Покровительство гения

Гении в христианской традиции

Представления о гении, духе-хранителе, сохранились в христианской традиции в образе ангела-хранителя, данного человеку Богом при Крещении для помощи и руководства. Католическая и Православная Церкви учат почитать и призывать в молитвах Ангелов-Хранителей, как ближайших духовных наставников и покровителей.

Гении в оккультизме и магии


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гений (мифология)" в других словарях:

    Гений многозначный термин: Гений (мифология) личный дух человека в римской мифологии. Genius loci Гений человек с чрезвычайно выдающимися способностями. Личное имя Публий Ювентий Цельс Тит Ауфидий Гений Севериан Агеев, Гений… … Википедия

    Гений многозначный термин: Гений (мифология) личный дух человека в римской мифологии «Гений человек с чрезвычайно выдающимися способностями, тот кто находит пути решение самых сложных проблем самыми невероятными и одновременно… … Википедия

    Систе ма мифологических представлений древних балтийских (балтских) племён. Общебалтийская мифологическая система не сохранилась, но в некоторых случаях она реконструируется на основе мифологических систем отдельных балтийских племён: западных… … Энциклопедия мифологии

    Судить о древнейшем периоде Р. м. чрезвычайно трудно, так как источники относятся к более позднему времени (1 в. до н. э. 4 в. н. э.) и часто содержат ложные этимологии имён богов и интерпретации их функций. В науке долгое время господствовало… … Энциклопедия мифологии

Реферат на тему:

Гений (мифология)



План:

    Введение
  • 1 Покровительство гения
    • 1.1 Гении в ассирийской мифологии
    • 1.2 Гении в греческой мифологии
    • 1.3 Гении в христианской традиции
    • 1.4 Гении в оккультизме и магии
  • Примечания
    Литература

Введение

Гений (I век, Национальный археологический музей, Мадрид)

Ге́ний (от лат. genius ) - в римской мифологии: духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности. Римляне изображали человеческого гения в виде антропоморфной фигуры, а гения местности (лат. genius loci ) - в виде змеи.


1. Покровительство гения

Вера в существование божеств, духов и демонов, покровительствующих человеку, очень древняя и встречается во многих культурах. Считается, что некоторые духи могут вдохновлять человека, внушая ему знание истины и наделяя талантами, которыми человек превосходит многих смертных; отсюда происходит понятие о человеческой гениальности, что буквально означает покровительство доброго духа-гения. Гений так же защищает человека от воздействия злых духов, несущих болезни и неудачи.


1.1. Гении в ассирийской мифологии

В ассирийской мифологии гении выполняют охранную роль. Они занимают тело человека или место (например, дворец или храм), чтобы воспрепятствовать проникновению туда злых демонов. «Ассириец совершенно не мог себе представить, чтобы место оставлось пустым: если дух, покровительствующий человеку, покидает его, им не замедлит завладеть злой гений», - пишет в «Ассирийской магии» Ш. Фоссе.

В качестве гениев по представлениям ассирийцев могли выступать или боги, или особый род добрых демонов: шеду и ламассу . Если человек прогневал своего духа-покровителя, гений удалялся, лишая человека своего покровительства:

Аххазу встречают человека, на которого сердит его бог, они покрывают его как одежда, они набрасываются на него, наполняют его ядом, связывают его руки, связывают его ноги, терзают его бока, орошают его желчью.

- Шурпу, VII, 20-26

Поэтому лечение болезней сопровождалось ритуалами экзорцизма и приглашением гения вернуться обратно в тело человека.


1.2. Гении в греческой мифологии

В греческой мифологии в качестве гениев выступают некоторые даймоны (др.-греч. δαίμων ), то есть демоны. Добрый гений именовался агатодаймоном или агафодаймоном (от греч. αγαθο , хорошо, благой), злой - какодаймоном (от греч. κακό , зло).

В диалоге «Эпиномис» Платон говорит, что даймоны «относясь, однако, к роду, умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью, они прочитывают все наши мысли и относятся к добрым и благородным с поразительной милостью, однако очень злые мысли они воспринимают с крайним отвращением». В диалоге «Государство» Платон говорит, что злоключения человечества объясняются «недостатком внимания со стороны даймона, воспитавшего нас, руководившего нами… и сделавшегося слабым и беспомощным». В диалоге «Тимей», 41, Платон приводит миф о сотворении мира, в котором демиург обращается к первым богам и приказывает создать племя существ, которое являлось бы «руководящим принципом для тех, кто хочет следовать справедливости» и за богами.

Сократ описывал своего даймона-гения как внутренний голос, который всегда предупреждал философа, как только тот хотел совершить неправильный поступок. В «Федоне», 107-108, Сократ объясняет, что гений человека, заботившийся о душе при жизни, помогает душе покинуть мир живых и спуститься в Аид, что роднит гения с описанием ангела Азраила.


1.3. Гении в христианской традиции

Представления о гении, духе-хранителе, сохранились в христианской традиции в образе ангела-хранителя, данного человеку Богом при Крещении для помощи и руководства. Католическая и Православная Церкви учат почитать и призывать в молитвах Ангелов-Хранителей, как ближайших духовных наставников и покровителей.


1.4. Гении в оккультизме и магии

В 1898 году С. Л. Макгрегор Мазерс перевёл с французского языка [на какой? ] один необычный трактат под названием «Книга священной магии Абрамелина-мага, кою Авраам Еврей передал сыну своему Ламеху. Гримуар пятнадцатого века». Рукопись этой книги, выполненная на иврите и представляющая собой руководство по практической магии, хранилась в парижской библиотеке Арсенала (Bibliothèque de l’Arsenal) и в конце XVII века была переведена на французский.

В этом гримуаре маг Абрамелин провозглашает, что каждый человек связан с особой духовной сущностью, которая именуется Священным Ангелом-Хранителем, без вступления в духовный союз с которым для человека невозможно по-настоящему продвинуться по пути духовного развития или повелевать обитателями сфер низшей природы.

Единственный Наивысший Ритуал - это достижение Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем. При этом весь человек поднимается и вытягивается в вертикальную прямую линию. Любое отклонение от этой прямой линии грозит превратиться в чёрную магию. Любая другая операция - это чёрная магия.

- А. Кроули, «Магия в теории и на практике»

Помимо утверждения существования высшего покровителя человека «Книга священной магии Абрамелина-мага» содержит описание детальной процедуры вызова личного гения, а также системы магии, переданной личным гением самому Абрамелину. Так, согласно «Книге священной магии Абрамелина-мага», установив собеседование с ангелом, маг получает инструкции для вызывания «Четырёх Великих Князей Зла» и подчиняет их, связав клятвой преданности. В последующие дни маг призывает и подчиняет прочих духов зла, пока все население адских царств не поклянётся в преданности и не станет повиноваться магу, что означает торжественную победу человека над низшей природой, персонифицированной в образах демонов.

Эта процедура очень напоминает события, описанные в другом магическом гримуаре, известном под названием «Завещание Соломона», в котором легендарный царь посредством помощи божьих ангелов подчинил себе всех злых демонов и заставил их участвовать в строительстве Божьего Храма, что может быть понято как буквально так и иносказательно.

История так же содержит упоминания о контактах магов с гениями, обучающими и наставляющими людей. Так, в «Критической истории Испанской инквизиции» Хуан-Антонио Льоренте рассказывает историю об учёном докторе XVI века, Эухенио Торальбао, которому явился ангел Зекиил. Ангел являлся «в облике белого и белокурого юноши, одетого в платье телесного цвета и черную верхнюю одежду» и учил доктора добру и тайным наукам. Эухенио Торальбао наивно полагал, что раз Зекиил «никогда ничего не говорил против христианской религии», то инквизиция не будет иметь к нему претензий, а потому не скрывал своего союза с гением. Однако лишь униженное отречение от ангела и покровительство влиятельных особ обеспечили учёному сравнительно мягкий приговор за колдовство - 4 года тюрьмы.

Более успешным примером такого контакта современные оккультисты считают историю английского мага Джона Ди, который в конце XVI века с помощью своего ассистента Эдварда Келли предпринял успешную попытку установления контакта с ангелами. Её итогом стало создание при содействии архангела Уриила системы енохианской магии, которая большинством современных магов признаётся наиболее сильнодействующей.

Достижение собеседования со Святым Ангелом-Хранителем считается одной из наиболее важнейших задач мага-телемита.

Алистер Кроули в письме к Frater Р. раскрывает имена, под которыми Святой Ангел-Хранитель известен различным магическим и религиозным традициям.

Теософы называют его Высшей Самостью, Молчаливый Наблюдатель или Великий Мастер. В Ордене «Золотой Зари» его называют Гением. Гностики называют Логосом. Египтяне говорят Асар Ун-нефер. Зороастр говорит об объединении всех этих символов в форме Льва - см. халдейские Оракулы. Анна Кингсфорд называет его Адонай (Одетый в солнце). Буддисты называют его Ади-Буддой - (говорит Е. П. Б.) Бхагавад-Гита называет его Вишну (глава XI). И Цзин называет его «Великий Человек». В Каббале его называют Иехида.

У Х Ч Ш
Полубоги и люди

Гении и Юноны

У каждого римлянина был свой гений - божество, сопровождавшее его в течение всей жизни - от колыбели до могилы, побуждая человека к тем поступкам, которые он совершал на жизненном пути. Поэтому в день своего рождения каждый римлянин приносил своему гению жертвы - цветы, плоды, воскурения и возлияния. Все значительные события в жизни отмечались жертвоприношением гению. Римляне пировали с друзьями, желая доставить гению радость. После смерти человека его гений оставался на земле, пребывая возле его могилы. Такую же роль в жизни римских женщин играли их юноны - гении женского рода. Были гении, под покровительством которых находились государство, город и даже отдельные местности. Обычно гением местности считалась красивая змея, которой в жертву приносились спелые прекрасные плоды.

Кроме гения, ребенка в младенчестве окружали заботливые боги и богини. Одни помогали новорожденному издать первый крик, другие охраняли колыбель, учили пить, есть, двигаться, говорить, выходить из дома и возвращаться назад. Таким же образом рассматривалась и жизнь природы - потому-то и насчитывалось у римлян такое множество богов и богинь, заботившихся, казалось бы, об одном и том же - чтобы зерно было брошено в землю, чтобы злаки поднялись, заколосились и были убраны, чтобы распускались цветы, завязывались плоды садовых деревьев, плодоносили виноградники. Весь мир для римлянина был наполнен божествами, с которыми он все время сталкивался и которым должен был угождать, чтобы его жизнь протекала благополучно. Для этого нужно было точно знать, к какому божеству и как обратиться, чтобы вместо ожидаемой милости не получить наказания. Запомнить все эти установления, порядок принесения жертвоприношений и произнесения молитв практически было невозможно, а потому и приходилось обращаться к жрецам, твердо знавшим правила общения с божеством. Жрецы и жрицы различных богов - понтифики , фламины , фециалы , луперки , салии , весталки , арвальские братья , авгуры , гаруспики - играли огромную роль в общественной и частной жизни римлян. Они точно знали формулы молитв, все, что следует делать и обещать богу, чтобы получить от него желаемое. Главным в отношении к божеству было строгое выполнение предписанных обрядов, верность, благочестие и соблюдение наложенных богами запретов. Тщательно соблюдая все условия, предписанные божеством, верующий римлянин ожидал столь же скрупулезного выполнения того, что он испрашивал со стороны бога. Все это напоминало деловой договор между молящимся и богом. При этом молящийся должен был точно указать, что он приносит в жертву, чтобы боги не поняли его неправильно. Так, например, совершая возлияние, следовало сказать: «Прими вот это вино, которое я тебе приношу*, - чтобы божество не подумало, что ему обещано все вино, находящееся в погребе у молящегося. Вознося молитву, римлянин покрывал голову плащом, чтобы лучше сосредоточиться и соблюсти все формальности. И даже обращаясь к Юпитеру, самому главному божеству римлян, всем хорошо известному, наиболее предусмотрительные просители соблюдали осторожность, употребляя следующую формулу: «Могущественный Юпитер, или как назвать тебя по другому имени, тому, которое тебе более нравится...» Таким образом, вся римская религия сводилась к строго выработанным обрядам и священным формулам, знать которые могли лишь люди, специально этим занимавшиеся, то есть жрецы. Они брали на себя истолкование магических заклинаний и обрядов, пришедших из глубокой древности и сохранившихся в религии римлян.

Хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности. Символ гения - змея. В искусстве гений изображался в виде юноши (иногда бородатого мужа). Отдельные области имели своих гениев (духов) места (лат. genius loci ) .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В качестве гениев по представлениям ассирийцев могли выступать или боги, или особый род добрых демонов: шеду и ламассу . Если человек прогневал своего духа-покровителя, гений удалялся, лишая человека своего покровительства:

    Аххазу встречают человека, на которого сердит его бог, они покрывают его как одежда, они набрасываются на него, наполняют его ядом, связывают его руки, связывают его ноги, терзают его бока, орошают его желчью.

    - Шурпу, VII, 20-26

    Поэтому лечение болезней сопровождалось ритуалами экзорцизма и приглашением гения вернуться обратно в тело человека.

    Гении в греческой мифологии

    В греческой мифологии аналогом гениев являются некоторые даймоны (демоны ) . Добрый гений именовался агатодаймоном или агафодаймоном (от греч. αγαθο , хорошо, благой), злой - какодемоном (от греч. κακό , зло).