Моральные устои утверждают — факт заключения сделки с дьяволом вещь нереальная, что вероятнее всего, однако человек настолько непредсказуем и к тому же лишь он сам является хозяином своей жизни и судьбы, то люди, решившиеся на сделку с дьяволом , если верить историческим документам, все же существуют, а вот правда или нет история нижеизложенная — , решать современникам.

Шутят ли юристы, или на самом деле так и есть — по их мнению, соглашение с нечистым является самой что ни на есть «прозрачной» сделкой из всех существующих.

Урбен Грандье — сделка с дьяволом

между правдой и ложью

А уж подозреваемому оставалось подписать эту ложь, или отказаться – до чего доходили в своем неистовстве слуги Инквизиции! Подпись появлялась, подозреваемого отправляли на казнь путем сожжения, если же обвиняемый в ереси отказывался подписаться, пытки продолжались. Но дело в том, что в подписании любых документов – то ли это была сделка меж купцами, то ли меж демонами и чернокнижниками, участие принимал юрист, мог даже один и тот же проявить ретивость. Стиль документов сам об этом свидетельствует. Как и в случае с договором Грандье – считается, что документ сей, один из числа «подлинных». Яко бы на документе имеются подлинные подписи главных демонов! Даже свидетельство имеется, как документ оказался в суде – подкупленный инквизитором демон Асмодей совершил кражу документа из люциферового кабинета и тот был представлен судьям. Получается, что и в аду бардак творится! 🙂

Мы заканчиваем рассказ об одержимости демонами.

Лилльские послушницы (Франция)
1613 год. В Лилле был открыт приют для девушек-сирот. позже он был превращен в монастырь, где воспитывались около 50-ти послушниц. Пользуясь добротой и доверчивостью своей патронессы – мадам Буриньон, - они вели себя неподобающим для послушниц образом: совершали мелкие кражи, другие проступки и объясняли это одержимостью.
Судя по всему, им очень нравилась процедура экзорсизма, поскольку они инициировали ее проведение несколько раз. После чего все прекратилось.

Монастырь в Мадриде (Испания)
1628 год. Одержимых монахинь распределили в монастыри в других городах, после чего они прекратили имитировать одержимость.

Луденские монахини (Франция)
1634 год. Здесь так называемая одержимость была инициирована высшим духовенством, чтобы иметь возможность наказать священника Урбена Грандье, ведущего распутный образ жизни.

Урбен Грандье

Нескольких монахинь из монастыря урсулинок в Лудене убедили, что они одержимы, и что околдовал их именно Грандье. Во время процедуры экзорсизма, проводимого публично по очереди несколькими священниками, монахини вели себя как одержимые.

Неадекватное поведение монахинь во время проведения процедуры экзорсизма

Грандье обязали самого провести экзорсизм (согласно правилам, если священника обвиняли в вызывании одержимости, он должен был сам провести обряд, если другие священники в этом не преуспели).
Во время ритуала монахини заявили, что Грандье околдовал их при помощи переброшенного через монастырскую стену букета роз.

На основании этого обвинения Грандье зваключили в тюрьму. Его обвинили в сговоре с дьяволом, хотя даже при самых жестоких пытках священник это отрицал, и приговорили к сожжению.


Договор с дьяволом, якобы подписанный Урбеном Грандье


Урбен Грандье под пытками


Сожжение Урбена Грандье

Монахиням же настолько понравилось играть в одержимых, что даже после казни Грандье они продолжали свои представления; таким образом, монастырь получал неплохой доход от заезжих зевак, желавших полюбоваться на это лицедейство. Монахини бились в конвульсиях, выкрикивали непристойные слова, делали непристойные жесты, выделывали различные акробатические трюки. Кроме зрительской оплаты, они получали ежемесячное пособие от кардинала Ришелье (на проведение процедур экзорсизма).

Представление монахинь уже после ликвидации
«причины» их «одержимости»

Это продолжалось до тех пор, пока монастырь не посетила племянница Ришелье – герцогиня д’Эгильон, которая сразу распознала мошенничество и обо всем рассказала дяде. После того как кардинал отменил выплату пособий, приступы одержимости сразу же прекратились. Так, отсутствие денег помогло справиться с «одержимостью» там, где экзорсизм был бессилен.

Монастырь в Шиноне (Франция)
1640 год. Один из священников проводивший обряд экзорсизма в Лудене, был вызван в Шинон, поскольку несколько монахинь проявляли признаки одержимости. Вместо того чтобы как-то разубедить девушек, священник, напротив, внушал им, что они действительно одержимы. Это продолжалось пока епископ не заподозрил его в мошенничестве и не изгнал из монастыря.

Лувьерские монахини (Франция)
1642 год. Мадлен Бавен рано осталась сиротой и в возрасте 13-ти лет была отдана в ученицы к портнихе. Здесь ее соблазнил священник. Чтобы избежать подозрений, Мадлен поступила в монастырь, где 3 года была послушницей, а потом стала монахиней.
По ее утверждениям, настоятели монастыря (их сменилось несколько), принудили ее заключить договор с дьяволом, который посещал ее несколько лет в облике черного кота. Ее заявление поддержали еще 18 монахинь, которые назвали имена своих личных демонов, а в качестве совратившей их ведьмы назвали Мадлен Бавен.
Под пыткой она призналась в том, что ведьма, и была приговорена к пожизненному заключению, находясь в котором, она пыталась покончить с собой, но не преуспела. Но, тем не менее, умерла в возрасте 40-ка лет.
Монахинь, которые, по их утверждениям, были околдованы Мадлен, распределили по другим монастырям.

Одержимые в Падерборне (Германия)
1656 год. Одержимость поразила целую епархию. В своих несчастьях одержимые обвиняли монахов-капуцинов и служанку бургомистра, у которой при обыске нашли жабу, волосы и иголки, которые она якобы использовала при чародействе.

Для справки
Монахи-капуцины (Орден Братьев Меньших Капуцинов) – монашеский орден, ветвь францисканцев; первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Основан в 1525 году как ветвь францисканского ордена, утвержден в 1528 году папой Климентом VII.

Монах-капуцин

Оксоннские монахини (Франция)
1662 год. Монахини монастыря урсулинок заявили о своей одержимости, вследствие околдовывания их матерью-настоятельницей – сестрой Сенколомбой.
Эта история продолжалась 5 лет. Сестра Сенколомба была обвинена в колдовстве и арестована. Тем не менее, суд оправдал ее. Она перешла служить в другой монастырь, и истерия монахинь понемногу прекратилась.
Несколько лет врачи неоднократно обследовали монахинь. Их выводы были единодушны: монахини – мошенницы. Официальное медицинское заключение гласило:
«…во всех этих действиях, физических или духовных, монахини не проявили законных или убедительных признаков истинной демонической одержимости ни в понимании иностранных языков, ни в знании спрятанных секретов, ни в откровениях, ни в левитациях, ни в перемещениях из одного места в другое, ни в неестественных позах, которые обычно возникают в этом случае».
Для справки
Левитация – преодоление земного притяжения без дополнительных приспособлений, при котором субъект или объект парит в пространстве без какой-либо опоры.

Моровские ведьмы (Швеция)
1669 год. Массовая детская одержимость. Дети обвинили многих людей в колдовстве, в результате чего было сожжено 85 человек. Врачам впоследствии удалось установить, что все обвинения – результат болезненного воображения, путаницы мыслей либо просто злобой или желанием привлечь внимание. Но сделано это было несколько поздно.

Одержимые в Хоорне (Нидерланды)
1670 год. Массовая одержимость в сиротском приюте среди воспитанников моложе 12-ти лет. Прошла после процедуры экзорсизма.

Монастырь в Тулузе (Франция)
1681 год. 6 одержимых монахинь были подвергнуты экзорсизму. После процедуры последовало расследование, которое выявило обман. Однако монахини обвинили следователей в отклонениях от католичества, свободомыслии и атеизме.

Лионские монахини (Франция)
1687 год. 50 монахинь были подвержены массовой одержимости, прошедшей после процедуры экзорсизма.

Салемские ведьмы (США)
1692 год. Одержимость началась у девочек-подростков, после того как они наслушались индейских сказок с разными «страшилками».
Подросткам начали подражать более старшие девушки. Таким образом, возраст молодых людей, подверженных одержимости составил промежуток от 12 до 20 лет.
Врачами и священниками был вынесен единогласный вердикт – околдовывание. Лишь один житель Салема сразу же предположил, что, так называемая, одержимость есть мистификация, и что излечиться она может при помощи хорошей порки, но к нему не прислушались.
Таким образом, поступки, которые изначально были шалостью, стали предметом серьезного судебного рассмотрения. Чтобы подтвердить, что они действительно одержимы, девушки указали на тех, кто их, якобы, околдовал. При этом их показании были словно писаны по копирку или, говоря современным языком, размножены на ксероксе.


Во время одного из Салемских процессов

Множество обвиняемых были казнены или заключены в тюрьму.
Так называемая, «одержимость» постепенно «сошла на нет».

Ландские одержимые (Франция)
1744 год. Несколько девушек объявили себя одержимыми. «Недуг» прошел, после того как честолюбивый священник – отец Эртен – мечтавший сотворить чудо, провел процедуру экзорсизма, а в сущности, уговорил девушек перестать притворяться. Не исключено, что и притворялись они по его просьбе.

Монастырь в Унтерцелле (Германия)
1749 год. Монахини в течение нескольких лет демонстрировали признаки одержимости. Было проведено несколько процедур экзорсизма, но они не помогали. Подозрение в околдовывании пало на помощницу настоятельницы – сестру Марию Ренату. Пытки вынудили ее «признаться» в колдовстве. Она была казнена.
Прекратились ли случаи одержимости после ее казни? Об этом история умалчивает.

Самые известные случаи индивидуальной одержимости

Год 1566. Франция
Мадам Николь Отри из Вервена в течение года прикидывалась одержимой. Пока монахи из местного монастыря не провели над ней процедуру экзорсизма, включающую публичную порку, призванную «достигнуть с Божьей помощью изгнания дьяволов из ее тела».

Год 1583. Австрия
16-летнюю жительницу Вены, страдавшую судорогами, объявили одержимой. Процедуру экзорсизма монахи-иезуиты проводили 6 недель. По их заявлению, они изгнали из ее тела 12 652 демона, которые приняли вид мух и содержались 70-летней бабушкой девочки в стеклянной банке.
Под влиянием жестокой пытки старушка «призналась», что имела сексуальные сношения с дьяволом, который принимал вид клубка ниток, и околдовывала внучку. После «признания» бабушку сожгли заживо, протащив к месту казни привязанной к хвосту лошади.

Год 1586. Франция
Жительница Амьена имитировала одержимость. Чтобы уличить ее, священник прочел ее по-латыни отрывок из Цицерона. Услышав латинский язык, девушка решила, что ей читают отрывок из Библии, и забилась в притворной истерике.
Ее приговорили к публичной порке, и привели приговор в исполнение.

Год 1598. Франция
Парижанка Марта Бросье объявила себя одержимой. Монахи-капуцины, проводившие процедуру экзорсизма, сочли это правдой, а врачи и епископ – ложью. Таким образом, дело само собой «сошло на нет».

Год 1691. Франция
Мари Воле из Бурга заявила, что она одержима, однако врач и ее духовник решили, что это не так. Все обошлось дружеским советом – перестать притворяться.

…Сии белые розы собраны и представлены вам, равно как и рукопись, подписанная кровью колдуна и являющаяся списком с договора, который он заключил с Люцифером; оный список он вынужден был постоянно носить при себе, дабы удержать свое могущество. И сейчас еще можно, к великому ужасу, различить слова, начертанные в углу пергамента: «Подлинник хранится в преисподней, в кабинете Люцифера».

(Альфред де Винъи, «Сен-Мар»)

БЕЛАЯ РОЗА стала пурпурной, когда Афродита наколола божественную ножку острым шипом… Розы и пергамент, о которых упоминает Альфред де Виньи, действительно были представлены в качестве вещественных доказательств на суде, где в пособничестве дьяволу обвинялся Урбен Грандье, служитель церкви.

Двести лет отделяют процесс Жиля де Ре от не менее знаменитого дела Урбена Грандье. Это не только бездна времени, но и новая историческая эпоха, которую лишь школьник, начитавшийся романов Александра Дюма, мог назвать «веком мушкета». Для нее куда больше подходит иной символ - обложенный дровами столб. Географические открытия, мануфактуры, прогресс науки и техники - это лишь одна сторона медали, а «охота за ведьмами» - другая. На позолоченном аверсе летящий на всех парусах фрегат, на закопченном реверсе - воронье вокруг эшафота.

Не будем сворачивать корабль с его победного курса. Наш путь проходит по теневым страницам истории…

«Как ни омерзительны подробности преследования, поднятого против колдовства до XV столетия, - пишет в «Истории инквизиции» Г.-Ч. Ли, - они были только прологом к слепым и безумным убийствам, наложившим позорное пятно на следующее столетие и на половину XVII. Казалось, что сумасшествие охватило христианский мир и что сатана мог радоваться поклонениям, которые воздавались его могуществу, видя, как без конца возносился дым жертв, свидетельствовавший о его торжестве над всемогущим. Протестанты и католики соперничали в смертельной ярости. Уже больше не сжигали колдуний поодиночке или парами, но десятками и сотнями». Общее число жертв этого воистину дьявольского пира определяется в 9 или даже 10 миллионов человек.

«Что значат мучения одного распятого на кресте перед муками этих девяти миллионов, сожженных во имя его и во славу святой троицы людей, которым целые месяцы перед этим терзали тела и ломали кости!» - восклицает М. Геннинг в монографическом исследовании, озаглавленном с предельной ясностью - «Дьявол». В интересующем нас эпизоде дьявольские легионы проявили себя в Лудене, близ старинного французского города Пуатье, избрав для массового паломничества небольшой монастырь сестер-урсулинок. Зная обстановку и нравы женских обителей, удивляться здесь особенно не приходится. «Неудовлетворенная жажда любви и материнства, - отмечал по этому поводу академик С. Д. Сказкин в предисловии к роману Альфреда де Виньи «Сен-Map», - превращенная в экстаз любви к небесному жениху, часто изливалась на отца-духовника, единственного мужчину, появлявшегося в монастыре и принужденного в силу своих обязанностей выслушивать тайную исповедь, блуждая по самым интимным уголкам женской души. Дело принимало опасный оборот, когда таким отцом оказывался блестящий, красивый и образованный священник».

Урбен Грандье полностью отвечал столь лестной характеристике. Великолепный оратор, получивший основательную подготовку в иезуитской коллегии в Бордо, он буквально завораживал собеседников своей речью. К столь опасному красноречию следует присовокупить и эффектную внешность, и надменную осанку, и относительную молодость - в разгар событий Грандье минуло 42 года, - и тогда одержимость монашек получит самое простое и совершенно естественное объяснение. К тому же блестящий служитель церкви успел прослыть беззастенчивым ловеласом. Получив 27 лет от роду лу-денский приход, он соблазнил совсем еще молоденькую дочь королевского прокурора Тренкана, не составляла секрета и его связь с дочерью советника Рене де Бру, с которой он даже тайно обвенчался, сыграв двойную роль: священника и жениха. Одним словом, проказник в рясе был далеко не безгрешен по амурной части. И если бы он действительно получил место духовника в луденской обители, которого так домогался, то вполне могла повториться история Мазетто из Лампореккио («Декамерон», день III, новелла 1). Ведь, как явствует из аннотации, оный Мазетто, «прикинувшие немым, поступает садовником в обитель монахинь, которые всеi соревнуются сойтись с ним». Грандье не нужно было прикидываться, требовалось лишь получить вожделенную должность, на которую претендовал и его лютый враг отец Миньон. Собственно, в них, во врагах, таилась основная интрига: в недоброжелателях, завистниках, оскорбленных отцах, обманутых мужьях, осмеянных слугах господних.

Если же добавить сюда едкий памфлет, в котором луденский попик осмелился задеть самого кардинала Ришелье, то вмешательство дьявола в церковные дела станет куда как ясно, Вольнодумца и гордеца следовало любыми способами погубить, и его погубили, когда представилась такая возможность. Упорствуя в своих притязаниях на

должность, которая была отдана все-таки Миньону, Грандье сам вложил оружие в разящую длань недругов. Они живо припомнили подробности дела Гоффриди, духовника урсулинок, сожженного в Эксе 20 апреля 1611 года. И прежде всего христову невесту Луизу, пухленькую блондиночку, в которую вселился Вельзевул, ее бесстыдные телодвижения, опасные горячечные речи. Отчего бы не повторить номер в Лудене? «Князь магов» Гоффриди вполне мог воскреснуть в Грандье, чтобы вновь обратиться в пепел. Начать решено было с наузы - заговоренной какой-нибудь вещицы или, иными словами, хорошо известного всем колдунам и шаманам фокуса, основанного на фанатичной вере в сглаз, порчу и прочие губительные чары. Не найдя ничего лучшего, остановились на ветке с прекрасными белыми розами, еще влажными от обильной росы. Ах, эти розы, превратившие Луция в осла, ах, эти умилительные слезинки девственных голубиц, сжигаемых тайными вожделениями, томимых густой монастырской скучищей!

Первой увидела перекинутую через ограду ветвь мать-настоятельница Анна Дезанж. Едва она ндохнула аромат заговоренных цветов, как монастырский сад, и котором так не хватало немого садовника, закружился у нее перед глазами и горячий ток нестерпимого соблазна потряс псе ее существо. О том, что случилось с почтенной настоятельницей далее, следственные протоколы повествуют со свойственной инквизиторам скабрезной натуралистичностью. Утонченный стилист Альфред де Виньи (устами старухи свидетельницы) делает это намного изящнее: «…жалость было смотреть, как она раздирала себе грудь, как выворачивала ноги и руки, а потом вдруг сплетала их за спиной. Когда святой отец Лактанс подошел к ней и произнес имя Урбена Грандье, изо рта у нее потекла пена и она заговорила по-латыни, да так гладко, словно читала Библию: поэтому я ничего как следует не поняла, только запомнила Urbanus magicus rosas diabolica, а это значит, что колдун Урбен заворожил ее при помощи роз, которые получил от лукавого. И правда, в ушах у нее и на шее показались розы огненного цвета, и так от них несло серой, что судья закричал, чтобы все заткнули носы и зажмурились, потому что вот-вот бесы вылезут».

Бесы эти вселялись во всех, кто только нюхнул злополучные розы. Вслед за настоятельницей занедужили две сестры Ногарэ, затем порча обнаружилась в хорошенькой монашке Сен-Аньес, дочери маркиза Делямот-Брасе, потом у Клер Сазильи, родственницы всесильного Ришелье, и пошло-поехало. Вскоре в обители не осталось почти ни одной девушки, не затронутой одержимостью. Обрушившийся на скромный провинциальный монастырь бесовский легион вел себя, как воинская часть, завладевшая неприятельской крепостью. Насильники принуждали робких сестер и послушниц выделывать невероятные вещи. Причем все одержимые воспламенились страстью именно к Урбену Грандье, который являлся к ним по ночам, искушая на сладостный грех, соблазняя на вечную погибель. Но бог силен! Находясь на самом краю погибели, ни одна урсулинка не сорвалась в пропасть, что и было надлежащим образом засвидетельствовано в ходе многократных экзорцизмов. Сидевшие в девицах бесы вынуждены были подтвердить сей прискорбный для них, но отрадный для Вечного света факт. В опытных руках экзорцистов адские десантники вели себя уже не как оккупанты, но как военнопленные, доставленные в неприятельский штаб на допрос. Вынужденный давать показания, демон называл свое имя и чин в бесовском легионе, описывал собственную наружность и тот сокровенный уголок в человеческом организме, который не-прошенно и так бесстыдно занимал.

Я отнюдь не передергиваю ради метафорической полноты, говоря о чинах. В материалах луденского процесса так прямо и сказано - чин. Судя по всему, засевшие в барышнях бесы внимательно проштудировали неоплатоника Дионисия Ареопагита, разделившего в сочинении «Иерархии небесных сил» ангелов - а демоны, или аггелы, - это те же ангелы, только отпавшие от бога, - на девять чинов-разрядов. Во всяком случае, каждый твердо знал свое место в строю. Настоятельница Дезанж, например, была одержима сразу семью захватчиками, из которых Бегемот, Асмодей и Грезиль оказались происходящими из чина «престолов», Изакарон, Амон и Балам - «властей», Левиафан - «серафимов». Тело сестры Луизы Барбезье оккупировали двое: принадлежащий к «господствам» Эазас, поселившийся под самым сердцем, и причисливший себя к «силам» Карон, который свил гнездышко в центре лба. Хуже всех пришлось дочери маркиза Сазильи, ибо в нее вселилась адская восьмерка: За-булон, Нефтали, Элими, Враг Девы, Поллютион, Верин, Похоть и Бесконечный, облюбовавший себе местечко под вторым ребром. У этого демона было еще одно имя - Урбен Грандье, что сыграло в судьбе обвиняемого едва ли не самую роковую роль. О том, как одно и то же лицо может пребывать одновременно под ребром монашки и в церкви святого Петра, где служил наш герой, вопрос даже не поднимался, ибо дьявол всесилен, вернее, почти всесилен, потому что и на него есть управа. Экзорцисты изгоняли бесов из одержимых бедняжек, не зная отдыха. И демоны поддавались, хоть и клялись не покидать облюбованных местечек до скончания лет. В протоколах подробно записаны их показания по части маршрутов для ретирад. Бегемот, например, перед тем как оставить чрево игуменьи, в знак своего выхода обещался подбросить бедную Дезанж вверх, что и было незамедлительно проделано. Изакарон, уходя из последнего ребра, оставил ей сувенир в виде царапины на большом пальце левой руки, сидевший во лбу Левиафан обозначил свой след кровавым крестом. И так было с каждой: конвульсивные прыжки, корчи, судороги, царапины и кровоточащие стигматы.

Жуткая игра, где заведомый обман становился самообманом, бред сгущался в реальность чудовищного оговора, а истерия карикатурно, как в «Капричос» Гойи, мешалась с фарсом. Когда изгоняемый из сестры Агнессы демон пообещал сдернуть с головы королевского комиссара сьера Лобардемона камилавку и держать ее в воздухе, пока будут петь «Мизерере», присутствующими овладел гомерический хохот, что, конечно, тоже было поставлено в вину Урбену Грандье.

Слухи о непотребствах в луден-ской обители распространились далеко за границы графства Пуатье. Вместе с экзорцистами, заклинавшими одержимых мот нашек, в монастырь зачастили и местные судебные власти, дабы лично засвидетельствовать странные явления, о которых шли столь противоречивые толки.

Аббат Миньон был счастлив продемонстрировать гостям своих порченых овечек. Едва высокая комиссия вошла к сестре Жанне, как у нее случился припадок. Заметавшись на ложе, она вдруг с неподражаемым совершенством захрюкала, затем вся скорчилась, сжалась в комок и, стиснув зубы, впала в состояние каталепсии. Аббат Миньон с трудом просунул ей в рот пальцы и принялся читать экзорцизмы. Когда окопавшийся демон дрогнул и стал подавать голос, экзорцист обратился к нему по-латыни с вопросом:

Зачем ты вошел в тело этой девицы?

По злобе, - откровенно ответил бес на том же языке церковных служений.

Каким путем?

Через цветы.

Кто их прислал?

Скажи его фамилию, - потребовал мстительный духовник, как будто недостаточно было имени, которое на все лады склоняли в Лудене.

Грандье, - охотно откликнулся враг человеческий, предавая не только повелителя, но и собрата по легиону.

Скажи, кто он? - не отставал. жзорцист, словно в маленьком Лудене мог быть еще один Урбен Грандье.

Священник.

Какой церкви?

Святого Петра.

Кто дал ему цветы?

Весь этот смехотворный лепет был скрупулезно запротоколирован, и с того дня все деяния экзорциста проходили в сопровождении судебных властей. Над Урбеном, хоть ему и покровительствовали влиятельные лица, нависла реальная угроза стать вторым Гоффриди, хотя не он, а его противник Миньон был духовником урсулинок.

Кардинал де Сурди, к которому Грандье обратился с жалобой на клевету, оправдал многообещающего талантливого клирика и запретил Миньону проводить дальнейшие экзорцизмы, возложив столь деликатное дело на доверенных лиц. Городские власти тоже были склонны не поднимать шума на всю страну и постепенно спустить дело на тормозах.

Скрепя сердце аббат послушался архиепископа, но зато не послушались черти, которые еще пуще принялись честить своего наперсника Грандье. Когда вести о луденских чудесах достигли королевских ушей, Людовик Тринадцатый отнесся к ним с похвальной осторожностью, но Ришелье настоял на строжайшем расследовании. Фактически он уже давно вел его, стремясь изобличить автора издевательского памфлета. Найденные в Лудене документы совершенно определенно указывали, что автором был Грандье, поэтому у герцога-кардинала не было причин щадить дерзкого вольнодумца. Следствие он поручил вести Лобардемону, которого снабдил широчайшими полномочиями.

Возвратившись в конце 1633 года в Луден, королевский комиссар первым делом заключил подозреваемого под стражу и занялся сбором «свидетельских» показаний. Для быстроты к каждой одержимой были приставлены свой экзорцист, судебный чиновник и писец. На теле Грандье тем временем нашли «дьявольские печати» - нечувствительные к боли участки, что было вовсе нетрудно, поскольку инквизиторы располагали специальными иглами, уходившими при самом легком нажиме в рукоятку. Судьба галантного священника была предрешена. Формальное осуждение было лишь вопросом техники, не более. Выживаемые из уютных норок «престолы» и «власти» давали не только нужные показания, но и снабжали правосудие уликами, поставляли необходимые документы.

Когда нажали как следует на главного беса Асмодея, полонившего аббатису, тот не выдержал и продиктовал копию договора, заключенного между ним и подследственным. Вот это изделие ограниченного ума и лютой злобы: «Господин и владыка, признаю вас за своего бога и обещаю служить вам, покуда живу, и от сей поры отрекаюсь от всех других, и от Иисуса Христа, и Марии, и от всех святых небесных, и от апостолической римско-католической церкви, и от всех деяний и молитв ее, которые могут быть совершаемы ради меня, и обещаю поклоняться вам и служить вам не менее трех раз ежедневно, и причинять сколь возможно более зла, и привлекать к совершению зла всех, кого возможно, и от чистого сердца отрекаюсь от миропомазания и крещения, и от всей благодати Иисуса Христа, и в случае, если восхочу обратиться, даю вам власть над моим телом, и душою, и жизнью, как будто я получил ее от вас, и навеки вам ее уступаю, не имея намерения в том раскаиваться.

Подписано кровью:

«Урбен Грандье».

Место, назначенное для хранения подлинника, нам уже известно. Если кого этот документ и изобличает, то лишь саму аббатису чей стиль косноязычен, а мысль скудна. Ни Асмодея, ни изощренного ритора Грандье никак нельзя заподозрить в такой невнятице.

Судей, естественно, это ничуть не смутило, и Урбен Грандье был приведен к очной ставке со всеми девицами и засевшими в них аггелами. Переполох поднялся чрезвычайный. Демоны заставляли урсулинок делать бесстыдные жесты и радостно вопили их девственными устами: «Господин наш! Господин!»

Виновность подсудимого, таким образом, не вызывала сомнений. Лишь добросовестность судей, желавших докопаться до каждой мелочи, удерживала их от немедленного вынесения приговора.

И она, добросовестность, принесла желанные плоды. Бес Левиафан раскрыл-таки состав зелья, коим были отравлены, а точнее, намагничены белые розы. К вящему ужасу и отвращению присутствовавших, оно оказалось сваренным из сердца невинного младенца, зарезанного на шабаше в Орлеане в 1631 году, золы сожженной облатки для причастия, а также из крови и спермы самого Грандье.

Не будем задерживаться на подробностях, хоть они и не лишены интереса, этого вопиющего, но такого заурядного на фоне аналогичных дел ведьмовского процесса. Результат его был предрешен, и это понимал сам Грандье, сохранивший даже в объятиях пламени редкую выдержку и незаурядное мужество.

Отстаивая свое человеческое достоинство, он пытался противопоставить безумию логику, тщился поразить рациональным оружием многоглавую гидру, витавшую на нетопыриных крыльях истерии.

Образец «колдовского» письма и типичная для магической практики в Западной Европе XV–XVI вв. "Книга демонов" (по книге Ф. Баррета «Маг». 1801 г.)


Когда, дабы загнать Грандье в мерзкие образины, он поклонился очередную яму, ему предложили епископу, попросив его благосло-испробовать себя в качестве вения начать экзорцизм. заклинателя, он, нисколько не перя в столь бредовую затею, тем не менее спокойно возложил на себя священническое одеяние. Не смущаясь протестующими поплями бесов, превративших хорошенькие девичьи личики в мерзкие образины, он поклонился епископу, попросив его благословения начать экзерсизм.

Жуткая игра, где заведомый обман становился самообманом, бред сгущался в реальность чудовищного оговора, а истерия карикатурно, как в «Капричос» Гойи, мешалась с фарсом.

Епископ дал требуемое, указав на толпу беснующихся дев. «Ты отрекся от этого!» - визжала дьявольская рать, напоминая о заключенном договоре. Хор исполнил обычное в таких случаях «Veni creator» - «Явись, создатель», и поединок с несуществующим начался.

Вовсе не помышляя всерьез о нелепом единоборстве с одержимыми истеричками, Грандье - наивный мудрец! - надеялся поймать кого-нибудь из них на вранье. Когда урсулинка Клер бросилась к нему с непристойной бранью, он тут же начал ее отчитывать, попросив позволения обратиться к бесу по-гречески.

Не смеешь! - возопил на это спрятанный в матери-настоятельнице злой дух. - Изменник! Обманщик! Согласно заключенному договору, ты не смеешь задавать вопросы по-гречески! Грандье слегка улыбнулся, готовясь обратить внимание суда на столь явную несообразность, но сестра Клер опередила его надменным выкриком: - Можешь говорить на любом языке, тебе ответят! Девушка оказалась образованной. Первоначальный замысел расстроился, Грандье смутился и умолк. Разумеется, это нисколько не повлияло на конечный исход, потому что приговор был предрешен и, даже если бы демон Клер не знал по-гречески, весы Фемиды все равно остались бы в заранее определенном положении.

Но о внутреннем мире Грандье указанный эпизод говорит многое. Выдержав льющуюся на него со всех сторон брань, хотя хулители продолжали именовать его «владыкой» и «господином», он хладнокровно заметил: - Я не господин вам и не ваш слуга. И вообще не могу понять, почему, величая владыкой, вы так и рветесь схватить меня за горло?

Негодующие сестры вместо ответа на вполне резонный вопрос принялись разуваться, обрушив на голову ревнителя логики град увесистых башмаков. - Ну, демоны сами себя расковали! - издевательски рассмеялся узник, утирая с рассеченного виска кровь.

Грандье отказался от исповеди и отвернул лицо от креста, который сунул ему духовник-капуцин на месте казни. Магический меч - обоюдоострое оружие. И все же освященное авторитетом церковной иерархии, оно натворило значительно больше бед, чем в руках одиночек: фанатиков и безумцев, шарлатанов и простофиль. Претендуя на «надвременность-над-пространственность» и самонадеянно тщась навязать свою волю жестко детерминированным законам мироздания, магия уже по сути своей несет разрушительное и, как следствие, преступное начало. Совершенно интуитивно это понял пресловутый маркиз де Сад, увековечивший свое имя в столь малопривлекательном термине", как «садизм». Устами Брессака, героя романа «Новая Жюстина», он не без сожаления констатирует: «Что на самом деле можем мы совершить в этой жизни? Ответ прост. Все наши мелкие преступления против морали можно свести к немногому - извращениям и убийствам, случайным изнасилованиям или кровосмесительным связям; наши преступления против религии не более чем богохульство и профанация. Есть ли кто-либо среди нас, кто искренне может признаться, что в самом деле удовлетворен этими пустяками?

Нет, конечно, - возразила пылкая мадам Д"Эстерваль. - Я страдаю, может быть, сильнее вас от мизерности преступлений, которые дозволены мне природой. Всеми нашими действиями мы оскорбляем лишь идолов, но не саму природу. Я жажду оскорбить именно природу. Я хочу обратить ее порядок в хаос, блокировать ее упорядоченное движение, остановить звезды и раскачивать планеты, плавающие в космическом пространстве, препятствовать тому, что служит природе, и покровительствовать тому, что ей мешает, - словом, оскорбить природу и остановить ее великую деятельность. Но ничего этого я сделать не могу. - Да, - вставил Брессак, - это так. То, чего мы добились, не преступления… Давайте же направим нашу месть по путям возможным. Давайте множить ужасы, раз мы не в силах усиливать их».

Преступление и колдовство, они равно повинны как в самих ужасах, так и в их умножении. Вне зависимости от точки отсчета, логика эволюции "заставляет их «мировые линии» сойтись у одной и той же черты, за которой уже ничего более не остается, как «оскорбить именно природу», осознавшую самое себя через венец творения - человеческий мозг. Именно поэтому обскуранты и человеконенавистники всех мастей, способные, однако, возвыситься до осознания полной бесперспективности подобного бунта, обращают свое ядовитое бешенство на науку и искусство, без которых немыслимо познание объективного мира. Отсюда и людоедский афоризм: «При слове культура я хватаюсь за пистолет».

В следующем очерке мы увидим, как тесно переплетутся змеи криминала и черного колдовства.

Договор между Дьяволом и Урбеном Грандье, представленный как доказательство на его суде в Лудене в 1634 г. Этот договор написан по-латыни, с использованием зеркала справа налево (поскольку дьяволы совершают большинство вещей наоборот, чтобы показать свою противоположность христианской вере). Внизу - подписи Сатаны, Вельзевула, Люцифера , Элими, Левиафана и Астарота.
Уже в конце 14 века дьявол и демоны стали для людей вполне "обыденными" существами. Были "известны" их имена, внешний вид, привычки и черты характера. Девятая инквизиция вовсю боролась с людьми, заключившими договор с дьяволом ведьмами и колдунами, В 1398 году Парижский университет официально утвердил теорию, согласно которой для колдовства обязательно необходим договор с дьяволом. Отныне сотни еретиков шли на костер не за зримые проявления своего колдовского дара, а за сам факт сделки с Князем Тьмы.
К 16 веку договор с дьяволом обычно писался инквизитором, после чего подозреваемый подписывал его. Или не подписывал, Тогда пытка продолжалась. И сделки между купцами, и сделки между колдуном и демонами, как правило, писали одни и те же юристы.Поэтому эти документы по стилю практичски не отличались друг от друга. В этом отношении показателен документ, подтверждающий сговор между дьяволом и французским приходским священником церкви Сен- Пьер дю Мерш в Лудене отцом Урбеном Грандье, обвиненным в колдовстве монахинями Луденского монастыря урсулиток и сожженом заживо в 1634 году. Этот договор один из немногих сохранившихся до наших дней... подлинников. С подлинными подписями дьяволов. Как сказано в протоколе судебного заседания, документ "демон Асмодей стащил из кабинета Люцифера.и предоставил суду". Бардак в аду, одним словом.
Отца Грандье пытали несколько дней подряд. Специальными щипцами раздробили практически все кости, исполосовали каленым железом. Однако священник так и не признался в совершении колдовских обрядов. Это не помешало инквизиции признать его виновным.
Единственное "доказательство" вины аббата состоит из двух частей: одна клятва в верности, подписанная отцом Грандье, вторая - клятва нескольких дьяволов в верности смертному.Клятва дьяволов написана справа налево- по глубокому убеждению церковников, обитатели ада все делают наоборот.

Договор:

Написан справа налево, словами, перевернутыми задом наперед, и с использованием латинских сокращений:
mlE ntvL bbzlB ntS entvuj rfcL snetpp soN leap tpecca smebah eidh qsila toratsA qta ciuh te .e sibon iuq rdnarG brU siredeof munigriv merolf ium meroma mecilloq oudirt
Тот же самый текст, написанный слева направо, с сохранением общепринятых сокращений:
Nos pptens Lcfr juvnte Stn Blzbb Lvtn Elm atq Astarot alisq hdie habems accept pact foederis Urb Grandr qui nobis e. et huic pollicem amorem mul florem virginum decus
bacinrof . po te pulov noh nom suced ona ni lemes terffo sboN .re arac illi teirbe sbon te ealccE as baclucoc sdep bus gis gas xilef giv na teviv leap q ;ture suispi tagor .D delam son tni aetsop nev te moh art ni mead ssoc tni fni ni tcaF
Подписи демонов:
rcfL buberzleB sanataS
nahtaiveL imilE
htoratsA
mod pcnirp mead te baid gam sop giS
tprcs htrblB.

mon hon volup et op. fornicab triduo ebriet illi cara er. Nobs offret semel in ano sag sig sub peds coculcab sa Ecclae et nobs rogat ipsius erut; q pact vivet an vig felix in tra horn et ven postea int nos maled D. Fact in inf coss daem
Подписи демонов:
Lcfr Belzebub Satanas Astaroth
Leviathan Elimi
Astaroth
Sig pos mag diab et daem princp dom Blbrth scrpt
Договор с Дьяволом
Латинский текст договора:

Nos praepotens Lucifer, juvante Satan, Belzebub, Leviathan, Elimi, atque Astaroth, allisque, hodie habemus acceptum pactum foederis Urbani Grandieri qui nobis est. Et huic pollicemur amorem mulierum, florem virginum, decus monarcharum, honores, voluptates et opes. Fornicabitur triduo; ebrietas illi cara erit. Nobis offerit semel in anno sanguinis sigillum, sub pedibus consulcabit sacra ecclesiae et nobis rogationes ipsius erunt quo pacto vivet annos viginti felix in terra hominum, et veniet postea inter nos maleficere Deo.
Подписи демонов:
Factum in infernis, inter consilia daemonum. Sigilla posuere magister diabolus et daemones principes domini. Baalberith, scriptor.
Мы, всемогущий Люцифер, сопровождаемый Сатаной, Вельзевулом, Левиафаном, Астаротом и другими, сегодня заключаем договор о союзе с Урбеном Грандье, который теперь находится с нами. И мы обещаем ему любовь женщин, цветы девственности, милость монахинь, всемирные почести, удовольствия и богатства. Он будет вступать во внебрачные связи каждые три дня; увлечения будут приятны для него. Он будет приносить нам раз в год дань, отмеченную его кровью; он будет попирать ногами реликвии церкви и молиться за нас. Благодаря действию этого договора он проживет счастливо двадцать лет на земле среди людей и, наконец, придет к нам, понося Господа. Дано в аду, на совете дьяволов.
Подписи демонов:
Сатана, Вельзевул, Люцифер, Элими, Лефиан, Астарот. Заверяю подписи и отметку главного дьявола, и моих хозяев, князей преисподней. В углу подпись Баал-берита, писаря.

Domine magigisterque Lucifer to deum et principem agnosco, et polliceor tibi servire et obedire quandiu potero vivere. Et renuncio alterum Deum et Jesum Christum et alios sanctos alquue sanctas et Ecclesiam Apostolicam et Romanam et omnia ipsius scramenta et omnes orationes et rogationes quibus fideles possint intercedere pro me; et tibi polliceor quid faciam quotquot malum potero, et attarahere ad mala per omnes; et abrenuncio chrismam et baptismum, et omnia merita Jesu Christi et ipsius sanctorum; et si deero tuae servitui et adorationi; et si non oblationem mei ipsius fecero, ter quoque die, tibi do vitam meam sicut tuam. Feci hoc anno et die.
Urb. Grandier. Extractum ex infernis.

Договор с дьяволом Урбена Грандье:
Мой хозяин и господин Люцифер, я признаю тебя как моего Господа и князя и обещаю служить и подчиняться тебе в течение всей моей жизни. И я отрекаюсь от другого Господа, от Иисуса Христа, всех святых, апостольской и католической церкви, всех святых таинств, молитв и обращений, благодаря которым правоверные могут повлиять на меня. И я обещаю тебе, что я буду совершать столько зла, сколько я смогу, и что я приведу всех к совершению зла. Я отрекаюсь от помазания, крещения, всех милостей Иисуса Христа и его святых. И если я не смогу служить и поклоняться тебе, и если я не буду воздавать тебе дань трижды в день, я отдам тебе мою жизнь в собственность. Совершено в такой-то день и год.
Урбен Грандье. Извлечено из ада.

Договор между Дьяволом и Урбеном Грандье, представленный как доказательство на его суде в Лудене в 1634 г. Этот договор написан по-латыни, с использованием зеркала справа налево. Внизу - подписи Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Элими, Левиафана и Астарота. Уже н копне 14 века дьявол и демоны стали для людей вполне "обыденными" существами. Были "известны" их имена, внешний вид, привычки и черты характера. Девятая инквизиция вовсю боролась с людьми, заключившими договор с дьяволом ведьмами и колдунами, В 1398 году Парижский университет официально утвердил теорию, согласно которой для колдовства обязательно необходим договор с дьяволом. Отныне сотни еретиков шли на костер не за зримые проявления своего колдовского дара, а за сам факт сделки с Князем Тьмы.

К 16 веку договор с дьяволом обычно писался инквизитором, после чего подозреваемый подписывал его. Или не подписывал, Тогда пытка продолжалась. И сделки между купцами, и сделки между колдуном и демонами, как правило, писали одни и те же юристы. Поэтому эти документы по стилю практически не отличались друг от друга. В этом отношении показателен документ, подтверждающий сговор между дьяволом и французским приходским священником церкви Сен-Пьер дю Мерш в Лудене отцом Урбеном Грандье, обвиненным в колдовстве монахинями Луденского монастыря урсулиток и сожженом заживо в 1634 году. Этот договор один из немногих сохранившихся до наших дней... подлинников. С подлинными подписями дьяволов. Как сказано в протоколе судебного заседания, документ "демон Асмодей стащил из кабинета Люцифера и предоставил суду". Бардак в аду, одним словом.

Отца Грандье пытали несколько дней подряд. Специальными щипцами раздробили практически все кости, исполосовали каленым железом. Однако священник так и не признался в совершении колдовских обрядов. Это не помешало инквизиции признать его виновным.

Единственное "доказательство" вины аббата состоит из двух частей: одна клятва в верности, подписанная отцом Грандье, вторая - клятва нескольких дьяволов в верности смертному. Клятва дьяволов написана справа налево - по глубокому убеждению церковников, обитатели ада все делают наоборот. Перед вами сокращенный перевод документа:

"Мы, всемогущий Люцифер, сопровождаемый Сатаной, Вельзевулом, Левиафаном, Астаротом и другими, сегодня заключаем договор о союзе с Урбеном Грандье, который теперь находится с нами. И мы обещаем ему любовь женщин, цветы девственности, милость монахинь, всемирные почести, удовольствия и богатства. Он будет ступать во внебрачные связи каждые три дня. Увлечения будут приятны для него. Он будет приносить нам раз в год дань, отмеченную его кровью. Он будет попирать ногами реликвии церкви и молится за нас. Благодаря действию этого договора он проживет счастливо двадцать лет на земле среди людей и, наконец, придет к нам, понося Господа. Дано в аду, на совете дьяволов.

Сатана, Вельзевул, Люцифер, Левиафан, Астарот. Заверяю подписи и отметку главного дьявола и моих хозяев, князей преисподней. Писарь Баалберит".

"Мой хозяин и господин Люцифер, я признаю тебя как моего Господа и князя и обещаю служить и подчиняться в течение всей моей жизни. И я обещаю тебе, что я буду совершать столько зла, сколько я смогу, и что я приведу всех к совершению зла. Я отрекаюсь от помазания, крещения, всех милостей Иисуса Христа и его святых. И если я не смогу служить и поклоняться тебе, и если я не буду воздавать тебе дань трижды в день, я отдам тебе мою жизнь в собственность. Совершено в такой-то день и год".