Николай Алексеевич Клюев был выходцем из простой деревенской семьи. Он родился в деревне Коштуги, Олонецкой губернии. Поэта не зря считают представителем новокрестьянского течения в русской литературе 20 века, ведь центром его творчества стала простая деревенская изба, которая имела магические свойства. Клюев ни когда не забывал своих корней, он гордился тем, что родился и вырос в простой деревенской семье, тем, что ему посчастливилось познать ценность простого «мужицкого» воспитания и восприятия действительности.

В 1912 году Клюев пишет стихотворение «Вы обещали нам сады…». Литературные критики считают, что это был ответ на стихотворение Бальмонта «Оттуда». В своей литературной работе Клюев выступил ярым противником символизма. Он считал, что символисты, в частности Бальмонт, обманывали читателей, что на самом деле не существует описанных ними райских уголков. Те, кто откликнулся на их призыв, увидели лишь чуму, увечья, убийства, голод, разврат.

В своем произведении «Вы обещали нам сады…» поэт использует антитезу «Мы» - «Вы». «Мы» - поэты из народа, те, кто вырос на земле, кого вскормили «ущелий недра» и «вспоил дождями небосклон». «Вы» - поэты-символисты, те, кто пытался увести своих читателей из мира реальных событий в мир грез и мечтаний.

Клюев подчеркивает, что мир, созданный символистами, не реальный. Он не может спасти человека от проблем. В конечном итоге «облетел ваш сад узорный» и «ручьи отравой потекли». Напротив, представители новокрестьянского течения призваны показать всю иллюзорность и абсурдность обещаний символистов.

Поэт обращает внимание на то, что очистить человека может лишь сила, которая идет из недр земли. Себя и поэтов, творивших в подобном ключе, Клюев сравнивает с «валунами» и «седыми кедрами».

Мысль о силе «деревенского мира», о «мужицком» воспитании, о первозданности природы Клюев проведет красной линией через многие свои произведения.

«Вы обещали нам сады…» Николай Клюев

Я обещаю вам сады…
К. Бальмонт

Вы обещали нам сады
В краю улыбчиво-далеком,
Где снедь — волшебные плоды,
Живым питающие соком.

Вещали вы: «Далеких зла,
Мы вас от горестей укроем,
И прокаженные тела
В ручьях целительных омоем».

На зов пошли: Чума, Увечье,
Убийство, Голод и Разврат,
С лица — вампиры, по наречью —
В глухом ущелье водопад.

За ними следом Страх тлетворный
С дырявой Бедностью пошли,-
И облетел ваш сад узорный,
Ручьи отравой потекли.

За пришлецами напоследок
Идем неведомые Мы,-
Наш аромат смолист и едок,
Мы освежительней зимы.

Вскормили нас ущелий недра,
Вспоил дождями небосклон,
Мы — валуны, седые кедры,
Лесных ключей и сосен звон.

Анализ стихотворения Клюева «Вы обещали нам сады…»

Клюева принято относить к группе так называемых новокрестьянских поэтов. На протяжении всего творческого пути он оставался певцом русской северной избы, которая в его лирике превращалась в центр мироздания, наделялась мистической сущностью. Столь сильная любовь к деревне и простой жизни идет из детства Николая Алексеевича. Дело в том, что он родился и вырос в крестьянской семье. Мать его была сказительницей и плачеей, отец – урядником, сидельцем в винной лавке. Среди предков поэта – немало приверженцев старообрядства. Семья Клюева жила в глухой северной деревеньке, расположенной в Олонецкой губернии. О своих корнях Николай Алексеевич никогда не забывал. Недаром Ахматова отзывалась о нем, как о «таинственном деревенском Клюеве», а Блок искренне считал «провозвестником народной культуры» и воспринимал в качестве символа народной веры.

В 1912 году Николай Алексеевич написал программное произведение, получившее название «Вы обещали нам сады…». Его считают ответом на «Оттуда» (1899) Бальмонта. Фактически Клюев выступает против символизма. В стихотворении появляется антитеза «мы» — «вы». Под первым местоимением подразумеваются поэты из народа. Под вторым – представители символизма. «Оттуда» Константина Дмитриевича – обещание увести читателей с помощью поэзии из мира реального, где проблемы, несчастья, потрясения, в возвышенно-прекрасный мир грез. В той стране нет «ни печали, ни заката», там «свежесть утренней звезды», там «спят нешепчущие реки». В общем, Бальмонт описывает настоящий райский уголок.

Клюев обещаниям символистов не верит. По его мнению, в землях, изображенных Константином Дмитриевичем, живут Чума, Увечье, Голод, Убийство, Бедность, Разврат и Страх. Окультуренной природе, в качестве воплощения которой выступают сады, Николай Алексеевич противопоставляет природу дикую. Он считает, что истинное очищение человека происходит только под воздействием силы, идущей из недр крестьянского мира. Себя и себе подобных Клюев провозглашает людьми, вскормленными ущелий недрами, вспоенными дождями. Тех, кому выпало счастье осознать величайшую ценность «мужицкого» восприятия действительности, поэт называет валунами, седыми кедрами, звоном лесных ключей и сосен. Подобные мысли Николай Алексеевич будет транслировать и в произведениях, вошедших в сборники «Братские песни» и «Лесные были».

«Олонецкий поэт», выходец из глухой сибирской деревни Николай Алексеевич Клюев всей своей душой ощущал близость родины и своих корней. Он воспевал прошлое своего края, его традиции и верования.

Предками поэта были язычники и старообрядцы и именно эту культуру, ее мистическую, сакральную сущность Клюев вложил в свое творчесто. Он взывал к памяти предков, к верности своей земле. Однако творчеству Николая Алексеевича было суждено выйти за пределы крохотной северной деревеньки и озарить светом своего таланта всех читающих людей эпохи.

В мифическое, мистическое естество родины, странным образом роднила новокрестьянского поэта с известным символистом Александром Александровичем Блоком. Оба поэта открывали читателю таинственный мир необычайной Руси, где существуют ведуны с ворожеями и строительство избы приравнивается рождению нового живого, обладающего мистической сущностью существа.

Даже Анна Андреевна Ахматова была поражена самобытностью Николая Алексеевича и назвала его «таинственным деревенским Клюевым».

Однако творческий прорыв Клюева пришелся на период символизма в русской поэзии, с ее утонченностью, образностью,

Лирическими героями и трагичной философией городского жителя.

В 1912 году было написано одно из известнейших стихотворений Николая Алексеевича Клюева – «Вы обещали нам сады…», ставшее своеобразным ответом классикам символизма и особенно стихам Константина Дмитриевича Бальмонта «Оттуда». В стихотворении «Оттуда» поэт обещает увести людей из ужасной переполненной несчастьями и невзгодами среды в утопический мир поэзии и грез, в райский уголок, где каждый будет счастлив и свободен.

В своем стихотворном ответе, Николай Алексеевич вводит антитезу «мы»-«вы», в которой противопоставляет поэтов – выходцев из народа и символистов. Клюев не верит, что поэзия грез и размышлений приведет к чему-либо хорошему. Вместо благодати такие стихи способны только привнести в мир всевозможные напасти и пороки.

По мнению Клюева, что человечество может очиститься только благодаря силе родного края и первыми предвестниками такого избавления являются поэты из низов, глухих деревень и крестьянских поселений. Окультуренную природу бальмонтовских садов Николай Клюев противопоставляет дикой, неосвоенной человеком природе.