. Письма об изучении и пользе истории. – М.: Наука, 1978, стр.13-15)

Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей. Без знания прошлого своего народа и человечества в целом нельзя считать себя культурным человеком. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, — писал Н.Г.Чернышевский, — можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек совершенно неразвитый умственно». (Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15-ти томах. Т.2, стр.546).

3. Основные принципы и методы в историческом познании.

    Историзма – подход к действительности которая изменяется и развивается во времени.

    Объективности – обеспечивает получение истинного знания (беспристрастность).

    Ценностный – изучаемое прошлое соотносится с общепризнанными ценностями.

Основные методы в исторической нуке.

а) Историко-генетический метод - метод, посред-ством которого изучаются исторические явления в про-цессе их развития, от зарождения до гибели или совре-менного состояния. Он дает «биографию» исторического объекта (го-сударства, нации и т.д.).

б) Историко-генетический метод направлен на ана-лиз динамики исторических процессов. Он позволяет выявлять их причинно-следственные связи и законо-мерности исторического развития.

в) Описательный (идеографический ) метод . Сущность идеографического метода Г.Риккерт сводил к описанию индивидуальных особенностей, уникальных и исключительных черт исторических фактов.

г) Историко-сравнительныи метод состоит в сопос-тавлении исторических объектов в пространстве и во времени и в выявлении сходства и различия между ни-ми. Историко-сравнительныи метод предполагает использование различных приемов для сравнения сущ-ности разнородных исторических явлений. Применение же сравне-ния в сочетании с историко-генетическим методом по-зволяет объяснять сходство объектов их родством по происхождению и фиксировать взаимовлияние различ-ных исторических явлений.

д) Социально-психологический метод. Целое направление в науке под названием психоистория. В основе этого подхода лежат исследования австрийского ученого З. Фрейда. Жанр психобиографий. В 1958 г. психолог Э. Эриксон издал книгу «Молодой Лютер: психоанализ и история».

Благодаря К. Юнгу появилось понятие коллективное бессознательное , которое проявляется в массовых волнениях, восстаниях, революциях и т.д.

е) Колическтвенный или статистический метод.

Используется практически во всех науках. В истории появился в сер. ХХ века. Связано с использованием достижений математики и информатики и в первую очередь компьютера (демографическая история).

Тэма 1. ПЕРШАБЫТНАЕ ГРАМАДСТВА НА ТЭРЫТОРЫІ БЕЛАРУСІ

    Каменны і бронзавы век.

Першае пранікненне чалавека на тэрыторыю Беларусі адбылося ў прамежку часу 100 – 40 тыс. гадоў назад. Такая недакладнасць у вызначэнні тэрміну тлумачыцца тым, што ў старажытнасці беларускія землі былі заняты ледавіком. Ледавіковая эпоха пачалася каля 500 тыс. гадоў таму назад і скончылася толькі ў 9 тыс. да н. э. Ледавік не знаходзіўся на адным месцы. Ён рухаўся ў залежнасці ад змены клімату з поўначы на поўдзень і наадварот. Вучоныя вылучаюць найбольш моцныя зледзяненні: бярэзінскае (480 – 390 тыс. гадоў назад), дняпроўскае (320 – 250 тыс. гадоў назад) і паазерскае (105 – 85 тыс. гадоў назад). Археолагамі былі знойдзены прылады працы (востраканечнікі, скрэблы, рубілы) найстаражытнейшых людзей на поўдні Беларусі каля вёсак Клеявічы і Абідавічы. Каля 40 – 10 тыс. гадоў назад на тэрыторыі Беларусі з’явіліся людзі сучаснага фізічнага тыпу. Ім належаць стаянкі ля вёсак Юравічы (больш за 26 тыс. гадоў назад) і Бердыж (больш за 23 тыс. гадоў назад). Найбольш характэрным паказчыкам узроўню развіцця чалавечай дзейнасці лічацца матэрыялы, з якіх вырабляліся прылады працы. На гэтай падставе вучоныя вылучаюць каменны век (да канца 3 тыс. да н. э.), век медзі і бронзы (канец 2 тыс. – пач. 1 тыс. да н. э.) і жалезны век (пач. 1 тыс. да н. э. – да VII-VIII стст. н. э.). У сваю чаргу каменны век падзяляюць на палеаліт (старажытнакаменны – да адступлення ледавіка), мезаліт (сярэднякаменны – 9 – 5 тыс. да н. э.) і неаліт (4 – 3 тыс. да н.э.). Асноўным заняткам у эпоху палеаліту былі збіральніцтва, лоўля рыбы і паляванне. Толькі ў мезаліце тэрыторыя Беларусі была заселена поўнасцю. Першыя паселішчы будаваліся ў асноўным на берагах рэк і азёр. Жытлы былі наземныя і паўзямлянкавыя. У кожным жытле мясцілася адна сям’я. Жыхары аднаго паселішча складалі сваяцкую абшчыну, якая была часткай буйнейшага аб’яднання – племені. Людзі таго часу карысталіся лукам, стрэламі, сякерамі і нажамі з крамянёвых пласцін. Тады ж з’явілася першая свойская жывёла – сабака. У неаліце пачалі актыўна выкарыстоўваць шліхтаваныя каменныя прылады працы, керамічны посуд, зарадзіліся земляробства і жывёлагадоўля. Найбольш старажытныя назвы азёр, рэк і паселішчаў Беларусі сведчаць пра тое, што першымі людзьмі сучаснага тыпу былі фінамоўныя плямёны. Але ў канцы 3 тыс. да н. э. яны выціснуты балтамі, з прыходам якіх пачаўся век медзі і бронзы. Медзь і волава, з якіх вырабляецца бронза, не здабываліся на Беларусі. Іх завозілі з-за мяжы, таму металічныя прылады пакуль што заставаліся рэдкімі.

Страницы: следующая →

12345678910…16Смотреть все

  1. Методы исследования возрастной психологии

    Курсовая работа >> Психология

    … частнонаучные, а также специальные методы познания . Общими явились методы анализа и синтеза, … от исследователя знания основных принципов и методов их изучения. … исторические , этнопсихологические различия; б) при исследовании эффективности новых методов

  2. Основные принципы строения и функционирования экосистем и обитаемой биосферы в целом

    Реферат >> Экология

    Основные принципы строения и функционирования … же касается некоторых специфических методов (например, картографический, аэрофотометоды … недостаточно. Для познания биоценозов обязательно … его взаимосвязанных компонентов. Историческое развитие захватывает не …

  3. Метод литературной герменевтики. Теория понимания Ф. Шлейермахера

    Курсовая работа >> Иностранный язык

    … и, соответственно, его логика и методология исторического познания опираются на конкретно-научный фундамент … были выявлены основные принципы и методы герменевтического анализа: принцип диалогичности гуманитарного мышления; принцип единства грамматической …

  4. Основные принципы немецкой классической философии

    Реферат >> Философия

    Основные принципы немецкой классической философии. 2. Философия И. Канта: активность субъекта познания … отношению к метафизике методу мышления и познания - методу диалектическому, разработала … истории понимались как принципы исторической "разумности". Вместе …

  5. Основные принципы философии прагматизма и его представители Ч.Пирс, Д.Дьюи

    Контрольная работа >> Философия

    … …………………………………………………………………………3 1. Концепция прагматизма………………………………………………….…..4 2. Основные принципы ………………………………………………………….5 3. Чарльз Пирс — основоположник … Хаак. Прагматизм в исторической науке — термин, … метод , как бихевиористская ориентация в познании

Хочу больше похожих работ…

Историю считали учительницей жизни. Еще М.В. Ломоносов писал, что история «дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, мудрым – старых разум, престарелым – сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное»

Однако имело и по сей день имеет место и другое мнение, суть которого в том, что история не может преподать нам полезных уроков и поэтому не имеет реального значения.

На развитие исторической науки накладывает отпечаток социальный заказ, в связи с которым историческая наука призвана выполнять целый ряд функций: познавательную, воспитательную, аналитико-прогностическую, социальной памяти, практически-рекомендательную и др.

Среди функций исторического знания следует выделить функции, имеющие теоретическое значение:

Научно-познавательная – изучение процесса общественного развития, накопление, углубление знаний об историческом процессе, выявление закономерностей исторического развития.

Гносеологическая — создание концепций и теорий познания исторического процесса на основе научного исследования.

Эвристическая — открытие частных закономерностей в общественном развитии в процессе поиска истины.

К функциям исторического знания, имеющим прикладное значение, относятся:

Функция социальной памяти – сохранение в памяти опыта предшествующих поколений, традиций, обеспечивающих преемственность поколений и национальную самоидентификацию.

Формирование национальной идентичности происходит на основе изучения исторической жизни народа и является одной из актуальных функций исторического познания.

Мировоззренческая – формирование интеллектуальной основы человека, определяющей его жизненную позицию.

Воспитательная – формирование нравственных и гражданских качеств.

Политико-идеологическая – выработка общего взгляда на историю на основе «проекта будущего».

Аналитико-прогностическая – предоставление материала для прогнозирования будущего.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 4268 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти и жизни, смысла истории и человеческого существования. В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.

Мировоззрение — это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Уровни мировоззрения :
— жизненно-практический (обыденный);
— теоретический (интеллектуальный)

Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта.

Здесь преобладают чувства, эмоции, переживания, соответствующие условия быта, национальность.

В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие теоретическое освоение мира.

В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и теоретических знаний мироощущения и миропонимания. ФУНДАМЕНТОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЗНАНИЯ, ОЦЕНКИ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

Знания в мировоззрении — вся совокупность знаний о мире и человеке.

Оценки — выражают отношение людей к миру и самим себе.

Ценностные ориентации — формируют идеалы.

Идеал — всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для всех сфер человеческой жизни (т.е. идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными).

Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного, социологического, в каждом, из которых проявляется соответствующая его функция.

Мировоззренческая функция состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия — это эпоха, схваченная в мыслях.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

История как наука и учебная дисциплина.

История –это наука изучающая тенденции и закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей, а также объективные предпосылки и результаты этой деятельности. История как учебная дисциплина составляет стержень обществоведческих курсов в системе гуманитарных и социальных наук, изучаемых студентами негуманитарных факультетов высших учебных заведений. Значение преподавания истории в вузе заключается в углублении научных знаний, раскрывающих основные закономерности развития общества, в дальнейшем формировании умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом, его систематизации и анализа.

В процессе обучения истории в вузе наряду с другими гуманитарными и техническими дисциплинами происходит социальная адаптация и становление личности студента. Функции исторической науки в обществе: 1.Научно-познавательная(состоит прежде всего в конкретном изучении исторического пути развития человеческого общества, в теоретическом обобщении фактов и событий, а также в выявлении главных тенденций истории развития мировых цивилизаций и их особенностей. 2.Прогнозирующая (материалы науки используются политиками для прогнозов) (история помогает выработать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. История призвана облегчить обществу и человеку самоосознание и показать пути к самоусовершенствованию. 3.Функции социальной памяти (накопление и сохранение в памяти человечества опыта предшествующих поколений) 4.Воспитательная функция (воспитывает людей в военном деле, в науке и технике, в промышленности, способствует формированию гражданских качеств, помогает осознать такие категории, как честь, долг перед обществом, добро и зло и в целом морально-нравственные ценности человечества в их развитии.) 5. Мировоззренческая (состоит в том, что мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития может быть научным только тогда, когда опирается на объективную реальность, то есть исторические факты. История мировых цивилизаций, ее фактологическая сторона, является фундаментом для науки. Одним из важнейших мировоззренческих аспектов изучения курса является формирование историзма мышления, ибо он приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития.)

Предмет –методы и функции исторической науки.

Принципы и методы исторической науки. Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е.

всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

принцип объективности , который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

принцип историзма , требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса );

принцип социального подхода , подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

принцип альтернативности , допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

конкретно-исторический или идеографический метод ;суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;

сравнительно-исторический метод ; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

историко-генетический метод ;связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

ретроспективный метод ;заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

историко-типологическийметод ; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

хронологический метод ; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.

Функции истории . История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

описательная (нарративная) фунция , сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

познавательная (когнитивная, объяснительная) функция , суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;

прогностическая функция(предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция . Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;

воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти . Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.

Существование и дальнейшее развитие любого народа неразрывно связано с его историческим прошлым. Народ без исторической памяти обречен на неминуемую деградацию и исчезновение. Помимо забвения истории существует и иная угроза – искажение исторического прошлого. Причиной тому может быть как отсутствие научных исследований по истории народа, так и полное неприятие или отсутствие интереса к этим исследованиям у большинства населения. В результате все исторические события воспринимаются на уровне обыденного сознания, факты искажаются или забываются, и создается отрывочная полумифическая картина, ведущая к утере подлинной исторической памяти народа. Другой причиной может быть целенаправленное искажение исторического прошлого. Как правило, это делается с определенными политическими целями в интересах отдельных политических партий и групп населения. Во избежание подобных трансформаций, в историческом знании должно поддерживаться равновесие познавательного, практического и социального начал.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Предмет истории как науки. Функции истории. Подходы к изучению истории.

История - это общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (историография - отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время слово «история» имеет два значения:1) рассказ о прошлом; 2)название науки, изучающей прошлое, быт и жизнь народов.

История, как предмет науки рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни, все её стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исторические источники, исследуют все факты без исключения.

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой - осмысление всех фактов с целью выявления причин, закономерностей развития общества. Так, например, в разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. С появлением рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. Так, М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) и В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), стоявшие у истоков русской исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труды Н. М. Карамзина (1766-1826 гг.) «История государства Российского», - необходимость для России мудрого самодержавия. Крупнейший русский историк XIX в. С. М. Соловьев (1820-1870 гг.) («История России с древнейших времен») видел ход истории в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий, как считал историк, объективно определяли ход русской истории. Ученик С. М. Соловьева В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) («Курс русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т. д.), характерных для каждого периода. Близко к нему по теоретическим взглядам был С. Ф. Платонов (1850-1933 гг.). Его «Лекции по русской истории», как и труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского неоднократно переиздавались.

История выполняет несколько социально значимых функций. 1). Познавательная (когнитивная) функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. Она способствует пониманию и объяснению исторических процессов и явлений. Познавательная функция является интеллектуально развивающей, так как она состоит в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. 2). Практически-политическая функция. Сущность её состоит в том, что история как наука помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Практически-политическая функция подразумевает использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в настоящем и будущем. 3). Мировоззренческая функция. История создаёт документально точное повествование о выдающихся событиях прошлого, тем самым формируя общественное мировоззрение. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития, может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность - это исторические факты. История, как наука, реализуя мировоззренческую функцию, создаёт фундамент, на котором основывается получение объективной информации о прошлом. Чтобы выводы истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их целостности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания. 4). Воспитательная функция. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданское качество - патриотизм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом.

В настоящее время существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный.

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предметы труда, средства труда и человека. Следовательно, производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно сменяют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяют следующие стадии развития общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо. Недостаточное внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что абсолютизируется переход от одной формации к другой через революцию (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).



Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. Первоначально слово «цивилизация» использовалось, имея три распространённых значения. Первое - синоним культуры, второе - ступень общественного развития, следующая за варварством, третье - уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры. Существует более ста определений термина «цивилизация». Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу огромное значение имеет понимание цивилизации, как целостной общественной системы, все составные части которой тесно взаимосвязаны и несут на себе печать своеобразия той или иной цивилизации имеет самостоятельный внутренний механизм функционирования. Слабой стороной цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода: 1). Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э.). 2) .Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпохи Возрождения ХVI в.). 3). Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание Первой мировой войны). 4). Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: 1. Палеография исследует рукописные памятники и старинное письмо; 2. Нумизматика занимается изучением монет, медалей, орденов, денежных систем; 3. Сфрагистика изучает печати; 4. Топонимика занимается происхождением географических названий; 5. Краеведение изучает историю местности, региона, края; 6. Генеалогия исследует происхождение городов и фамилий; 7. Геральдика изучает гербы стран, городов, отдельных людей; 8. Эпиграфия исследует надписи на камне, глине, металле; 9. Источниковедение занимается изучением исторических источников; 10. Историография основным кругом своих вопросов считает описание и анализ взглядов, идей и концепций историков, изучение закономерностей в развитии исторической науки; и др.

Литература

1. Кириллов, В.В. История России / В.В. Кириллов. - М: Юрайт-Издат, 2005. - С. 9-15.

2. Орлов, А.С., Георгиев Н.Г., Сивохина Т.А. История России / А.С. Орлов, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. - М: ТК Велби, 2003. С. 5.

3. Поляк, Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. - М: Культура и спорт, ЮНИТИ,2000. С. 4-5.

Изучение исторического опыта имеет огромное значение для теоретической и методологической подготовки современных специалистов во всех отраслях экономической и общественной жизни. История расширяет кругозор, дает нравственные ориентиры для оценки и осмысления современных политических, экономических, культурных процессов в контексте опыта российской и мировой истории.

История выступает одной из важнейших форм самосознания людей, средством их «ориентации» в социальном пространстве, а также является одним из основных способов самоидентификации общества.

Одной из важнейших функций истории в высшей школе представляется воспитательная, поскольку изучение исторического прошлого формирует гражданские качества личности, помогает осознать такие категории как честь страны, долг перед обществом, позволяет правильно оценивать текущие события.

При реализации воспитательной функции в высшей школе закономерно возникает вопрос: какие качества нужно воспитывать? В настоящее время, в условиях внешних вызовов, отчетливо вырисовываются три основных качества, наиболее востребованных обществом и государством. Это патриотизм, межнациональное согласие и умение преодолевать трудности.

Процесс патриотического воспитания историей должен включать в себя воздействие на студенческую аудиторию через осознанное восприятие исторических знаний о традициях российского народа, его подвигах, талантах, нравственных качествах героев Отечества. «Эмоциональное переживание человеком героических свершений своих предков воздействует на формирование личности, ее нравственных качеств». . Нужно воспитывать и уважительное отношение к символике нашего государства: к гербу, флагу, гимну страны.

Среди факторов, способствующих патриотическому воспитанию, можно выделить объективное изложение исторического прошлого. В настоящее время, в условиях информационной войны, появляется очень много статей в различных средствах массовой информации, порочащих не только наше настоящее, но и прошлое. Авторы пытаются исказить исторические факты в пользу своих заказчиков, очернить лидеров нашего государства, сделать акцент на негативных моментах исторического прошлого. Особенно много подобной лжи вокруг возвращения Крыма. Задачей преподавателя является обсуждение со студенческой аудиторией подобных статей, разоблачение ложной информации, а также распространение исторических знаний о героической борьбе российского народа против захватчиков, о героях различных войн, о талантливых соотечественниках .

Патриотическое воспитание включает также формирование высоких нравственных качеств у студенческой аудитории. В исторической литературе редко прослеживается нравственная сторона поступка, поведения, события или факта. И если студенты даже хорошо знают заслуги перед Отечеством великих правителей или государственных деятелей, таких как Петр I, Александр II, М. Сперанский, С. Витте, П. Столыпин и т.д., они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности. Поэтому преподаватель на занятиях должен не только показать вклад великих сынов Отечества, но и уделить внимание их нравственной мотивации.

Патриотическое воспитание не преувеличивает успехи своего народа, не допускает его незаслуженное восхваление. В то же время нельзя недооценивать и противостоящую сторону в мирное или военное время, презирать предполагаемого или реального противника. Особенно актуальным этот тезис представляется в настоящее время, когда наша страна ведет борьбу с международным терроризмом, участвует в военных действиях на территории Сирии. Студенты должны осознавать, насколько важной является эта задача, что международный терроризм – это общемировая угроза, от нападения которого не застраховано ни одно государство. Студенческая аудитория должна также четко представлять национальные интересы России в XXI веке. Задачей преподавателя является не только хорошее знание концепции государственной безопасности, внешнеполитической и военной доктрины, реалий международной и внутренней жизни, но и заострение нужных проблем до уровня осознанного восприятия студентами.

Не менее важной воспитательной задачей представляется и воспитание межнационального и социального согласия. На протяжении нескольких столетий Россия является многонациональной страной, в которой проживают более 100 национальностей и народностей. Поэтому воспитание толерантного отношения к разным нациям, к их обычаям и традициям остается актуальным и востребованным российским обществом. Преподаватель должен стать главным проводником политики межнационального согласия среди студенческой аудитории, рассказывая о многовековом опыте российского государства в формировании и укреплении единого многонационального государства, рассматривая зарубежный опыт мирного сожительства народов в одном геополитическом пространстве и политику других стран по обеспечению дружелюбия между гражданами и народами в экстремальных условиях. Достаточно вспомнить опыт Великой Отечественной войны, когда плечо к плечу стояли все народы СССР, отдавая свои жизни за свое Отечество.

Обучение учащихся на историческом опыте прошлого умению преодолевать трудности является одним из приоритетных направлений воспитательной идеи истории. Преодоление трудностей – это не новое состояние для России. Ее история знала множество разрушительных войн, эпидемии, голод. Все это влекло за собой огромные жертвы и неустроенность жизни многих миллионов людей. Подобная ситуация наблюдается и в современной России, когда внешнеэкономические санкции и энергетический кризис резко ухудшили положение многих россиян. Задача преподавателя истории – убедить студента на исторических примерах, что и в не менее сложных, чем в настоящее время, условиях россияне терпеливо и успешно преодолевали трудности, что привнесет веру в возможность решения проблем, стоящих перед современным российским обществом.

В то же время хотелось бы отметить, что и государственным органам следует обратить особое внимание на воспитательную функцию истории. Как справедливо заметил историк Селезнев Ю.В. «патриотическое воспитание оказалось оторвано от исторического сознания». . Современная политическая элита недооценивает историческое знание, о чем свидетельствует недостаточное количество часов по историческим дисциплинам в государственных программах различного уровня – от школы до вуза . Еще раз хочется подчеркнуть, что именно историческое воспитание формирует гражданские качества личности, делает ее патриотом и борцом за интересы своего Отечества.

Список литературы

1. Бизнес и патриотизм: проблемы совместимости /под ред Завражина А.В. – М.:МЭСИ, 2014.-214 с.

2. Ковригин В.В. Соотношение исторической науки и содержания школьного исторического образования //Научное обозрение. 2008. №1. С.200-202

3. Селезнев Ю.В. Становление профессионального сознания историка. Сб.: Образ прошлого: историческое сознание и его эволюция. – Воронеж, 2009. С.5-9.

4. Удальцов В.Г. Функции истории в жизни общества. Государственная служба. 2014. №3. С. 106-109.

Главные
познавательная, или интеллектуально-развивающая;
воспитательная;
политическая, или практически-политическая;
мировоззренческая.

Познавательная, интеллектуально развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения историко-политических фактов, выявления главных тенденций политического развития истории. Не случайно на научном языке весьма часто слово “история” употребляется как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени.

Практико-политическая функция состоит в том, что политическая история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективные решения политического характера.

Вместе с тем, знание политической истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных политических партий и движений.

Мировоззренческая функция при изучении политической истории в значительной степени определяет формирование научно-политического мировоззрения. Это и понятно, так как политическая история дает документально точные данные о выдающихся политических событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. В этой связи знание политической истории вооружает людей пониманием исторической политической перспективы. Политическая история не есть политика, “опрокинутая в прошлое”, хотя между ними существует определенная связь. Политическую историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная политическая история никого, никогда и ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно – политической практики – это ориентировка на искаженный исторический опыт.

Политической истории присуща и воспитательная функция. Изучение политической истории воспитывает у народа высокие политические качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства людей. Знание политической истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем, знание политической истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, людей, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.

Наконец, изучение политической истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений. Это весьма важно, прежде всего, потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраняется большой разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры. По мере включения в процессы преобразований громадных масс населения этот разрыв приобретает или, по крайней мере, может приобрести трагические черты, которые несомненно приведут к кровавой развязке